Дизайн-проектирование как процесс. Нормативные и содержательные этапы процесса проектирования

Дизайн как процесс
Дизайнерская деятельность реализуется в процессе проек­тирования. Процесс этот сложен и многопланов и требует развернутого методического описания. С точки зрения де­ятельности процесс можно рассматривать как последова­тельное выполнение действий (операций) для получения намеченного результата. Можно представить его и как развернутое во времени движение от некоторой условной исходной ситуации к условно конечной цели. Он может быть рассмотрен во взаимодействии внутренних и внеш­них факторов проектирования, в логике развития про­ектной мысли и преобразования объекта, как этапы созда­ния проектной документации и т.п. Основанием для выде­ления способов методического описания дизайн-процесса послужила методологическая модель проектной деятельности, вклю­чающая в себя следующие основные ее элементы: «пред­мет», «объект», «субъект», «операция», «этап».
Фундаментальной категорией, определяющей процесс проектирования, является цель проекта. От целей зависят направление и содержание процесса, используемые ме­тоды и средства и т.д.
Цели различаются и в таком отношении: одни задаются извне (заказом на разра­ботку, например), другие ставит сам дизайнер. Одни опре­деляются с самого начала, другие появляются по мере раз­вития процесса проектирования.
Круг целей, реализуемых дизайнером в процессе проекти­рования вещи, в общем виде предопределен самой приро­дой дизайна. Специфика дизайн-деятельности, отражен­ная в основных категориях профессионального мышления дизайнера - «образ», «функция», «морфология», «техно­логия» - и в их особом, профессионально-дизайнерском содержании, проявляет себя в конкретных целях, реализу­емых в процессе проектирования объекта.
Цели дизайнерского проекта структурированы категори­ями «образ», «функция», «морфология», «технология». Эта структура целей дизайн-проекта предполагает соот­ветствующую структуру самого дизайн-процесса: цели должны найти адекватное выражение в процессе.
Аспекты дизайн-процесса
Базисом про­ектной деятельности является технологическое, морфоло­гическое и функциональное проектирование. Специфика дизайн-деятельности, включающей в себя эти три элемен­та, определяется также художественно-образным проектирова­нием. Технологическое, морфологическое, функциональ­ное и художественно-образное проектирование в дизайне выступают единым блоком. Включение этих элементов в дизайн не под­меняет специализированных форм проектирования - кон­структорского, технологического и пр.
Важно подчеркнуть, что технологическое, морфологичес­кое, функциональное и художественно-образное проекти­рование не автономные процессы - процесс един, цело­стен. Различение этих аспектов носит методический ха­рактер и основано на различении целей проектирования. Тот или иной аспект может преобладать над другими как в работе в целом, так и на отдельных ее этапах, но все они сведены в общий дизайн-процесс. Так, сосредоточив вни­мание на художественной проблематике, дизайнер основы­вается на определенной функции вещи; в свою очередь образ и функция материализуются в морфологии; наконец, никакое морфологическое решение не мыслимо вне материала и технологии - последние выступают по от­ношению к нему в роли своего рода языка, палитры средств.

Этапы дизайн-процесса
В последовательном развитии дизайн-процесса та или дру­гая позиция дизайнера становится в определенный момент доминирующей. Этой сменой доминанты дизайн-процесс структурируется по этапам.
Типизация дизайн-процесса по этапам находит выраже­ние и оформление в различных нормативных материалах: стандартах, инструкциях, методиках. Эти материалы отражают представление о дизайн-процессе как о последо­вательном выполнении типизированных этапов со своими задачами и результатами - так называемое норматив­ное представление.
Нормативами определены следующие стадии разработки ди­зайн-проектов.
Первая стадия - проведение предпроектных исследований и раз­работка дизайнерской документации техни­ческих предложений.
При этом предусмотрено выполнение следующих работ:
- сбор, обработка и анализ исходных данных для проектирова­ния: изучение прототипов и аналогов (в т.ч., при необходимости, их экспертиза), технической и патентной информации, технологии производства, условий потребления (эксплуатации) проектируемого изделия, формулирование проектной концепции и задач;
- разработка и обоснование проектных требований и эргономики к изделию, упаковке, графическим элементам и това­росопроводительной документации;
- разработка дизайнерских предложений (в графических изображениях и поисковых макетах);
- выбор основного варианта дизайнерского предложения;
- составление отчета о проведенных предпроектных исследова­ниях и дизайнерских предложениях;
- согласование дизайнерской документации и уточнение технического задания на разработку дизайн-проекта.
Вторая стадия - разработка дизайнерской документации эскизного проекта. При этом предусмотрено выполнение следующих работ:
- проработка вариантов объемно-пластического и цветофактурного решений;
- разработка и обоснование эргономического решения;
- выбор конструкционных и защитно-декоративных материалов и технологии отделки;
- разработка чертежей и дизайнерских моде­лей;
- выбор основного варианта дизайнерского, эргономического и цветофактурного решений;
- составление пояснительной записки;
- согласование дизайнерской документации.
Третья стадия - разработка ХКД технического проекта. При этом предусмотрено выполнение следующих работ:
- окончательная проработка принятого варианта дизайнерского решения;
- разработка эргономической; схемы;
- выполнение оригиналов графических элементов;
- выполнение 3D макета (макет­ного образца);
- составление карты цветофактурного решения;
- дизайнерская экспертиза проектного вари­анта изделия;
- составление пояснительной записки (обоснование проектного решения, включая социально-экономическое обоснование и обоснование латентной чистоты дизайнерского и эргономического решений, вариантов цветофактурного решения и выбора декоративно-конструкционных материалов и технологии отделки);
- согласование дизайнерской документации с заказчиком.
Нормативами определены следующие категории сложности проектных дизайнерских работ, выполняемых при разработке дизайн-проектов промышленных изделий:
1-я категория: дизайнерские работы по модернизации промышленного изделия в части совершенствования его композиционного, пластического, цветофактурного и графиче­ского решений без изменения конструктивно-технологической основы;
2-я категория: дизайнерские работы по модернизации промышленного изделия в части совершенствования его потребительских свойств, объемно-пространственного, композицион­но-пластического, цветофактурного и графического решений на базе частичного изменения конструктивно-технологической основы;
3-я категория: дизайнерские работы по модернизации промышленного изделия с новой комбинацией известных функций или качественно новой функцией потребления, изменяющие объёмно-пространственное, композиционно-пластическое, цветофактурное и графическое решения на базе частичного изменения его конструктивно технологической основы;
4-я категория: дизайнерские разработка промышленного изделия с качественно новой функцией потребления или новой комбинацией известных функций, изменяющие объёмно-про­странственное, композиционно-пластическое, цветофактурное и гра­фическое решения на базе принципиально нового конструктивно-тех­нологического его решения;
5-я категория: дизайнерские разработка ряда промышленных изделий-комплектов, системных объектов, гаммы изделий, унифицированной серии, параметрического, базового ряда изделий.

Номенклатура разрабатываемых проектных документов
Результатом дизайнерских разработок являются следующие проектные документы:
1. Общий вид (как правило, перспектива) или рендеринг - внешний вид изделия, его общая композиция, геометрия и цветофактурные реше­ния отдельных элементов;
2. Эргономическая схема - связи элементов и парамет­ры системы «человек-изде­лие-среда»;
3. Оригинал графических элементов - точное воспроизведение графических элементов изделия (фирменные знаки, эмблемы);
4. Карта цветофактурного решения (конфекционная карта) - варианты цветофактурного решения изделий и нормиро­ванные требования к матери­алам, цвету, блеску, факту­ре, текстуре его видимых (наружных и внутренних) по­верхностей;
5. Пояснительная записка (отчет) – обоснование дизайнерского решения, включая социально-экономическое обоснование и обос­нование патентной чистоты дизайнерского и эргономического ре­шений, вариантов цветофак­турного решения, выбора де­коративно-конструкционных материалов и технологии от­делки;
6. Макет (макетный образец) - образец, максимально соответствующий окончательному объемно-пространственному и цветофактурному решению изделия;
7. Чертеж на внешнюю форму изделия (лекала и кроки);
8. 3D модель (3D Studio MAX, CAD);
9. Цифровая мультимедийная (интерактивная) презентация.

Из того что скинула Поля) Почти что тоже самое просто коротко и по делу)Кому как удобно))

Нормативные этапы дизайн-проектирования определяют этапы и ключевые моменты взаимоотношений заказчика и разработчика и имеют целью организацию и управление ходом работ. В их основе – выделение в работе процедур отчета о сделанной работе и, в зависимости от ее результатов, принятие решений о сроках, финансировании и оплате, согласованиях и корректировках по ходу работы.

Пример нормативных этапов для договора между независимой проектной студией и крупным предприятием:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: