Необходимо с детьми проводить более глубокую, целенаправленную и систематическую работу по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста на основе текстов – описаний:
1. Проводить подготовительную работу с целью развития наблюдательности детей и формирования умения последовательно обследовать объект (игры «Что одинаковое и разное», «У кого какой предмет», «Что изменилось», «Узнай по описанию» и др.).
2. Обогащать речь старших дошкольников выразительными средствами речи (привлекать внимание дошкольников к образным средствам в художественных текстах):
· подбор эпитетов («Это яблоко. Какое оно?»);
· подбор сравнений («На что похожи облака на небе?»; «С чем можно сравнить снег?»);
· подбор синонимов («Веревка крепкая. Как сказать по - другому? Прочная»);
· подбор антонимов (глубокий — мелкий).
3. Подготовить детей старшего дошкольного возраста к сенсорному обследованию, т.е. подробному рассматриванию предметов:
· воспринимать предмет в целом;
· вычленять его характерные особенности;
|
|
· определять пространственные взаимоотношения частей относительно друг друга (выше, ниже, слева, справа и т.д.);
· вычленять более мелкие части или детали предмета и устанавливать их пространственное расположение по отношению к основным частям;
· повторять целостное восприятие предмета.
4. Создавать сюрпризные моменты (получать посылки, появляться взрослому или ребенку в необычном образе и др.).
5. Обеспечивать мотивацию речевой деятельности. Старшие дошкольники должны чувствовать потребность в связном высказывании, поэтому необходимо создавать такие игровые ситуации, которые побуждают ребёнка описывать объект живо, эмоционально. Например, в сюжетно-ролевых играх «Магазин игрушек», «Магазин посуды», «Нарисуем портрет друга», «Ателье легкого платья», «Модельное агентство», «Мастерская по пошиву обуви», «Выставка картин», «Цветочная оранжерея» и др. выполнение определенных ролей связано с необходимостью описать той или иной объект.
6. Способствовать повышению интереса к текстам – описаниям использование таких речевых ситуаций, когда дети становятся помощниками или защитниками какого-либо персонажа, попавшего в затруднительное положение (например, помочь выбрать машинки для малышей или найти котят, которые потерялись, и т.д.).
7. Обучать созданию разных видов описания (при непосредственном восприятии, по памяти, на основе воображения).
8. Использовать моделирование для отражения последовательности смысловых частей описания в наглядно-образном плане. Мы рекомендуем модели трех видов: предметные, схематические и предметно-схематические. В качестве условных заместителей (элементов модели), отражающих существенные признаки объектов, могут выступать как предметы, так и пиктограммы, силуэты, блоки-рамочки, геометрические фигуры разной формы, цвета и размера и др.
|
|
9. Применять разнообразные интерактивные технологии, для обеспечения диалогового общения:
· технология «Карусель» предполагает помещение объекта описания в центр карусели; по краям располагаются карточки-схемы, с помощью которых дошкольники задают друг другу вопросы по поводу признаков объекта и строят связное высказывание: какого он размера, цвета, формы, какой на ощупь, для чего предназначен и т.д.;
· технология «Реклама на телеканале» обеспечивает создание текста-описания игрушки, настольной игры и др., рекомендующего приобрести такой товар;
· технология «РАФТ» (Роль, Аудитория, Форма, Тема) ребёнок получает возможность стать объектом (насекомым, растением, предметом интерьера и т.д.) и описать самого себя.
10. Использовать разнообразные приемы обучения:
· анализ образца;
· описание по вопросам, по плану воспитателя;
· коллективное составление описания и др.
В результате работы над составлением рассказов-описаний у детей формируется умение сосредотачивать свои мысли и удерживать их на определенном объекте, что важно для развития внимания, памяти, мышления, наблюдательности.