Фильмы Василия Шукшина

 

В 1963 году Василий Шукшин начал работу над своим первым профессиональным фильмом — картиной «Живет такой парень». Основой сюжета стали его рассказы «Классный водитель», «Коленчатые валы» и «Гринька Малюгин». Матери Шукшин писал: «Начал работать как кинорежиссер — снимаю фильм по своему же сценарию. Снимать его буду на Алтае, наверное в Сростках… Фильм мой будет о шофере Чуйского тракта, поэтому, естественно, снимать надо там». Работать над картиной писатель пригласил и известных актеров, Нину Сазонову и Анастасию Зуеву, и начинающих — Родиона Нахапетова и своего однокурсника Леонида Куравлева. Лента вышла на экраны в 1964 году. В СССР ее посмотрели 27 миллионов зрителей, а на Венецианском фестивале картина «Живет такой парень» получила приз как лучший фильм для детей.

После успеха первого фильма Шукшин написал сценарий для второго — картины «Ваш сын и брат». Основой снова стали рассказы писателя, на этот раз из книги «Сельские жители». В фильме Шукшин решил показать «мир интеллигенции» глазами человека из села. В журнале «Октябрь» ленту называли слишком простой и поверхностной.

Мне вовсе не хотелось выходить к зрителю с фильмом, который весь в вопросах, как хорошенькая головка в бигуди. (С головки в конце концов эти железки снимут, и станут — кудри; фильм-кокетка, выпущенный со студии, так и пойдет гулять по экранам.) Не верю, чтоб художник сознательно задавался целью быть непонятным. Для кого-то да он работает. <...> Мы забываем, что, когда мы очень уж настойчиво начинаем предлагать зрителю образцы для подражания, мы возбуждаем в нем чувство протеста, раздражение. <...> Надо только стараться, чтоб мы не врали, не открывали то, что зритель давным-давно знает без нас, не показывали ему: вот это хорошо.

Василий Шукшин, статья «Вопросы самому себе»

После этого Шукшин почти перестал сниматься и начал писать сценарий для киноэпопеи о восстании Стеньки Разина. Он изучал документы, консультировался со специалистом по истории России XVII века Сигурдом Шмидтом. Тот в своем отзыве на работу Шукшина написал: «Сценарий Шукшина — это прежде всего мастерское художественное произведение большой мысли и большой силы эмоционального воздействия. Пусть же поскорее замысел В. Шукшина воплотится в кинофильм». Сценарий двухсерийной исторической картины «Я пришел дать вам волю» Гильдия кинодраматургов признала лучшим за 1967 год, однако разрешения на съемки от Комитета по кинематографии при Совете Министров СССР писатель не получил из-за высокой стоимости производства фильма.

Для своего третьего фильма, «Странные люди», писатель снова переработал несколько своих рассказов, в том числе «Миль пардон, мадам!», «Чудик» и «Думы». Картину Шукшин разделил на три части, каждая из которых рассказывала о новом герое — деревенском жителе. Фильм был готов уже к началу 1969-го, однако в прокат вышел только спустя год. Все это время заняла редактура — после цензуры из ленты вырезали часть эпизодов. В прокате она провалилась, а критики написали на нее отрицательные отзывы.

Фильм плохо смотрели, даже уходили. Так работать нельзя. Это расточительство… Я сидел в зрительном зале и казнился. Я, как никогда, остро почувствовал, что зрительский опыт — великая штука. Я пренебрег им — и разговора со зрителем не получилось. <...> Да будь ты трижды современный и даже забегай с «вопросами» вперед — все равно ты должен быть интересен и понятен. Вывернись наизнанку, завяжись узлом, но не кричи в пустом зале. Добрые, искренние, человеческие слова тоже должны греметь.

Василий Шукшин, «Перед многомиллионной аудиторией» (журнал «Искусство кино», 1971 год, № 8)

Василий Шукшин по-прежнему получал много приглашений от режиссеров. В 1970 году он исполнил одну из главных ролей в ленте Сергея Герасимова «У озера». Читатели журнала «Советский экран» признали ее лучшим фильмом года, а режиссер и исполнители главных ролей — Василий Шукшин, Олег Жаков и Наталья Белохвостикова — получили Государственные премии СССР.

В 1972 году Шукшин снял свой четвертый фильм — комедию о путешествии супружеской пары «Печки-лавочки». Писатель вновь сам создал сценарий картины. На Киностудии им. М. Горького его одобрили: «...может стать добротной основой для постановки комедии на материале жизни наших современников». Фильм снимали летом и осенью 1971 года в Ялте и на Алтае, недалеко от села Сростки, главные роли в нем исполнили сам писатель и его жена Лидия Федосеева. Из фильмы вырезали несколько эпизодов: руководство киностудии требовало убрать из ленты сцены пьянства. Шукшин писал по этому поводу в Госкино: «Очень прошу оставить пролог (пляшущего человека на дороге). Я уберу у него стакан с головы — и впечатление, что он пьян, пропадет. Но останется комический запев фильма… Я, сами видите, не держусь за то, чем можно поступиться без ущерба для фильма, но это убирать нельзя». К режиссеру не прислушались. Несмотря на это, рецензии на ленту были положительными. Критиковали Шукшина только на малой родине. В газете «Алтайская правда» писали: «Какой-то патриархальщиной вдруг начинает веять с экрана, а Шукшин не замечает этого, как бы даже отстаивая мнимую чистоту и обаяние якобы кондовой деревенской морали… Хорошо зная наших сельских жителей, можно смело сказать: не такие уж они «деревенские» сейчас, какими их показал Шукшин».

 

«Бросай киношку, ты же писатель»: рассказы, романы и пьесы

 

 

Писательская карьера Василия Шукшина развивалась параллельно с актерской и режиссерской. В 1963 году в издательстве «Молодая гвардия» вышел первый сборник писателя — «Сельские жители», а спустя несколько месяцев в журнале «Новый мир» опубликовали рассказы «Гринька Малюгин» и «Красный водитель».

Когда я его [Шукшина. — Прим. ред.] увидела в первый раз, то поняла, что сам он никогда бы в редакцию не пришел и рассказы свои сам никогда бы не принес. До встречи с Шукшиным я даже не представляла себе, что актер может быть таким застенчивым человеком. <...> Когда я сказала Шукшину, что рассказы его всем нравятся и мы будем их печатать, я увидела, что он обрадовался. Но обрадовался как-то на одно мгновение, кивнул головой, улыбнулся, а потом как будто забыл о своей радости.

Ася Берзер, редактор журнала «Новый мир» (цитируется по книге Алексея Варламова «Шукшин», серия «Жизнь замечательных людей»)

За несколько лет сотрудничества с «Новым миром» Шукшин опубликовал в нем семь подборок рассказов, в которые вошли произведения «Волки», «Чудик», «Материнское сердце» и другие. Несмотря на это, критика почти не реагировала на творчество писателя. Главный редактор журнала «Новый мир» Александр Твардовский писал о Шукшине: «Ухо у него поразительно чуткое, авторская речь послабей». Литературный критик Эдварда Кузьмина отмечала «прочную основу» его персонажей и «жизненное чутье, зоркость, пластичность» прозы.

В 1963 году в «Новом мире» отказались публиковать роман писателя «Любавины» из-за большого объема и сложной темы — книга рассказывала о годах Гражданской войны. Первая часть произведения вышла в 1965 году в журнале «Сибирские огни», а спустя несколько месяцев ее напечатали отдельной книгой. В основу «Любавиных» легли семейные предания и истории старожилов села Сростки о годах Гражданской войны и коллективизации. В конце 1960-х Шукшин написал вторую часть книги, но ее рукопись обнаружили и опубликовали только после смерти писателя.

В эти годы у Шукшина появились близкие друзья среди писателей: он общался с Виктором Некрасовым, Беллой Ахмадулиной, Василием Беловым. Поэт Василий Белов писал Шукшину: «Бросай киношку, ты же писатель… <...> Не слушай никого, только пиши, пиши, пиши. <...> Я глубоко убежден в том, что первооснова всего — литература».

Сценарий фильма о восстании Степана Разина Шукшин использовал как основу будущего романа. Произведение он завершил еще в 1969 году — к 300-летию разинского восстания, однако напечатали его в 1971 году, в журнале «Сибирские огни».

В нем мощно проявились шукшинский талант и его умение органично сплавлять три основных рода литературы — эпос, лирику и драму; это был роман новаторский, смелый, безусловно один из самых значительных романов русской литературы второй половины XX века, с поразительными характерами, лицами, невероятным напряжением, с глубочайшим историческим контекстом, личной выстраданностью, русской болью, русской верой, русской мятежностью. И тем не менее, а возможно как раз ввиду всего этого, редколлегия «Нового мира» его отклонила.

Литературовед Алексей Варламов, «Шукшин», серия «Жизнь замечательных людей»

В 1971 году Шукшин написал пьесу «Энергичные люди» о жизни работников торговли, которую поставили в ленинградском Большом драматическом театре и Театре им. В. Маяковского. Он говорил в интервью «Литературной газете» после премьеры спектакля: «Мне казалось, что театр — менее гибкое, более громоздкое, чем кино, какое-то неповоротливое искусство, а оно, оказалось, вышагнуло вперед и уже копается в вопросах, которые кинематограф еще не одолел». Однако пьесу посчитали неудачей. Георгий Товстоногов, который тогда руководил Большим драматическим театром, вспоминал: «Правды ради надо сказать, что «Энергичные люди» — в общем-то сценический фельетон, в нем Шукшин не достиг глубин собственной прозы».

 

«Только раза три, от силы пять, объяснялся мне в любви»: личная жизнь

 

Первой женой Василия Шукшина стала его односельчанка Мария Шумская. Они познакомились еще в школе, несколько лет переписывались, а расписались в 1956 году. Однако брак не сложился: Шумская не поехала за Шукшиным в Москву, а осталась в Сростках. Мать писателя вспоминала: «Васиным выбором я была довольна, тем более что и родители Маруси были уважаемые в селе люди. Но вот уехал Вася в Москву вскоре после свадьбы, а там видишь, какие люди? Особенно артистки. Вот и всё, не вернулся к ней». В 1957 году писатель попросил у Шумской развод, однако получил отказ.

Несколько лет Шукшин прожил с актрисой Лидией Александровой, которая оставила о нем воспоминания. В 1964 году режиссер познакомился с редактором журнала «Москва» Викторией Софроновой, дочерью писателя Анатолия Софронова. У них родилась дочь Катерина, которая стала переводчиком.

В том же году на съемках картины Эдуарда Бочарова «Какое оно, море?» Шукшин встретился с актрисой Лидией Федосеевой. Чтобы вступить с ней в брак, писатель специально «потерял» старый паспорт — в новый не добавили информацию о браке с Марией Шумской. Шукшин дважды снимал Федосееву в своих фильмах. Она исполнила главные роли в картинах «Печки-лавочки» и «Калина красная». От брака с Федосеевой у писателя было двое детей — дочери Мария и Ольга. Обе стали актрисами. Лидия Федосеева вспоминала: «Он за 10 лет нашей жизни только раза три, от силы пять, объяснялся мне в любви, да и то — от обиды или ревности. И вместе с тем хорошо знал меня, понимал…»

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: