Выводы по второй главе

 

1. Опытно-экспериментальное исследование проблемы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста (на материалах текстов-описаний) включало в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Результаты исследования констатирующего этапа эксперимента свидетельствуют о различны уровнях развития связной речи у детей пяти–семи лет, как в экспериментальной, так и в контрольной группах. На данном экспериментальном этапе эти различия не имели ярко выраженного количественного и качественного характера.

2. Целью формирующего этапа эксперимента было создание специального комплекса заданий по развитию связной речи старших дошкольников (на материалах текстов-описаний) во время непосредственно-образовательной деятельности. Данный комплекс, включает разнообразные упражнения и игры для подготовительной работы (развитие образной речи); на обучение составлению текстов описаний по картине, серии сюжетных картин, из личного опыта, на предложенные темы; с использованием интерактивных технологий; с использованием моделирования для отражения последовательности смысловых частей описания в наглядно-образном плане, выполнение упражнений и игр, способствую развитию у них умение строить и использовать связные высказывания.

3. Анализ данных контрольного этапа эксперимента свидетельствует о том, что динамика развития связной речи старших дошкольников имеет ярко выраженные качественные и количественные показатели в экспериментальной и незначительно проявляет себя в контрольной группе. Следовательно, использование комплекса заданий с использованием описания способствую повышению уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Заключение

Анализ лингвистической и методической литературы позволил обнаружить, что развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Установлено, что связная речь не является врожденной способностью, она развивается по мере формирования мозга человека. Ее развитие зависит от состояния путей и центров головного мозга и всей высшей нервной деятельности в целом. Это, обусловлено, прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.

Термин связная речь понимается как высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития. При успешном овладении связной устной речью в период дошкольного детства является важнейшим условием успешной подготовки к обучению в школе.

Процесс формирования и развития личности ребенка, развития диалогической формы речи невозможен без знания функционально-смысловой типологии речи, без выработки умения анализировать текст с точки зрения его принадлежности к определенному типу, умения создавать тексты в соответствии с определенным типом речи. В своей работе мы рассмотрели один из функционально–смысловых типов текста–описание и его влияние на развитие связной речи.

Описание рассматривается ка функционально-смысловой тип речи, сущность которого сводится к выражению факта сосуществования предметов, их признаков в одно и то же время. Описание служит для подробной передачи состояния действительности, изображения природы, местности, интерьера, внешности.

Мы изучили особенности работы по обучению детей при составлении описательных рассказов, особенности методики работы по разным видам описаний. 

В процессе составления тестов-описаний дети учатся выделять и сопо­ставлять существенные признаки предмета, осмысливают их соотношение с другими предметами. У них развивается наблюдательность, умение анализировать и сравнивать.

При изучении проблемы развития связной речи (на материалах текстов-описаний) рассматриваются умение использовать в своей речи образные средства выразительности, употребление синонимов и антонимов, слова с переносным значением, а также структурно правильно строить текст.

Был составлен комплекс заданий по обучению детей старшего дошкольного возраста созданию текстов-описаний.

Обучение дошкольников описательным рассказам — это первая ступень в формировании навыков связной монологической речи. Необходимость и важность обучения детей данному типу рассказывания подчеркивали такие лингвисты как Н.Ф. Виноградова, В.В. Гербова А.М. Дементьева, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова, К.Д. Ушинский, Л.Г. Шадрина, А.А. Эрожевская, и др. Обучение описанию оказывает разностороннее влияние на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствует активизации зрительного, слухового и тактильного восприятия, памяти, воображения. В процессе составления описательных рассказов дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, осмысливают их соотношение с другими предметами. У них развивается наблюдательность, умение анализировать и сравнивать.

Целенаправленная работа педагогов по формированию у детей старшего дошкольного возраста связной речи посредством текстов–описаний в ходе специально организованных занятий и в процессе повседневной игровой деятельности детей оказывает большое влияние не только на развитие описательной речи, но и на развитие других типов текста. Исходя из всего выше перечисленного, можно сказать, что гипотеза нашего исследования, согласно которой уровень развития связной речи старших дошкольников повысится при обеспечении следующих педагогических условий: 1) обеспечение мотивации речевой деятельности; 2) использование моделирования для отражения последовательности смысловых частей описания в наглядно-образном плане; 3) применение разнообразных интерактивных технологий, обеспечивающих диалоговое общение будет способствовать эффективному формированию у них полноценных высказываний, подтвердилась.

 

Список литературы

1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М: Академия, 2000. – 400 с.

2. Алхазишвили А.А. Психология обучения устной описательной речи / А.А. Алхазишвили. – М: Гардарика, 2003. – 241 с.

3. Арефьева С.А. Синтаксико-стилистический аспект работы над сочинениями разных типов (на основе учета особенностей речи учащихся). – М: Просвещение, 2008. – 488 с.

4.  Бородич A.M. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М: Просвещение, 2014. – 189 с.

5. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду// М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова. – М: Мозаика-Синтез, 2005. – 106 с.

6. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: Пособие для воспитателя дет. сада / Н.Ф. Виноградова. – 2-е изд., доп. – М: Просвещение, 2012. – 112 с.  

7. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. – М: ACT: Транзиткнига, 2006. – 158 с.

8. Ворошнина Л.В. Условия совершенствования процесса обучения старших дошкольников творческому рассказыванию: монография / Л.В. Ворошнина. – Пермень: ПГПУ, 2011. – 166с.

9. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М: Лабиринт, 2016. – 368 с.

10. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. Д.Д. Давыдова. – М: Педагогика–Пресс, 1999. – 536 с.

11. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М: Детство-Пресс, 2007. – 471 с.

12. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. – М: Мозаика-Синтез. 2009. – 96 с.

13.  Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 9. – с. 28-34.

14. Головкина С.Х. Лингвистический анализ текста / С.Х. Головкина, С.Н. Смольников. – Вологда: ВИРО, 2006. – 60 с.

15. Детский сад – Дом радости. Примерная образовательная программа дошкольного образования инновационного, целостного, комплексного, интегративного и компетентностного подхода к образованию, развитию и саморазвитию дошкольника как неповторимой индивидуальности / Н.М. Крылова. – 3-е изд., перераб. и доп. в соответствии ФГОС ДО. – М: ТЦ Сфера, 2014. – 264 с.

16.  Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб: Детство-пресс, 2014. – 280 с.

17.  Елисеева М.Б. Развитие связной речи дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2005. – № 4. – С. 21.

18.  Ёлкина Н.В. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста: Учебное пособие. – Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2006. – 76 с.

19.  Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова: Сборник статей / Сост. В.Я. Коровина. – М: Просвещение, 2012. – С. 5-25.  

20. Зрожевская А.А. Обучение монологам-описаниям / А.А. Зрожевская // Дошкольное Воспитание. – 1996. – № 12. – С. 44

21. Капинос В.И. и др. Развитие речи. Задания для учащихся 4 класса по русскому языку. – М: Просвещение, 1991 – 342 с.

22. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения / О.М. Казарцева. – М: Флинта, Наука, 2003. – 496 с.

23. Коган П. С. Теория словесности. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rudiplom.ru/lectures/stilistika-teksta/1088. (Дата обращения: 17.03.2017).

24.  Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию / Э.П. Короткова. – М: Просвещение, 2012. – 128 с.

25.  Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. – М: Просвещение, 2012. – 256 с.

26. Леонтьев А.А. Язык. Речь. Речевая деятельность. – М: Ленанд, 2014. – 224 с.

27. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольников // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М: Центр, 2000. – с. 358-369.

28.  Лурия А.Р. Язык и сознание / под редакцией Е.Д. Хомской. – М: Моск. ун-та, 2013. – 320 с.

29.  Малетина Н.С. Развитие речевого общения дошкольников / Н.С. Малетина. – Нижневартовск: НГПИ, 2005. – 193 с.

30.  Малетина Н.С. Моделирование в описательной речи детей с общим недоразвитием речи / Н. Малетина, Л. Пономарева // Дошкольное воспитание. – 2004. – №. 6. – С. 64-68.

31.  Мир открытий. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования // Науч. рук. Л.Г. Петерсон / Под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. – 2 изд-е, перераб. и доп. – М: Институт системно-деятельностной педагогики, 2014. – 383 с.

32. Мухина В.С. Детская психология: Учебник для студентов педагогических институтов. – М: Просвещение, 2012. – 256 с.

33. Нечаева О.А. Очерки по синтаксической семантике и стилистике функционально-смысловых типов речи / О.А. Нечаева. – Улан-Удэ: БГУ, 1999. – 127 с.

34.  Нищева Н.В. Серия картинок для обучения дошкольников рассказываню. Выпус 1. ФГОС. – М: Детство-Пресс, 2016. – 28 с.

35.  Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://methodological_terms.academic.ru/. (Дата обращения: 16.05.2017).

36.  Образование для процветания. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. С.М. Авдеевой, И.И. Комаровой, Т.С. Комаровой, С.С. Славина. –  М: АСИ, 2014. – 320 с.

37.  Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи // Логопед. – 2008. – № 4. – С. 102-115. 

38.  Орланова Н.А. Обучение дошкольников творческому рассказыванию. //Автореф. канд. дис. … канд.пед.наук: 05.05. 17. – Москва, 1967 – М, 1967. – 150 с.

39.  От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. М.А. Васильевой, Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой. – М: Мозаика-Синтез, 2016. – 368 с.

40.  Пашковская Л.А. Педагогическая технология развития связной речи дошкольников с использованием моделирования: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.07 Екатеринбург, 2002. – 154 с.

41. Пеньевская Л.А. Обучение родному языку // Вопросы обучения в детском саду / Под ред. А.П.Усовой. – М: Просвещение, 2003. – 200 с.

42.  Роляк Л.Н. учимся писать сочинения по картине // Начальная школа. – 2001. – №5. – С. 96-98.

43. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2015. – 712 с.

44. Салахова А.Д. Звуковой состав слышащего ребенка // Дефектология – М: Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования. - № 2. – 1971. – С. 23- 29.

45. Смирнова Е. О. Детская психология: Учебник для вузов. – М: КноРус, 2016. – 280 с.

46.  Смольникова Н.Г. Формирование структуры связного высказывания у старших дошкольников: Дис.... канд.пед.наук: 13.00.01. – Москва, 1986. – 156 с.

47. Cолганик Г.Я. Стилистика текста: Учебное пособие / Г.Я. Солганик. – 3-е изд. – М: Флинта: Наука, 2001. – 256 с.

48.  Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. – М: Просвещение, 2011. – 176 с.

49. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф. А. Сохин. – М.: Московский психолого-социальный института; Воронеж: МОДЭК, 2006. – 224 с.

50.   Стародубова Н.А. Теория и методика речи дошкольников: учебное пособие для студ. учреждений высш. образования. – 6 е изд., перераб. и доп. – М: Академия, 2013. – 256 с.

51. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. – 3-е изд. – М: Просвещение, 2004 – 462 с.

52.  Тихеева Ю.Е. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Ф.А. Сохина. – 10-е изд. – М: Просвещение, 2011. – 159 с.

53. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание. – 1990. – № 10. – С. 16-21.

54.  Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов / Т.А. Ткаченко. – СПб: Детство-Пресс, 2004. – 16 с.

55.  Толстой Л.Н. Педагогические сочинения / Сост. Н.В. Вейкшан (Кудрявая); Акад. пед. наук СССР. – М: Педагогика, 2007. – 542 с.

56.  «Успех». Примерная основная образовательная программа дошкольного образования: проект/ [С.Н. Гамова, Е.Н. Герасимова, В.А. Деркунская и др.; науч. рук. ПМК «Успех» А.Г. Асмолов; рук. авт. коллектива ПМК «Успех» Н.В. Федина]. – М: Провещение, 2015. – 235 с.

57.  Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. – М: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 268 с.

58. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М: Владос, 2004. – 288 с.

59.  Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М: Институт психотерапии, 2010. – 237 с.

60. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14.. (Дата обращения: 24.02.2017).

61.  Федоренко Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для учащихся дошкольных пед. училищ. – М: Просвещение, 2010. – 239 с.

62.  Филичева Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста. – М: Просвещение, 2013. – 364 с.

63. Шадрина Л.Г. Развитие предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста // Вектор науки ТГУ. – 2012. – № 4 (11). – С. 326-329.

64.  Швайко Г.С. Игры и упражнения по развитию речи детей. Пособие для практических работников ДОУ. – 5-е издание. – М: Айрис–Пресс, 2008. – 176 с.

65.  Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – 2-е изд., стереотипное. – М: Едиториал УРСС, 2004. – 432 с.

66.  Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов выш. учеб. Заведений / Под ред. Д.Б Эльконина. – 4-е изд. – М: Академия, 2007. – 194 с.

67.  Юрьев А.Н. Русский язык. Типы и стили речи: Учебное пособие для студ. каз. отд. (бакалавриат). – 3-е изд. стер. – Алматы: Жания-Полиграф, 2007. – 182 с.

68.  Якубинский Л.П. О диалогической речи // Русская речь / Под ред. Л.В. Щербы. – М: Педагогика, 1976. – С 96-195.

 

 

Приложение

Приложение 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: