Урок 121. «надо жить, надо любить

I. Вступительное слово учителя.

В СЕМЬЕ РОСТОВЫХ, БОЛКОНСКИХ

Семья, дом — это особый мир, место, где человек наиболее полно выражает и реализует

себя. Поэтому у Толстого семья обладает большой притягательной силой. Писателю важно пока-

зать, каковы его герои у себя дома, в семье.

Побываем в большом доме Ростовых на именинах графини Ростовой -матери и ее тринадца-

тилетней дочери Наташи. А затем — в имении Лысые Горы у Болконских.

II. Работа над эпизодом «В доме Ростовых» (т. I, ч. I, гл. 7— 11, 14—17).

Беседа по в оп р оса м:

1. Где живут Ростовы? (В Москве, а летом в имении «Отрадное».) Какова общая атмосфера

в семье?

 

2. Кратко перескажите эпизод «Именины Ростовых». Перечислите гостей. Обратите внима-

ние на внешность, поведение, манеру общения гостей.

3. Кто самый главный гость у Ростовых, которого ждут все? (Марью Дмитриевну Ахроси-

мову, «даму знаменитую не богатством, не почестями, а прямотой ума и откровенною простотой

обращения», ждут с нетерпением все.)

4. Какой подарок сделала Марья Дмитриевна своей любимице («казаку», «зельё девке»)?

(Для Наташи «она достала из огромного ридикюля яхонтовые сережки грушками».)

5. О чем говорят сидящие за одним столом и взрослые, и дети?

6. Как развлекается молодежь у Ростовых?

7. Какие черты присущи всем Ростовым? («Фамильные черты».)

III. Работа над эпизодом «В имении Болконских Лысые Горы».

Беседа по в оп р оса м:

1. Расскажите о Болконских. Каковы взаимоотношения в этой семье?

2. Найдите «портреты» Марьи Болконской, Андрея, старого князя. Что выделяет Толстой во

внешности героев, их поведении?

(Обращают внимание на невысокий рост, «сухие» черты, удивительные глаза — «лучи-

стые», как у Марьи, «прекрасные», как у князя Андрея, «умные», как у старого князя. Сдержан-

ность, уважение в поведении и отношении друг к другу.)

3. Каковы, на ваш взгляд, основные принципы воспитания детей в семьях Ростовых и Бол-

конских?

4. Что сближает Ростовых и Болконских? В чем эти семьи различны?

5. Вспомните Курагиных. Почем Толстой не называет их семьей?

87

(Курагины — лживы, фальшивы, с хищническими инстинктами, без каких-либо нравствен-

ных норм.)

Выводы. Радушие и гостеприимство, теплота взаимоотношений и чувство такта, уважение

к каждой личности, искренняя любовь Ростовых вызывают глубокую симпатию автора и нас, чита-

телей. В доме Ростовых царит атмосфера влюбленности и мечтательности. Ростовы живут не умом,

а сердцем. Все иначе в Лысых Горах у Болконских. Спокойная, размеренная жизнь. Болконские —

сдержанные люди, у них не принято откровенничать.

Безошибочным чутьем «угадывает старый Болконский в Анатоле Курагине безнравствен-

ного повесу. (А таким не место в их доме.)

Болконские — люди чести и долга. Старый князь бесконечно любит сына, но предпочтет

видеть его мертвым, нежели замаравшим имя.

Что сближает умных, честных и гордых Болконских с гостеприимными, добрыми и мягки-

ми Ростовыми?

«Их сближает главное: отношение к родине, несовместимость с духом своекорыстия, лжи и

фальши придворных сфер, процесс по степенного сближения с народом» (Н. Н. Наумова) [14].

Домашнее задание.на 12 мая(1-й урок)

1. Перечитать главы о Шенграбенском и Аустерлицком сражениях.

2. Проанализировать поведение героев романа на войне. (Кутузов, Багратион, Тушин, Ти-

мохин, Болконский, Н. Ростов, штабные офицеры.)

Уроки 119—120. ИЗОБРАЖЕНИЕ ВОЙНЫ1805—1807 гг.

ШЕНГРАБЕНСКОЕ И АУСТЕРЛИЦКОЕ СРАЖЕНИЯ

Цели уроков: определить отношение Л. Н. Толстого к войне, раскрыть толстовское пони-

мание героизма: объяснить причины начала военных действий 1805—1807 гг.: дать краткую харак-

теристику Шенграбенского и Аустерлицкого сражений, выяснить, от каких факторов, по мнению

писателя, зависит исход сражений; проанализировать поведение героев романа на войне, пока зать

истинный героизм, человечность и скромность простых солдат и трусость, тщеславие и высокоме-

рие других (штабных офицеров).

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

ВОЙНА В РОМАНЕ

Война — это самое страшное и тяжелое из возможных испытаний. Что представляет война

с точки зрения Толстого? Он отвечает совершенно четко и определенно, что война — это «против-

ное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Так думают все нормальные

русские солдаты и офицеры. Война, считает Толстой, не должна быть способом разрешения споров

между государствами. Но в минуту опасности у русского народа выступают на первый план сл еду-

ющие качества: мужество, патриотизм, героизм.

Необходимо остановиться на важнейшем противоречии писателя в «Войне и мире». Тол-

стой утверждает определяющую роль народных масс в истории (в этом его сила) и одновременно —

стихийность, как важнейшую основу действий народа (в этом его слабость). И еще — писатель

утверждает значение морального фактора в войне. Сила духа, стойкость духа русского солдата мо-

жет спасти армию почти в безвыходном положении.

Войны изображаются и оцениваются писателем по-разному Толстой различает захватниче-

ские и потому не имеющие оправдания «войны царей» и полные истинного героизма «войны наро-

дов».

Война 1805—1807 гг. была бессмысленной и бесполезной, она велась за пределами России,

смысл и цели ее были непонятны и чужды русскому народу («Война царей»). Кутузов ставил задачу

— вывести русскую армию из войны, спасти ее. Поэтому он послал авангард Багратиона, чтобы бо-

88

ем задержать французскую армию, дать возможность соединиться основным силам русских. Этот

бой был дан под Шенграбеном.

II. Работа над эпизодом «Шенграбенское сражение». Пересказ (или чтение).

Беседа по в оп р оса м:

1. Начинается описание войны с картин смотра в Браунау. С какой целью был произведен

смотр в Браунау? Каким предстает главнокомандующий? Каково отношение к нему простых сол-

дат?

2. Как показано Шенграбенское сражение? Обратите внимание на особенность композиции

описания сражения.

(Сначала Толстой дает общую картину поля боя, затем кто-либо из героев, а здесь А. Бол-

конский наблюдает позиции «сверху», далее — герой оказывается в гуще боя, наблюдает за сраже-

нием «изнутри».)

По мнению Толстого, руководить сражением почти невозможно, необходимо другое руко-

водство — нравственное, поднимающее дух сражающихся.

3. Как показана солдатская масса? Кто же настоящий герой Шенграбенского сражения?

(Пехотный офицер Тимохин, артиллерист Тушин — важнейшие герои Шенграбенского

сражения в описании Толстого.)

4. Почему Жерков и Тушин в одинаковой ситуации ведут себя по-разному? Какой подвиг

совершает Тушин? Почему автор подчеркивает невоенную внешность Тушина, неприметность Ти-

мохина?

(Настоящее величие, истинный героизм — удел простых и скромных солдат.)

5. В чем причина успеха русских в сражении? Как автор объясняет эту «неожиданную по-

беду»?

(В описании Шенграбенского сражения Толстой показывает, что победу отряда Багратиона

определил какой-то «внутренний огонь», теплота народного патриотизма.)

III. Работа над эпизодом Аустерлицкое сражение». Пересказ (или чтение).

Беседа по в оп р оса м:

1. Расскажите о предыстории сражения, о той обстановке, которая сложилась перед боем.

2. О чем мечтают русский император, князь Болконский, Николай Ростов накануне сраже-

ния?

(Царь думает о лаврах победителя. Андрей Болконский — о своем Тулоне, Николай Ростов

мечтает встретиться с царем.)

Сбылись ли их мечты?

3. Расскажите о сражении.

В чем причина беспорядочного бегства апшеронцев?

Причина — в нравственном состоянии армии.

4. Почему Аустерлицкое сражение было проиграно?

(Несерьезное отношение к сражению в верхах, генерал Вейротер ошибся в стратегии, но

главная причина поражения, по мнению Толстого, в отсутствии силы духа солдатской массы.)

5. Прочитайте эпизод «Князь Андрей Болконский на поле Аустерлица».

6. Что означает небо Аустерлица в духовных исканиях Андрея Болконского?

(Стремительная карьера Наполеона разбудила в Андрее Болконском честолюбие, заставила

мечтать о своем Тулоне. Болконский дождался своего звездного часа.

Андрей в сражении при Аустерлице поднимает знамя, останавливает бегство солдат, полу-

чает тяжелое ранение. Наступает резкая психическая реакция, разочарование в своих честолюбивых

мечтах. Но разочаровавшись в своем кумире, князь Андрей обретает вечные ценности «какие не

знал прежде: счастье просто жить, видеть небо.)

Домашнее задание.

1. Чтение II тома «Войны и мира».

2. Анализ эпизодов (по группам):

89

• «Приезд Болконского в Лысые Горы. Рождение сына, смерть жены» (т. II. ч. I, гл. 9).

• «Пьер в масонстве» (т. II ч. II. гл. 4, 5).

• «Первый бал Наташи Ростовой» (т. II, ч. III. гл. 15—16).

• «Сцена охоты». «Пляска Наташи Ростовой» (т. II ч. IV. гл. 6, 7).__

Урок 121. «НАДО ЖИТЬ, НАДО ЛЮБИТЬ,

НАДО ВЕРИТЬ» (Л. Н. ТОЛСТОЙ)

(УСВОЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ II ТОМА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: