Экзаменационный БИЛЕТ №23

Вопрос (20 баллов)

Субъективный идеализм Дж. Беркли и радикальный скептицизм Д. Юма

Вопрос (20 баллов)

Психофизическая проблема: сущность и основные варианты решения, диалог философии и психофизиологии

Вопрос (20 баллов)

Р. Декарт писал: «Итак, будем считать, что душа имеет свое местонахождение преимущественно в маленькой железе, расположенной в центре мозга, откуда она излучается (rayonne) во все остальное тело посредством духов, нервов и даже крови, которая, принимая участие в действии духов, может разнести их по артериям во все члены».

Уместно ли, с Вашей точки зрения, приписывать душе (идеальному объекту) пространственные характеристики и способность воздействовать на материю?



ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №24

Вопрос (20 баллов)

Антропологический материализм и сенсуализм Л. Фейербаха

Вопрос (20 баллов)

Различные концепции истины, их сильные и слабые стороны и границы применимости

Вопрос (20 баллов)

Аристотель утверждал: «Человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств, живет вне государства, – либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек; его и Гомер поносит, говоря «без роду, без племени, вне законов, без очага», такой человек по своей природе только и жаждет войны; сравнить его можно с изолированной пешкой на игральной доске».

Согласны ли Вы с мнением автора? Не является ли его позиция результатом социокультурной обусловленности? Ответ аргументируйте.



ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №25

Вопрос (20 баллов)

Эмпирическая методология Ф. Бэкона и его учение об идолах познания

Вопрос (20 баллов)

Пространство и время: различные точки зрения по вопросу об их природе и соотношении

Вопрос (20 баллов)

В. Франкл утверждал: «Как часто мы слышим доводы о том, что смерть в конечном итоге делает жизнь полностью бессмысленной. Что в конце концов все творения человека не имеют смысла, коль скоро смерть разрушает их. Так действительно ли смерть лишает нашу жизнь смысла? Напротив! Ибо что бы являла собой наша жизнь, будь она бесконечна? Если бы мы были бессмертны, мы бы спокойно могли откладывать каждый свой поступок на какое угодно время».

Как Вы полагаете, факт конечности жизни придаёт ей смысл или обесценивает все усилия человека? Ответ аргументируйте.



ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №26

Вопрос (20 баллов)

Дискуссия славянофилов и западников об историческом пути России

Вопрос (20 баллов)

Эстернализм и интернализм. Влияние социокультурного контекста на развитии науки.

Вопрос (20 баллов)

Блаженный Августин так рассуждает о проблеме времени: «Что же такое время? Если никто меня об этом не спрашивает, я знаю, что такое время; если бы я захотел объяснить спрашивающему – нет, не знаю. Настаиваю, однако, на том, что твердо знаю: если бы ничто не проходило, не было бы прошлого времени; если бы ничто не приходило, не было бы будущего времени; если бы ничего не было, не было бы и настоящего времени. А как могут быть эти два времени, прошлое и будущее, когда прошлого уже нет, а будущего еще нет? и если бы настоящее всегда оставалось настоящим и не уходило в прошлое, то это было бы уже не время, а вечность; настоящее оказывается временем только потому, что оно уходит в прошлое».

Августин придерживается линейной концепции времени. Что могло бы измениться в его выводах, если бы он, подобно античным мыслителям, рассматривал время как циклический процесс?



ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №27

Вопрос (20 баллов)

Иррационализм, волюнтаризм и пессимизм А. Шопенгауэра

Вопрос (20 баллов)

Основные концепции ценностей. Можно ли ставить вопрос о подлинности ценностей, если они не подлежат верификации?

Вопрос (20 баллов)

«Первые выделявшиеся из животного царства люди были во всем существенном так же несвободны, как и сами животные, – отмечал Ф. Энгельс, – но каждый шаг вперед на пути культуры был шагом к свободе».

От чего и за счёт чего освобождает нас культура? Как соотносятся со свободой культурные ограничения?



ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №28

Вопрос (20 баллов)

Базовые категории и пути развития философии Древнего Китая

Вопрос (20 баллов)

Человек как биосоциальное существо. Как соотносятся детерминация природой и обществом с человеческой свободой?

Вопрос (20 баллов)

В. И. Ленин писал: «Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого, так сказать порядка, к сущности второго порядка и т.д. без конца».

Какое свойство мышления констатирует автор? Какова роль этого качества в развитии человеческой цивилизации?


 


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №29

Вопрос (20 баллов)

Физика, метафизика и логика Аристотеля

Вопрос (20 баллов)

Разум как фактор земной и космической эволюции. Концепции биосферы ноосферы

Вопрос (20 баллов)

Ж.-П. Сартр писал: «Человек – это прежде всего проект, который переживается субъективно, а не мох, не плесень и не цветная капуста. Ничто не существует до этого проекта, нет ничего на умопостигаемом небе, и человек станет таким, каков его проект бытия».

В чём заключается «проективность» человека, согласно Ж.-П. Сартру? Возможно ли объективное изучение человека как субъективно переживаемого проекта?



ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №30

Вопрос (20 баллов)

Гносеологическая проблематика философии Нового времени, эмпиризм и рационализм

Вопрос (20 баллов)

Проблема самоидентификации как специфически человеческий феномен

Вопрос (20 баллов)

Э. Фромм утверждает: «Любовь – это не обязательно отношение к определенному человеку; это установка, ориентация характера, которая задает отношение человека к миру вообще, а не только к одному «объекту» любви. Если человек любит только кого-то одного и безразличен к остальным ближним, его любовь – это не любовь, а симбиотический союз».

Согласны ли Вы с позицией автора? Не противоречит ли понимание любви как общей установки представлениям об избирательном характере романтической любви?



ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №31

Вопрос (20 баллов)

Социальная и этическая проблематика в творчестве представителей афинской школы

Вопрос (20 баллов)

Проблемное поле гносеологии. Диалог философии и когнитивных наук о сущности познания

Вопрос (20 баллов)

Б. Паскаль писал: «Человек – всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он – тростник мыслящий. Чтобы его уничтожить, вовсе не нужно, чтобы на него ополчилась вся Вселенная: довольно дуновения ветра, капли воды. Но пусть бы даже его уничтожила Вселенная, – человек все равно возвышеннее своей погубительницы, ибо сознает, что расстается с жизнью и что он слабее Вселенной, а она ничего не сознает».

Легко ли Вам представить античного мыслителя, рассуждающего таким образом? Свой ответ аргументируйте.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: