Фактура в дизайне изделий

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………….....................................2

1.Теоретический раздел..………………………………………………………….......................3

1.1. Фактура в дизайне изделий ………………………………..…………..........................3

1.1.2. Свойства фактуры……………………………........................................................5

1.1.3. Визуальное восприятие фактуры…... ………………………......................….....7

1.2. Разнофактурные поверхности......................................................................................13

2. Исследовательский раздел......................................................................................................17

2.1. Возможные сочетания параметров неровностей при оформлении разнофактурных изображений.................................................................................................................................17

2.2. Исследование влияния плавности контура на восприятие разнофактурного изображения с точечным рисунком неровностей……………………………….................…20

2.2.1. Методика исследования………………………..…….................…….…………20

2.2.1.1 Изготовление образцов с разнофактурными изображениями посредством 3d-печати…………................................................................................................21

2.2.1.2 Визуальная оценка разнофактурных изображений..........……..……….31

2.2.2 Результаты исследования.......................................................................................34

2.2.2.1. Обработка результатов исследования…………………….................…34

2.2.2.2. Анализ результатов и выводы..................................................................43

3. Проектный раздел.............................................................................……..........................…51

3.1. Обзор аналогов.............................................…………….............................................51

3.2. Проектное решение…...............................................………………............................54

Заключение…………………………………………………..........................………………….55

Список используемых источников……………………………………........................….…...56

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

В различных сферах дизайна распространенным приемом декорирования изделий является использование фактурных поверхностей. Сочетая близкие по свойствам разнофактурные изображения, можно добиться необычного визуального эффекта.

Наиболее широко в дизайне изделий и рекламной продукции распространены контрастные сочетания фактур гладких с шероховатыми и рельефными, нюансные сочетания используются значительно реже, из-за сложностей как с их созданием, так и с оформлением изображений с их помощью. С помощью таких нюансных сочетаний выделяют отдельную часть предмета, либо весь объект на фоне обыденных вещей, привлекая внимание потребителя.

В связи с этим, исследование возможностей создания фактурных изображений, образованных однородными неровностями, является  актуальным, в частности для расширения возможностей оформления изделий.

Цель: Выявление сочетаний параметров неровностей фактур, обеспечивающих отчетливость восприятия разнофактурных изображений с учетом условий наблюдения.

Задачи:

1. Анализ и классификация вариантов использования разнофактурных изображений в дизайне изделий;

2. Определение возможных вариантов сочетаний параметров неровностей, обеспечивающих отчетливость разнофактурных изображений;

3. Определение влияния масштаба изображения на восприятие разнофактурных изображений;

4. Определение влияния условий наблюдения на восприятие разнофактурных изображений;

5. Разработка дизайна изделия с разнофактурными изображениями.

Теоретический раздел

Фактура в дизайне изделий

Одним из интереснейших и необходимых средств выразительности для многих видов искусств выступает факту́ра, с латинского языка этот термин переводится как «обработка», «строение», он расшифровывается как характер поверхности художественного произведения, её обработки. В изобразительных искусствах, в поэзии, музыке, живописи или скульптуре - как своеобразие художественной техники [1].

В литературе по дизайну фактура – это характеристика строения поверхности материала, определяющая форму, размер и взаимное расположение неровностей [2].

Фактура выполняет множество функций.

Во-первых, разные виды фактуры используют для того, чтобы подчеркнуть естественные, природные качества материалов, то есть и текстуру, и структуру (рисунок 1).

 

                                 а                                                    б

Рисунок 1 – Усиление композиционной выразительности изделий за счет фактуры:  а – усиление текстурного рисунка в скульптуре деревянной лошади [3]; б – подчеркивание неоднородности камня в скульптуре орла из гранита [4]

 

Также с помощью фактуры можно усилить выразительность отдельных элементов изделия, выделить некоторые его части (рисунок 2).

 

а                                                    б

Рисунок 2 – Усиление формы и выразительности на элементах ювелирных изделий: а – на кольце с фактурой древесины [5]; б – на подвеске [6]

 

Разные фактуры вызывают различные ассоциации, создают эмоционально-выразительный образ предмета. Так, например, можно выделить грубую фактуру, которая усиливает жесткость образа (рисунок 3, а), и нежную, которая ассоциируется со спокойствием и теплотой (рисунок 3, б). А в дизайне интерьера при рельефной бугристой фак­туре объем помещения восприни­мается меньшим, чем при фактуре гладкой, а, например, горизонтальные рельефы способствуют зрительному удлинению поме­щения.

 

а                                                    б

Рисунок 3 – Ассоциативно-эмоциональные характеристики фактур: а – грубая фактура светильника [7]; б – нежная фактура визитки [8]

 

Свойства фактуры

Основными свойствами фактуры являются блеск, рельефность и рисунок неровностей. Свойства фактуры поддаются оценке двумя способами: качественно - на основе визуального и тактильного восприятия, и количественно - измерением с помощью инструментов и приборов. Качественная характеристика свойств задается терминологически и важна для взаимодействия субъектов в процессе проектирования и согласования изделия, а количественная характеристика задается численными параметрами для производственных целей [2].

1. Блеск - характеристика свойства поверхности, отражающей свет, показывающая соотношение между интенсивностями света, зеркально и диффузно отражённого от поверхности.

По блеску различают три основных вида фактур.

Фактура с матовой поверхностью (рисунок 4, а) ввиду своей мелкопористой шероховатой структуры воспринимается равномерно освещенной, одинаково яркой. На такой фактуре нет резких переходов светотеневых зон, благодаря чему она выглядит нежной, мягкой.

Глянцевая поверхность (рисунок 4, б) имеет слабые блики, гладкая, с умеренной шероховатостью. Такая фактура придает изделиям торжественности.

Блестящая поверхность (рисунок 4, в) — совершенно гладкая, отражающая свет в одном направлении, имеющая яркие блики. Такой поверхностью обладают облицовочные стекла.

 

а

       б                                        в

Рисунок 4 – Разнообразие фактур по блеску на примере: а - дивана с матовой поверхностью [9], б - глянцевой поверхности компьютерной мыши [10], в - блестящей поверхности облицовочного стекла [11]

 

2. Рельефность – это свойство фактуры, определяющееся размером неровностей, которые, в зависимости от величины, можно подразделить на макро- и микронеровности.

Существует три основных типа фактур по рельефности – ровные, рельефные и волнистые, каждый из которых делится на гладкие и шероховатые. У ровных гладких фактур отсутствуют различимые неровности, у ровных шероховатых поверхностей наблюдаются микронеровности, у рельефных и волнистых гладких – макронеровности, у рельефных и волнистых шероховатых поверхностей имеются как микро-, так и макронеровности [2]. 

3. Рисунок фактуры зависит от формы и особенностей взаимного расположения неровностей поверхности. Рисунок фактуры зависит от технологии обработки поверхности, текстуры материала.

По виду рисунка фактуры выделяют: фактуры с упорядоченным рисунком, фактуры с хаотичным рисунком, фактуры с текстурным и имитационным рисунком, фактуры без рисунка (рисунок 5).

 

а                                                    б

в                                                    г

Рисунок 5 - Фактуры поверхностей с различным рисунком неровностей: а – упорядоченный рисунок фактуры [12]; б – текстурный рисунок фактуры [13];

в – хаотичный рисунок фактуры [14]; г – фактура без рисунка [15];


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: