Контрольный этап педагогического эксперимента

    На контрольном этапе эксперимента для выявления уровня развития связной речи старших дошкольников была использована та же методика, что и на констатирующем этапе, только с изменением диагностического материала (табл. 9).

Таблица 9

Уровень развития связной речи детей старшего дошкольного возраста (на материалах текстов–описаний) на контрольном этапе эксперимента

 

 

Группа

Уровень развития связной речи

(на материалах текстов–описаний)

Высокий

Средний

Низкий

Кол-во чел. % Кол-во чел. % Кол-во чел. %
ЭГ (16 чел.) 5 31,25 10 62,5 1 6,25
КГ (16 чел.) 2 12,5 11 68,75 3 18,75

 

Анализ данных таблицы 9 позволяет констатировать, что отмечаются значительные различия в динамике уровня развития связной речи старших дошкольников (на материалах текстов–описаний) в экспериментальной и контрольной группах.

Количество детей с высоким уровнем развития связной речи в экспериментальной группе после использования комплекса заданий составило 25% (4 чел.), что на 12,5% (2 чел.) больше, по сравнению с констатирующим этапом эксперимента. Количество детей с высоким уровнем развития связной речи в контрольной группе не изменилось.

Средний уровень на контрольном этапе эксперимента наблюдается у 62,5% старших дошкольников (10 чел.) в экспериментальной группе и 68,75% (11чел.) в контрольной группе. Данный факт свидетельствует о том, что в экспериментальной группе количество детей со средним уровнем развития связной речи увеличился на 12,5% (2 чел.), а в контрольной на 6,25% (1 чел.).

В экспериментальной и контрольной группах количество детей с низким уровнем развития связной речи (на материалах текстов–описаний) уменьшился, соответственно на 25% (4 чел.) и 6,25% (1 чел.).

Количественная обработка данных представлена в виде диаграммы 2 (рис. 2).

Рис. 2. Уровни развития связной речи детей старшего дошкольного возраста (на материалах текстов–описаний) экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе эксперимента

 

Анализ полученных данных и сравнение диаграмм 3 и 4 свидетельствует о том, что динамика развития связной речи детей старшего дошкольного возраста имеет выраженные количественные показатели в экспериментальной и незначительно проявляет себя в контрольной группе (рис. 3 и 4).

Рис.3 Динамика развития связной речи детей старшего дошкольного возраста (на материале тестов–описаний) экспериментальной группы

Рис.4 Динамика развития связной речи детей старшего дошкольного возраста (на материале тестов–описаний) контрольной группы

В исследовании была проведена статистическая обработка качественных результатов экспериментальной и контрольной групп с применением U–критерия Манна–Уитни (табл. 10, 11).

Таблица 10

Расчет U–критерия Манна–Уитни для экспериментальной группы

Выборка 1 Ранг 1 Выборка 2 Ранг 2
1 19 25.5 24 30
2 19 25.5 25 31
3 9 5.5 19 25.5
4 13 13 20 28
5 12 11.5 18 21
6 19 25.5 21 29
7 15 16 18 21
8 11 9 15 16
9 7 3.5 11 9
10 6 1.5 18 21
11 15 16 10 7
12 7 3.5 18 21
13 12 11.5 17 18
14 14 14 9 5.5
15 6 1.5 18 21
16 11 9    
Суммы:   192   304

 

Результат: UЭмп= 56

 

                                               

 

 

Таблица 11

Расчет U–критерия Манна–Уитни для контрольной группы

Выборка 1 Ранг 1 Выборка 2 Ранг 2
1 21 30 24 32
2 16 14.5 18 23.5
3 18 23.5 18 23.5
4 9 5.5 13 9.5
5 17 17 18 23.5
6 19 29 23 31
7 18 23.5 18 23.5
8 15 12 17 17
9 16 14.5 18 23.5
10 7 1.5 9 5.5
11 8 3 9 5.5
12 15 12 18 23.5
13 18 23.5 18 23.5
14 10 8 13 9.5
15 15 12 17 17
16 7 1.5 9 5.5
Суммы:   231   297

 

Результат: UЭмп= 95

 

Полученное эмпирическое значение Uэмп(71) для экспериментальной группы находится в зоне значимости (рис.5).

Критические значения                                                  Ось значимости

UКр

p≤0.01 p≤0.05
61 77

U0,05  
U0,01  
                         

Зона значимости
?
Зона значимости
   

 

 


Рис. 5 Ось значимости для экспериментальной группы

Полученное эмпирическое значение Uэмп (95) для контрольной группы находится в зоне незначимости.

Критические значения                                                   Ось значимости

UКр

p≤0.01 p≤0.05
66 83

83  
     
66
 
Зона незначимости
U0,05  
U0,01  
?
Зона значимости

 

 


Рис. 6 Ось значимости для контрольной группы

    Проведенный анализ позволяет утверждать, что изменения уровня развития связной речи старших дошкольников (на материалах текстов–описаний) в результате опытного обучения носит неслучайный характер и является достоверным. Изменения, выявленные в контрольной группе, не являются статически достоверными.

Таким образом, проведенное исследование свидетельствует о том, что использование комплекса заданий по развитию речи (на материале текстов–описаний) способствует повышению уровня связной речи детей старшего дошкольного возраста.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: