Особое место в революционной биографии Плеханова занимает демонстрация у Казанского собора 6 декабря 1876 г. Слова Плеханова о том, что «Казанская демонстрация была первой попыткой практического применения наших понятий об агитации» (т. 3, с. 155) относятся прежде всего к нему самому как одному из активных организаторов и участников демонстрации. Она выявила в первой публичной речи его ораторские способности, заставила его окончательно «сжечь за собой корабли» — перейти на нелегальное положение — и тем самым толкнула к более активной революционной деятельности
Современники по-разному отнеслись к Казанской демонстрации Либеральная пресса старалась высмеять демонстрацию и ее организаторов. Например, в «Вестнике Европы» Л. А. Полонский писал: «Нам пришлось заключить прошедший год таким, правда, единичным фактом, какого, конечно, не испытали от нас наши старейшие, и нельзя пожелать современной молодежи, чтобы она, став на наше место, наш-
15
ла что-нибудь подобное в последующем за нею поколении. Мы говорим о попытках к уличным беспорядкам 6 декабря на площади Казанского собора. Это уже не молодость, а скорее какая-то преждевременная старость, с ее слепотою, глухотою и озлоблением; это уже не сила, а какая-то немощь, бессилие; и нет тут ни юности, ни логики, ни просто здравого смысла, а видимо одно утомление, безнадежность и отсутствие всякой мысли. Если это называть фанатизмом, то такой фанатизм может напомнить нам разве крестовый поход под предводительством козы и гуся» 1.
|
|
Не только со страниц либеральной прессы, но и со стороны большей части революционного лагеря демонстрация вызвала более или менее сильное порицание. Ее не одобряли П. Л. Лавров, М. П. Драгоманов и ряд других эмигрантов за границей, лавристы и немногочисленные последователи П. Н. Ткачева и П. Г. Заичневского, так называемые «централисты» (кружок М. Н. Ошаниной). Сам П. Г. Заичневский лично приехал нелегально из Орла, чтобы противодействовать демонстрации, а затем выступил с критикой ее на одном из собраний революционной молодежи Петербурга 8 декабря 1876 г.2
Даже в среде части бунтарей, как отмечает Э. А. Корольчук, демонстрация не нашла сочувственного отклика 3. Более того, по-видимому, и среди некоторых сознательных рабочих она вызвала недовольство («рабочие думал, что из нее вышло совсем не то, чего они хотели»4) и подтолкнула их к созданию своей организации — «Северного Союза русских рабочих».
Имеются сведения, что в период подготовки демонстрации скептически отнесся к ней и Плеханов5, который тем не менее деятельно помогал ее организовывать. Вспоминая о собрании, которое было накануне демонстрации 4 декабря, П. А. Моисеенко писал: «На собрании собралось порядочно, много говорили, спорили, и в особенности Боголюбов и Г. Плеханов» 6. Известно, что в споре с землевольцами и, в частности, с М. А. Натансоном, А. П. Боголюбов выступал против демонстрации «из-за немногочисленности революционных сил», в то время как Натансон «стоял за всякое выступление, поскольку оно должно вызвать другие, более широкие выступления»7. По-видимому, и Плеханов после некоторых колебаний стал на точку зрения Натансона, в нем также, по его словам, «бунтарская жилка» взяла верх, тем более, что отказаться от проведения демонстрации было уже-
|
|
16
нельзя, так как это могло внести деморализацию. Таким образом, можно полагать, что среди бунтарей разногласия касались не вопроса о целесообразности проведения рабочей демонстрации (в принципе это принималось всеми бунтарями); разногласия касались вопроса осуществления такой демонстрации, какой ее хотели видеть инициаторы-рабочие.
В демонстрации предполагалось участие большого количества рабочих (две-три тысячи человек). Она должна была показать правительству, что за интересы народа выступают не только студенты и наиболее передовая часть общества, но и сами трудящиеся, в частности рабочие. Вместе с тем накануне демонстрации было принято решение действовать и в том случае, если бы у собора собралось хоть несколько сот человек.
Далее план демонстрации, по некоторым данным, был приблизительно следующим. На площади перед собором предполагалось произнести речь, обращенную к народу, с призывом продолжать дело, за которое отдали жизнь лучшие сыны России. В последний момент было принято решение в конце речи поднять над головами красное знамя с вышитыми на нем словами: «Земля и воля» (т. 3, с. 150) 8. Затем собравшиеся должны были мимо памятника Кутузову направиться на Невский проспект и, если удастся, выйти на Дворцовую площадь, «чтобы требовать освобождения политических арестантов из тюрем»9. «Вообще, этой манифестации, — писал Е. Серебряков, — придавалось огромное агитационное значение, как для рабочих, так для молодежи и для общества» 10.
Осуществить план, как известно, не удалось. Прежде всего, к Казанскому собору пришло, по данным Плеханова, всего 200—250 рабочих, по другим — еще меньше. Основная масса оказалась студенческая, и рабочий элемент потонул в ней. Плеханову удалось произнести короткую речь, в которой он напомнил о сосланном в Сибирь Н. Г. Чернышевском и других мучениках за народное дело и выразил с ними полную солидарность. При словах: «наше знамя — их знамя. На нем написано: земля и воля крестьянину и работнику!» молодой рабочий Яков Потапов развернул и поднял на руках красное полотнище. Не успел еще Плеханов закончить речи, как начала действовать полиция. На помощь ей пришли дворники и некоторые из «публики», как выражаются полицейские документы. Собравшиеся были окружены, побиты и рассеяны, по существу, не выйдя на Невский проспект, а 31 человек был арестован. Правда, как отмечал Плеханов, до поголовного
17
избиения «было очень далеко», и этим он, в частности, объяснял то, «что ни один из выдающихся землевольцев, бывших на Казанской площади и отражавших полицейское нападение, не был арестован» (т. 24, с. 103).
Далее, непонятой оказалась и надпись на знамени. «Как же так, — рассуждали потом на некоторых фабриках, — они хотели земли и воли? Земля-то это так, земли точно надо бы дать крестьянам, а воля-то ведь уж дана. В чем же ту дело?». Вышло, — писал Плеханов, — что с своим девизом «Земля и воля» мы опоздали по меньшей мере на пятнадцать лет» (т. 3, с. 150). Об агитационном значении этого лозунга можно сказать то же самое, что говорил Плеханов о пропаганде народников среди рабочих: «Слушая нас, рабочий мог проникнуться ненавистью к правительству и «бунтарским» духом, мог научиться сочувствовать «серому» мужику и желать ему всего лучшего, но ни в коем случае не мог он понять, в чем заключается его собственная задача, социально-политическая задача пролетария» (там же, с. 140).
|
|
Наконец, критике подвергались и некоторые моральные аспекты данного события. Дело в том, что среди арестованных, а затем преданных суду, не было действительных организаторов демонстрации. Судили лиц, имевших или довольно отдаленное отношение к ее организации (за исключением А. П. Боголюбова-Емельянова, на демонстрации, однако, не присутствовавшего, и рабочего В Я. Савельева-Иванова 11), или даже посторонних. Организаторам демонстрации, в их числе и Плеханову, удалось избежать ареста. В результате получилось, что для широкой публики «цель демонстрации так и осталась невыясненной» (там же, с. 149), так как в целом революционная интеллигенция в нее не была посвящена, а на суде это сделать не удалось. «Если смотреть на процесс, как на продолжение и финал демонстрации, — а его так именно и следует рассматривать, — то приходится констатировать, что мы провели процесс плохо, — писал судившийся по делу Казанской демонстрации М. М. Чернавский. — Участие в демонстрации налагало на нас обязанность довершить те два дела, которые были начаты во время демонстрации Плехановым и Яковом Потаповым. Плеханов кратко сказал, почему и против чего мы протестуем. Нам нужно было развить его речь подробно. Яков Потапов развернул на площади красное знамя с лозунгом: «Земля и воля». Мы должны были развернуть на суде богатое содержание этого лозунга. К сожалению, среди нас не нашлось человека, который смог бы это сде-
18
лать...» 12. По этому поводу М. П. Драгоманов писал: «Мы умеем носить красное знамя только в карманах, а если между нами попадаются смельчаки, выносящие это знамя на площадь, то при одном появлении полиции, они обращаются в бегство, бросая на площади тех, кто не может сказать ничего, кроме «знать не знаю» 13. Отсюда проистекали упреки, доходившие порой до обвинения Плеханова и других организаторов демонстрации в том, что они добровольно не отдались в руки полиции. Это было характерным явлением для периода ломки чисто пропагандистских представлений о путях достижения социализма. Кроме того, такие обвинения были прямым следствием отсутствия массового движения. При сколько-нибудь широком движении они были бы просто немыслимы.
|
|
Помимо этого, Драгоманов обвинял организаторов демонстрации «в примирении с религией, церковью», так как они заказали в соборе панихиду, к тому же «по живому человеку» (Н. Г. Чернышевскому) 14. На самом же деле, как отмечал Плеханов, «в план демонстрации богослужение вовсе не входило, но так как революционная публика все продолжала прибывать и «бунтарям» нужно было выиграть время, то они придумали панихиду просто как благовидный предлог для дальнейшего пребывания в церкви» (т. 3, с. 151).
Все это вместе взятое и давало повод части революционного лагеря квалифицировать в целом Казанскую демонстрацию как неудачную. Разумеется, если не знать, что демонстрация готовилась по инициативе рабочих и при их активном участии и что она мыслилась прежде всего как рабочая демонстрация, дать правильную оценку ей невозможно. А это как раз и было скрыто от многих современников. Даже в 1922 г. в письме к Дейчу А. И. Зунделевич писал: «От тебя впервые слышу, что возникла эта (Казанская — А. Б.)демонстрация отчасти по инициативе рабочих групп. Я всегда слышал и был уверен, что это так, — об исключительной инициативе в этом деле кружка Натансона, на который и сыпались с разных сторон обвинения за эту инициативу» 15.
В этой связи следует остановиться на оценке демонстрации некоторыми советскими историками. Выступая против мнения Э. А. Корольчук и Ш. М. Левина, П. С. Ткаченко пишет: «В своей книге он (Левин Ш. М. Общественное движение в России в 60—70-е годы XIX века. М., 1958. — А. Б.) пишет, что инициатива Казанской демонстрации принадлежала в большей или меньшей степени рабочим кружкам Петер-
19
бурга. Эту инициативу сочувственно встретили народник землевольцы, для которых демонстрация послужила боевым крещением их вновь сформированной организации»
«И все же, — продолжает Ткаченко, — демонстрации, которая должна была вызвать рабочее выступление, хотели вначале как землевольцы, так и руководители рабочих кружков. Инициатива и подготовка в этой демонстрации принадлежит в той или другой мере как рабочим кружкам, так землевольцам» 16. Двумя страницами выше он вообще все участие рабочих в подготовке демонстрации сводит к их присутствию на заключительном собрании 4 декабря, хотя и отмечает, что «бунтари» пошли на организацию демонстрации по настоянию рабочих» 17. В доказательство того, что рабочие в проведении демонстрации играли чисто пассивную роль он ссылается на слова П. А. Моисеенко: «Нам было поручено созвать побольше народа, не рассказывая зачем» и пишет: «Этими словами Моисеенко подчеркивал свою (т. е. рабочих — А. Б.)«исполнительную роль» 18. На самом же деле слова Моисеенко могут лишь служить подтверждением известной мысли Плеханова, что осязательных причин для проведения рабочей демонстрации не было. Сознательно на демонстрацию могли прийти только организаторы рабочих кружков, а они исчислялись в лучшем случае десятками, в то время, как на демонстрацию предполагалось собрать две-три тысячи рабочих. Для остальных же рабочих волей или не волей затея выливалась, выражаясь словами Плеханова, в «заманиловку», и в этом, безусловно, сказалась агитационная слабость Казанской демонстрации как рабочей демонстрации. Скажем определеннее: инициатива в устройстве демонстрации, как в свое время отмечал Плеханов, принадлежала в большей степени (если не целиком) самим рабочим. Что касается подготовки, то, разумеется, без организационной работы землевольцев демонстрация не состоялась бы.
В этой связи, нам кажется преувеличением, когда Ю. З. Полевой, который характеризует Казанскую демонстрацию как рабочую, вместе с тем пишет: «Казанская демонстрация была задумана и проведена самостоятельной рабочей революционной организацией» 19. Другое дело, — каковы были практические результаты Казанской демонстрации? Если инициатива в ее проведении принадлежала самим рабочим, то результаты имели большее значение для землевольцев, нежели для рабочих. Рабочие в демонстрации выступали, в известном смысле, как материал, на котором рождавшаяся орга-
20
низация испробовала свою новую тактику. В практическом отношении Казанская демонстрация больше дала как землевольческая (бунтарская), а не рабочая демонстрация, и уж, во всяком случае, она не была «ударом по народнической идеологии», — как пишет Э. А Корольчук20.
Неблагоприятное казалось бы впечатление, оставленное демонстрацией, было вскоре исправлено самим правительством. «Правительство так панически реагировало на эту далеко не внушительную демонстрацию, что по меньшей мере утроило ее значение», — писал М. М. Чернавский 21. Это было достигнуто тем, что «казанцам» был вынесен неоправданно жестокий приговор, который вызвал к ним симпатии не только революционеров, но и «общества» Казанская демонстрация оказалась незримыми нитями, через ряд промежуточных звеньев, связанной с последующим этапом революционного движения — народовольческим. Один из участников ее писал, «что демонстрация наша со времени террора, т. е. с1878 г., принимается за важный акт революционной агитации, имеющий чисто террористический характер, а выстрел Веры Засулич за Боголюбова придает еще более значения «казанцам», 6 декабря начинает собою новую эпоху в истории русского социализма...» 22.
Но все это стало заметно позже. Пока же она заставила будущих землевольцев задуматься над методами работы с массами Плеханов писал позже, что Казанская демонстрация была «первым крупным плодом сближения народников с петербургским пролетариатом» (т. 3, с. 123). Она показала, что приемы воздействия на массу еще в значительной степени отвлечены, абстрактны, а поэтому неудовлетворительны. Как известно, таких демонстраций, как Казанская, которая, по существу, была чисто политической, землевольцы в дальнейшем не устраивали. Главное ее значение заключалось в том, что она способствовала выработке той тактики, которой стали придерживаться землевольцы вбудущем внимательней относиться к социальной среде, в которой они работали, агитировать не исходя из собственного желания поднять массу, а сообразуясь с объективными условиями места и времени, где им приходилось вести агитацию.
Что касается Плеханова, то Казанская демонстрация знаменовала дальнейшее утверждение его на позициях бунтаря-бакуниста и предопределила вхождение его в центральное ядро организации, получившей впоследствии название «Земля и воля» Попутно хотим заметить, что нельзя смешивать два
21
хотя и связанных, но различных вопроса: формирование взглядов Плеханова и вступление его в организацию будущих землевольцев. Бунтарем-бакунистом с вполне сформировавшимися взглядами он предстает перед нами весной 1876 г., а организацию же (мы имеем в виду не рабочую группу, а основной кружок) он вступает вскоре после Казанской демонстрации 23.
Вместе с тем она заставила Плеханова перенести центр тяжести в своей революционной деятельности с рабочих на крестьян. И если в действительности ему так и не пришлось по-настоящему заняться работой среди крестьянства, то это произошло по не зависящим от него обстоятельствам.
Несмотря на меры, принятые полицией для ареста зачинщиков демонстрации, почти никто из ее главных организаторов на площади арестован не был. В числе других удачно избежал ареста и Плеханов. Окруженный толпой рабочих и студентов, с измененной внешностью, он ускользнул от полиции и был спрятан на конспиративной квартире.
Среди арестованных на Невском проспекте оказалась жена Плеханова Н. А. Смирнова, которая должна была скоро стать матерью. По освидетельствованию врача и за недостатком улик она была отпущена. Вскоре она родила девочку24.
Однако следствием ее ареста был обыск, произведенный 10 декабря на квартире, где она проживала с Плехановым по Фурштадской улице (ныне ул. Петра Лаврова), дом 35, в квартире отставного унтер-офицера П. М. Рыкулина. В деле сказано, что накануне Казанской демонстрации 6 декабря Плеханов и его жена покинули квартиру в восемь часов утра)25, Никаких последствий обыск не имел. «При дознании выяснено, что Плеханов с женою вели жизнь скромную, сходок в занимаемой им с женою комнате не происходило, подозрительного приносимо ничего не было...»26. Среди вещей, найденных на квартире, в описи имущества отмечалось большое количество учебных книг27.
Вскоре после Казанской демонстрации в январе 1877 г. появилась прокламация (рукописная брошюра) под названием «По поводу собрания русской народной партии 6 декабря 1876 г.». В ней давалась оценка демонстрации в связи с тем отношением, которое она встретила в части революционной интеллигенции и «обществе». Нашедшая этот документ и опубликовавшая его в печати Э. А. Корольчук высказала предположение, что автором прокламации мог быть Н. Н. Хазов, в бумагах которого она была обнаружена по-
22
лицией. Корольчук не исключала также возможности, что соавторами рукописи были А. Г. Богданович и Л. М. Зак 28.
После этого со статьей «Казанская демонстрация 1876 г. и Г. В. Плеханов» выступил Д. Кузьмин, по мнению которого, наиболеевероятным автором рукописной брошюры мог быть Плеханов29. Его аргументация сводилась к следующему.
1. Прежде всего он указывает, что в отличие от Плеханова, с первых шагов своей революционной деятельности тяготевшего не только к устному, но и печатному слову, Хазов, который был намного старше Плеханова, вел преимущественно устную пропаганду и до этого в печати не выступал. Кроме того, рукопись была найдена не среди бумаг Хазова, а среди его книг и поэтому могла иметь внешнее происхождение.
2. Далее он отмечает совпадение в характере и манере изложения рукописи с тем, что Плеханов говорил, выступая на Казанской демонстрации, и писал позже (особенно с его статьей «Закон экономического развития общества и задачи социализма в России», напечатанной в третьем и четвертом номерах «Земли и воли»), и указывает на полемичность и общие литературные достоинства рукописи и статей Плеханова. В авторе рукописи, пишет Кузьмин, чувствуется человек, чем-то лично задетый за живое, а таким мог быть прежде всего оратор на демонстрации 30.
3. Наконец, главное в опровержении мнения Корольчук, которая считала, что ярко выраженный бунтарь-бакунист не мог быть автором документа, где говорится о борьбе за политические свободы и придается особая роль рабочим, сводится у Кузьмина к тому, что следует различать две вещи: отношение к политическим правам и свободе вообще (свободе слова, собраний, стачек и т. д.) и отношение к государству и его учреждениям. «К правовому государству, — справедливо отмечает Кузьмин, — как бы оно ни было демократичным, народники 70-х гг. относились принципиально отрица
тельно, признавая в то же время все блага за политической свободой самой по себе. Иначе говоря, они были не столько
аполитиками, сколько антигосударственниками, и эта точка зрения господствовала в русском революционном движении безраздельно вплоть до «Народной воли»31.
В то время были две тактики или две программы действий: пропаганда словом (лавризм) и пропаганда делом, фактами (бунтарство). Именно на точке зрения пропаганды фак-
23
тами стоит автор документа. Поэтому, делает резонный вывод Кузьмин, если Хазов не был сторонником бунтарства, как полагает Корольчук, он не мог быть автором данной рукописи 32.
Д. Кузьмина поддержал автор статьи «Первое произведение Г. В. Плеханова»33, который вначале объясняет, почему Плеханов не выступил в защиту Казанской демонстрации на первой же нелегальной сходке 8 декабря, где ее критиковал П. Г. Заичневский.
Дело в том, что через два дня после демонстрации на квартире М. Н. Ошаниной на Петербургской стороне Заичневский, сторонник заговорщической тактики, а не широких народных выступлений, который, как сказано выше, специально приехал в Петербург, чтобы противодействовать демонстрациям подобно той, которая состоялась 6 декабря, выступил с резкой критикой ее. Особенно нападал он на ее устроителей и оратора 34. А в это время Плеханов находился в соседней комнате и вынужден «был молча слушать, как Заичневский его клеймил» 35.
Три причины, по мнению автора, помешали Плеханову выступить в защиту демонстрации.
1. Нежелание товарищей подвергать его, разыскиваемого полицией, какой-либо опасности. Плеханов не мог действовать наперекор своим товарищам, «тем более, что на собрание он попал вопреки их воле и чуть ли не случайно» 36.
2. Собрание было широким по составу, и правила конспирации запрещали «проваленному» человеку обнаруживать себя в этом случае.
3. Нежелание подвергать неприятностям людей, давших ему приют после демонстрации, в первую очередь Н. Ф. Анненского.
Далее, со своей стороны в пользу авторства Плеханова он приводит такие соображения.
1. Так же, как и Д. Кузьмин, видит некоторые текстуальные совпадения или почти совпадения рукописной брошюры «По поводу собрания русской народной партии 6 декабря 1876 г.» с речью Плеханова на демонстрации, а также с ближайшей по времени прокламацией, вышедшей из-под пера Плеханова, «К русскому обществу» (по поводу оправдания В. Засулич).
2. Для написания такого обширного и обстоятельного программного документа нужно было иметь не только желание и талант, но и много времени. Заняться этим мог человек,
24
по необходимости оторванный от живого дела. Именно в таком положении оказался Плеханов на протяжении нескольких недель после Казанской демонстрации.
Несмотря на ряд серьезных аргументов в пользу авторства Плеханова, полемика, ведшаяся в конце 20-х гг., из-за отсутствия фактических данных не привела к установлению определенной точки зрения на вопрос об авторстве рукописной брошюры «По поводу собрания русской народной партии 6 декабря 1876 г.». Но она все же поколебала предположение Э. А. Корольчук об авторстве Н. Н. Хазова. В последующее время в качестве автора (или соавтора вместе с Хазовым) рукописи Ш. М. Левин называл А. Д. Оболешева 37, а П. С. Ткаченко склонялся в пользу авторства А. Д. Михайлова и А. Д. Оболешева 38.
Новый весьма серьезный аргумент в пользу авторства Плеханова приводится в статье молдавского историка В. Гросула «Невыясненный эпизод из биографии Г. В. Плеханова»39. Ссылаясь на воспоминания З. К. Арборе (Ралли), он впервые обратил внимание на слова последнего о том, что в архиве газеты «Работник» сохранилась «статья, кажется, Г. Плеханова, защищающая эту демонстрацию» 40, т. е. Казанскую демонстрацию. Как сообщает Ралли, статья была отдана Плехановым редакции газеты «Работник» во время его первой поездки за границу весной 1877 г., но в газете не появилась. Эту статью вместе с другими материалами Ралли передал в 1926 г в Берлин Б. И. Николаевскому41. Дальнейшая судьба статьи Плеханова, как и других переданных материалов, неизвестна.
К сожалению, в воспоминаниях Ралли не приводится названия статьи Плеханова, но поскольку ко времени первой поездки Плеханова за границу не было известно ни одной работы, принадлежащей его перу, можно думать, что речь идет о статье того же названия, что и рукописная брошюра, т. е. о работе «По поводу собрания русской народной партии 6 декабря 1876 г.».
Со своей стороны нам хотелось бы отметить, что в авторе рукописной брошюры подкупает знание пролетарского движения и обстановки, которая сложилась тогда в рабочем Петербурге. Но ее могли хорошо знать и Хазов и Плеханов, работавшие в рабочих кружках. Чувствуется, что автор придает особое значение движению рабочих в общей массе народа, а это, при отсутствии хорошего знания взглядов Хазова, может говорить в пользу авторства Плеханова.
25
Прокламация (рукописная брошюра) появилась в январе 1877 г., когда Плеханов был еще в России. Он следил за процессом «казанцев», ознакомился с речью товарища прокурора Поскочина, ведшего процесс, читал в январском номере «Вестника Европы» внутреннее обозрение Л. А. Полонского, где высмеивалась демонстрация. Наконец, известно заявление Плеханова, что он не молчал, когда Заичневский критиковал оратора на сходке 8 декабря 42. И так как никто не слыхал его устного выступления в тот день, то, возможно, что речь у Плеханова идет не обязательно об устном выступлении, как полагал, например, Б. Козьмин43,а вообще об ответе критикам Казанской демонстрации. Тогда это дополнительный аргумент в пользу его авторства.
К сожалению, у нас нет документа, по которому можно было судить о взглядах и настроениях Плеханова конца 1876 — начала 1877 г., документа, который вышел бы из-под его пера в то время. А можно ли говорить об авторстве Плеханова на основании известного совпадения взглядов, высказанных в рукописи, с тем, что он писал в 1878 и 1879 гг.,— это вопрос, который требует дополнительного исследования. Впрочем, в свете отмеченного выше факта задача значительно упрощается: требуется только отыскать и подтвердить идентичность или хотя бы общее происхождение статьи, о которой говорит Ралли, и рукописной брошюры, найденной Э. А. Корольчук.
Жизнь нелегального Плеханова до его отъезда за границу подробно описана в воспоминаниях Е. Н. Ковальской. Приехав в Петербург из Харькова после Казанской демонстрации, она вскоре встретилась с Плехановым по его просьбе «Есть ли у вас какая-нибудь квартира? Кажется за всеми нашими следят», — обратился он к ней.
С ним она тотчас отправилась на квартиру студентов, не причастных к «политике», и устроила его под видом своего знакомого из Харькова. На следующий день Плеханов был переведен в другое, более безопасное место — на квартиру студента-медика Владимира Штанге44, а еще через три дня последний устроил его на квартире своей матери, жившей на Васильевском острове. Далее Ковальская, посетившая его в мезонине маленького домика на Васильевском острове, пишет: «Крошечная квартирка блистала чистотой, на окнах — клетки с канарейками, на диване — старушка с каким-то вязанием. Лицо старушки — сама доброта. А Плеханов, как раненый зверь в клетке, мечется из угла в угол — «Надо прос-
26
то скорее уехать в другой город, где люди, а не канарейки!» 45. Плеханову удалось настоять на переезде в Москву. Его устроили на квартире А. С. Пругавина 46 в Петровско-Разумовском.
Тем временем правительству стало ясно, что основные виновники демонстрации скрылись, но оно, естественно, не могло открыто признаться, что арестованные — не те люди, которых оно искало. Поэтому несмотря на суд над участниками Казанской демонстрации, который состоялся в январе 1877 г., продолжались поиски главных организаторов демонстрации.
В начале 1877 г. из одного анонимного письма, написанного провокатором шефу жандармов, стали известны имена видных землевольцев — организаторов демонстрации М. А. Натансона, и Н. Хазова, Г. В. Плеханова. Снова начались аресты
«Как-то поздно вечером, — пишет Ковальская, — ко мне стремительно вбежала первая жена Плеханова, Наталья Александровна Смирнова, и, сильно взволнованная, стала умолять меня немедленно ехать в Москву, уговорить Жоржа отправиться за границу, так как получены сведения, что его уже ищут в Москве» 47. Из воспоминаний Ковальской видно, что не все землевольцы одобряли этот план, в частности, не соглашался с ним А. Д. Михайлов, считавший, что достаточно сменить только город. Видимо, того же мнения был Плеханов. Когда, получив московский адрес Плеханова, Ковальская явилась к нему в Москву, ей пришлось уговаривать его согласиться с мнением жены и ее самой.
Спустя некоторое время она снова увидалась с ним в Петербурге, на этот раз он встретил ее словами: «Ну, пусть будет так; я решил съездить за границу. Не хочется попасться зря, наскочив без всякого дела в какой-нибудь квартире. А попадешься — капут!» 48 Как пишет Ковальская, из-за разногласий с землевольцами Плеханов хотел при переходе границы воспользоваться услугами лавристов. Она уже договорилась с ними, но переезда не состоялось — Плеханова на железнодорожной станции Вильковишки никто не встретил. Удачно ускользнув от жандармов, ехавших с ним в поезде, он возвратился в Петербург49. К этому времени мнение товарищей Плеханова, убедившихся, что за ним усиленно следят, изменилось, и они решили отправить его за границу с помощью А. И. Зунделевича.
Первая эмиграция Плеханова за границу является наи-
27
более бедной документальными материалами частью его биографии, а поэтому и наименее исследованной Известно, что ранней весной 1877 г для того чтобы «замести следы», Плеханов вместе с женой уезжает за границу Его путь лежал от Петербурга до Двинска, далее от Двинска до Ковны и наконец, от Ковны до станции Вильковишки — последней станции перед пограничной станцией Вержболово. Затем нелегальные направлялись за 20 км в сторону от полотна железной дороги в местечко, где жили контрабандисты, занимавшиеся их переправой на прусскую сторону. Плеханов посетил Германию, Францию и Швейцарию.
Знакомство с германской социал-демократией делает его еще более убежденным бакунистом. Правда, знакомство было довольно поверхностным, так как из-за плохого знания немецкого языка Плеханову приходилось вращаться преимущественно среди русских эмигрантов, которые могли только усилить отрицательное отношение к немецкой социал-демократии. Германская социал-демократия в это время действовала в условиях легальности и парламентаризма, добиваясь все большего влияния на рабочий класс объединенной Германии. Ее успехи все больше тревожили правящие круги, и в 1878 г. против социалистов были введены «исключительные законы». Правительство Бисмарка показало свое настоящее отношение к успехам рабочего движения в Германии.
Но за год до этого тактика партии, рассчитанная на политическую деятельность в рамках буржуазного государства, подвергалась критике со стороны анархистов разных стран, в том числе и русских бакунистов. Тогда ее разделял и Г. В. Плеханов. «Мы, бакунисты, — писал Дейч, — обвиняли их в умеренности и аккуратности, в постепеновстве, в культуртрегерстве и в полном отсутствии у них «революционной жилки» 50. Кроме того, в Берлине он познакомился с артелью русских рабочих и написал о ней корреспонденцию в «Русские ведомости» в 1877 г.
Имеются сведения, хотя их нельзя считать вполне достоверными, что, желая заняться наукой, он подумывал о переезде в США. Однако летом 1877 г. обостряется политическое положение во Франции, и он спешит в Париж, чтобы «принять участие в сражениях на баррикадах за республику», оставляя мысль о поездке в Америку51. Но до баррикад дело не дошло. В Париже он встретился с известными революционерами-эмигрантами П. Л. Лавровым и П. Н. Ткачевым. Знакомство, однако, не было близким. Известно также, что в Па-
28
риже Плеханов познакомился с приехавшими в это время туда для связи с Лавровым его приверженцами из России, в частности, будущим известным народовольцем С. Г. Ширяевым, который впоследствии отмечал большую полезность этого знакомства для него 52.
Поездка в Париж, по-видимому, ни в чем существенном не отразилась на Плеханове. «Из сообщений Георгия Валентиновича об этой его поездке, - вспоминает Дейч, - не могу припомнить ничего сколько-нибудь яркого, интересного, - по всей вероятности, ничего такого он тогда и не передавал. Не знаю даже, встречался ли он с французами и посещал ли какие-либо их собрания, - происходи это, он, наверно, рассказывал бы об этом впоследствии по обыкновению живо, ярко, образно, что не могло бы не удержаться в моей памяти» 53.
Зато в Швейцарии произошло событие, которое не могло не оказать ободряющего влияния на молодого бакуниста. В Берне 18 марта 1877 г. в память о Парижской Коммуне и по случаю конгресса Юрской федерации Интернационала произошла манифестация, в которой приняло участие до двух тысяч человек Манифестанты, среди которых были известные участники Парижской Коммуны Арну и Лефрансе, пронесли красное знамя по главной улице города. Плеханов принимал в ней участие вместе с П. А. Кропоткиным, Д. А. Клеменцем, З. К. Арборе (Ралли) 54. Последний позже вспоминал «Манифестация была крайне грубо встречена бернским мещанством, на главной улице города в нас бросали с балконов камни, которые и ушибли некоторых из нас. Процессия из 80 человек с красным знаменем выбралась, наконец, из этой улицы и приблизилась к вокзалу, где была встречена швейцарскими жандармами. С саблями наголо они врезались в нашу толпу с целью отнять красное знамя, которое нес Швицгебель. Небольшая группа окружила, однако, знамя и отбросила жандармов» 55. В результате завязавшейся борьбы было ранено семь манифестантов и пять жандармов. Среди раненых оказался и Ралли, которого пришлось поместить в больницу Всю ночь у его постели были Кропоткин и Плеханов56. Кроме Берна Плеханов побывал и в других местах Швейцарии. Например, известно, что мать получила от него письмо из Цюриха 57.
В целом эмиграция усилила бакунистские тенденции его мировоззрения. Видимо, картины капиталистического Запада как перспектива экономического развития России в будущем
29
удручили молодого бакуниста. В Россию Плеханов вернулся с твердым намерением «погрузиться в гущу народную», т. е. отправиться в «народ» для подготовки восстания»58.
Прибыв в Петербург, по-видимому, не позднее 20-х чисел июня (свидетельство об увольнении из горного институт Плеханов получил 27 июня 1877 г.) и, пробыв некоторое время там, Плеханов в конце июля отправляется в Саратов, где у землевольцев имелось одно из самых крупных поселений.