I. Реализация индивидуальных заданий учащихся

1. Чтение сочинений, рецензирование.

2. Рассказ о судьбе героев Толстого в эпилоге.

II. Беседа с учащимися по теме «Путь исканий главных героев Л. Н. Толстого».

В оп ро сы:

1. Где и когда автор впервые знакомит читателей с князем Андреем Болконским и Пьером

Безуховым?

2. Что примечательно в их внешности?

(А. Болконский — весьма красивый молодой человек, изящный аристократ. Князь Андрей

небольшого роста. У него усталый, скучающий взгляд в салоне Шерер.

Пьер Безухов — «массивный, толстый молодой человек… в очках, в светлых панталонах

по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке». Взгляд его умный и наблюдательный.)

3. На какие черты характера героев обращает внимание писатель?

(Пьер — искренний и непосредственный, он не знает еще жизни. На вечере у Шерер Пьер

высказывает смелые мысли, говорит убежденно.

Князь Андрей никогда «не маскирует» своих чувств. Он испытывает крайнее отвращение к

лживой атмосфере великосветского салона. Толстой пишет, что «брюзгливое выражение лица» Ан-

дрей «напускал на себя в гостиных».)

4. В чем похожи и в чем различны герои Толстого?

(Андрей Болконский и Пьер Безухов — натуры сложные, преобладают черты духовные. Их

жизненные пути — бесконечные поиски смысла жизни, которая гармонировала бы с потребностями

сердца и приносила бы моральное удовлетворение» (Т. Браже).

5. Пьер и Андрей в жизни проходят через ряд сменяющих друг друга этапов, через увлеч е-

ний и разочарования. Какие важнейшие этапы в духовном развитии героев можно выделить?

(Вот, к примеру, важнейшие пути этапа в духовном развитии князя Андрея Болконского.

— На первом этапе — отвращение к светской фальши, симпатии к непосредственной про-

стоте, стремление к славе, желание совершить подвиг, восхищение Наполеоном.

— Аустерлицкое сражение. Разочарование в своем кумире, резкая критика Наполеона. Бол-

конский понимает, что честолюбивые замыслы не могут принести счастье, стать смыслом жиз ни.

Внимание к простому солдату.

— Отношение к окружающим после смерти жены и рождения сына. «Жить для себя и сво-

их близких».

— Встреча с Наташей Ростовой. Решение Болконского «жить для других».

— Новое разочарование князя Андрея (в деятельности Сперанского).

— Любовь к Наташе.

— Под Бородиным — чувство единения с народом.

98

— В последние часы жизни — глубокая человечность, а затем путь к каратаевщине, полное

торжество которой возможно только в смерти. Принятие всеобщей любви.)

6. Как ведут себя герои в различных сложных ситуациях? Как стремятся прожить свою

жизнь?

7. Что увидели и испытали князь Андрей Болконский и Пьер на Бородинском поле? Что бо-

лее всего подействовало на состояние их духа?

(Та скрытая «теплота патриотизма», которая придавала непобедимую силу народу.)

8. Как и при каких обстоятельствах Пьер попал в плен? Чем важна для него встреча с Пла-

тоном Каратаевым?

9. Когда и где завершают свой путь исканий князь Андрей Болконский и Пьер?

10. Кто ближе из них автору? А вам?

Болконский — сухой, гордый и холодный с теми, кто ему не приятен, добрый и искренний

с теми, кого уважает.

У него незаурядный ум, сильная воля, но есть и тщеславие. Его путь — путь сближения с

народом; в служении народу видит свое назначение. Смерть оборвала его искания.

Пьер Безухов — натура эмоциональная. Умный, мягкий, наблюдательный, он стремится

прожить жизнь не зря. На всем пути поисков Пьером руководят непосредственность и простота, т. е

те качества, которые «более всего роднят его характер с народным».

Настоящее сближение с народом начинается в плену. Впоследствии приходит к идеям де-

кабризма.

Домашнее задание.

1. Перечитать эпизоды «Первый бал Наташи Ростовой», «Наташа у постели раненого князя

Андрея», «Наташа в Отрадном», «Княжна Марья перед наступлением французов».

2. Сообщение «Любимая героиня Толстого — Наташа Ростова».

3. Сообщение «Как складывается семейная жизнь Марьи Болконской».

И н д ив и д уа л ь н ы е з а да н и я (доклады) по т ем а м:

1) Что роднит Н. Ростову и М. Болконскую?

2) Анна Павловна Шерер и графиня Ростова.

3) Почему Элен Безухова и Анна Шерер бездетны?

Урок 128. ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ

В РОМАНЕ «ВОЙНА Н МИР»

Цели урока: выяснить, каков идеал женщины у писателей ХIХ века, показать идеал жен-

щины, ее роль в обществе по Толстому; разобраться, почему Толстой больше всех других своих ге-

роинь любил Наташу Ростову.

Ход урока

I. Слово учителя о толстовском критерии красоты.

Писатель утверждает, что счастье женщины заключается не в умственной или обществен-

ной деятельности, а в «интуитивном исполнении высокого назначения жены и матери».

II. Беседа с учащимися по в о п р о с а м:

1. Каков идеал женщины у Тургенева. Некрасова, Чернышевского? Как эти писатели пред-

ставляли ее роль в обществе?

99

(Идеал женщины — сильная и свободная женщина, способная ради достижения высокой

цели на самопожертвование. Женщины — героини Чернышевского, Тургенева, Некрасова («Рус-

ские женщины») сами распоряжаются своей судьбой, они стремятся стать соратницами своих му-

жей.)

2. Расскажите о судьбе героев «Войны и мира в эпилоге.

3. Какой мы видим Наташу Ростову? Счастлива ли она?

4. Можно ли идеальными назвать семьи Безуховых (Наташа — Пьер) и Ростовых (Николай

Ростов Марья Болконская)?

5. Л. Н. Толстой о Наташе сказал: «Сущность ее жизни — любовь». Как вы понимаете эти

слова?

(Наташа умеет оценить человека не разумом, а чувством;. Главное в ее характере — лю-

бовь к людям. Как только в душе Наташи просыпается любовь — просыпается интерес к жизни.)

6. Изменилась ли любимая героиня Толстого в конце романа? Как решает писатель вопрос

о назначении женщины?

(Назначение женщины, по Толстому, заключается в заботе о семье и детях. Вне этого круга

для нее жизни нет. Таков идеал женщины по мнению писателя.)

III. Прослушивание с о о бще н и й или докладов учащихся.

Промерные т ем ы:

1) Что роднит Наташу Ростову и Марью Болконскую?

2) Как рисует Толстой семейную жизнь Марьи Болконской?

(Марья счастлива с Николаем Ростовым. Как и Наташа, она нашла себя в семье.)

3) Анна Павловна Шерер и графиня Ростова.

4) Как ведут себя героини Толстого в годину народных испытаний.

5) Почему Элен Безухова и Анна Шерер бездетны?

Домашнее задание.

Подготовиться к сочинению по творчеству Л. Н. Толстого. __

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: