Экзаменационный БИЛЕТ №8

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №1

Вопрос (20 баллов)

Платон и Аристотель: различные варианты решения проблемы идеального

Вопрос (20 баллов)

Проблема сущности человека. Сущность и существование: что первично в отношении человеческого бытия?

Вопрос (20 баллов)

В диалоге Платона «Пир» можно прочитать следующее: «Из богов никто не занимается философией и не желает стать мудрым, поскольку боги и так уже мудры; да и вообще тот, кто мудр, к мудрости не стремится. Но не занимаются философией и не желают стать мудрыми опять-таки и невежды. Ведь тем-то и скверно невежество, что человек и не прекрасный, и не совершенный, и не умный вполне доволен собой».

В каком отношении к мудрецам и невеждам находятся философы, согласно Платону? Согласны ли Вы с данной точкой зрения?
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №2


Вопрос (20 баллов)

Философская мысль Древней Индии: основные проблемы, категории и школы

Вопрос (20 баллов)

Биоэтика. Правовые и моральные аспекты проблемы эвтаназии

Вопрос (20 баллов)

Л. Фейербах утверждал: «Вера по существу партийна. Кто не за Христа, тот против Христа. Либо за меня, либо против меня. Вера знает только врагов или друзей; она не может быть беспристрастной; она имеет в виду только себя. Вера по существу нетерпима – по существу потому, что вера тесно связана с иллюзией, будто её дело есть дело бога, её честь есть честь бога».

Согласны ли Вы с мнением автора о том, что религиозная вера сущностно нетерпима? При каких условиях возможно мирное сосуществование людей с различными религиозными убеждениями?



ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №3

Вопрос (20 баллов)

Г.В. Лейбниц: учение о монадах и теодицея

Вопрос (20 баллов)

Философия права: ключевые проблемы и варианты их решения. Методология юридического познания

Вопрос (20 баллов)

В. Франкл писал: «В тот момент, когда я формирую свою судьбу, я как личность формирую характер, которым я обладаю. В результате формируется личность, которой я становлюсь.

Что же это, однако, означает, как не то, что я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю».

Согласно мнению В. Франкла, сущность предшествует существованию или существование сущности? Для какого направления мысли характерна соответствующая позиция?



ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №4

Вопрос (20 баллов)

Нигилизм, имморализм, антихристианство Ф. Ницше. Возможные интерпретации идей сверхчеловека и воли к власти

Вопрос (20 баллов)

Коллективное бессознательное и методы использования его возможностей

Вопрос (20 баллов)

Ж.-П. Сартр утверждает: «Когда мы говорим, что человек сам себя выбирает, мы имеем в виду, что каждый из нас выбирает себя, но тем самым мы также хотим сказать, что, выбирая себя, мы выбираем всех людей. Действительно, нет ни одного нашего действия, которое, создавая из нас человека, каким мы хотели бы быть, не создавало бы в то же время образ человека, каким он, по нашим представлениям, должен быть. Выбрать себя так или иначе означает одновременно утверждать ценность того, что мы выбираем, так как мы ни в коем случае не можем выбирать зло».

Почему, выбирая определённые ценности и действия, мы делаем выбор и за других людей? Можно ли добиться хотя бы относительной автономии и следует ли к этому стремиться?



ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №5

Вопрос (20 баллов)

Рационализм кантовской этики. Априорный характер морального закона, нравственный долг и свобода человека

Вопрос (20 баллов)

Проблема выбора оснований для построения иерархии ценностей. Почему в различные культуры задают разные ценностные ориентиры?

Вопрос (20 баллов)

Н.А. Бердяев пишет: «Как понять отношение между философией и наукой, как разграничить их сферы, как установить между ними конкордат*? Совершенно недостаточно определить философию как учение о принципах или как наиболее обобщенное знание о мире, как о целом, или даже как учение о сущности бытия. Главный признак, отличающий философское познание от научного, нужно видеть в том, что философия познает бытие из человека и через человека, в человеке видит разгадку смысла, наука же познает бытие как бы вне человека, отрешенно от человека. Поэтому для философии бытие есть дух, для науки же бытие есть природа».

Установить конкордат – согласовать, соотнести.

Возможны ли философия природы и науки о человеке, если признать точку зрения Н.А. Бердяева истинной? Ответ обоснуйте.



ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №6

Вопрос (20 баллов)

Философия эпохи эллинизма: общая характеристика и главные школы 2 вопрос (20 баллов)

Основные теории возникновения государства и права. Право как система, взаимосвязь элементов правовой системы

Вопрос (20 баллов)

М. Фуко писал: «В самом деле, что такое сегодня философия – я хочу сказать: философская деятельность, – как не критическая работа мысли над самой собой?»

Какие функции выполняет философия в качестве «критической работы мысли над самой собой»? Почему философия зачастую плодотворно развивается в периоды общественных кризисов?



ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №7

Вопрос (20 баллов)

Социальная и гносеологическая тематика в трудах Т. Гоббса и Дж. Локка

Вопрос (20 баллов)

Концепция географического детерминизма: аргументы «за» и «против»

Вопрос (20 баллов)

Д. Юм писал: «Я решаюсь утверждать относительно остальных людей, что они суть не что иное, как связка или пучок различных восприятий, следующих друг за другом с непостижимой быстротой и находящихся в постоянном течении, в постоянном движении. Наши глаза не могут повернуться в глазницах без того, чтобы не изменились наши восприятия. Наша мысль еще более изменчива, чем зрение, а все остальные наши чувства и способности вносят свою долю в эти изменения, и нет такой душевной силы, которая оставалась бы неизменно тождественной, разве только на одно мгновение».

Совместима ли позиция Д. Юма с представлениями о такой характеристике человека, как личность? Свой ответ аргументируйте.

6) Французский учёный и мыслитель Б. Паскаль полагал: «Не в Монтене, а во мне самом содержится все, что я в нем вычитываю».

Как Вы полагаете, существует ли критерий, позволяющий отделить смыслы, который изначально стремился выразить в тексте автор, от «вложеннных» в него читателем? Если да, то какой? Если нет, то почему?



ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №8

Вопрос (20 баллов)

Атомизм Левкиппа и Демокрита и Эпикура: расхождения в вопросе о детерминированности движения атомов

Вопрос (20 баллов)

Цивилизационный и формационный подходы к истории, преимущества и недостатки каждого из них

Вопрос (20 баллов)

И. Кант утверждал: «В ряду целей человек (а с ним и всякое разумное существо) есть цель сама по себе, т.е. никогда никем (даже богом) не может быть использован только как средство, не будучи при этом вместе с тем и целью, что, следовательно, само человечество в нашем лице должно быть для нас святым, так как человек есть субъект морального закона, стало быть, того, что само по себе свято, ради чего и в согласии с чем нечто вообще может быть названо святым».

Что «освящает» человека и человечество в глазах И. Канта? Может ли, согласно его позиции, быть святым умалишённый?




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: