Цель этапа: развитие наблюдательности у детей, достижение ими уровня речевого развития: формирование лексического запаса речи; развитие и закрепление навыков построения предложений; активизация использования образной речи.
Узнай по описанию»
Воспитатель предлагает описать ягоду или фрукт, который больше всего любит ребенок, а другие дети отгадывают. («Он круглый, красный, сочный, вкусный – это мой любимый... помидор»; «Он темно-бордового цвета, а внутри у него много–много разных зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт... гранат».)
Близкие слова»
Материал: Фишки.
Осенью дни пасмурные,… серые, унылые…
Осенью часто погода бывает холодной,… ветреной, дождливой…
Осенью настроение грустное,… печальное, тоскливое…
Осенью дожди частые,… холодные, проливные…
Небо покрывают серые тучи,… тёмные, дождевые…
В начале осени бывают ясные дни,… безоблачные, светлые…
Поздней осенью на улице холодно,… пасмурно, ветрено…
Парные картинки»
На доске картинки с изображением осеннего клена, листопада, осенней тучи, красной рябины, красных яблок, осеннего леса, покрытой листьями земли.
|
|
У детей картинки с изображением красного костра, порхающих бабочек, серой кошки, красных бус, красных шаров, сказочного дворца, пестрого ковра.
Детям предлагается подобрать парные картинки и составить словосочетание. Например, осенний лес, как сказочный дворец; листья летят, как будто порхают разноцветные бабочки и т.п.
На что похоже»
На доске картинки с изображением солнца, снега, облаков.
У детей карточки с изображением белого кружевного платка, белой простыни, белого сахара, перышек, оранжевого апельсина, красного шара, подсолнуха и т.д.
Детям предлагается найти предметы, похожие на солнце, облако, снег. Например, солнце, как красное яблоко; облака, будто вата и т.д.
Вам посылка»
Оборудование. Игрушки, упакованные в пакеты (по числу количеству детей в группе).
Игрушки укладываются в грузовую тележку (автомашину) – это посылка. Почтальон разносит их. Первый пакет он подает педагогу. Она его разворачивает и рассказывает, что получила: называет предмет, описывает его, определяет его цвет, а в некоторых случаях и форму. Может сказать, как с ним играть.
После того как каждый ребенок получает свою посылку (пакет с игрушками) воспитатель предлагает детям образец для составления текста-описания, а затем дети рассказывают по данному образцу.
Весна»
Воспитатель предлагает детям такие вопросы:
Какое солнце весной? Лучистое, золотое, яркое, оранжевое, жаркое, весеннее и т.д.
Какой ветер весной? Теплый, свежий, приятный, освежающий, ободряющий, нежный, веселый и т.д.
|
|
Какая трава весной? Молодая, густая, сочная, зеленая, пушистая, изумрудная и т.д.
Затем предлагает детям составить текст-описание. Представьте березовую рощу весной, какая она? Зеленая, пышная, кудрявая, белоствольная, березы в белых сарафанах….
II этап. Этап использования моделирования для отражения последовательности смысловых частей описания в наглядно–образном плане
Цель этапа: формирование умение составлять тексты–описания с использованием наглядности: мнемотаблиц, силуэтов, игрушек, карточек–схем, по собственному рисунку.
Прогулка в лес»
Воспитатель раздает детям таблицы и предлагает пройтись по мостику в лес, к грибку и составить описательный рассказ о себе.
Отгадай загадку»
Воспитатель показывает мнемотаблицу и предлагает загадки.
Днем | Спит | Ночью | Летает |
Синее покрывало | Весь свет | Одевает |