Не позже 1534 года на месте будущего Никитского монастыря была построена церковь Никиты у Ямского двора с Введенским приделом

При этой церкви в 1582 году боярином Никитой Романовым (дедом царя Михаила Фёдоровича) основан Никитский монастырь. После его основания Волоцкая (или Новгородская) улица стала называться Большой Никитской.

В 1682 году монастырь был опустошён пожаром, после чего пострадавшаяся церковь Никиты была основательно перестроена и расширена (например, заново возведён Введенский придел). При разборке собора в 1930 году выяснилось, что храм был большей частью построен из итальянского кирпича.

В начале XVIII века в монастыре построена каменная колокольня. В 1750-х годах архитектором Д. В. Ухтомским (автором Красных ворот и Колокольни Троице-Сергиевой Лавры) сооружены корпуса келий. В 1764 году обитель зачислен в третий класс по штату.

В 1767 году к обители была приписана стоявшая неподалёку и бывшая прежде приходской Дмитриевская церковь. История храма такова. В год основания монастыря была выстроена деревянная церковь великомученика Дмитрия Солунского (1582 год - год рождения царевича Димитрия, и, возможно, посвящение церкви вызвано этим событием). В 1629 году деревянный храм сгорел и в середине XVII столетия церковь была выстроена вновь в камне. В начале XVIII столетия было переделано завершение Дмитриевской церкви: её украсил новый шестиглавый барабан.

Никитский монастырь сильно пострадал в 1812 году: ценности обители были разграблены и выгорели все строения, кроме Дмитриевской церкви. Монастырь был предназначен к упразднению архиепископом Августином, однако восстановлен на частные пожертвования.

В 1833 году к Никитскому Собору пристроен придел Николая Чудотворца. В 1861 году на месте разобранной колокольни XVIII века архитектором М. Д. Быковским заложена новая колокольня с Церковью Воскресенья Словущего (освящена в июле 1868 года). В 1877 году возле ворот монастыря устроена часовня во имя великомученика Никиты. В 1894 году вновь освящена Церковь великомученика Дмитрия Солунского, стоявшая без службы в 1812-1894 годах.

До революции в монастыре хранилась священная реликвия - частица пальца Св. Никиты.

В 1904 году в деревне Катюшки Московской губернии устроен храм Серафима Саровского - подворье Никитского монастыря. При нём выстроена церковная школа на 50 детей. Женская Никито-Романовская церковно-приходская школа, а также монастырская богадельня были и при самом монастыре в Москве.

Монастырь закрыт в 1920-х годах. Некоторое время после закрытия в его зданиях ещё жили монахини, а на колокольне бывшего монастыря регулярно звонил звонарь-виртуоз К. К. Сараджев.

После закрытия здания бывшей обители переданы Московскому Университету, а в 1930-1933 годах - разобраны. В 1935 году на месте бывшего монастыря построено здание Никитской электроподстанции (арх. Д. Ф. Фридман). Сохранились лишь небольшой фрагмент монастырской ограды (с юга) и один корпус келий (арх. Д. В. Ухтомский, Б. Кисловский пер., 10), занятый с 1990 года Центральным управлением рыбной экологии и нормативов. Вот он:



Впрочем, о том, что это монастырские кельи, проходящие мимо сейчас и не вспоминают. О монастыре напоминают также названия московских улиц - Большая Никитская, Малая Никитская, Никитский переулок.

2.4 Храм Никиты Мученика на СтаройБасманной <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D1%82%D1%8B_%D0%9C%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%BD%D0%B0_%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B9_%D0%91%D0%B0%D1%81%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9>



Одна из древнейших московских церквей, основанная великим князем Василием III, за свою многовековую историю была приходским храмом для всех сословий. Под ее сводами молились А.С. Пушкин, К.Н. Батюшков, П.А. Вяземский, Ф.С. Рокотов, Марина Цветаева. После революции она - одна из немногих в Москве - не была захвачена обновленцами.

Ранняя история храма довольно туманна. Первые сведения об этой церкви относятся к правлению Василия III, отца Ивана Грозного. Из летописи известно, что в 1518 году в Москву принесли из Владимира две местные святыни - образ Спасителя и Владимирскую икону Божией Матери - для поновления и украшения серебром и золотом. Через год, в праздник святого Никиты Мученика, поновленные иконы провожали обратно во Владимир торжественным крестным ходом. За посадом великий князь и митрополит Варлаам простились с ними и передали владимирцам, пришедшим в Москву за своими святынями. И на том месте, где Василий III простился с владимирскими иконами, он повелел поставить деревянную Владимирскую церковь «во имя Пречистыя Владычицы нашея Богородицы, честнаго и славнаго Ея сретения и провожания». И молился, чтобы Она защитила Москву от набегов крымского хана.

Вторая версия сложней, но, по всей вероятности, достоверней. Она гласит, что в то самое время, когда владимирские святыни пребывали в Москве, за Покровкой, на территории Басманной, иждивением великого князя строили деревянную приходскую церковь для местной слободки. В тот день, когда провожали иконы, церковь собирались освящать. Чтобы совместить два торжества - проводы икон и освящение церкви, крестный ход отклонился от обычного маршрута и направился к храму, где и были отпущены иконы. Церковь была освящена в честь Владимирского образа Богородицы, а поскольку все это произошло 15 сентября, то позднее, в XVII веке, в храме освятили придел во имя великомученика Никиты, чья память в этот день и совершается. И крестный ход в память тех проводов с участием царя и патриарха совершался в эту церковь до 1683 года.

Это был четвертый большой крестный ход в Москве из числа совершаемых с древней Владимирской иконой в дни ее празднований: в память избавления Москвы от Тамерлана в 1395 году, от хана Ахмата в 1480 году, от хана Махмет-Гирея в 1521 году и в память проводов владимирских святынь. С 1668 года он уже назывался «меньшим» крестным ходом в Басманники. Хаживал сюда и «тишайший» царь Алексей Михайлович.

Но церковная летопись Басманной началась раньше, чем появилась эта церковь - во второй половине XV века, когда в этих краях в декабре 1469 года родился святой Василий Блаженный. В то время Владимирской церкви еще не было, но позднее летописец указывал, что святой родился в ее приходе - для уточнения местности. Родители отдали его в ученики соседу-сапожнику, но отрок уже имел чудесный дар провидения. Однажды к его хозяину пришел человек и заказал сапоги покрепче, чтобы годами носились. Ученик вдруг улыбнулся, и когда заказчик ушел, сапожник спросил, почему он улыбается. Василий ответил: «Вот человек собирается носить сапоги годами, а не ведает, что завтра умрет». И действительно на следующий день заказчик умер. А Василий в 16 лет ушел из дому совершать свой подвиг и никогда в родные места не возвращался, но словно благословил их в ожидании появления храма. И в церкви Никиты Мученика до начала XX века хранился знаменитый образ святого на фоне Кремля, напоминающий, что «близ сей церкви была родина великого угодника».

Устроитель церкви Василий III тоже хорошо знал эти места. На Старой Басманной стоял его путевой дворец (он и сейчас частично сохранился в доме № 15), где великий князь останавливался перед въездом в столицу. До правления Петра I здесь же пролегала главная царская дорога в загородные резиденции Покровское, Рубцово-Преображенское, Семеновское и Измайловское. При Иване Грозном тут стояло несколько дворов иностранцев, находившихся на русской службе. Были здесь и земельные владения кремлевского Вознесенского монастыря.

В том же XVI веке появилась загадочная Басманная слобода. Ее приходским храмом и была Владимирская церковь. Историки пока не пришли к окончательному выводу, что же означает топоним Басманная.

По легенде, местность названа по фамилии любимца Ивана Грозного опричника Басманова, будто бы здесь он имел свой дом, но это оказалось ошибкой. На сегодняшний день существуют две научные версии. Согласно первой, здесь жили царские пекари, которые выпекали для царского и патриаршего двора «басманы» - мерный хлеб строго определенного размера или же с фигурами на верхней корочке, то есть с дворцовым клеймом - басманом. К этой версии склонялся и Владимир Даль. Вторая версия, ныне более принятая, гласит, что басманниками были ремесленники, занимавшиеся художественным тиснением на коже или металле: на тончайших металлических листах выдавливали узоры и обкладывали ими деревянные кресты и оклады икон, так что спрос на их изделия был велик, и они вполне могли составить население целой слободы. Есть и примиряющая версия: поскольку «басмой» именовалась в древности ханская грамота с вытисненной печатью, то позднее под этим словом понимали рельефные изображение или клеймо, которые могли наноситься и на хлеб, и на кожу, и на металл.

В старину Басманная часто называлась Покровкой, будучи ее продолжением. Здесь, у главной царской дороги, селились знатные фамилии, и Басманная стала московским феноменом - аристократическим островом на далекой окраине за городской чертой. Приходским храмом для «басманных вельмож» стала церковь Никиты Мученика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: