Коррекционно – педагогическая работа у детей с ОНР 3 уровня 6-го года жизни
У детей с ОНР в определенной степени сформулирована рече – мыслительная деятельность, но отмечены бедность и качественное своеобразие словаря, которые проявляются в незнании точных значений слов, недостаточной осознанности и упорядоченности морфологической структуры слов, нарушении процесса тематического отбора слов определяемых групп.
Дети с преобладающим пассивным словарным запасом не умеют использовать синонимы, антонимы, слова с обобщающим значением, в результате чего отмечается недостаточная сформированность семантических полей, их незначительный объем. Ограниченно количество допускаемых связей слов, часто нарушается порядок слов, лексическая сочетаемость. Дети испытывают затруднения в объяснении значения слова, нахождении общей части в родственных словах, дети не чувствуют, что глаголы – это слова, обозначающие действия. Существенные затруднения наблюдаются у них при структурной организации предложения.
Исследования речевой деятельности детей с ОНР показало крайне низкое использование ими глаголов, имен прилагательных. Но употребление прилагательных, как известно, требует сформированности эмоционально – оценочных категорий, вследствие этого дети затрудняются в поиске слов, что отрицательно влияет на формирование в их речи связных взысканий.
Каждый ребенок - носитель определенных резервных возможностей, которые смогли бы улучшить с детьми работу по формированию лексических навыков. Эти возможности позволяют искать пути улучшения коррекционно – логопедического воздействия на дошкольников, чтобы формировать и расширять их словарь, создавать базу для общения, развитие познавательных и эмоционально – личностных контактов, активизации всех видов деятельности, обновления содержания работы.
Исследования в области специальной психологии и педагогики, психолингвистики позволили расширить представление об особенностях словаря детей, методах, содержании, организации коррекционно логопедической работы, направленной на формирование их лексики. Это, в свою очередь, привело к разработке таких методов формирования лексики, которые представляются наиболее целесообразными и необходимыми при формировании языковой системы детей с ОНР. Одним из перспективных путей этой деятельности являются педагогические технологии В.П. Беспалко, которые в последнее время активно разрабатываются и используются в исследованиях по специальной педагогике. «Педагогическая технология – это совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные цели. Педагогические технологии предполагают соответствующее научное проектирование, при котором эти цели задаются достаточно однозначно и сохраняется возможность объективных поэтапных изменений и итоговой оценки достигнутых результатов» [8, с. 176].
При разработке технологий коррекционно – развивающего воздействия на формирование словаря были использованы задания, тесты, упражнения, которые могли обеспечить в экспериментальных группах значительное увеличение речевой деятельности и улучшение работы речевых функций. Модель технологии комплексной работы над совершенствованием словаря дошкольников была положена в основу проведенного эксперимента.
Эксперимент учитывал методику диагностических и технологических целей и конкретных приемов. В самом начале проведения эксперимента обеспечивался одинаковый уровень подготовленности и успеваемости дошкольников. Первое исследование словаря у дошкольников было сделано в январе, а последнее – в апреле.
В рамках единых требований по формированию и обогащению словаря проводились не только логопедические, но и другие занятия воспитателями экспериментальной группы, которые получали инструктивно – методические указания и разработки по каждому занятию с учетом программного материала, характерных особенностей контингента детей и состояния словаря. Занятия в контрольной группе проводились по традиционной методике развития речи. Методика включала в себя обогащение и уточнение словарного запаса детей, а задача экспериментальной работы состояла в формировании системности лексики, организации грамматических и семантических взаимоотношений слов.