Экзаменационный БИЛЕТ №16

Вопрос (20 баллов)

Метод универсального сомнения, представления о познании и психофизическая проблема в учении Р. Декарта

Вопрос (20 баллов)

Личность с точки зрения различных философских и психологических подходов

Вопрос (20 баллов)

Э. Фромм, описывая экзистенциальные ориентации на обладание и бытие, обращался за примерами и к студенческой жизни.

Мыслитель утверждает: «У студентов, для которых обладание является главным способом существования, нет иной цели, как придерживаться того, что они «выучили», – либо твердо полагаясь на свою память, либо бережно сохраняя свои конспекты».

Студентов, ориентированных на бытие, Э. Фромм описывает следующим образом: «Они ранее уже размышляли над проблемами, которые будут рассматриваться в лекции, у них в связи с этим возникли свои собственные вопросы и проблемы. Они уже занимались данной темой, и она интересует их. Они не пассивные вместилища для слов и мыслей, они слушают и слышат, и, что самое важное, получая информацию, они реагируют на нее активно и продуктивно. То, что они слышат, стимулирует их собственные размышления».

Как Вам представляется, современная система образования ориентирует студентов на обладание или на бытие? Ответ обоснуйте.



ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №17

Вопрос (20 баллов)

Проблема соотношения разума и веры в трудах представителей патристики и схоластики

Вопрос (20 баллов)

Проблема свободы воли и её этическое значение. Совместимы ли последовательный детерминизм и свобода?

Вопрос (20 баллов)

В. Франкл полагает: «Свобода предполагает ограничения, основывается на них. Психика зависит от инстинкта, существование – от материи. Но эта зависимость особого рода. Человек всегда превосходит землю, по которой идет, земля нужна ему лишь постольку, поскольку он может от нее оттолкнуться, использовать как трамплин. Если бы нам надо было дать определение человеку, мы бы сказали, что человек представляет собой существо, освободившее себя от всего, что его определяло (определяло как биологический, психологический и социологический тип), другими словами, это существо, которое превосходит все эти детерминанты – либо побеждая их и формируя их по-своему, либо намеренно подчиняясь им».

В чём, согласно мнению автора, заключается сущностная черта человека? Можно ли сказать, что человек свободен не от ограничений, а благодаря ограничениям?.



ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №18

Вопрос (20 баллов)

Монизм, пантеизм и рационализм Б. Спинозы

Вопрос (20 баллов)

Коллективизм и индивидуализм как ценностные ориентации, социокультурный фактор их формирования

Вопрос (20 баллов)

Ж.-П. Сартр утверждает: «Если существование действительно предшествует сущности, то человек ответствен за то, что он есть. Таким образом, первым делом экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование».

Разделяете ли Вы позицию Ж.-П. Сартра? Любой ли сущности может предшествовать любое существование? Если нет, всегда ли человек полностью ответственен за то, что он собой являет?



ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №19

Вопрос (20 баллов)

«Коперниканский переворот» И. Канта, его учение о познании

Вопрос (20 баллов)

Познание и творчество как виды деятельности, их соотношение. Специфика научного творчества

Вопрос (20 баллов)

Э. Фромм пишет: «Каждый человек искренне убежден, что он – это «он», что его мысли, чувства и желания на самом деле принадлежат «ему». Но хотя среди нас встречаются и подлинные личности, в большинстве случаев такое убеждение является иллюзией, и притом иллюзией опасной, ибо она препятствует ликвидации причин, обусловивших такое положение».

Какова сущностная черта личности в соответствии с суждениями автора? Можете ли Вы предложить критерий проверки психических феноменов «на аутентичность»?



ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №20

Вопрос (20 баллов)

Антропологическая революция в древнегреческой философии. Софисты и Сократ

Вопрос (20 баллов)

Мышление и язык, опосредованность мышления знаками. Может ли машина мыслить: аргументы «за» и «против»

Вопрос (20 баллов)

В связи с этическими воззрениями И. Канта Ф. Шиллер написал следующую эпиграмму:

Ближним охотно служу, но – увы! – имею к ним склонность.

Вот и гложет вопрос: вправду ли нравственен я?

Нет тут другого пути: стараясь питать к ним презренье

И с отвращеньем в душе, делай, что требует долг!

 

Какая черта кантовской этики стала объектом иронии? Как Вы её оцениваете? Ответ аргументируйте.



ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №21

Вопрос (20 баллов)

Проблема универсалий и её значение для средневековой философии

Вопрос (20 баллов)

Движение и покой, их роль в различных учениях о бытии. Эволюция представлений о движении

Вопрос (20 баллов)

Ф. Бэкон писал: «Те, кто занимался науками, были или эмпириками или догматиками. Эмпирики, подобно муравью, только собирают и довольствуются собранным. Рационалисты, подобно пауку, производят ткань из самих себя. Пчела же избирает средний способ: она извлекает материал из садовых и полевых цветов, но располагает и изменяет его по своему умению. Не отличается от этого и подлинное дело философии».

В чём, согласно Ф. Бэкону, заключается «подлинное дело философии»? Согласны ли Вы с его оценкой назначения философского творчества?



ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №22

Вопрос (20 баллов)

Космологическая проблематика в античной философии

Вопрос (20 баллов)

Сознание и бессознательное: что в большей степени определяет психическую жизнь человека?

Вопрос (20 баллов)

К. Маркс и Ф. Энгельс полагали: «История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов.

Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и

подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов».

Как Вы полагаете, применимы ли к современному обществу представления о классовой борьбе? В чём заключаются сильные и слабые стороны марксистского подхода к истории?




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: