Экзаменационный БИЛЕТ №9

Вопрос (20 баллов)

Натурфилософские концепции эпохи Возрождения, пантеизм Н. Кузанского и Дж. Бруно

Вопрос (20 баллов)

Социум как система. Элементы социальной системы и связи между ними. Специфика применения системного подхода в социальных науках

Вопрос (20 баллов)

Р. Декарт писал: «Под интуицией я подразумеваю не зыбкое свидетельство чувств и не обманчивое суждение неправильно слагающего воображения, а понимание (conceptum) ясного и внимательного ума, настолько легкое и отчетливое, что не остается совершенно никакого сомнения относительно того, что мы разумеем, или, что то же самое, несомненное понимание ясного и внимательного ума, которое порождается одним лишь светом разума и является более простым, а значит, и более достоверным, чем сама дедукция, хотя она и не может быть произведена человеком неправильно, как мы отмечали ранее».

Согласны ли Вы с Р. Декартом в том, что интуиция имеет рациональную природу? Сопоставьте точку зрения Картезия с представлениями об интуиции К.Г. Юнга



ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №10

Вопрос (20 баллов)

Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения

Вопрос (20 баллов)

Экологические проблемы современности как следствие мировоззренческих установок техногенной цивилизации

Вопрос (20 баллов)

Лао-цзы утверждает: «Совершенномудрый исходит не только из того, что сам видит, поэтому может видеть ясно; он не считает правым только себя, поэтому может обладать истиной; он не прославляет себя, поэтому имеет заслуженную славу; он не возвышает себя, поэтому он старший среди других. Он ничему не противоборствует, поэтому он непобедим в Поднебесной».

Какую оценку можно дать совершенномудрому, руководствуясь западноевропейскими ценностями? Не обернутся ли некоторые из отмеченных Лао-цзы достоинств недостатками при изменении «системы мировоззренческих координат»?



ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №11

Вопрос (20 баллов)

Материалистический подход к социально-исторической проблематике в рамках философии марксизма

Вопрос (20 баллов)

Философские истоки идеи правового государства. Соотношение понятий «право» и «мораль»

Вопрос (20 баллов)

С. Гроф пишет: «Трансперсональный опыт, включающий преодоления пространственных ограничений, наводит на мысль о том, что границы между человеком и остальным универсумом не фиксированы и не абсолютны. В определённых условиях оказывается возможной пространственная идентификация с любым объектом универсума, включая весь космос».

Совместима ли констатируемая С. Грофом ситуация с представлениями о такой характеристике человека, как личность? Ответ аргументируйте.



ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №12

Вопрос (20 баллов)

Материалистические и атеистические тенденции философии эпохи Просвещения

Вопрос (20 баллов)

Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, агностицизм, скептицизм

Вопрос (20 баллов)

Э. Фромм утверждает: «Отсутствие связанности с какими-либо ценностями, символами, устоями мы можем назвать моральным одиночеством. И можем утверждать, что моральное одиночество так же непереносимо, как и физическое; более того, физическое одиночество становится невыносимым лишь в том случае, если оно влечет за собой и одиночество моральное».

Можно ли считать, что одиночество как психический феномен не зависит от наличия или отсутствия ситуации физического одиночества? Ответ аргументируйте.



ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №13

Вопрос (20 баллов)

Объективный идеализм и диалектика Г. В. Ф. Гегеля

Вопрос (20 баллов)

Сциентизм и антисциентизм, ценность науки и ценности и ценности с точки зрения науки. Истина как ценность и главная цель науки. Моральная ответственность учёного

Вопрос (20 баллов)

А. И. Герцен в «Былом и думах» пишет: «Да, мы были противниками их, но очень странными. У нас была одна любовь, но не одинаковая. У них и у нас запало с ранних лет одно сильное, безотчётное, физиологическое, страстное чувство, которое они принимали за воспоминание, а мы – за пророчество: чувство безграничной, обхватывающей всё существование любви к русскому народу, русскому быту, к русскому складу ума. И мы, как Янус или как двуглавый орёл, смотрели в разные стороны, в то время как сердце билось одно».

Кого подразумевает автор между «ними» и «нами»? Какой позиции придерживаетесь Вы в данном споре? Свой ответ аргументируйте.



ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №14

Вопрос (20 баллов)

Позитивизм: сущность учения и этапы его развития (концепция О. Конта, эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм)

Вопрос (20 баллов)

Индивид, индивидуальность, личность: соотношение понятий. Всегда ли лучше быть личностью, нежели не быть ей?

Вопрос (20 баллов)

Дж. Бруно полагал: «Наука есть наилучший путь для того, чтобы сделать человеческий дух героическим». Созвучную мысль высказывает К. Маркс: «У входа в науку, как у входа в ад, должно быть выставлено требование: "Здесь нужно, чтоб душа была тверда; здесь страх не должен подавать совета".»

Предполагают ли, с Вашей точки зрения, профессиональные занятия интеллектуальной деятельностью наличие определённого рода мужества? Почему в истории науки и философии нередки случаи, когда человек жертвовал жизнью во имя идеи?



ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №15

Вопрос (20 баллов)

Постмодернизм: предпосылки возникновения, характерные особенности, влияние на культуру, основные представители

Вопрос (20 баллов)

Представления о субъективном и объективном характере ценностей. Проблема поиска универсальных ценностей, её значение в контексте глобализации 3 вопрос (20 баллов)

В.И. Вернадский пишет: «Одно из самых основных различий в нашем мышлении – математика и натуралиста – это характер пространства. Для математика … пространство является бесструктурным. Оно характеризуется измерениями, и только. Для естествоиспытателя … пустое незаполненное пространство не существует… Реальное пространство натуралиста совпадает с той физической средой, в которой идут наблюдения… Идеальное пространство геометра не существует для натуралиста: оно для него реально только в том случае, если бы наблюдения указывали ему, что, подобно времени, …пространство изотропно, однородно везде и всюду. В действительности этого нет – физическая среда явно разнородна».

Сравните культурное пространство с пространством «для математика» и «для естествоиспытателя». На какое из двух последних оно более походит? В чём его специфика?




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: