Задание для 5-6 классов

Проведите дома эксперимент «Расслоение цвета».

Для эксперимента понадобятся:

· бумажные фильтры для кофе(допустимо использовать бумажные полотенца);

· маркеры на водной основе разных цветов;

· карандаш простой;

· чашки c водой;

· ножницы.

Ход эксперимента.

1. Выберите один маркер для проведения эксперимента (подсказка: черный и коричневый - самые захватывающие).

2. Возьмите один фильтр для кофе. Поместите его на клеенку, газету или какой-либо другой материал, чтобы защитить стол.

3. Нарисуйте круг вокруг центра кофейного фильтра маркером(в месте соединения рифленой части с гладким дном). Используйте карандаш, чтобы записать цвет маркера, который используется прямо в центре донышка. Зачем? После трансформации цвета вы захотите вспомнить, какой цвет исходный, и карандашная запись вам в этом поможет.

4. Сложите кофе-фильтр пополам, а затем еще раз пополам, в результате получите форму конуса.

5. Возьмите низкий стакан с водой. Расположите ваш бумажный конус таким образом, чтобы он держался на стенках стакана, а кончик был в воде.

Важно!

Не допускайте, чтобы круг, нарисованный маркером, попал в воду. В воде должен находиться только белый наконечник конуса фильтра для кофе.

Повторите эксперимент с самого начала, используя маркеры разного цвета.

Внимательно наблюдайте за процессом подъема воды вверх по бумаге по мере ее промокания. После того, как вода достигнет наружного края фильтра для кофе, поместите фильтр на газету для высыхания.

Фильтры полностью высохли? Молодцы! Пора подвести результаты эксперимента. Ответьте письменно на вопросы: какие цвета могут расслаиваться, а какие нет? Как вы думаете, что произойдет, если этот же эксперимент провести с обычной бумагой? Результаты можно сфотографировать и поделиться с одноклассниками.

Задание для 7-11 классов:

Проведите дома эксперимент на тему «Изучение свойств красителей, используемых в маркерах, методом бумажной хроматографии».

Для эксперимента вам понадобятся:

· бумажные фильтры для кофе (допустимо использовать бумажные полотенца);

· любые маркеры/фломастеры/текст выделители;

· простой карандаш;

· 3 стеклянных банки объемом 0,5л или любые другие прозрачные емкости;

· Ножницы;

· вода;

· соль поваренная;

· уксус столовый (будьте осторожны и внимательны!);

· скотч.

Ход эксперимента.

1 Этап: «Приготовление хроматографических полосок».

Вам необходимо вырезать из фильтровальной бумаги 3 полоски (10 см х 8 см). С одного конца необходимо обрезать уголки под углом в 45 градусов и пронумеровать полоски.

Отступив 1,5-2 см от конца полоски с обрезанным уголком  рисуем карандашом линию старта хроматографии. На линию старта наносимточки разными маркерами с интервалом в 1 см. Таким образом, на одной полоске бумаги можно разместить 7 точек от маркеров. К концу широкого края прикрепляем скотч для фиксации бумажной полоски на стенке емкости.

2 этап: «Приготовление подвижной фазы».

В качестве подвижной фазы для первого эксперимента можно взять обычную воду. Для второго эксперимента возьмем 50 мл воды и добавим туда пару капель уксуса. Для третьего эксперимента возьмем 50 мл воды и добавим туда 10 г соли. Емкости перед использованием необходимо пронумеровать. Высота жидкости в каждой емкости не должна превышать 0,5-1 см. Опускаем в жидкость бумажные полоски обрезанным концом, не допуская прямого контакта подвижной фазы и пигментов на бумаге. Фиксируем скотчем хромато графические полоски к стенке емкости.

3 этап: «Проведение эксперимента до полного смачивания бумаги».

Аккуратно вынимаем полоски. Кладем на бумажные полотенца, дожидаемся их полного высыхания. Фиксируем карандашом расстояние,

которое прошли пигментыразных маркеров. Сравниваем результаты трех хроматограмм, выполненных в разных условиях. Сфотографируйте результат и попытайтесь описать, как вели себя пигменты в разных условиях проведения хроматографии.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: