Героев романа (т. III, ч. II)

Рассказы учащихся с чтением фрагментов. Можно предложить учащимся п л а н рассказа:

1. Причины и условия сражения при Бородине. (Т. III, ч. II, гл. 19.)

2. Как ведут себя штабные офицеры перед боем? (Т. III, ч. II, гл. 22—23.)

3. Дух армии и народа. Встреча Пьера с ранеными. (Гл. 20.)

(«Всем народом навалиться хотят».)

4. Бородинская панорама перед боем и в ходе боя. (Гл. 21, 30.)

5. Князь Андрей накануне Бородинского сражения. Мысли о жизни и смерти. Разговор с

Пьером. (Гл. 24.)

(«Исход сражения, — говорит Андрей, — зависит от того чувства, которое есть во мне, в

нем, — он указал на Тимохина, — в каждом солдате. Это чувство — народный патриотизм».)

6. Солдаты и ополченцы на батарее Раевского. (Гл. 31—32.)

(Толстой глазами Пьера Безухова непрерывно наблюдает «неугасимый и неистребимый

огонь» мужества и стойкости.)

7. Поведение Кутузова на поле боя. (Гл. 35.)

(Кутузов руководит «духом армии», за которым чутко следит, который оберегает.)

8. Наполеон и его поведение в битве. (Гл. 28, 33.)

(«Он не сделал ничего вредного для хода сражения; он склонялся на мнения более благора-

зумные; он не путал, не противоречил сам себе, не испугался и не убежал с поля сражения, а со

93

своим большим тактом и опытом войны, спокойно и достойно исполнял свою роль кажущегося

начальствования».)

9. Ранение князя Андрея Болконского. (Гл. 36, 37.)

(«Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух...»)

10. Причины победы русских при Бородине и характер этой победы. Как отразилось мир о-

воззрение Толстого на изображение им Бородинской битвы?

(Изображению подвига русского народа в Отечественной войне 1812 г. Толстой посвятил

много страниц в романе. Лучшие слои общества в единое целое объединило чувство глубокого пат-

риотизма. Это чувство предельно ясно выразил князь Андрей в своем разговоре с Пьером: «Фран-

цузы разорили мой дом и идут разорить Москву и оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду.

Они враги мои, они преступники все... Надо их казнить». Эти слова отражают дух самоотверженно-

сти, присущий всей армии.

Решающий момент в жизни страны и многих героев книги — Бородинское сражение. Тол-

стой утверждает, что победа или поражение народа зависит от его духа, и показывает, что высокий

дух русской армии в Бородинской битве — следствие того, что каждый солдат, каждый ополченец

осознает величие этой минуты, осознает, что защищает Родину от врага.

Пьера на батарее Раевского поражает «страшный вид поля сражения». Он осознает, что

война — это безумие. Солдаты заняты тяжелой, будничной, кровавой работой. Они не думают о се-

бе, не страшатся смерти. Для Пьера — это открытие, он восхищен русскими солдатами.

Толстой славит русский народ, одержавший «победу нравственную».

Французы потерпели поражение, потому что, по Толстому, нравственная сила французской

армии была истощена.)

Домашнее задание.

1. Чтение т. IV «Война и мир».

2. Сообщение на тему «Роль партизанских отрядов в общей победе русских в 1812 году».

3. Индивидуальные со общен и я (или доклады) п о т ем а м:

1) Правда о войне в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

2) Духовная высота простого человека в романе Толстого.

3) Жизнь и судьба Платона Каратаева. Судьбоносная встреча Каратаева с Пьером.

4) Крестьянин-партизан Тихон Щербатый — «самый полезный и храбрый человек» в от-

ряде Денисова.

5) Петя Ростов и Долохов в разведке.

 

Домашнее задание.

1. Дочитать т. IV.

2. Выписать цитаты к образам Кутузова и Наполеона.

3. Подготовить сообщения «Кутузов и Наполеон — два нравственных полюса романа».

4. Ответить на в оп ро сы:

1) Смысл названия романа «Война и мир».

2) Как Толстой объясняет происхождение, сущность и смену исторических событий?

3) Каковы его взгляды на роль личности в истории?

1 Толстой Л. Н. Война и мир. Т. IV, ч. III. гл. 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: