СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………….....................................2
1.Теоретический раздел..………………………………………………………….......................3
1.1. Фактура в дизайне изделий ………………………………..…………..........................3
1.1.2. Свойства фактуры……………………………........................................................5
1.1.3. Визуальное восприятие фактуры…... ………………………......................….....7
1.2. Разнофактурные поверхности......................................................................................13
2. Исследовательский раздел......................................................................................................17
2.1. Возможные сочетания параметров неровностей при оформлении разнофактурных изображений.................................................................................................................................17
2.2. Исследование влияния плавности контура на восприятие разнофактурного изображения с точечным рисунком неровностей……………………………….................…20
2.2.1. Методика исследования………………………..…….................…….…………20
2.2.1.1 Изготовление образцов с разнофактурными изображениями посредством 3d-печати…………................................................................................................21
|
|
2.2.1.2 Визуальная оценка разнофактурных изображений..........……..……….31
2.2.2 Результаты исследования.......................................................................................34
2.2.2.1. Обработка результатов исследования…………………….................…34
2.2.2.2. Анализ результатов и выводы..................................................................43
3. Проектный раздел.............................................................................……..........................…51
3.1. Обзор аналогов.............................................…………….............................................51
3.2. Проектное решение…...............................................………………............................54
Заключение…………………………………………………..........................………………….55
Список используемых источников……………………………………........................….…...56
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
В различных сферах дизайна распространенным приемом декорирования изделий является использование фактурных поверхностей. Сочетая близкие по свойствам разнофактурные изображения, можно добиться необычного визуального эффекта.
Наиболее широко в дизайне изделий и рекламной продукции распространены контрастные сочетания фактур гладких с шероховатыми и рельефными, нюансные сочетания используются значительно реже, из-за сложностей как с их созданием, так и с оформлением изображений с их помощью. С помощью таких нюансных сочетаний выделяют отдельную часть предмета, либо весь объект на фоне обыденных вещей, привлекая внимание потребителя.
В связи с этим, исследование возможностей создания фактурных изображений, образованных однородными неровностями, является актуальным, в частности для расширения возможностей оформления изделий.
|
|
Цель: Выявление сочетаний параметров неровностей фактур, обеспечивающих отчетливость восприятия разнофактурных изображений с учетом условий наблюдения.
Задачи:
1. Анализ и классификация вариантов использования разнофактурных изображений в дизайне изделий;
2. Определение возможных вариантов сочетаний параметров неровностей, обеспечивающих отчетливость разнофактурных изображений;
3. Определение влияния масштаба изображения на восприятие разнофактурных изображений;
4. Определение влияния условий наблюдения на восприятие разнофактурных изображений;
5. Разработка дизайна изделия с разнофактурными изображениями.
Теоретический раздел
Фактура в дизайне изделий
Одним из интереснейших и необходимых средств выразительности для многих видов искусств выступает факту́ра, с латинского языка этот термин переводится как «обработка», «строение», он расшифровывается как характер поверхности художественного произведения, её обработки. В изобразительных искусствах, в поэзии, музыке, живописи или скульптуре - как своеобразие художественной техники [1].
В литературе по дизайну фактура – это характеристика строения поверхности материала, определяющая форму, размер и взаимное расположение неровностей [2].
Фактура выполняет множество функций.
Во-первых, разные виды фактуры используют для того, чтобы подчеркнуть естественные, природные качества материалов, то есть и текстуру, и структуру (рисунок 1).
а б
Рисунок 1 – Усиление композиционной выразительности изделий за счет фактуры: а – усиление текстурного рисунка в скульптуре деревянной лошади [3]; б – подчеркивание неоднородности камня в скульптуре орла из гранита [4]
Также с помощью фактуры можно усилить выразительность отдельных элементов изделия, выделить некоторые его части (рисунок 2).
а б
Рисунок 2 – Усиление формы и выразительности на элементах ювелирных изделий: а – на кольце с фактурой древесины [5]; б – на подвеске [6]
Разные фактуры вызывают различные ассоциации, создают эмоционально-выразительный образ предмета. Так, например, можно выделить грубую фактуру, которая усиливает жесткость образа (рисунок 3, а), и нежную, которая ассоциируется со спокойствием и теплотой (рисунок 3, б). А в дизайне интерьера при рельефной бугристой фактуре объем помещения воспринимается меньшим, чем при фактуре гладкой, а, например, горизонтальные рельефы способствуют зрительному удлинению помещения.
а б
Рисунок 3 – Ассоциативно-эмоциональные характеристики фактур: а – грубая фактура светильника [7]; б – нежная фактура визитки [8]
Свойства фактуры
Основными свойствами фактуры являются блеск, рельефность и рисунок неровностей. Свойства фактуры поддаются оценке двумя способами: качественно - на основе визуального и тактильного восприятия, и количественно - измерением с помощью инструментов и приборов. Качественная характеристика свойств задается терминологически и важна для взаимодействия субъектов в процессе проектирования и согласования изделия, а количественная характеристика задается численными параметрами для производственных целей [2].
1. Блеск - характеристика свойства поверхности, отражающей свет, показывающая соотношение между интенсивностями света, зеркально и диффузно отражённого от поверхности.
По блеску различают три основных вида фактур.
Фактура с матовой поверхностью (рисунок 4, а) ввиду своей мелкопористой шероховатой структуры воспринимается равномерно освещенной, одинаково яркой. На такой фактуре нет резких переходов светотеневых зон, благодаря чему она выглядит нежной, мягкой.
|
|
Глянцевая поверхность (рисунок 4, б) имеет слабые блики, гладкая, с умеренной шероховатостью. Такая фактура придает изделиям торжественности.
Блестящая поверхность (рисунок 4, в) — совершенно гладкая, отражающая свет в одном направлении, имеющая яркие блики. Такой поверхностью обладают облицовочные стекла.
а
б в
Рисунок 4 – Разнообразие фактур по блеску на примере: а - дивана с матовой поверхностью [9], б - глянцевой поверхности компьютерной мыши [10], в - блестящей поверхности облицовочного стекла [11]
2. Рельефность – это свойство фактуры, определяющееся размером неровностей, которые, в зависимости от величины, можно подразделить на макро- и микронеровности.
Существует три основных типа фактур по рельефности – ровные, рельефные и волнистые, каждый из которых делится на гладкие и шероховатые. У ровных гладких фактур отсутствуют различимые неровности, у ровных шероховатых поверхностей наблюдаются микронеровности, у рельефных и волнистых гладких – макронеровности, у рельефных и волнистых шероховатых поверхностей имеются как микро-, так и макронеровности [2].
3. Рисунок фактуры зависит от формы и особенностей взаимного расположения неровностей поверхности. Рисунок фактуры зависит от технологии обработки поверхности, текстуры материала.
По виду рисунка фактуры выделяют: фактуры с упорядоченным рисунком, фактуры с хаотичным рисунком, фактуры с текстурным и имитационным рисунком, фактуры без рисунка (рисунок 5).
а б
в г
Рисунок 5 - Фактуры поверхностей с различным рисунком неровностей: а – упорядоченный рисунок фактуры [12]; б – текстурный рисунок фактуры [13];
в – хаотичный рисунок фактуры [14]; г – фактура без рисунка [15];
|
|