При подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формирование и развитие словаря, как важнейшее условие полноценного усвоения знаний, лексики, монологической речи, развитие логического мышления, связной речи и других сторон психической деятельности.
Особое внимание в формировании словаря необходимо уделять при проведении коррекционной работы с дошкольниками, имеющими общее речевое недоразвитие. У детей наблюдается значительное отставание в наличии фразовой речи с элементами лексико – грамматического и фонетико – фонематического недоразвития. Активный словарь у таких детей еще очень ограничен, в нем преобладают существительные и глаголы.
Целенаправленное формирование словаря потребовало углубленного исследования различных сторон этого вида речевой деятельности у детей.
Нами проводилось изучение состояния словаря старших дошкольников с общим речевым недоразвитием 3 уровня, посещающих подготовительную группу детского сада № 3 г. Красноярска.
Исследование было направлено на выявление состояния активного и пассивного словаря и его функционирования в речевой деятельности. В соответствие с задачами, поставленными в ходе формирующего эксперимента и направленными на выявление качественных и количественных особенностей словаря детей, им было предложено выполнить пять заданий по четырем темам:
«Транспорт»;
«Домашние животные»;
«Одежда»;
«Обувь».
Исследование проводилось в три этапа - первый этап ноябрь – декабрь 2010 г. (изучение и анализ литературы по проблеме исследования, формирование и уточнение цели, задачи, составление плана исследования, разработка методики констатирующего эксперимента. Второй этап – январь – начало апреля 2010 - 2011 года, (проведение и анализ результатов констатирующего эксперимента, разработка, уточнение и апробирование программы экспериментального обучения. Третий этап – конец апреля 2011 г. (анализ эффективности экспериментальной работы). Методами индивидуального, группового, фронтальные формы организации занятий. Занятия проводились два раза в неделю по 20 минут в день. Занятия проводились после завтрака или в вечернее время, (раз в неделю совместно с воспитателем). Экспериментальную группу констатирующего эксперимента составили 20 детей 6 лет, из них 9 девочек и 11 мальчиков, имеющие заключение психолого – педагогической комиссии о наличии у них общего недоразвития речи 3 уровня по классификации Р.Е.Левиной и посещают логопедическую группу. Все дети из благополучных семей. Но у них резко выражена не подготовка к обучению грамматике, лексике, обиходной речи.