Воронежского университета, 1990
ОТ АВТОРА
Книга о формировании марксистских взглядов Г. В. Плеханова выходит в необычное время. Пересматриваются политические и духовные ценности, подвергаются критике революционные этапы нашей истории. Прежде всего это относится к важнейшему для нас событию — Октябрьской революции 1917 г., к тем политическим силам, которые действовали тогда, к тем альтернативным возможностям, которые открывались перед Россией после Февральской революции.
Кризис социализма и торжество тоталитарной системы связывают теперь не только со Сталиным, но и с определенными тенденциями в учении Маркса и особенно Ленина. Входит в традицию при анализе достоинств и недостатков теории научного социализма схематично сближать марксизм XIX в и ленинизм эпохи русских революций и рассматривать Ленина в качестве прямого и единственного последователя Маркса и Энгельса без того, чтобы поставить после них их учеников в Германии, Франции и самой России.
Между Марксом и Лениным лежит полоса эволюции марксизма более чем в 20 лет Хорошо известно, что в начале XX в марксизм разделился на два основных направления революционный и реформистский. Если же говорить о международном социалистическом и рабочем движении, то оно и вовсе включало три течения. Правое, приспособлявшее теорию и практику марксизма, как стало видно сейчас, к структурным изменениям в капиталистической экономике и социальным переменам в обществе на рубеже XIX и XX вв. Ортодоксальное, стремившееся сохранить учение Маркса и Энгельса в качестве революционного, однако остававшееся на почве реального и не доводившее марксизм до социального экспериментирования. Наконец, левое, продолжавшее углублять радикальные тенденции первоначального марксизма и все больше обособлявшееся как от реформистов, так и от ортодоксальных последователей Маркса и Энгельса.
|
|
Поэтому когда и заслуги в осуществлении Октябрьской революции 1917 г и вину за построение того «реального социализма», который получил теперь название «бесправовой командно административной государственной системы», стараются приписать вообще марксизму, то на это позволительно привести слева самого Маркса, обращенные к некоторым истолкователям его учения: «Это было бы одновременно и слишком лестно и слишком постыдно для меня». В 1917 г. в России были такие марксисты, которые вполне точно смогли предсказать результаты октябрьско-
3
го эксперимента Плеханов с самого начала указывал на то, что попытка утвердить социализм в России при отсутствии демократических традиций и культуры в условиях хозяйственной разрухи и войны методом насильственных действий революционной партии не может привести ни к чему иному, как к торжеству тоталитарной системы.
|
|
Сегодня нередко приходится читать буквальное повторение мыслей Плеханова 73-летней давности. Так, отмечая, что «опыт социальных преобразований в XX в. показывает высокую эффективность именно реформ, а не кровавых революций», народный депутат СССР С. С. Алексеев говорит: «Может быть, и мы сейчас совсем не думали бы о том, как обеспечить страну необходимыми товарами, если бы с самого начала революции сумели найти общий язык с другими социальными силами, заинтересованными в коренных преобразованиях. И не в этом ли были по-настоящему коренные интересы рабочего класса?». Российских рабочих Плеханов убеждал в этом в 1917 г.
Для выхода из идеологического тупика, в котором мы оказались, необходимо трезво осмыслить революционный процесс второй половины XIX и начала XX в. в России и Западной Европе. Требуется возродить демократические традиции российского революционного движения и руководствоваться ими на практике. Следует пересмотреть наше отношение к истории РСДРП со всеми ее направлениями и фракциями. Немало полезного для усвоения демократических традиций можно взять у лучших представителей меньшевизма.
Переосмысления требует идейное наследие Плеханова. С него начинается наш российский марксизм, его влияние испытали на себе как правое, так и левое крыло российской социал-демократии. В жизни Плеханова больше печалила не критика в его адрес, какой бы жесткой она ни была, а непонимание. Автор видит свою задачу в том, чтобы внести посильный вклад в научную разработку начального периода его биографии.
Часть I. ПЛЕХАНОВ-НАРОДНИК
Глава 1 ФОРМИРОВАНИЕ РЕВОЛЮЦИОННЫХ ВЗГЛЯДОВ
Георгий Валентинович Плеханов происходил из семьи потомственных дворян Тамбовской губернии. Он родился 11 декабря (29 ноября по старому стилю) 1856 г. в имении отца — д. Гудаловке 1 Бутырской волости Липецкого уезда Тамбовской губернии (ныне Грязинский район Липецкой области). На формировании его характера сказалось влияние и отца и матери. От отца, Валентина Петровича, он перенял твердость, усидчивость и трудолюбие, от матери, Марии Федоровны (урожденной Белынской) — женщины чрезвычайно чуткой, доброй и сострадательной к людям, он унаследовал живой интерес к простому народу и горячее желание помочь ему в его нуждах и бедах
В юности на выработку его взглядов, вкусов и привычек оказал влияние брат Митрофан — третий сын Валентина Петровича от первого брака. Военная выправка, принципиальность, упорство в достижении цели и великодушие брата, в 26 лет окончившего академию Генерального штаба,всегда служили Георгию примером для подражания.
Следует сказать также о Софье Валентиновне, по мужу Вечесловой, — второй дочери Валентина Петровича от первого брака. Когда Плеханова, после провала первой типографии «Черного передела» в январе 1880 г., разыскивали на родине, квартира Софьи Валентиновны находилась под непосредственным наблюдением полиции, а она сама подозревалась в «неблагонадежности» 2.
В1868—1873 гг. Плеханов учился в Воронежской военной гимназии. Учитель гимназии известный педагог Н. Ф. Бунаков привил ему любовь к русской литературе. Увлекался Георгий также эволюционной теорией Ч. Дарвина, что способствовало формированию атеистических взглядов.
5
В младших классах гимназии Плеханов прекрасно учился и получал награды. Но в старших классах увлечение чтением, а также тяга к естественным наукам заставляли его меньше внимания обращать на школьные предметы. Гимназию он окончил хотя и по первому разряду, дававшему право на поступление в военные училища без экзаменов, но только десятым по успеваемости выпускником. В детстве его прельщала мысль стать выдающимся полководцем и другом солдат. Но уже в гимназии его начал мучить вопрос, который был изложен им следующим образом: «Русский военный присягает служить царю и отечеству… Но как поступить военным в том случае, когда интересы царя расходятся с интересами отечества? Подобный случай не предусмотрен формулой присяги, но самый простой здравый смысл говорит, что когда он имеет место, честь обязывает представителей военного сословия идти против царя на защиту отечества» 3. Ответ на поставленный здесь вопрос был дан им несколько позже, в ноябре 1873 г., когда он покинул Константиновское военное училище и вообще расстался с военной карьерой. К такому решению он был подготовлен всем ходом своего умственного развития за время пребывания в Воронежской военной гимназии.
|
|
В 1873 г началось массовое «хождение в народ». Л Г. Дейч отмечал, «то непосредственной причиной разрыва Плеханова с военной карьерой стали многочисленные аресты, происходившие в то время. Принадлежа к «военному сословию», Плеханов сознавал, что не может выполнить того, что падает на долю армии.
К концу 1873 г. он — в Гудаловке, где усиленно готовится к вступительным экзаменам. Сначала он собирался поступать в Медико-хирургическую академию, но затем изменил свои планы и 22 августа 1874 г. подал прошение в Петербургский горный институт. Первый год пребывания в горном институте прошел в напряженной учебе, приносившей, по-видимому, удовлетворение молодому студенту. Он уверен- но и легко сдавал переходные экзамены и «своими ответами нередко изумлял профессоров»4. По итогам учебного года ему была назначена Екатерининская стипендия.
С осени 1875 г. Плеханов начинает втягиваться в революционную работу. Хотя занятия в горном институте не были прекращены, Плеханов уделял им все меньше внимания. В весеннюю сессию 1876 г. он сдал не все экзамены, из-за чего не был переведен на III курс.
|
|
6
С конца 1875 г. можно проследить процесс формирования революционных взглядов Плеханова, приведший его на позиции бунтарства и бакунизма. Еще со школьной скамьи он находился под влиянием произведений Белинского, Чернышевского, Добролюбова и Некрасова. Увлекали его также идеи Писарева, что в известной мере сказалось на выборе профессии. В военной гимназии ему вначале больше нравилась литература, затем заинтересовали естественные науки, особенно теория Дарвина, наконец, в горном институте его любимым предметом стала химия. Помимо этого на первом году обучения в институте он пережил, по-видимому, некоторое увлечение нигилизмом, что нашло отражение в его «протестах против щегольства», о чем известно из воспоминаний его младшей сестры К. В. Плехановой. Глухое упоминание об этом периоде можно найти в его произведениях.
Для понимания его настроений было бы интересно знать, принимал ли Плеханов участие в студенческих волнениях 1874 и 1875 гг., охвативших ряд высших учебных заведений Петербурга, в том числе и горный институт? Если даже и нет, как полагают некоторые исследователи на основании характеристики, выданной из горного института в 1876 г., то и тогда нельзя сбрасывать со счетов их влияние на рост его революционных настроений.
2 ноября 1874 г., как сообщал В. М. Гаршин в письме к матери, состоялась сходка студентов в связи с исключением из института около десяти человек за неуплату денег за учебу. Они выработали ряд требований. Для успокоения студентов явился сам министр внутренних дел Валуев. 4 ноября сходка повторилась с более серьезными последствиями. Были закрыты второе отделение I курса, II и III курсы, исключено более 200 человек, выслано по этапу 180 человек5. Только 27 ноября возобновились занятия на опальных курсах. Гаршин писал матери, что обошлось благополучно, только десять человек исключены безвозвратно 6.
Под бдительным наблюдением начальства студенты находились и в 1875 г. Так, в письме от 15 октября 1875 г. Гаршин пишет: «В институте новые порядки: дают правила и заставляют подписываться в исполнении их... 7 § правил гласит: «всякое корпоративное движение студентов безусловно воспрещено»7, а в письме от 16 сентября 1876 г. сообщает: «У нас в институте строгости. Наблюдают за посещением лекций и тому подобное»8. Впрочем, в это время Плеханов уже прекратил занятия в институте.
7
Оказало влияние на Плеханова, как отмечено выше, «хождение в народ», продолжавшееся и в 1874 г. Если вначале оно явилось для молодого юнкера важным звеном в цепи причин, заставивших порвать с военной карьерой, то постепенно его заинтересовала идейная сторона движения. В этой связи особый интерес представляет указание на то, что вначале по своим воззрениям он принадлежал к лавристам 9. Действительно, изучение периода его жизни начиная с поступления в Константиновское военное училище и кончая осенью 1875 г. позволяет считать это утверждение не лишенным основания.
Известны слова Плеханова, обращенные к П. Л. Лаврову в 1881 г.: «С тех самых пор, как во мне начала пробуждаться «критическая мысль», Вы, Маркс и Чернышевский были любимейшими моими авторами, воспитывавшими и развивавшими мой ум во всех отношениях» 10. Л. Г. Дейч объяснял эти слова влиянием «особенного настроения» 11, вызванного чувством признательности и благодарности П. Л. Лаврову за его заботу и участие во время пребывания Плеханова в Париже в 1880—1881 гг.
Напротив, Б. Н. Козьмин, хотя и с оговорками, считал, что Плеханов «был вполне искренен, когда писал это письмо», но связывал слова Плеханова со временем его «идейной близости к Лаврову» 12, т. е. с концом 1881 — началом 1882 г. Вопрос, однако, в том, к какому времени следует отнести начало пробуждения «критической мысли» Плеханова? Ясно, что его нельзя датировать 1881—1882 гг., как это делает Козьмин. В это время заканчивалась выработка марксистского мировоззрения Плеханова. Нельзя его приурочивать также к землевольческому периоду, и Козьмин пишет об этом, так как хорошо известно, что отношение Плеханова-землевольца к лавристам было резко отрицательным. Следовательно, влияние Лаврова (а точнее, его произведений) на Плеханова могло иметь место во время выбора революционного пути.
Некоторые авторы, писавшие позже, считали, что идеями М. Бакунина и П. Лаврова Плеханов увлекался одновременно 13. Однако это противоречит тому, что нам известно о Плеханове. Есть основание считать, что наибольшее увлечение идеями Лаврова приходится у Плеханова на раннюю осень 1875 г., когда чтение «Исторических писем» было чуть ли не общим увлечением студентов горного института 14. «Они имели почти такой же успех, как самые значительные сочинения
8
автора «Что делать?» — писал Плеханов об «Исторических письмах», — П. Л. Лавров приобрел огромную популярность. Наша передовая молодежь с удовольствием, не чуждым удивления, увидела в нем революционера. И когда, по прошествии нескольких лет, он, бежав из ссылки за границу, приступил к изданию периодического издания «Вперед!», у него между молодыми революционерами было немало верных друзей и горячих последователей» (т. 9, с. 6). Хотя нет достаточных оснований считать, что Плеханов когда-либо был убежденным лавристом, тем не менее в указанное время он ближе стоял к лавристам, нежели к бакунистам. В этом нет ничего удивительного, если учесть, что такой путь прошли многие известные бунтари.
Для того чтобы примкнуть к стану лавристов, а тем более разделять их взгляды, можно было, не зная народа, запастись только социалистическими идеалами: бакунисту же требовалось хотя бы поверхностное знание крестьянства, его обычаев, верований и т. д. Бакунистами поэтому становились прежде всего практики, люди, побывавшие в народе; лавристами же — люди, воодушевленные идеей служения народу, прочитавшие социалистическую книгу, слышавшие пропагандистскую речь в кружке, и т. д. Если южан практика сделала бунтарями, то северяне пришли к тому же через «хождение в народ». Г. В. Плеханов, как известно, в «народ» не ходил и несмотря на то, что вырос в деревне, по его собственному признанию, крестьянства не знал 15. Поэтому тем, кто знал тогда Плеханова, его первые выступления в студенческой среде, а до этого среди юнкеров и даже слушателей академии Генерального штаба, где учился его старший брат Митрофан, вполне могли дать основание считать ею лавристом.
С осени 1875 г. Плеханов поселился на квартире «у добродушной чухонки», описанной им в воспоминаниях «Русский рабочий в революционном движении». В этой квартире (Кронверкский проспект, д. 67, кв. 8), по данным Е. Карпова, он проживал с ноября 1875 г. 16, по данным Э. Корольчук, — с 20 января 1876 г. по 1 июня того же года 17. В квартире, состоявшей, как пишет Дейч, из трех комнат, кроме Плеханова вначале жили студенты Е. П. Карпов 18, М. А. Гриценко 19 и студентка-медичка Н. А. Смирнова, ставшая потом женой Плеханова. Затем вместо Карпова и Гриценко, по всей вероятности, с середины зимы в квартире поселился В. И. Успенский — студент-медик. Через Успенского, своего това-
9
рища по гимназии, с Плехановым в начале 1876 г. познакомился О. В. Аптекман.
С этого времени Плеханов становится участником многочисленных тогда студенческих сходок, на которых обсуждались волновавшие молодежь вопросы: о «знании и революции», «хождении в народ», пропаганде, агитации и т. п. (т. 1, с. 151). Определяются его взгляды: он не только симпатизирует бунтарям, но и сам становится бакунистом. Однако, по видимому, ко времени его знакомства с рабочим С. Митрофановым (конец 1875 г.) процесс становления не закончился полностью. На это наводит мысль о том, что, если бы сам Плеханов был убежденным бакунистом, Митрофанову незачем было бы энергично отстаивать бунтарство в первом же разговоре с ним (см т. 3, с 127). Но уже после известной сходки рабочих на его квартире 12 февраля 1876 г.20, описывая впечатление, оставленное знакомством с рабочим Г. (А. Е. Городничий), тянувшимся к книге, Плеханов определенно указывает, что «был сильно проникнут тогда бунтарскими взглядами, а у бунтарей излишнее пристрастие к книге считалось недостатком» (т 3, с. 131).
К осени и зиме этого года Дейч относит знакомство Плеханова с уцелевшими после разгрома 1874—1875 гг. революционерами. У Плеханова завязываются знакомства с кружком М. А Натансона, в котором тогда были А. П. Боголюбов (А. С. Емельянов), А. А Квятковский, М. Р. Попов, А. А. Хотинский, В А. Осинский, А Д. Михайлов и др., близко к кружку стояли известные на юге И. Ф. Фесенко и Дмитрий Лизогуб.
Существует две версии того, как и через кого познакомился Плеханов с кружком Натансона. В свое время П. Б. Аксельрод писал, что, остановившись как-то зимой 1875— 1876 гг. на квартире, где жил Плеханов, он обратил внимание народников на студента горного института, увлекавшегося химией и желавшего усовершенствоваться в ней за границей. Аксельрод усиленно рекомендовал Плеханову заняться революционной деятельностью и представил кружку Натансона21. Независимо от Аксельрода такого же взгляда придерживался О. В. Аптекман, который по этому поводу писал: «Толкнул его на этот путь (сближения с народниками и петербургскими рабочими. — А. Б.) активно П. Б Аксельрод, ночевавший у него во время пребывания его в Петербурге зимою 75—76 гг. Плеханов сам продиктовал мне следую-
10
щую характеристику Аксельрода: «Он поразил меня своею беззаветною преданностью революции» 22.
Другой точки зрения придерживался Л. Г. Дейч. Ссылаясь на воспоминания самого Плеханова, он отмечал, что сближение с кружком Натансона произошло у Плеханова через рабочих и студентов, в частности, через студентов Медико-хирургической академии братьев Воскресенских и рабочего С. Митрофанова, с которым первые познакомили Плеханова 23.
По существу, разногласия сводились не к отрицанию фактов, действительно имевших место, а к различию в трактовке идейного развития юноши Плеханова. Первая точка зрения исходит из того, что влияние Аксельрода было решающим, явилось переворотом в судьбе Плеханова, вторая предполагает известную эволюцию его взглядов
Нужно заметить, что Плеханов легко не отказывался от
своих убеждений, даже если начинал замечать их несостоя-
тельность. Влияние отдельных лиц могло иметь место в вы
боре революционного пути, но оно не было решающим. Каким
бы ни считать воздействие Аксельрода, к тому времени уже
известного и влиятельного среди молодежи бакуниста, Пле-
ханов, как сказано выше, был уже подготовлен к восприятию
взглядов «апостола анархии» самостоятельно. Тот факт, что
Аксельрод попал на квартиру Плеханова, говорит о том, что
натансоновцы вполне ему доверяли и его незачем было пред-
ставлять Аксельроду.
В свою очередь Дейч подчеркивал большое влияние, оказанное на Плеханова Иваном Федоровичем Фесенко. Надо иметь в виду, что Аксельрод в то время производил впечатление на молодежь, с которой встречался, «не своим развитием, начитанностью, которые были у него довольно скромных размеров, а почти исключительно своей глубокой фанатической верой в близкое торжество добра, справедливости и т. п. добродетелей» 24. Фесенко же, наоборот, в отличие от многих бунтарей-бакунистов был довольно начитан, основательно ознакомился с «Капиталом» К. Маркса и даже, по словам Дейча, «непочтительно относился к авторитету Бакунина» 25. Его влияние на развитие Плеханова должно было быть большим, чем Аксельрода. Дейч писал: «Несомненно, что, главным образом, Фесенко, восторженно отзывавшийся мне и другим о дарованиях Плеханова, возбудил у него интерес к политической экономии вообще и к «Капиталу» Марк-
11
са, — в частности; он же привлек Георгия Валентиновича к занятиям с рабочими» 26.
Если уж говорить о влиянии отдельных представителей революционного народничества на Плеханова, то первым пропагандистом, о котором имеются сведения в литературе, как об оказавшем влияние на юношу Плеханова, был А. И. Прозоровский 27. По воспоминаниям сестры Плеханова Клавдии Валентиновны, их мать считала, что Прозоровский «познакомил» ее сына «с революционными идеями», когда тот по пути в Петербург осенью 1874 г. заезжал к сестре в Тамбов. Здесь нужно отметить, что во второй половине июня того года Тамбов по пути в Саратов посетил Д. М. Рогачев, который оставил кружку тамбовской молодежи, группировавшейся вокруг Н. С. Никифорова, нелегальную литературу для народа, полученную им из типографии И. Н. Мышкина в Москве. К кружку Никифорова принадлежал и Прозоровский. Поэтому возможно, что знакомство с революционными идеями, о котором упоминала мать, заключалось в ознакомлении Плеханова с книжками для народа, полученными от Рогачева. Правда, О В Аптекман отрицал возможность такого влияния, но это может говорить о том, что ко времени знакомства Аптекмана с Прозоровским (конец 1876 — начало 1877 г.) последний начал отходить от революционного движения. Однако и после 1879 г. Прозоровский находился под наблюдением полиции и даже в начале 1880 г. был арестован.
Сходка рабочих на квартире Плеханова 12 февраля 1876 г. не осталась незамеченной III отделением. В марте Плеханов вместе с В. И. Успенским был первый раз арестован. В квартире, где он проживал, был произведен обыск. В справке III отделения, составленной по этому поводу, говорилось, что «у них обоих был недавно обыск, взяты были под арест и после опроса освобождены. После того оба присмирели, и собрания у них прекратились» 28.
Рабочим пришлось перенести свои сходки в другое место — на Васильевский остров, а с наступлением тепла — и за город. С тех пор Плеханов не прекращал посещать их, приняв только меры предосторожности. В воспоминаниях С. К. Волкова, активного участника рабочего движения 70-х гг., говорится, в частности, о большой сходке рабочих, состоявшейся на острове Финского залива, где он впервые познакомился с Плехановым 29.
Таким образом, конец 1875 и начало 1876 г. были переломными в судьбе Плеханова. Он начинает принимать ак-
12
тивное участие в революционном движении и прежде всего включается в пропаганду среди петербургских рабочих. Позже он вспоминал: «Видя, как заинтересовало меня «рабочее дело», бунтари приняли меня в свой кружок, так что «занятия с рабочими» стали с тех пор моей революционной обязанностью» (т. 3, с 132).
В числе первых рабочих, с которыми занимался Плеханов, был известный П. А. Моисеенко, один из организаторов Морозовской стачки 1885 г., впоследствии большевик. Его воспоминания показывают, какое большое влияние оказывал молодой 19-летний студент на рабочих: «Придя однажды к Плеханову, я ему изложил свое мнение насчет чтения. Он вполне одобрил и предложил мне совместно читать «Податной вопрос» Шелгунова. Тов. Плеханов разъяснял непонятные места и так увлекательно, что мы за весь вечер прочли всего лишь одну-две страницы. Но для меня это было открытие: я начал читать и мыслить совсем не так, как прежде»30.
То было время, когда закончился первый этап революционного народничества — период «хождения в народ». Он показал, что крестьянин не такой уж прирожденный социалист, как полагали отправлявшиеся в деревню энтузиасты из разночинной молодежи и студенчества. Крушение надежд, связанных с попыткой путем пропаганды социалистических идей среди простого народа добиться утверждения социального идеала и воплотить, по выражению П. Л. Лаврова, в общественных формах истину и справедливость, приводит к первой критике народниками своей программы и тактики. Как это бывает вначале, критика направляется прежде всего на методы и формы своей деятельности
В результате было признано необходимым, во-первых, ограничить программу социалистических требований до уже имеющихся в народе общественных идеалов. Это была своего рода программа-минимум, претворение в жизнь которой брала на себя революционная организация. Что касается осуществления принципов социализма в их полном объеме, то надеялись, что со временем крестьяне «сами себя устроят», т. е., выражаясь словами Плеханова, от коллективизма владения постепенно перейдут к коллективизму труда.
Во-вторых, поскольку вера в социалистические инстинкты крестьянства осталась, то полагали, что задача революционеров по преимуществу должна сводиться не к абстрактной пропаганде социалистических идей, а к устранению тлетворного влияния самодержавной бюрократии и чиновничест-
13
ва и передаче помещичьей земли крестьянам посредством всеобщего народного восстания (бунта). Поэтому пропаганда социализма была подчинена агитации на почве имеющегося у крестьян недовольства существующим строем
И, в-третьих, было признано поставить дело организации во всероссийском масштабе и по возможности объединить разрозненные кружки на основе общей программы и устава
Так сложилось народничество (в узком смысле слова), ставшее теоретической основой организации «Земля и воля» и в разработке которого несколько позже активное участие принял Плеханов.
Весна и лето 1876 г. в Петербурге были отмечены ростом революционных настроений среди молодежи и студенчества, вызванных возмещением многочисленными арестами и подготовкой к большому процессу «по делу о преступной пропаганде в империи». Сотни и тысячи матерей оплакивали своих детей, попавших в казематы III отделения. Настроения обострялись фактами жестокого обращения с заключенными, заполнившими дом предварительного заключения 3 марта во время похорон замученного там длительным тюремным заключением студента П. Чернышева состоялась внушительная демонстрация с участием более 2 тыс. человек Демонстрация произвела большое впечатление. Плеханов писал о многочисленных революционных сходках, происходивших с того времени в Петербурге (см. т. 24, с. 93) В этой обстановке у рабочих и ведших среди них пропаганду студентов созрела идея подготовить и провести демонстрацию, которая стала известна позже как Казанская политическая демонстрация.
В это время, в конце лета 1876 г, состоялся последний приезд Плеханова на родину. Из-за активного участия в под готовке демонстрации, которой, по его словам, рабочие «бредили» с весны 1876 г., он не смог приехать раньше. Кроме того, его студенческим билетом, дававшим право на льготный проезд по железной дороге, воспользовался Л. Г. Дейч, нелегально останавливавшийся у него на квартире в мае 1876 г. Билет был возвращен им через М. Ф. Фроленко только к концу лета.
В Липецк Плеханов приехал вместе с Н. А. Смирновой, ставшей уже его женой, и приятелем медиком К. П. Солярским31. О последнем приезде брата домой К. В. Плеханова вспоминала, что он с приятелем совершал длительные прогулки по окрестностям Липецка, любуясь красивыми вида-
14
ми Каменного лога, долины р. Воронеж, городскими парками и садами. На прогулки часто брали брата и младших сестер, которым Жорж рассказывал интересные истории и при случае экзаменовал. В Липецке его привлекали рабочие, с которыми он встречался, в Гудаловке, куда выезжала семья, крестьяне, с которыми он работал на полях и которым помогал в тушении деревенских пожаров.
Мария Федоровна видела перемены, происшедшие в сыне. В этот раз его меньше интересовали книги, а когда ему пришлось читать Евангелие, он читал его так, словно подготавливал мать к той дороге, которую выбрал. Материнское сердце догадывалось, о чем идет речь. Мария Федоровна пыталась отговаривать сына, но понимала, что это бесполезно.
Больше уже на родине — в Гудаловке и Липецке — Плеханову бывать не довелось. После Казанской демонстрации он переходит на нелегальное положение и появляться в местах, где его знали, было опасно. Но на всю жизнь ему запомнились родные места, где он появился на свет, провел свое детство, где впервые зародились в его душе прекрасные юношеские мечты.