I. Вступительное слово учителя.
В СЕМЬЕ РОСТОВЫХ, БОЛКОНСКИХ
Семья, дом — это особый мир, место, где человек наиболее полно выражает и реализует
себя. Поэтому у Толстого семья обладает большой притягательной силой. Писателю важно пока-
зать, каковы его герои у себя дома, в семье.
Побываем в большом доме Ростовых на именинах графини Ростовой -матери и ее тринадца-
тилетней дочери Наташи. А затем — в имении Лысые Горы у Болконских.
II. Работа над эпизодом «В доме Ростовых» (т. I, ч. I, гл. 7— 11, 14—17).
Беседа по в оп р оса м:
1. Где живут Ростовы? (В Москве, а летом в имении «Отрадное».) Какова общая атмосфера
в семье?
2. Кратко перескажите эпизод «Именины Ростовых». Перечислите гостей. Обратите внима-
ние на внешность, поведение, манеру общения гостей.
3. Кто самый главный гость у Ростовых, которого ждут все? (Марью Дмитриевну Ахроси-
мову, «даму знаменитую не богатством, не почестями, а прямотой ума и откровенною простотой
обращения», ждут с нетерпением все.)
4. Какой подарок сделала Марья Дмитриевна своей любимице («казаку», «зельё девке»)?
|
|
(Для Наташи «она достала из огромного ридикюля яхонтовые сережки грушками».)
5. О чем говорят сидящие за одним столом и взрослые, и дети?
6. Как развлекается молодежь у Ростовых?
7. Какие черты присущи всем Ростовым? («Фамильные черты».)
III. Работа над эпизодом «В имении Болконских Лысые Горы».
Беседа по в оп р оса м:
1. Расскажите о Болконских. Каковы взаимоотношения в этой семье?
2. Найдите «портреты» Марьи Болконской, Андрея, старого князя. Что выделяет Толстой во
внешности героев, их поведении?
(Обращают внимание на невысокий рост, «сухие» черты, удивительные глаза — «лучи-
стые», как у Марьи, «прекрасные», как у князя Андрея, «умные», как у старого князя. Сдержан-
ность, уважение в поведении и отношении друг к другу.)
3. Каковы, на ваш взгляд, основные принципы воспитания детей в семьях Ростовых и Бол-
конских?
4. Что сближает Ростовых и Болконских? В чем эти семьи различны?
5. Вспомните Курагиных. Почем Толстой не называет их семьей?
87
(Курагины — лживы, фальшивы, с хищническими инстинктами, без каких-либо нравствен-
ных норм.)
Выводы. Радушие и гостеприимство, теплота взаимоотношений и чувство такта, уважение
к каждой личности, искренняя любовь Ростовых вызывают глубокую симпатию автора и нас, чита-
телей. В доме Ростовых царит атмосфера влюбленности и мечтательности. Ростовы живут не умом,
а сердцем. Все иначе в Лысых Горах у Болконских. Спокойная, размеренная жизнь. Болконские —
сдержанные люди, у них не принято откровенничать.
Безошибочным чутьем «угадывает старый Болконский в Анатоле Курагине безнравствен-
|
|
ного повесу. (А таким не место в их доме.)
Болконские — люди чести и долга. Старый князь бесконечно любит сына, но предпочтет
видеть его мертвым, нежели замаравшим имя.
Что сближает умных, честных и гордых Болконских с гостеприимными, добрыми и мягки-
ми Ростовыми?
«Их сближает главное: отношение к родине, несовместимость с духом своекорыстия, лжи и
фальши придворных сфер, процесс по степенного сближения с народом» (Н. Н. Наумова) [14].
Домашнее задание.на 12 мая(1-й урок)
1. Перечитать главы о Шенграбенском и Аустерлицком сражениях.
2. Проанализировать поведение героев романа на войне. (Кутузов, Багратион, Тушин, Ти-
мохин, Болконский, Н. Ростов, штабные офицеры.)
Уроки 119—120. ИЗОБРАЖЕНИЕ ВОЙНЫ1805—1807 гг.
ШЕНГРАБЕНСКОЕ И АУСТЕРЛИЦКОЕ СРАЖЕНИЯ
Цели уроков: определить отношение Л. Н. Толстого к войне, раскрыть толстовское пони-
мание героизма: объяснить причины начала военных действий 1805—1807 гг.: дать краткую харак-
теристику Шенграбенского и Аустерлицкого сражений, выяснить, от каких факторов, по мнению
писателя, зависит исход сражений; проанализировать поведение героев романа на войне, пока зать
истинный героизм, человечность и скромность простых солдат и трусость, тщеславие и высокоме-
рие других (штабных офицеров).
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
ВОЙНА В РОМАНЕ
Война — это самое страшное и тяжелое из возможных испытаний. Что представляет война
с точки зрения Толстого? Он отвечает совершенно четко и определенно, что война — это «против-
ное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Так думают все нормальные
русские солдаты и офицеры. Война, считает Толстой, не должна быть способом разрешения споров
между государствами. Но в минуту опасности у русского народа выступают на первый план сл еду-
ющие качества: мужество, патриотизм, героизм.
Необходимо остановиться на важнейшем противоречии писателя в «Войне и мире». Тол-
стой утверждает определяющую роль народных масс в истории (в этом его сила) и одновременно —
стихийность, как важнейшую основу действий народа (в этом его слабость). И еще — писатель
утверждает значение морального фактора в войне. Сила духа, стойкость духа русского солдата мо-
жет спасти армию почти в безвыходном положении.
Войны изображаются и оцениваются писателем по-разному Толстой различает захватниче-
ские и потому не имеющие оправдания «войны царей» и полные истинного героизма «войны наро-
дов».
Война 1805—1807 гг. была бессмысленной и бесполезной, она велась за пределами России,
смысл и цели ее были непонятны и чужды русскому народу («Война царей»). Кутузов ставил задачу
— вывести русскую армию из войны, спасти ее. Поэтому он послал авангард Багратиона, чтобы бо-
88
ем задержать французскую армию, дать возможность соединиться основным силам русских. Этот
бой был дан под Шенграбеном.
II. Работа над эпизодом «Шенграбенское сражение». Пересказ (или чтение).
Беседа по в оп р оса м:
1. Начинается описание войны с картин смотра в Браунау. С какой целью был произведен
смотр в Браунау? Каким предстает главнокомандующий? Каково отношение к нему простых сол-
дат?
2. Как показано Шенграбенское сражение? Обратите внимание на особенность композиции
описания сражения.
(Сначала Толстой дает общую картину поля боя, затем кто-либо из героев, а здесь А. Бол-
конский наблюдает позиции «сверху», далее — герой оказывается в гуще боя, наблюдает за сраже-
нием «изнутри».)
По мнению Толстого, руководить сражением почти невозможно, необходимо другое руко-
водство — нравственное, поднимающее дух сражающихся.
3. Как показана солдатская масса? Кто же настоящий герой Шенграбенского сражения?
|
|
(Пехотный офицер Тимохин, артиллерист Тушин — важнейшие герои Шенграбенского
сражения в описании Толстого.)
4. Почему Жерков и Тушин в одинаковой ситуации ведут себя по-разному? Какой подвиг
совершает Тушин? Почему автор подчеркивает невоенную внешность Тушина, неприметность Ти-
мохина?
(Настоящее величие, истинный героизм — удел простых и скромных солдат.)
5. В чем причина успеха русских в сражении? Как автор объясняет эту «неожиданную по-
беду»?
(В описании Шенграбенского сражения Толстой показывает, что победу отряда Багратиона
определил какой-то «внутренний огонь», теплота народного патриотизма.)
III. Работа над эпизодом Аустерлицкое сражение». Пересказ (или чтение).
Беседа по в оп р оса м:
1. Расскажите о предыстории сражения, о той обстановке, которая сложилась перед боем.
2. О чем мечтают русский император, князь Болконский, Николай Ростов накануне сраже-
ния?
(Царь думает о лаврах победителя. Андрей Болконский — о своем Тулоне, Николай Ростов
мечтает встретиться с царем.)
Сбылись ли их мечты?
3. Расскажите о сражении.
В чем причина беспорядочного бегства апшеронцев?
Причина — в нравственном состоянии армии.
4. Почему Аустерлицкое сражение было проиграно?
(Несерьезное отношение к сражению в верхах, генерал Вейротер ошибся в стратегии, но
главная причина поражения, по мнению Толстого, в отсутствии силы духа солдатской массы.)
5. Прочитайте эпизод «Князь Андрей Болконский на поле Аустерлица».
6. Что означает небо Аустерлица в духовных исканиях Андрея Болконского?
(Стремительная карьера Наполеона разбудила в Андрее Болконском честолюбие, заставила
мечтать о своем Тулоне. Болконский дождался своего звездного часа.
Андрей в сражении при Аустерлице поднимает знамя, останавливает бегство солдат, полу-
чает тяжелое ранение. Наступает резкая психическая реакция, разочарование в своих честолюбивых
мечтах. Но разочаровавшись в своем кумире, князь Андрей обретает вечные ценности «какие не
знал прежде: счастье просто жить, видеть небо.)
|
|
Домашнее задание.
1. Чтение II тома «Войны и мира».
2. Анализ эпизодов (по группам):
89
• «Приезд Болконского в Лысые Горы. Рождение сына, смерть жены» (т. II. ч. I, гл. 9).
• «Пьер в масонстве» (т. II ч. II. гл. 4, 5).
• «Первый бал Наташи Ростовой» (т. II, ч. III. гл. 15—16).
• «Сцена охоты». «Пляска Наташи Ростовой» (т. II ч. IV. гл. 6, 7).__
Урок 121. «НАДО ЖИТЬ, НАДО ЛЮБИТЬ,
НАДО ВЕРИТЬ» (Л. Н. ТОЛСТОЙ)
(УСВОЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ II ТОМА