Графические приемы, определяющие основные параметры архитектурного замысла

Внешним, легко узнаваемым признаком индивидуального авто- рского почерка, столь важным для любого проектировщика, являет- ся графический язык – сумма графических приемов, характерная для каждого мастера в отдельности. В этом случае архитектурная графика служит выражением авторских идей и в то же время внешним отобра- жением методов авторской работы.

Умение найти идейный замысел проектируемого объекта для каждо- го творца процесс глубоко индивидуальный. Более того, каждый после- дующий раз процесс поиска может проистекать в совершенно иной фор- ме. Одним архитекторам присуща типичная, схожая манера поискового эскизирования, другим – методика поиска от раза к разу меняется.

Знакомство с методами поиска архитектурного замысла на приме- рах работ известных зодчих заставляет обратить внимание на индиви- дуальную манеру каждого мастера. Наблюдение процесса творческих исканий дает обширный материал для размышлений. Сопоставление работ известных архитекторов является не только примером индиви- дуальной программы их творчества, но и помогает уловить общие при- знаки, характерные для архитектуры в целом.

В одних случаях поиск проектного замысла начинается с почти бессознательного множества небольших набросков-эскизов. Большое


количество одновременно наблюдаемых на бумаге изображений-зна- ков в конечном итоге наталкивает автора на идею, которую он разви- вает далее. В этом случае ведущую роль играет подсознание, когда из тайников подсознательных образов, из багажа зрительной памяти по- являются еще неосознанные архитектурные фантазии, которые затем доводятся до уровня замысла будущего объекта.

Примером формирования архитектурного замысла приемами мон- тажа графических проб могут быть поисковые эскизы А. Щусева, вы- полненные им при решении образа Мавзолея В.И. Ленина. Некоторую аналогию с подобной формой поиска представляют эскизы О. Ни- мейера ко многим его проектам. У этих авторов рождение замысла по- началу протекало таким образом, что каждый последующий рисунок, не устраивающий зодчего, отвергался им. После того, как был найден исходный образ сооружения, выполнялись эскизы, выявляющие рису- нок его внутреннего пространства, пути подхода к нему, расположение вертикальных и горизонтальных коммуникаций.

Другие графические приемы формирования архитектурного замыс- ла наблюдаются в том случае, когда изначально сознательно избирается определенное направление поиска. Тогда искания идут по заранее на- меченному пути. Приемами сознательной рефлексии обычно пользу- ются опытные профессионалы, которые сознательно идут к поставлен- ной цели, подвергая критическому анализу каждый последующий этап эскизирования. Примером такого подхода могут служить зарисовки композиции города Бразилиа Л. де Коста, в которых заранее заданный образ города-птицы последовательно строится в графических приемах планировки будущей столицы страны.

Третья разновидность графических приемов связана с формирова- нием замысла при длительном отсутствии идей. Такая ситуация типич- на для учащихся на начальных этапах обучения, но случается и с опыт- ными мастерами, особенно при работе со сложными объектами. Эти бесплодные, с точки зрения автора, периоды чрезвычайно утомитель- ны и тяжелы, но именно в этот момент происходят глубинные изме- нения в его подсознании, необходимые для дальнейшего творческого поиска. При этом достаточно ничтожного толчка со стороны, возник- новения каких-либо ассоциаций, и мысль начинает работать в нужном направлении. Именно ассоциативные, отвлеченные рисунки часто  яв-


ляются толчком для авторских исканий, отправной точкой для яркой идеи сооружения, необычного по образной трактовке и оригинального по объемно-пространственной структуре.

Существует несколько направлений поиска архитектурного за- мысла и соответствующих им графических приемов. Первое связано с первичным выявлением скульптурной пластики формы. Мастера этого направления решают внутреннюю функциональную структуру объекта, исходя из поиска геометрии его внешних очертаний. Второе направление ориентировано на повышенное внимание к внутреннему пространству здания или сооружения. Здесь функциональный характер пространственного построения интерьера – ведущая тема поиска. Тре- тье направление заключается в одновременной работе над пластикой фасада и плана здания. По такой схеме строится поиск большинства практикующих архитекторов. Согласно ей автор, работая над функци- ональной схемой внутреннего пространства того или иного здания или сооружения, одновременно координирует с ней параметры его формы и очертания силуэта.

Иное положение наблюдается в обучении, где учащийся лишь приобретает навыки проектной работы. В этот период он испытывает трудности не только в том, чтобы найти идею или сформировать свой проектный замысел, но прежде всего в неумении ясно, точно и выра- зительно оформить его. Необходимо грамотно показать, как и какими средствами возможно выявить и графически отобразить заложенную в невыразительном и неумелом рисунке авторскую мысль. Педагог в творческом общении с учеником должен не только стимулировать работу фантазии, но и заставлять учащегося искать и отрабатывать гра- фические приемы, точно отражающие его проектную идею и ясно вы- ражающие авторский замысел.

Вывод. Подводя итог, следует указать на принципиальную схожесть изобразительной формы эскизирования у ряда известных мастеров архитектуры. Это связано с тем, что у архитектора-практика поиск проектного замысла будущего объекта есть организованный процесс, качество которого основано на опыте и культуре сложившихся у него изобразительных навыков и графических приемов.

В процессе формирования архитектурного замысла как опытный архитектор, так и учащийся архитектурной школы должны  видеть


в графическом эскизе не только отражение основных характерных черт проектируемого объекта, но и то, что за любым изображением архитек- турного объекта стоит тот или иной тип реального здания или сооруже- ния. Учитывая это, следует на всех стадиях проектирования контроли- ровать уровень истинного понимания значения конструкции, формы и пластики архитектурных объектов, которое затем переводится архи- тектором в специфический изобразительный язык как средство проек- тной коммуникации.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: