При подготовке текста частично использованы материалы В.Б. Муравьева, С.К. Романюка, В. Любартовича и А. Алиева


2.5 Кузнецкий мост <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82_(%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0)>

Кузнецкий мост - древний каменный мост в Москве через реку Неглинную <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_(%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%B0)>на пересечении современных улиц Неглинная <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%83%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0>и Кузнецкий Мост <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0_%D0%9A%D1%83%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%9C%D0%BE%D1%81%D1%82>.

Первоначально здесь был деревянный однопролётный мост.

В 1754 -1761 годах по проекту архитектора Д. В. Ухтомского <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%85%D1%82%D0%BE%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87>, Семёном Яковлевым был построен трехпролётный каменный мост. Мост был шириной 16 метров и длиной 29,82 метра. Длина ограждённой части моста вместе с подходами была 88,46 метра. Это было сделано на случай больших разливов, т. е. общая длина сооружения простилалась от Петровки <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0>до Рождественки.

Мост был основан на свайных фундаментах. Быки были сделаны одинаковыми с береговыми устоями, в форме стенок шириной 4,26 м., поставленных вдоль течения реки, и длиной, равной ширине моста. Пролёты моста были равны ширине стенок. Пролётные отверстия, перекрывались полуциркульными сводами из белого камня. Высота пролётных отверстий от воды - 6,4 метра. При разливах вода не достигала верхней точки пролётного отверстия.

В конце XVIII века реку Неглинная собирались превратить в городской канал, на Трубной площади <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D1%83%D0%B1%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D1%89%D0%B0%D0%B4%D1%8C> устроить пруд, а у Кузнецкого Моста - еще один, с водопадами и статуей Екатерины II. Однако, этим планам не суждено было сбыться.

После заключения в 1818-1819 гг. реки в подземную трубу, уровень улиц был поднят выше моста, а мост засыпан грунтом.

В конце 1980-х годов, при проведении земляных работ по сооружению нового коллектора, строители под многими слоями асфальта и одним слоем булыжника натолкнулись на каменные конструкции Кузнецкого моста. Белокаменный парапет моста был повреждён строительной техникой, но затем работы были приостановлены. Достаточно долго после этого москвичи и гости столицы могли совсем близко наблюдать открывшиеся остатки этого исторического объекта. Архитекторы-реставраторы провели натурные обмеры памятника, затем уличное дорожное покрытие было восстановлено.

 

2.6 Дворец Апраксиных-Трубецких <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BC-%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B4>, 1766-1768гг.

 

 

Дом Апраксиных-Трубецких находится в городе Москве на улице Покровке. За свой характерный внешний вид дом получил прозвище «дом-комод». Дом Апраксиных-Трубецких является единственным памятником русского барокко, который относится к московской жилой частной архитектуре. Современники называли этот дом московским миниатюрным зимним дворцом. И ведь на самом деле, «дом-комод» имеет огромное сходство со знаменитым Зимним дворцом Растрелли. Но имя архитектора дома Апраксиных-Трубецких точно установить до сих пор не удалось, хотя большинство историков склонны считать, что архитектором был Д. В. Ухтомский.

История дома-дворца началась с того, владельцем его был сподвижник Петра І, граф М. Ф. Апраксин, которым сначала были куплены просто несколько не очень больших владений. На одном из этих приобретенных владений, которые раньше принадлежали поручику Крюкову, стоял довольно длинный корпус, построенный из камня (на восточной стороне).

Дом Апраксиных был построен в 1766 году и представлял собой существующий и по сей день трехэтажный каменный дом. На протяжении следующих трех лет, около главного здания создавались хозяйственные постройки, которые представляли собой два одноэтажных флигеля и были расположены вдоль боковых границ усадьбы, причем флигель с восточной стороны, видимо включил в себя старый корпус, которым еще владел поручик Крюков.

В 1700 году усадьба была выкуплена князем Д. Ю. Трубецким. После этого, владельцев дома стали называть «Трубецкие-комод», ведь Трубецкие довольно известная и именитая фамилия, а приставка была придумана для отличия от большого количества однофамильцев Трубецких в Москве и Петербурге.

Дом продолжил достраиваться в 1774-1775 годах. Оба флигеля были надстроены вторыми этажами, а также возведены переходы, которые соединяли флигели с домом. Западный флигель, к тому же был удлинен. В восточном флигеле поместили парадную лестницу.

В 1783 году в глубине был построен двухэтажный корпус (в наше время представляет собой трехэтажный, поскольку был надстроен). В самом корпусе был сделан в центре проезд, поскольку корпус замкнул двор.

В результате усадьба приобрела вид сложного объема с оригинальной выпукло-вогнутой формой фасада. Такие изогнутые формы характерны и для декора здания: колонны коринфского ордера, разорванные фронтоны, крупные наличники, которые были украшены пышной лепниной, которая характерна для стиля рококо и имеет характерные мотивы раковин. Вот это и стало причиной того, что усадьбу стали сравнивать с Зимним дворцом в Петербурге.

Однако следует отметить, что дом Апраксиных-Трубецких значительно отличается от всех дворцов, датированных серединой XVIII столетия. А в «доме-комоде» основу планировки составляют криволинейные помещения разного размера и формы, к тому же изгибы их стен выражены непосредственно в самом объеме здания.

Особый парадный вид всему ансамблю придают флигели несколько ниже основного здания и продольные фасады, которые обработаны в стиле раннего классицизма и более сдержаны. Во внутреннем интерьере дома Апраксиных-Трубецких сохранилась отделка овального центрального зала, а также дверей ХІХ века, а также чугунные лестницы и изразцовые печи второй половины ХІХ столетия.

Весь внутренний облик «дома-комода» отличается большим количеством помещений. Эти помещения соединяются и составляют сложную систему, второстепенную роль здесь отыгрывает анфиладная связь. Стоит сказать, что в ХІХ веке в доме был пожар после которого интерьеры были изменены, а в сохранности осталась только основная планировка.

В некоторых из помещений сохранились декоративные колонны, которые относятся к разному времени. На некоторых дверях можно увидеть рисунки в стиле ампир, а угловые печи (вогнутые и прямые) облицованы изразцами второй половины ХІХ века. В то же время на чугунные заменили деревянные лестницы. Одна из чугунных лестниц была винтовой и до недавнего времени существовала в юго-западной части здания.

Замыкающий корпус сохранил только центральный проезд сводчатой формы, к тому же сохранился горизонтальный руст, а боковые здания, которые находятся на узком заднем дворе, уже полностью перестроены.

В 1861 году Трубецкие продали усадьбу Московскому университету, который разместил здесь 4-ю мужскую гимназию.

После 1917 года в усадьбе Апраксиных-Трубецких располагались разные учреждения и были обустроены коммунальные квартиры. С середины 1950-х годов особняк занимал научный институт (ВНИИГеофизика), и именно тогда была проведена первая реставрация памятника (научная) и его фасадам был придан первоначальный облик, который был в середине XVIII столетия.

Дом Апраксиных-Трубецких является настоящей жемчужиной архитектуры Москвы.

Владелец дома <http://pokrovka.narod.ru/Sources/Ref/P3/SightScH22/H22/H22.htm> князь Иван Дмитриевич Трубецкой был троюродным братом С. Л. Пушкина. А.С. Пушкин бывал здесь еще в раннем детстве: его вместе со старшей сестрой Ольгой возили сюда на "уроки танцевания". М. П. Погодин, учивший позднее младших сыновей Трубецкого, вспоминал: «Княжны, ровесницы Пушкиным, рассказывали мне, что Пушкин всегда смешил их своими эпиграммами, собирая их около себя в каком-нибудь уголку».

Повзрослев, княжны Трубецкие с удовольствием читали Пушкина. Одна из них, Александра Ивановна, в день приезда поэта из Михайловского сказала Д. В. Веневитинову, что стала лучше относиться к Николаю I, «потому что он возвратил Пушкина». «Ах, душенька, - воскликнул Пушкин, - везите меня скорее к ней!»

Этот уникальный дом - дворец, привлекающий внимание нарядностью и пышностью архитектурного убранства, - единственный сохранившийся в Москве памятник зрелого гражданского зодчества середины XVIII века, построенный в стиле рококо. Ни дата его строительства, ни имя архитектора достоверно не установлены. По данным отдела по охране памятников строил этот дом в 1766 архитектор Д. В. Ухтомский.

Владельцем дома был граф М. Ф. Апраксин, в 1772 продавший его князю Д. Ю. Трубецкому. За вычурную по новым понятиям архитектуру дом Трубецких москвичи окрестили "комодом", а хозяева приобрели прозвище "Трубецкие-комод", в отличие от своих многочисленных родственников и однофамильцев в Москве и Петербурге.

Предполагают, что в 1849-1850 в этом доме жил Д. И. Менделеев.

После крестьянской реформы 1861 Трубецкие продали дом Московскому университету, и через некоторое время сюда из Пашкова дома на Моховой пересилилась 4-я мужская гимназия, в которой учились многие видные деятели русской культуры: К. С. Станиславский, С. Т. Морозов, "отец русской авиации" Н. В. Жуковский.

Дом Апраксиных-Трубецких "дом-комод" (Покровка <http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%AD%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F%20>, 22), единственный хорошо сохранившийся памятник русского барокко <http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%AD%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F%20>в частной жилой архитектуре Москвы. Усадебный дом с главным зданием по красной линии улицы и парадным двором с хозяйственными постройками позади него сооружён в 1766-69. В1770 приобретён представителями одной из ветвей рода Трубецких, прозванных из-за дома "Трубецкие-комод".

Дом с примыкающими к нему флигелями и двумя проездными воротами имеет сложный объём с выпукло-вогнутой формой фасадов, наиболее разработанный из которых - с овальным залом в центре - выходит во двор.

Изогнутые, пластичные формы характерны также для сочных архитектурных деталей Дома (разорванные фронтоны, раскрепованный антаблемент над спаренными и одинарными колоннами коринфского ордера) и богатого лепного декора, в котором господствует характерный для стиля рококо мотив раковины (наличники, картуши).

Винтерьере сохранились отделка овального зала и двери (начало XIXв.), изразцовые печи и чугунные лестницы (вторая половина XIXв.).


2.7 Усадьба «Нескучное» <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9D%D0%B5%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B5_(%D1%83%D1%81%D0%B0%D0%B4%D1%8C%D0%B1%D0%B0)&action=edit&redlink=1>




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: