Глава 2. Г. В. Плеханов и Казанская демонстрация

Особое место в революционной биографии Плеханова за­нимает демонстрация у Казанского собора 6 декабря 1876 г. Слова Плеханова о том, что «Казанская демонстрация была первой попыткой практического применения наших понятий об агитации» (т. 3, с. 155) относятся прежде всего к нему са­мому как одному из активных организаторов и участников демонстрации. Она выявила в первой публичной речи его ора­торские способности, заставила его окончательно «сжечь за собой корабли» — перейти на нелегальное положение — и тем самым толкнула к более активной революционной дея­тельности

Современники по-разному отнеслись к Казанской де­монстрации Либеральная пресса старалась высмеять де­монстрацию и ее организаторов. Например, в «Вестнике Ев­ропы» Л. А. Полонский писал: «Нам пришлось заключить прошедший год таким, правда, единичным фактом, какого, ко­нечно, не испытали от нас наши старейшие, и нельзя пожелать современной молодежи, чтобы она, став на наше место, наш-

15

ла что-нибудь подобное в последующем за нею поколении. Мы говорим о попытках к уличным беспорядкам 6 декабря на площади Казанского собора. Это уже не молодость, а ско­рее какая-то преждевременная старость, с ее слепотою, глу­хотою и озлоблением; это уже не сила, а какая-то немощь, бессилие; и нет тут ни юности, ни логики, ни просто здраво­го смысла, а видимо одно утомление, безнадежность и от­сутствие всякой мысли. Если это называть фанатизмом, то такой фанатизм может напомнить нам разве крестовый по­ход под предводительством козы и гуся» 1.

Не только со страниц либеральной прессы, но и со сто­роны большей части революционного лагеря демонстрация вызвала более или менее сильное порицание. Ее не одобряли П. Л. Лавров, М. П. Драгоманов и ряд других эмигрантов за границей, лавристы и немногочисленные последователи П. Н. Ткачева и П. Г. Заичневского, так называемые «центра­листы» (кружок М. Н. Ошаниной). Сам П. Г. Заичневский лично приехал нелегально из Орла, чтобы противодействовать демонстрации, а затем выступил с критикой ее на одном из собраний революционной молодежи Петербурга 8 декабря 1876 г.2

Даже в среде части бунтарей, как отмечает Э. А. Король­чук, демонстрация не нашла сочувственного отклика 3. Бо­лее того, по-видимому, и среди некоторых сознательных ра­бочих она вызвала недовольство («рабочие думал, что из нее вышло совсем не то, чего они хотели»4) и подтолкнула их к созданию своей организации — «Северного Союза русских рабочих».

Имеются сведения, что в период подготовки демонстра­ции скептически отнесся к ней и Плеханов5, который тем не менее деятельно помогал ее организовывать. Вспоминая о собрании, которое было накануне демонстрации 4 декаб­ря, П. А. Моисеенко писал: «На собрании собралось порядоч­но, много говорили, спорили, и в особенности Боголюбов и Г. Плеханов» 6. Известно, что в споре с землевольцами и, в частности, с М. А. Натансоном, А. П. Боголюбов выступал против демонстрации «из-за немногочисленности революци­онных сил», в то время как Натансон «стоял за всякое вы­ступление, поскольку оно должно вызвать другие, более ши­рокие выступления»7. По-видимому, и Плеханов после неко­торых колебаний стал на точку зрения Натансона, в нем так­же, по его словам, «бунтарская жилка» взяла верх, тем бо­лее, что отказаться от проведения демонстрации было уже-

16

нельзя, так как это могло внести деморализацию. Таким об­разом, можно полагать, что среди бунтарей разногласия ка­сались не вопроса о целесообразности проведения рабочей де­монстрации (в принципе это принималось всеми бунтарями); разногласия касались вопроса осуществления такой демонст­рации, какой ее хотели видеть инициаторы-рабочие.

В демонстрации предполагалось участие большого коли­чества рабочих (две-три тысячи человек). Она должна была показать правительству, что за интересы народа выступают не только студенты и наиболее передовая часть общества, но и сами трудящиеся, в частности рабочие. Вместе с тем нака­нуне демонстрации было принято решение действовать и в том случае, если бы у собора собралось хоть несколько сот человек.

Далее план демонстрации, по некоторым данным, был приблизительно следующим. На площади перед собором пред­полагалось произнести речь, обращенную к народу, с призы­вом продолжать дело, за которое отдали жизнь лучшие сы­ны России. В последний момент было принято решение в кон­це речи поднять над головами красное знамя с вышитыми на нем словами: «Земля и воля» (т. 3, с. 150) 8. Затем собрав­шиеся должны были мимо памятника Кутузову направиться на Невский проспект и, если удастся, выйти на Дворцовую площадь, «чтобы требовать освобождения политических арес­тантов из тюрем»9. «Вообще, этой манифестации, — писал Е. Серебряков, — придавалось огромное агитационное значе­ние, как для рабочих, так для молодежи и для общества» 10.

Осуществить план, как известно, не удалось. Прежде все­го, к Казанскому собору пришло, по данным Плеханова, все­го 200—250 рабочих, по другим — еще меньше. Основная мас­са оказалась студенческая, и рабочий элемент потонул в ней. Плеханову удалось произнести короткую речь, в которой он напомнил о сосланном в Сибирь Н. Г. Чернышевском и дру­гих мучениках за народное дело и выразил с ними полную солидарность. При словах: «наше знамя — их знамя. На нем написано: земля и воля крестьянину и работнику!» молодой рабочий Яков Потапов развернул и поднял на руках красное полотнище. Не успел еще Плеханов закончить речи, как на­чала действовать полиция. На помощь ей пришли дворники и некоторые из «публики», как выражаются полицейские до­кументы. Собравшиеся были окружены, побиты и рассеяны, по существу, не выйдя на Невский проспект, а 31 человек был арестован. Правда, как отмечал Плеханов, до поголовного

17

избиения «было очень далеко», и этим он, в частности, объ­яснял то, «что ни один из выдающихся землевольцев, бывших на Казанской площади и отражавших полицейское нападе­ние, не был арестован» (т. 24, с. 103).

Далее, непонятой оказалась и надпись на знамени. «Как же так, — рассуждали потом на некоторых фабриках, — они хотели земли и воли? Земля-то это так, земли точно надо бы дать крестьянам, а воля-то ведь уж дана. В чем же ту де­ло?». Вышло, — писал Плеханов, — что с своим девизом «Земля и воля» мы опоздали по меньшей мере на пятнадцать лет» (т. 3, с. 150). Об агитационном значении этого лозунга можно сказать то же самое, что говорил Плеханов о пропа­ганде народников среди рабочих: «Слушая нас, рабочий мог проникнуться ненавистью к правительству и «бунтарским» духом, мог научиться сочувствовать «серому» мужику и же­лать ему всего лучшего, но ни в коем случае не мог он по­нять, в чем заключается его собственная задача, социально-политическая задача пролетария» (там же, с. 140).

Наконец, критике подвергались и некоторые моральные аспекты данного события. Дело в том, что среди арестован­ных, а затем преданных суду, не было действительных орга­низаторов демонстрации. Судили лиц, имевших или довольно отдаленное отношение к ее организации (за исключением А. П. Боголюбова-Емельянова, на демонстрации, однако, не присутствовавшего, и рабочего В Я. Савельева-Иванова 11), или даже посторонних. Организаторам демонстрации, в их числе и Плеханову, удалось избежать ареста. В результате получилось, что для широкой публики «цель демонстрации так и осталась невыясненной» (там же, с. 149), так как в це­лом революционная интеллигенция в нее не была посвящена, а на суде это сделать не удалось. «Если смотреть на процесс, как на продолжение и финал демонстрации, — а его так имен­но и следует рассматривать, — то приходится констатировать, что мы провели процесс плохо, — писал судившийся по делу Казанской демонстрации М. М. Чернавский. — Участие в де­монстрации налагало на нас обязанность довершить те два дела, которые были начаты во время демонстрации Плехано­вым и Яковом Потаповым. Плеханов кратко сказал, почему и против чего мы протестуем. Нам нужно было развить его речь подробно. Яков Потапов развернул на площади красное знамя с лозунгом: «Земля и воля». Мы должны были развер­нуть на суде богатое содержание этого лозунга. К сожалению, среди нас не нашлось человека, который смог бы это сде-

18

лать...» 12. По этому поводу М. П. Драгоманов писал: «Мы умеем носить красное знамя только в карманах, а если меж­ду нами попадаются смельчаки, выносящие это знамя на пло­щадь, то при одном появлении полиции, они обращаются в бегство, бросая на площади тех, кто не может сказать ниче­го, кроме «знать не знаю» 13. Отсюда проистекали упреки, до­ходившие порой до обвинения Плеханова и других организа­торов демонстрации в том, что они добровольно не отдались в руки полиции. Это было характерным явлением для перио­да ломки чисто пропагандистских представлений о путях дос­тижения социализма. Кроме того, такие обвинения были пря­мым следствием отсутствия массового движения. При сколь­ко-нибудь широком движении они были бы просто немыс­лимы.

Помимо этого, Драгоманов обвинял организаторов де­монстрации «в примирении с религией, церковью», так как они заказали в соборе панихиду, к тому же «по живому че­ловеку» (Н. Г. Чернышевскому) 14. На самом же деле, как отмечал Плеханов, «в план демонстрации богослужение вов­се не входило, но так как революционная публика все про­должала прибывать и «бунтарям» нужно было выиграть вре­мя, то они придумали панихиду просто как благовидный пред­лог для дальнейшего пребывания в церкви» (т. 3, с. 151).

Все это вместе взятое и давало повод части революци­онного лагеря квалифицировать в целом Казанскую демонст­рацию как неудачную. Разумеется, если не знать, что демонст­рация готовилась по инициативе рабочих и при их активном участии и что она мыслилась прежде всего как рабочая де­монстрация, дать правильную оценку ей невозможно. А это как раз и было скрыто от многих современников. Даже в 1922 г. в письме к Дейчу А. И. Зунделевич писал: «От тебя впервые слышу, что возникла эта (Казанская — А. Б.)де­монстрация отчасти по инициативе рабочих групп. Я всегда слышал и был уверен, что это так, — об исключительной ини­циативе в этом деле кружка Натансона, на который и сыпа­лись с разных сторон обвинения за эту инициативу» 15.

В этой связи следует остановиться на оценке демонстра­ции некоторыми советскими историками. Выступая против мнения Э. А. Корольчук и Ш. М. Левина, П. С. Ткаченко пи­шет: «В своей книге он (Левин Ш. М. Общественное дви­жение в России в 60—70-е годы XIX века. М., 1958. — А. Б.) пишет, что инициатива Казанской демонстрации принадлежа­ла в большей или меньшей степени рабочим кружкам Петер-

19

бурга. Эту инициативу сочувственно встретили народник землевольцы, для которых демонстрация послужила боевым крещением их вновь сформированной организации»

«И все же, — продолжает Ткаченко, — демонстрации, ко­торая должна была вызвать рабочее выступление, хотели вначале как землевольцы, так и руководители рабочих круж­ков. Инициатива и подготовка в этой демонстрации принад­лежит в той или другой мере как рабочим кружкам, так землевольцам» 16. Двумя страницами выше он вообще все участие рабочих в подготовке демонстрации сводит к их при­сутствию на заключительном собрании 4 декабря, хотя и от­мечает, что «бунтари» пошли на организацию демонстрации по настоянию рабочих» 17. В доказательство того, что рабо­чие в проведении демонстрации играли чисто пассивную роль он ссылается на слова П. А. Моисеенко: «Нам было пору­чено созвать побольше народа, не рассказывая зачем» и пи­шет: «Этими словами Моисеенко подчеркивал свою (т. е. ра­бочих — А. Б.)«исполнительную роль» 18. На самом же деле слова Моисеенко могут лишь служить подтверждением известной мысли Плеханова, что осязательных причин для проведения рабочей демонстрации не было. Сознательно на демонстрацию могли прийти только организаторы рабочих кружков, а они исчислялись в лучшем случае десятками, в то время, как на демонстрацию предполагалось собрать две-три тысячи рабочих. Для остальных же рабочих волей или не волей затея выливалась, выражаясь словами Плеханова, в «заманиловку», и в этом, безусловно, сказалась агитацион­ная слабость Казанской демонстрации как рабочей демонст­рации. Скажем определеннее: инициатива в устройстве де­монстрации, как в свое время отмечал Плеханов, принадле­жала в большей степени (если не целиком) самим рабочим. Что касается подготовки, то, разумеется, без организацион­ной работы землевольцев демонстрация не состоялась бы.

В этой связи, нам кажется преувеличением, когда Ю. З. Полевой, который характеризует Казанскую демонстрацию как рабочую, вместе с тем пишет: «Казанская демонстрация была задумана и проведена самостоятельной рабочей револю­ционной организацией» 19. Другое дело, — каковы были прак­тические результаты Казанской демонстрации? Если инициа­тива в ее проведении принадлежала самим рабочим, то ре­зультаты имели большее значение для землевольцев, неже­ли для рабочих. Рабочие в демонстрации выступали, в извест­ном смысле, как материал, на котором рождавшаяся орга-

20

низация испробовала свою новую тактику. В практическом отношении Казанская демонстрация больше дала как зем­левольческая (бунтарская), а не рабочая демонстрация, и уж, во всяком случае, она не была «ударом по народнической идеологии», — как пишет Э. А Корольчук20.

Неблагоприятное казалось бы впечатление, оставленное демонстрацией, было вскоре исправлено самим правительст­вом. «Правительство так панически реагировало на эту дале­ко не внушительную демонстрацию, что по меньшей мере ут­роило ее значение», — писал М. М. Чернавский 21. Это было достигнуто тем, что «казанцам» был вынесен неоправданно жестокий приговор, который вызвал к ним симпатии не толь­ко революционеров, но и «общества» Казанская демонстра­ция оказалась незримыми нитями, через ряд промежуточных звеньев, связанной с последующим этапом революционного движения — народовольческим. Один из участников ее писал, «что демонстрация наша со времени террора, т. е. с1878 г., принимается за важный акт революционной агитации, име­ющий чисто террористический характер, а выстрел Веры Засу­лич за Боголюбова придает еще более значения «казанцам», 6 декабря начинает собою новую эпоху в истории русского социализма...» 22.

Но все это стало заметно позже. Пока же она заставила будущих землевольцев задуматься над методами работы с массами Плеханов писал позже, что Казанская демонстра­ция была «первым крупным плодом сближения народников с петербургским пролетариатом» (т. 3, с. 123). Она показала, что приемы воздействия на массу еще в значительной степе­ни отвлечены, абстрактны, а поэтому неудовлетворительны. Как известно, таких демонстраций, как Казанская, которая, по существу, была чисто политической, землевольцы в даль­нейшем не устраивали. Главное ее значение заключалось в том, что она способствовала выработке той тактики, которой стали придерживаться землевольцы вбудущем вниматель­ней относиться к социальной среде, в которой они работали, агитировать не исходя из собственного желания поднять мас­су, а сообразуясь с объективными условиями места и време­ни, где им приходилось вести агитацию.

Что касается Плеханова, то Казанская демонстрация зна­меновала дальнейшее утверждение его на позициях бунтаря-бакуниста и предопределила вхождение его в центральное яд­ро организации, получившей впоследствии название «Земля и воля» Попутно хотим заметить, что нельзя смешивать два

21

хотя и связанных, но различных вопроса: формирование взгля­дов Плеханова и вступление его в организацию будущих зем­левольцев. Бунтарем-бакунистом с вполне сформировавши­мися взглядами он предстает перед нами весной 1876 г., а организацию же (мы имеем в виду не рабочую группу, а ос­новной кружок) он вступает вскоре после Казанской демонст­рации 23.

Вместе с тем она заставила Плеханова перенести центр тяжести в своей революционной деятельности с рабочих на крестьян. И если в действительности ему так и не пришлось по-настоящему заняться работой среди крестьянства, то это произошло по не зависящим от него обстоятельствам.

Несмотря на меры, принятые полицией для ареста зачин­щиков демонстрации, почти никто из ее главных организато­ров на площади арестован не был. В числе других удачно избежал ареста и Плеханов. Окруженный толпой рабочих и студентов, с измененной внешностью, он ускользнул от по­лиции и был спрятан на конспиративной квартире.

Среди арестованных на Невском проспекте оказалась же­на Плеханова Н. А. Смирнова, которая должна была скоро стать матерью. По освидетельствованию врача и за недостат­ком улик она была отпущена. Вскоре она родила девочку24.

Однако следствием ее ареста был обыск, произведенный 10 декабря на квартире, где она проживала с Плехановым по Фурштадской улице (ныне ул. Петра Лаврова), дом 35, в квар­тире отставного унтер-офицера П. М. Рыкулина. В деле ска­зано, что накануне Казанской демонстрации 6 декабря Пле­ханов и его жена покинули квартиру в восемь часов утра)25, Никаких последствий обыск не имел. «При дознании выяс­нено, что Плеханов с женою вели жизнь скромную, сходок в занимаемой им с женою комнате не происходило, подозри­тельного приносимо ничего не было...»26. Среди вещей, най­денных на квартире, в описи имущества отмечалось большое количество учебных книг27.

Вскоре после Казанской демонстрации в январе 1877 г. появилась прокламация (рукописная брошюра) под назва­нием «По поводу собрания русской народной партии 6 де­кабря 1876 г.». В ней давалась оценка демонстрации в связи с тем отношением, которое она встретила в части революци­онной интеллигенции и «обществе». Нашедшая этот доку­мент и опубликовавшая его в печати Э. А. Корольчук выска­зала предположение, что автором прокламации мог быть Н. Н. Хазов, в бумагах которого она была обнаружена по-

22

лицией. Корольчук не исключала также возможности, что со­авторами рукописи были А. Г. Богданович и Л. М. Зак 28.

После этого со статьей «Казанская демонстрация 1876 г. и Г. В. Плеханов» выступил Д. Кузьмин, по мнению которо­го, наиболеевероятным автором рукописной брошюры мог быть Плеханов29. Его аргументация сводилась к следую­щему.

1. Прежде всего он указывает, что в отличие от Плехано­ва, с первых шагов своей революционной деятельности тяготевшего не только к устному, но и печатному слову, Хазов, который был намного старше Плеханова, вел преимуществен­но устную пропаганду и до этого в печати не выступал. Кроме того, рукопись была найдена не среди бумаг Хазова, а среди его книг и поэтому могла иметь внешнее происхождение.

2. Далее он отмечает совпадение в характере и манере изложения рукописи с тем, что Плеханов говорил, выступая на Казанской демонстрации, и писал позже (особенно с его статьей «Закон экономического развития общества и задачи социализма в России», напечатанной в третьем и четвертом номерах «Земли и воли»), и указывает на полемичность и общие литературные достоинства рукописи и статей Плеха­нова. В авторе рукописи, пишет Кузьмин, чувствуется чело­век, чем-то лично задетый за живое, а таким мог быть преж­де всего оратор на демонстрации 30.

3. Наконец, главное в опровержении мнения Корольчук, которая считала, что ярко выраженный бунтарь-бакунист не мог быть автором документа, где говорится о борьбе за по­литические свободы и придается особая роль рабочим, сво­дится у Кузьмина к тому, что следует различать две вещи: отношение к политическим правам и свободе вообще (свобо­де слова, собраний, стачек и т. д.) и отношение к государству и его учреждениям. «К правовому государству, — справед­ливо отмечает Кузьмин, — как бы оно ни было демократичным, народники 70-х гг. относились принципиально отрица­
тельно, признавая в то же время все блага за политической свободой самой по себе. Иначе говоря, они были не столько
аполитиками, сколько антигосударственниками, и эта точка зрения господствовала в русском революционном движении безраздельно вплоть до «Народной воли»31.

В то время были две тактики или две программы дейст­вий: пропаганда словом (лавризм) и пропаганда делом, фак­тами (бунтарство). Именно на точке зрения пропаганды фак-

23

тами стоит автор документа. Поэтому, делает резонный вывод Кузьмин, если Хазов не был сторонником бунтарства, как полагает Корольчук, он не мог быть автором данной ру­кописи 32.

Д. Кузьмина поддержал автор статьи «Первое произве­дение Г. В. Плеханова»33, который вначале объясняет, по­чему Плеханов не выступил в защиту Казанской демонстра­ции на первой же нелегальной сходке 8 декабря, где ее крити­ковал П. Г. Заичневский.

Дело в том, что через два дня после демонстрации на квартире М. Н. Ошаниной на Петербургской стороне Заич­невский, сторонник заговорщической тактики, а не широких народных выступлений, который, как сказано выше, специ­ально приехал в Петербург, чтобы противодействовать де­монстрациям подобно той, которая состоялась 6 декабря, вы­ступил с резкой критикой ее. Особенно нападал он на ее уст­роителей и оратора 34. А в это время Плеханов находился в соседней комнате и вынужден «был молча слушать, как За­ичневский его клеймил» 35.

Три причины, по мнению автора, помешали Плеханову выступить в защиту демонстрации.

1. Нежелание товарищей подвергать его, разыскиваемого полицией, какой-либо опасности. Плеханов не мог действовать наперекор своим товарищам, «тем более, что на собра­ние он попал вопреки их воле и чуть ли не случайно» 36.

2. Собрание было широким по составу, и правила кон­спирации запрещали «проваленному» человеку обнаружи­вать себя в этом случае.

3. Нежелание подвергать неприятностям людей, дав­ших ему приют после демонстрации, в первую очередь Н. Ф. Анненского.

Далее, со своей стороны в пользу авторства Плеханова он приводит такие соображения.

1. Так же, как и Д. Кузьмин, видит некоторые текстуальные совпадения или почти совпадения рукописной брошюры «По поводу собрания русской народной партии 6 декабря 1876 г.» с речью Плеханова на демонстрации, а также с бли­жайшей по времени прокламацией, вышедшей из-под пера Плеханова, «К русскому обществу» (по поводу оправдания В. Засулич).

2. Для написания такого обширного и обстоятельного программного документа нужно было иметь не только жела­ние и талант, но и много времени. Заняться этим мог человек,

24

по необходимости оторванный от живого дела. Именно в та­ком положении оказался Плеханов на протяжении несколь­ких недель после Казанской демонстрации.

Несмотря на ряд серьезных аргументов в пользу автор­ства Плеханова, полемика, ведшаяся в конце 20-х гг., из-за отсутствия фактических данных не привела к установлению определенной точки зрения на вопрос об авторстве рукопис­ной брошюры «По поводу собрания русской народной партии 6 декабря 1876 г.». Но она все же поколебала предположе­ние Э. А. Корольчук об авторстве Н. Н. Хазова. В последу­ющее время в качестве автора (или соавтора вместе с Хазо­вым) рукописи Ш. М. Левин называл А. Д. Оболешева 37, а П. С. Ткаченко склонялся в пользу авторства А. Д. Михайло­ва и А. Д. Оболешева 38.

Новый весьма серьезный аргумент в пользу авторства Плеханова приводится в статье молдавского историка В. Гро­сула «Невыясненный эпизод из биографии Г. В. Плехано­ва»39. Ссылаясь на воспоминания З. К. Арборе (Ралли), он впервые обратил внимание на слова последнего о том, что в архиве газеты «Работник» сохранилась «статья, кажется, Г. Плеханова, защищающая эту демонстрацию» 40, т. е. Ка­занскую демонстрацию. Как сообщает Ралли, статья была от­дана Плехановым редакции газеты «Работник» во время его первой поездки за границу весной 1877 г., но в газете не поя­вилась. Эту статью вместе с другими материалами Ралли пе­редал в 1926 г в Берлин Б. И. Николаевскому41. Дальней­шая судьба статьи Плеханова, как и других переданных ма­териалов, неизвестна.

К сожалению, в воспоминаниях Ралли не приводится наз­вания статьи Плеханова, но поскольку ко времени первой поездки Плеханова за границу не было известно ни одной работы, принадлежащей его перу, можно думать, что речь идет о статье того же названия, что и рукописная брошюра, т. е. о работе «По поводу собрания русской народной пар­тии 6 декабря 1876 г.».

Со своей стороны нам хотелось бы отметить, что в авторе рукописной брошюры подкупает знание пролетарского дви­жения и обстановки, которая сложилась тогда в рабочем Пе­тербурге. Но ее могли хорошо знать и Хазов и Плеханов, ра­ботавшие в рабочих кружках. Чувствуется, что автор прида­ет особое значение движению рабочих в общей массе народа, а это, при отсутствии хорошего знания взглядов Хазова, мо­жет говорить в пользу авторства Плеханова.

25

Прокламация (рукописная брошюра) появилась в янва­ре 1877 г., когда Плеханов был еще в России. Он следил за процессом «казанцев», ознакомился с речью товарища про­курора Поскочина, ведшего процесс, читал в январском но­мере «Вестника Европы» внутреннее обозрение Л. А. Полон­ского, где высмеивалась демонстрация. Наконец, известно заявление Плеханова, что он не молчал, когда Заичневский критиковал оратора на сходке 8 декабря 42. И так как никто не слыхал его устного выступления в тот день, то, возмож­но, что речь у Плеханова идет не обязательно об устном вы­ступлении, как полагал, например, Б. Козьмин43,а вообще об ответе критикам Казанской демонстрации. Тогда это до­полнительный аргумент в пользу его авторства.

К сожалению, у нас нет документа, по которому можно было судить о взглядах и настроениях Плеханова конца 1876 — начала 1877 г., документа, который вышел бы из-под его пера в то время. А можно ли говорить об авторстве Пле­ханова на основании известного совпадения взглядов, выска­занных в рукописи, с тем, что он писал в 1878 и 1879 гг.,— это вопрос, который требует дополнительного исследования. Впрочем, в свете отмеченного выше факта задача значитель­но упрощается: требуется только отыскать и подтвердить идентичность или хотя бы общее происхождение статьи, о ко­торой говорит Ралли, и рукописной брошюры, найденной Э. А. Корольчук.

Жизнь нелегального Плеханова до его отъезда за грани­цу подробно описана в воспоминаниях Е. Н. Ковальской. При­ехав в Петербург из Харькова после Казанской демонстра­ции, она вскоре встретилась с Плехановым по его просьбе «Есть ли у вас какая-нибудь квартира? Кажется за всеми на­шими следят», — обратился он к ней.

С ним она тотчас отправилась на квартиру студентов, не причастных к «политике», и устроила его под видом своего знакомого из Харькова. На следующий день Плеханов был переведен в другое, более безопасное место — на квартиру студента-медика Владимира Штанге44, а еще через три дня последний устроил его на квартире своей матери, жившей на Васильевском острове. Далее Ковальская, посетившая его в мезонине маленького домика на Васильевском острове, пи­шет: «Крошечная квартирка блистала чистотой, на окнах — клетки с канарейками, на диване — старушка с каким-то вя­занием. Лицо старушки — сама доброта. А Плеханов, как ра­неный зверь в клетке, мечется из угла в угол — «Надо прос-

26

то скорее уехать в другой город, где люди, а не канарей­ки!» 45. Плеханову удалось настоять на переезде в Москву. Его устроили на квартире А. С. Пругавина 46 в Петровско-Разумовском.

Тем временем правительству стало ясно, что основные виновники демонстрации скрылись, но оно, естественно, не могло открыто признаться, что арестованные — не те люди, которых оно искало. Поэтому несмотря на суд над участни­ками Казанской демонстрации, который состоялся в январе 1877 г., продолжались поиски главных организаторов демонст­рации.

В начале 1877 г. из одного анонимного письма, написан­ного провокатором шефу жандармов, стали известны имена видных землевольцев — организаторов демонстрации М. А. Натансона, и Н. Хазова, Г. В. Плеханова. Снова начались аресты

«Как-то поздно вечером, — пишет Ковальская, — ко мне стремительно вбежала первая жена Плеханова, Наталья Александровна Смирнова, и, сильно взволнованная, стала умолять меня немедленно ехать в Москву, уговорить Жоржа отправиться за границу, так как получены сведения, что его уже ищут в Москве» 47. Из воспоминаний Ковальской видно, что не все землевольцы одобряли этот план, в частности, не соглашался с ним А. Д. Михайлов, считавший, что достаточ­но сменить только город. Видимо, того же мнения был Пле­ханов. Когда, получив московский адрес Плеханова, Коваль­ская явилась к нему в Москву, ей пришлось уговаривать его согласиться с мнением жены и ее самой.

Спустя некоторое время она снова увидалась с ним в Пе­тербурге, на этот раз он встретил ее словами: «Ну, пусть бу­дет так; я решил съездить за границу. Не хочется попасться зря, наскочив без всякого дела в какой-нибудь квартире. А попадешься — капут!» 48 Как пишет Ковальская, из-за раз­ногласий с землевольцами Плеханов хотел при переходе гра­ницы воспользоваться услугами лавристов. Она уже догово­рилась с ними, но переезда не состоялось — Плеханова на железнодорожной станции Вильковишки никто не встретил. Удачно ускользнув от жандармов, ехавших с ним в поезде, он возвратился в Петербург49. К этому времени мнение товари­щей Плеханова, убедившихся, что за ним усиленно следят, изменилось, и они решили отправить его за границу с по­мощью А. И. Зунделевича.

Первая эмиграция Плеханова за границу является наи-

27

более бедной документальными материалами частью его био­графии, а поэтому и наименее исследованной Известно, что ранней весной 1877 г для того чтобы «замести следы», Пле­ханов вместе с женой уезжает за границу Его путь лежал от Петербурга до Двинска, далее от Двинска до Ковны и нако­нец, от Ковны до станции Вильковишки — последней стан­ции перед пограничной станцией Вержболово. Затем неле­гальные направлялись за 20 км в сторону от полотна железной дороги в местечко, где жили контрабандисты, занимав­шиеся их переправой на прусскую сторону. Плеханов посетил Германию, Францию и Швейцарию.

Знакомство с германской социал-демократией делает его еще более убежденным бакунистом. Правда, знакомство было довольно поверхностным, так как из-за плохого знания немецкого языка Плеханову приходилось вращаться преиму­щественно среди русских эмигрантов, которые могли только усилить отрицательное отношение к немецкой социал-демо­кратии. Германская социал-демократия в это время дейст­вовала в условиях легальности и парламентаризма, доби­ваясь все большего влияния на рабочий класс объединенной Германии. Ее успехи все больше тревожили правящие круги, и в 1878 г. против социалистов были введены «исключитель­ные законы». Правительство Бисмарка показало свое нас­тоящее отношение к успехам рабочего движения в Германии.

Но за год до этого тактика партии, рассчитанная на по­литическую деятельность в рамках буржуазного государства, подвергалась критике со стороны анархистов разных стран, в том числе и русских бакунистов. Тогда ее разделял и Г. В. Плеханов. «Мы, бакунисты, — писал Дейч, — обвиняли их в умеренности и аккуратности, в постепеновстве, в культур­трегерстве и в полном отсутствии у них «революционной жил­ки» 50. Кроме того, в Берлине он познакомился с артелью рус­ских рабочих и написал о ней корреспонденцию в «Русские ведомости» в 1877 г.

Имеются сведения, хотя их нельзя считать вполне досто­верными, что, желая заняться наукой, он подумывал о пере­езде в США. Однако летом 1877 г. обостряется политическое положение во Франции, и он спешит в Париж, чтобы «при­нять участие в сражениях на баррикадах за республику», ос­тавляя мысль о поездке в Америку51. Но до баррикад дело не дошло. В Париже он встретился с известными революцио­нерами-эмигрантами П. Л. Лавровым и П. Н. Ткачевым. Зна­комство, однако, не было близким. Известно также, что в Па-

28

риже Плеханов познакомился с приехавшими в это время туда для связи с Лавровым его приверженцами из России, в частности, будущим известным народовольцем С. Г. Ширяевым, который впоследствии отмечал большую полезность этого знакомства для него 52.

Поездка в Париж, по-видимому, ни в чем существенном не отразилась на Плеханове. «Из сообщений Георгия Валентиновича об этой его поездке, - вспоминает Дейч, - не могу припомнить ничего сколько-нибудь яркого, интересного, - по всей вероятности, ничего такого он тогда и не передавал. Не знаю даже, встречался ли он с французами и посещал ли какие-либо их собрания, - происходи это, он, наверно, рассказывал бы об этом впоследствии по обыкновению живо, ярко, образно, что не могло бы не удержаться в моей памяти» 53.   

Зато в Швейцарии произошло событие, которое не мог­ло не оказать ободряющего влияния на молодого бакуниста. В Берне 18 марта 1877 г. в память о Парижской Коммуне и по случаю конгресса Юрской федерации Интернационала про­изошла манифестация, в которой приняло участие до двух тысяч человек Манифестанты, среди которых были известные участники Парижской Коммуны Арну и Лефрансе, пронесли красное знамя по главной улице города. Плеханов принимал в ней участие вместе с П. А. Кропоткиным, Д. А. Клеменцем, З. К. Арборе (Ралли) 54. Последний позже вспоминал «Ма­нифестация была крайне грубо встречена бернским мещанст­вом, на главной улице города в нас бросали с балконов кам­ни, которые и ушибли некоторых из нас. Процессия из 80 че­ловек с красным знаменем выбралась, наконец, из этой ули­цы и приблизилась к вокзалу, где была встречена швейцар­скими жандармами. С саблями наголо они врезались в на­шу толпу с целью отнять красное знамя, которое нес Швиц­гебель. Небольшая группа окружила, однако, знамя и отбро­сила жандармов» 55. В результате завязавшейся борьбы было ранено семь манифестантов и пять жандармов. Среди ране­ных оказался и Ралли, которого пришлось поместить в боль­ницу Всю ночь у его постели были Кропоткин и Плеханов56. Кроме Берна Плеханов побывал и в других местах Швейца­рии. Например, известно, что мать получила от него письмо из Цюриха 57.

В целом эмиграция усилила бакунистские тенденции его мировоззрения. Видимо, картины капиталистического Запада как перспектива экономического развития России в будущем

29

удручили молодого бакуниста. В Россию Плеханов вернулся с твердым намерением «погрузиться в гущу народную», т. е. отправиться в «народ» для подготовки восстания»58.

Прибыв в Петербург, по-видимому, не позднее 20-х чи­сел июня (свидетельство об увольнении из горного институт Плеханов получил 27 июня 1877 г.) и, пробыв некоторое вре­мя там, Плеханов в конце июля отправляется в Саратов, где у землевольцев имелось одно из самых крупных поселений.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: