Содержание логопедической работы по обогащению словаря у детей

Для повышения эффективности словарной работы рекомендуется знакомить ребенка со словарем в контексте его практической деятельности – при лепке, рисовании, ручном труде.

В первом периоде занятия по развитию лексико – грамматических средств языка логопед проводит два раза в неделю, во втором – три раза, в третьем – четыре.

Для детей шестилетнего возраста в программе Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной[36.С.47.]проводятся  планирования фронтальных занятий по формированию лексико – грамматических средств языка по темам в определенной последовательности.

Первый период обучения: «Осень», «Овощи и фрукты», «Сад – огород», «Сезонная одежда – обувь», «Посуда», «Продукты питания», «Птицы, звери и их детеныши».

Второй период: «Зима», «Новогодний праздник», «Семья», «Мебель», «Наш город», «Наша улица», «Профессии», «Транспорт», «Весна», «Сад – огород».

Третий период: «Весна», «1 Мая», «Лето», «Сад – огород», «Школа», «Наш дом», «Наша улица», «Наш город», повторение ранее пройденных тем.

Формирование словообразовательных навыков в виде планов – конспектов представлены в методических рекомендациях С.Н. Шаховской, Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой [37.C.75 ].

Методические пособия учитывают уровень речевого развития ребенка, программу коррекционного воспитания и обучения детей в соответствие с принципами системности, комплексности, онтогенетического принципа, учета патагенеза и индивидуального развития детей.

    Речевой материал предлагается в виде карточек, одна карточка – одна тема. В дальнейшем планируется расширить и дополнить материал по каждой теме. В каждой карточке представлено несколько речевых заданий, упражнений, игр по одной теме по следующим направлениям:

1) развитие словаря:

- активизация и обогащение словаря по теме;

- описание частей предметов, особенностей строения;

- название действий с данными по теме предметами;

- название признаков по нескольким параметрам: форма, цвет, размер или внешний вид, окрас, повадки.

2) формирование грамматических представлений:

- упражнения на словоизменение (число, род, падеж);

- упражнения на словообразование (уменьшительный суффикс, приставочные глаголы, относительные и притяжательные прилагательные);

- употребление предлогов;

- составление предложений разной структуры с постепенным усложнением.

    Практический материал используется логопедом как домашнее задание для совместной работы родителей с детьми или воспитателями по закреплению основных лексико – грамматических тем. С этой целью речевой материал оформлен в виде конкретных заданий. Для каждой темы подбирается соответствующее грамматическое задание и игры или усложнения для совершенствования фразовой речи. Последовательность изучения лексических тем соответствует программе обучения и воспитания детей с ОНР шести лет третьего уровня. При создании лексико – грамматической картотеки тщательно анализируются материалы обследования экспрессивной и импрессивной стороны речи детей, многолетние наблюдения за развитием речи детей с ОНР в процессе целенаправленного обучения, учитывается имеющийся у детей словарь по каждой теме. Словарный запас уточняется и активизируется на различных занятиях, в ходе наблюдения за явлениями окружающей действительности, выделяется из контекста художественных произведений или устного народного творчества.


 

    Выводы: Слово – как лексическая единица представляет собой систему взаимосвязанных значений, отражающих внеязыковую действительность. Слово – как грамматическая единица – это система всех его форм с их грамматическими значениями. Наблюдая окружающий мир, ребенок, фиксирует свои знания о нем, не только в лексике, но и в грамматике. Абстрактные грамматические значения позволяют выражать сложные оттенки мысли в наиболее компактной форме.

Как и в норме, так и в патологии, развитие детской речи представляет собой сложный и многообразный процесс. Дети не сразу и не вдруг овладевают лексико-грамматическим строем, слоговой структурой слов, звукопроизношением, словоизменением и т.п. Одни языковые группы усваиваются раньше, другие значительно позже. Поэтому на различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие еще не усвоенными или усвоенными только частично. Отсюда такое разнообразие нарушений разговорных норм детьми.

До определенного момента детская речь изобилует неточностями, которые свидетельствуют об оригинальном, неимитивированном использовании такого строительного материала языка, как морфологические элементы. Постепенно смешиваемые элементы слов разграничиваются по типам склонения, спряжения и другим грамматическим категориям и единичные, редко встречающиеся формы начинают использоваться постоянно. Постепенно свободное использование морфологических элементов слов идет на убыль и употребление форм слов становиться устойчивым, т.е. осуществляется их лексикализация.

Дети с ОНР не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям, требуется длительное специальное коррекционное воздействие.




ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ СЛОВАРЯ

У ДЕТЕЙ  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: