На контрольном этапе эксперимента для выявления уровня развития связной речи старших дошкольников была использована та же методика, что и на констатирующем этапе, только с изменением диагностического материала (табл. 9).
Таблица 9
Уровень развития связной речи детей старшего дошкольного возраста (на материалах текстов–описаний) на контрольном этапе эксперимента
Группа | Уровень развития связной речи (на материалах текстов–описаний) | |||||
Высокий | Средний | Низкий | ||||
Кол-во чел. | % | Кол-во чел. | % | Кол-во чел. | % | |
ЭГ (16 чел.) | 5 | 31,25 | 10 | 62,5 | 1 | 6,25 |
КГ (16 чел.) | 2 | 12,5 | 11 | 68,75 | 3 | 18,75 |
Анализ данных таблицы 9 позволяет констатировать, что отмечаются значительные различия в динамике уровня развития связной речи старших дошкольников (на материалах текстов–описаний) в экспериментальной и контрольной группах.
Количество детей с высоким уровнем развития связной речи в экспериментальной группе после использования комплекса заданий составило 25% (4 чел.), что на 12,5% (2 чел.) больше, по сравнению с констатирующим этапом эксперимента. Количество детей с высоким уровнем развития связной речи в контрольной группе не изменилось.
|
|
Средний уровень на контрольном этапе эксперимента наблюдается у 62,5% старших дошкольников (10 чел.) в экспериментальной группе и 68,75% (11чел.) в контрольной группе. Данный факт свидетельствует о том, что в экспериментальной группе количество детей со средним уровнем развития связной речи увеличился на 12,5% (2 чел.), а в контрольной на 6,25% (1 чел.).
В экспериментальной и контрольной группах количество детей с низким уровнем развития связной речи (на материалах текстов–описаний) уменьшился, соответственно на 25% (4 чел.) и 6,25% (1 чел.).
Количественная обработка данных представлена в виде диаграммы 2 (рис. 2).
Рис. 2. Уровни развития связной речи детей старшего дошкольного возраста (на материалах текстов–описаний) экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе эксперимента
Анализ полученных данных и сравнение диаграмм 3 и 4 свидетельствует о том, что динамика развития связной речи детей старшего дошкольного возраста имеет выраженные количественные показатели в экспериментальной и незначительно проявляет себя в контрольной группе (рис. 3 и 4).
Рис.3 Динамика развития связной речи детей старшего дошкольного возраста (на материале тестов–описаний) экспериментальной группы
Рис.4 Динамика развития связной речи детей старшего дошкольного возраста (на материале тестов–описаний) контрольной группы
В исследовании была проведена статистическая обработка качественных результатов экспериментальной и контрольной групп с применением U–критерия Манна–Уитни (табл. 10, 11).
|
|
Таблица 10
Расчет U–критерия Манна–Уитни для экспериментальной группы
№ | Выборка 1 | Ранг 1 | Выборка 2 | Ранг 2 |
1 | 19 | 25.5 | 24 | 30 |
2 | 19 | 25.5 | 25 | 31 |
3 | 9 | 5.5 | 19 | 25.5 |
4 | 13 | 13 | 20 | 28 |
5 | 12 | 11.5 | 18 | 21 |
6 | 19 | 25.5 | 21 | 29 |
7 | 15 | 16 | 18 | 21 |
8 | 11 | 9 | 15 | 16 |
9 | 7 | 3.5 | 11 | 9 |
10 | 6 | 1.5 | 18 | 21 |
11 | 15 | 16 | 10 | 7 |
12 | 7 | 3.5 | 18 | 21 |
13 | 12 | 11.5 | 17 | 18 |
14 | 14 | 14 | 9 | 5.5 |
15 | 6 | 1.5 | 18 | 21 |
16 | 11 | 9 | ||
Суммы: | 192 | 304 |
Результат: UЭмп= 56
Таблица 11
Расчет U–критерия Манна–Уитни для контрольной группы
№ | Выборка 1 | Ранг 1 | Выборка 2 | Ранг 2 |
1 | 21 | 30 | 24 | 32 |
2 | 16 | 14.5 | 18 | 23.5 |
3 | 18 | 23.5 | 18 | 23.5 |
4 | 9 | 5.5 | 13 | 9.5 |
5 | 17 | 17 | 18 | 23.5 |
6 | 19 | 29 | 23 | 31 |
7 | 18 | 23.5 | 18 | 23.5 |
8 | 15 | 12 | 17 | 17 |
9 | 16 | 14.5 | 18 | 23.5 |
10 | 7 | 1.5 | 9 | 5.5 |
11 | 8 | 3 | 9 | 5.5 |
12 | 15 | 12 | 18 | 23.5 |
13 | 18 | 23.5 | 18 | 23.5 |
14 | 10 | 8 | 13 | 9.5 |
15 | 15 | 12 | 17 | 17 |
16 | 7 | 1.5 | 9 | 5.5 |
Суммы: | 231 | 297 |
Результат: UЭмп= 95
Полученное эмпирическое значение Uэмп(71) для экспериментальной группы находится в зоне значимости (рис.5).
Критические значения Ось значимости
UКр | |
p≤0.01 | p≤0.05 |
61 | 77 |
|
|
|
|
|
Рис. 5 Ось значимости для экспериментальной группы
Полученное эмпирическое значение Uэмп (95) для контрольной группы находится в зоне незначимости.
Критические значения Ось значимости
UКр | |
p≤0.01 | p≤0.05 |
66 | 83 |
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 6 Ось значимости для контрольной группы
Проведенный анализ позволяет утверждать, что изменения уровня развития связной речи старших дошкольников (на материалах текстов–описаний) в результате опытного обучения носит неслучайный характер и является достоверным. Изменения, выявленные в контрольной группе, не являются статически достоверными.
Таким образом, проведенное исследование свидетельствует о том, что использование комплекса заданий по развитию речи (на материале текстов–описаний) способствует повышению уровня связной речи детей старшего дошкольного возраста.