Связной речи дошкольников с ОНР III уровня

    Занятия, проводимые в игровой форме, с использованием яркого и выразительного картинного материала, способствуют активизации внимания и речевых проявлений детей.

    Далее представлены некоторые дидактические игры, которые могут быть использованы в работе с дошкольниками.

«Письмо с ошибками»

Задача: развитие связной речи (практическое овладение навыками использования в речи согласованных по смыслу прилагательных и существительных). Логопед читает письмо с опорой на зрительный анализатор – уточнение слов картинками.

    Письмо от Чебурашки: «Здравствуйте, дети. Приезжайте в гости. Я сварю яблочный компот из груш, испеку из слив яблочный пирог, из груш сделаю яблочное желе, из апельсинов яблочный сок...» и т. д.

    Дети должны найти все ошибки.

«Писатель»

    Задача: развитие связной речи (обучение детей составлять описательный рассказ по плану, обучение навыкам монологической речи).

    Дети описывают выбранный ими овощ, фрукт по плану:

1.Что это?

2. Какой формы?

3. Где растёт?

4. Какой на ощупь?

5. Какого цвета?

6. Что из него готовят?

«Вершки - корешки»

    Задача: развитие связной речи (расширение словарного запаса детей) Дети делятся на две команды: одна «вершки», другая «корешки». Одна команда поднимается на носочки, другая приседает при названии овоща. Побеждает та, которая допустит меньше ошибок.

    Эту игру можно использовать так же как физкультминутку.

«Огород»

    Задача: развитие связной речи (активизация словаря существительных по теме, формирование грамматических категорий единственного и множественного числа существительных).

    Детям предлагается назвать множественное число и единственное число овощей:

1. Что это?

2. Cколько этих овощей?

3. Где растет?  Где растут?

4.Как растёт? Как растут?

«Повар»

    Задача: активизация словаря по теме.

    Игра проводится с использованием изображений продуктов питания. Каждая команда должна приготовить угощение из имеющихся у них продуктов.

    Примерные рассказы: «У нас есть картофель, лук, морковь, горох и мясо. Мы приготовили гороховый суп»; «У нас есть огурцы, помидоры, лук, петрушка, растительное масло. Мы приготовили салат».

    Выигрывает команда, которая быстрее и правильнее расскажет о приготовлении блюда.

«Машин сад»

Задача: развитие связной речи (активизация словаря по теме, формирование грамматической формы существительных родительного падежа множественного числа).

    На предложенной детям картине дерево с кармашками для картинок. У Маши в саду есть волшебное дерево, на нём вырастают различные фрукты. Вставляя фрукты в кармашки, комментируем: когда созревают, когда собирают, что можно приготовить из этих фруктов, как назвать одним словом то, что приготовили.

    Аналогичная игра «Волшебное дерево» с задачей расширения словаря. [55, с. 10]

    Более сложные по уровню развивающие упражнения можно использовать при обучению различным видам рассказывания:

-Пересказу

-Описательным рассказам

-Повествовательным рассказам

-Описательно-повествовательным рассказам

-Творческим рассказам

-Рассказам по картинке, по серии картинок

При этом можно использовать следующие приемы:

-Выделение из текста слов, обозначающих предметы, действия предметов, признаки;

-Пересказ по цепочке слов;

-Пересказ от своего лица;

-Составление общей сюжетной картины на магнитной доске из отдельных частей;

-Составление диалогов по сюжетной картине;

-Драматизация;

-Использование цветных моделей;

-Описание своих действий в различных ситуациях.

    Использование всех этих игровых приемов позволяет сформировать у детей умение делать выводы или выражать свое отношение к изложенному, четко и последовательно излагать ход событий, устанавливать логическую связь между всеми частями текста, понимать причинно-следственные связи и скрытый смысл, иными словами, развивать связную речь.

    Ниже более подробно раскрываются некоторые дидактические приемы работы с дошкольниками с ОНР III уровня.

    1.Рассказывание об игрушках.

    Большое влияние на речевое развитие дошкольников оказывают занятия по рассматриванию и описанию игрушек.

    Большое значение имеет правильный подбор игрушек. Предпочтительнее игрушки одного наименования, но разные по внешнему виду. Такой подбор игрушек обеспечивает активизацию словаря детей и развитие связной речи на основе использования приёма сравнения. Занятия по развитию связной речи детей с использованием игрушек разнообразны: составление описательных рассказов, сюжетных рассказов по одной игрушке или набору игрушек.

    Рассматривание игрушек и составление описательных рассказов, должны включать в себя решение лексических и грамматических задач: дети подбирают нужные определения, образуя соответствующую форму прилагательного, и на этом же словарном материале строят связное высказывание.

    Особое внимание надо уделять анализу рассказов придуманных детьми. Оценку даёт воспитатель, отмечая и интересный сюжет, и необычность поступков персонажей, и язык рассказа - форму, которой передано содержание.

    2. Рассказы детей из опыта

    Обучение такому рассказыванию имеет большое значение для развития речи. Дети учатся использовать свой жизненный опыт, передавать его в связном повествовании. У них формируется умение понятно, чётко, связно, последовательно излагать свои мысли без опоры на наглядный материал.

    Основной для этого вида рассказывания является повседневная жизнь детей. Темы для детских рассказов подсказывают прогулки, праздники, интересные случаи, культурно-массовые мероприятия, поездки в цирк, празднование Нового года.

    Широко вводится тема природы. Интересная тематика рассказов о природе и методика обучения разработана Н. Ф. Виноградовой. Она предлагает следующие виды рассказов:

    1. Сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе. («Как мы устроили цветник», «Кто обедал в птичей столовой»).

    2. Сюжетные и описательные рассказы на основе бесед, чтение книг, рассматривание картин. («Как звери живут зимой»).

    3. Описательные рассказы на основе сравнения разных времён года («Наш участок зимой и летом»). Описание пейзажной картины («Лес», «Река»).

    4. Описательный рассказ об отдельном явлении природы. («Осенний букет»).

    5. К рассказыванию из личного опыта относится и коллективное
составление письма. Воспитатель записывает за детьми то, что они расскажут о своей жизни в детском саду. И помогает изложить содержание последовательно, интересно, грамматически правильно. У детей развивается умение составлять специальные тексты, потому что письмо отличается от обычного рассказа и своим содержанием, и структурой. [38, с. 136]

    Занятие по обучению описанию предоставляет большие возможности для разностороннего воздействия на познавательное развитие детей, формирование их речемыслительной деятельности. Они способствуют активизации зрительного, речеслухового, и тактильного восприятия, внимания, памяти, наблюдательности.

    Уточняются представление детей об окружающих предметах, происходит активное расширение словарного запаса. Дети учатся умению выделять и сопоставлять существенные признаки предметов, использовать для их обозначения нужные лексемы, предложения соответствующие структуре, объединять предложения в связное последовательное высказывание.

Описанию (как виду монологической речи) присуще основные характеристики связного развёрнутого высказывания:

1.тематическое и структурное единство,

2. адекватность содержания поставленной коммуникативной задачи,

3.произвольность,

4.плавность,

5.логическая завершённость,

6. грамматическая связность.

При планировании коррекционной работы по формированию связной речи детей с ОНР по описанию следует учитывать следующие задачи:

- формирование умений выделять существенные признаки и основные
части (детали) предметов, использовать для их определения адекватные
фразы - высказывания;

- формирование обобщённых представлений о построении описания
предмета;

- овладение детьми языковыми средствами, необходимыми для
составления связных высказываний в форме описания;

- практическое усвоение навыков описания предметов путём
тренировочных упражнений.

    Для создания мотивационного фона, способствующего усвоению детьми навыков описательной речи, широко использовать игровые формы работы с включением элементов соревнования, подбирать приёмы, стимулирующие активность и инициативу детей. [10, с.80]

    При проведении занятий по формированию связной речи мы предлагаем использовать следующие методические принципы:

1. Постепенное усложнение в ходе занятия речевого материала (от простых фраз к сложным, от 3-словных к 4-словным, от фраз к рассказу).

2. Постоянная активизация в ходе занятия детей (особенно из слабой подгруппы), но только на уровне фразовых ответов.

3. Исключение, особенно на первых порах, отрицательной оценки деятельности детей. Акцентирование внимания на их успехах и достижениях с целью повышения речевой активности.

4. Определенная последовательность опроса детей при рассказывании.

5. Перенесение отработки связного высказывания с детьми из слабой подгруппы на индивидуальные логопедические занятия. (На групповом занятии такие дети выступают только по достижении ими среднего уровня. Одновременно это является стимулом в обучении.)

 








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: