Дизайн как процесс
Дизайнерская деятельность реализуется в процессе проектирования. Процесс этот сложен и многопланов и требует развернутого методического описания. С точки зрения деятельности процесс можно рассматривать как последовательное выполнение действий (операций) для получения намеченного результата. Можно представить его и как развернутое во времени движение от некоторой условной исходной ситуации к условно конечной цели. Он может быть рассмотрен во взаимодействии внутренних и внешних факторов проектирования, в логике развития проектной мысли и преобразования объекта, как этапы создания проектной документации и т.п. Основанием для выделения способов методического описания дизайн-процесса послужила методологическая модель проектной деятельности, включающая в себя следующие основные ее элементы: «предмет», «объект», «субъект», «операция», «этап».
Фундаментальной категорией, определяющей процесс проектирования, является цель проекта. От целей зависят направление и содержание процесса, используемые методы и средства и т.д.
Цели различаются и в таком отношении: одни задаются извне (заказом на разработку, например), другие ставит сам дизайнер. Одни определяются с самого начала, другие появляются по мере развития процесса проектирования.
Круг целей, реализуемых дизайнером в процессе проектирования вещи, в общем виде предопределен самой природой дизайна. Специфика дизайн-деятельности, отраженная в основных категориях профессионального мышления дизайнера - «образ», «функция», «морфология», «технология» - и в их особом, профессионально-дизайнерском содержании, проявляет себя в конкретных целях, реализуемых в процессе проектирования объекта.
Цели дизайнерского проекта структурированы категориями «образ», «функция», «морфология», «технология». Эта структура целей дизайн-проекта предполагает соответствующую структуру самого дизайн-процесса: цели должны найти адекватное выражение в процессе.
Аспекты дизайн-процесса
Базисом проектной деятельности является технологическое, морфологическое и функциональное проектирование. Специфика дизайн-деятельности, включающей в себя эти три элемента, определяется также художественно-образным проектированием. Технологическое, морфологическое, функциональное и художественно-образное проектирование в дизайне выступают единым блоком. Включение этих элементов в дизайн не подменяет специализированных форм проектирования - конструкторского, технологического и пр.
Важно подчеркнуть, что технологическое, морфологическое, функциональное и художественно-образное проектирование не автономные процессы - процесс един, целостен. Различение этих аспектов носит методический характер и основано на различении целей проектирования. Тот или иной аспект может преобладать над другими как в работе в целом, так и на отдельных ее этапах, но все они сведены в общий дизайн-процесс. Так, сосредоточив внимание на художественной проблематике, дизайнер основывается на определенной функции вещи; в свою очередь образ и функция материализуются в морфологии; наконец, никакое морфологическое решение не мыслимо вне материала и технологии - последние выступают по отношению к нему в роли своего рода языка, палитры средств.
Этапы дизайн-процесса
В последовательном развитии дизайн-процесса та или другая позиция дизайнера становится в определенный момент доминирующей. Этой сменой доминанты дизайн-процесс структурируется по этапам.
Типизация дизайн-процесса по этапам находит выражение и оформление в различных нормативных материалах: стандартах, инструкциях, методиках. Эти материалы отражают представление о дизайн-процессе как о последовательном выполнении типизированных этапов со своими задачами и результатами - так называемое нормативное представление.
Нормативами определены следующие стадии разработки дизайн-проектов.
Первая стадия - проведение предпроектных исследований и разработка дизайнерской документации технических предложений.
При этом предусмотрено выполнение следующих работ:
- сбор, обработка и анализ исходных данных для проектирования: изучение прототипов и аналогов (в т.ч., при необходимости, их экспертиза), технической и патентной информации, технологии производства, условий потребления (эксплуатации) проектируемого изделия, формулирование проектной концепции и задач;
- разработка и обоснование проектных требований и эргономики к изделию, упаковке, графическим элементам и товаросопроводительной документации;
- разработка дизайнерских предложений (в графических изображениях и поисковых макетах);
- выбор основного варианта дизайнерского предложения;
- составление отчета о проведенных предпроектных исследованиях и дизайнерских предложениях;
- согласование дизайнерской документации и уточнение технического задания на разработку дизайн-проекта.
Вторая стадия - разработка дизайнерской документации эскизного проекта. При этом предусмотрено выполнение следующих работ:
- проработка вариантов объемно-пластического и цветофактурного решений;
- разработка и обоснование эргономического решения;
- выбор конструкционных и защитно-декоративных материалов и технологии отделки;
- разработка чертежей и дизайнерских моделей;
- выбор основного варианта дизайнерского, эргономического и цветофактурного решений;
- составление пояснительной записки;
- согласование дизайнерской документации.
Третья стадия - разработка ХКД технического проекта. При этом предусмотрено выполнение следующих работ:
- окончательная проработка принятого варианта дизайнерского решения;
- разработка эргономической; схемы;
- выполнение оригиналов графических элементов;
- выполнение 3D макета (макетного образца);
- составление карты цветофактурного решения;
- дизайнерская экспертиза проектного варианта изделия;
- составление пояснительной записки (обоснование проектного решения, включая социально-экономическое обоснование и обоснование латентной чистоты дизайнерского и эргономического решений, вариантов цветофактурного решения и выбора декоративно-конструкционных материалов и технологии отделки);
- согласование дизайнерской документации с заказчиком.
Нормативами определены следующие категории сложности проектных дизайнерских работ, выполняемых при разработке дизайн-проектов промышленных изделий:
1-я категория: дизайнерские работы по модернизации промышленного изделия в части совершенствования его композиционного, пластического, цветофактурного и графического решений без изменения конструктивно-технологической основы;
2-я категория: дизайнерские работы по модернизации промышленного изделия в части совершенствования его потребительских свойств, объемно-пространственного, композиционно-пластического, цветофактурного и графического решений на базе частичного изменения конструктивно-технологической основы;
3-я категория: дизайнерские работы по модернизации промышленного изделия с новой комбинацией известных функций или качественно новой функцией потребления, изменяющие объёмно-пространственное, композиционно-пластическое, цветофактурное и графическое решения на базе частичного изменения его конструктивно технологической основы;
4-я категория: дизайнерские разработка промышленного изделия с качественно новой функцией потребления или новой комбинацией известных функций, изменяющие объёмно-пространственное, композиционно-пластическое, цветофактурное и графическое решения на базе принципиально нового конструктивно-технологического его решения;
5-я категория: дизайнерские разработка ряда промышленных изделий-комплектов, системных объектов, гаммы изделий, унифицированной серии, параметрического, базового ряда изделий.
Номенклатура разрабатываемых проектных документов
Результатом дизайнерских разработок являются следующие проектные документы:
1. Общий вид (как правило, перспектива) или рендеринг - внешний вид изделия, его общая композиция, геометрия и цветофактурные решения отдельных элементов;
2. Эргономическая схема - связи элементов и параметры системы «человек-изделие-среда»;
3. Оригинал графических элементов - точное воспроизведение графических элементов изделия (фирменные знаки, эмблемы);
4. Карта цветофактурного решения (конфекционная карта) - варианты цветофактурного решения изделий и нормированные требования к материалам, цвету, блеску, фактуре, текстуре его видимых (наружных и внутренних) поверхностей;
5. Пояснительная записка (отчет) – обоснование дизайнерского решения, включая социально-экономическое обоснование и обоснование патентной чистоты дизайнерского и эргономического решений, вариантов цветофактурного решения, выбора декоративно-конструкционных материалов и технологии отделки;
6. Макет (макетный образец) - образец, максимально соответствующий окончательному объемно-пространственному и цветофактурному решению изделия;
7. Чертеж на внешнюю форму изделия (лекала и кроки);
8. 3D модель (3D Studio MAX, CAD);
9. Цифровая мультимедийная (интерактивная) презентация.
Из того что скинула Поля) Почти что тоже самое просто коротко и по делу)Кому как удобно))
Нормативные этапы дизайн-проектирования определяют этапы и ключевые моменты взаимоотношений заказчика и разработчика и имеют целью организацию и управление ходом работ. В их основе – выделение в работе процедур отчета о сделанной работе и, в зависимости от ее результатов, принятие решений о сроках, финансировании и оплате, согласованиях и корректировках по ходу работы.
Пример нормативных этапов для договора между независимой проектной студией и крупным предприятием: