Глава 1. Историческая справка об инструментах

Русские народные инструменты

Часть I

Ударная группа инструментов

 

                                                                  

 

 

Оглавление

Введение. 4

Глава 1. Историческая справка об инструментах. 5

Глава 2. Ударная группа инструментов. 8

История ударных инструментов. 8

Мембранные. 10

Барабан. 10

Литавра. 10

Бубен. 12

Самозвучащие. 14

Самозвучащие металлические. 15

Колокольчик и бубенчик. 15

Бубенчик или шарок. 16

Шумящая привеска-амулет. 16

Колокол. 17

Ботало или колоколка. 18

Металлофон. 18

Вибрафо́н. 18

Варган. 19

Треуго́льник. 23

Самозвучащие деревянные. 24

Барабанка. 25

Шаркунок. 25

Ложки 25

Рубель. 28

Хлопу́шка. 29

Трещотки. 30

Кокошник. 31

Коробочка. 32

Округлый Вуд-блок. 32

Дровá. 32

Ксилофон. 33

Глава 3. Рекомендуемая литература и интернет источники для самостоятельного изучения. 35

 

                                                

                                            Введение

В музыкальной культуре нашей страны особое место занимают русские народные инструменты. Их отличает тембровое разнообразие и выразительность: здесь и свирельная грусть, и плясовые балалаечные наигрыши, и шумное веселье ложек и трещоток, и тоскливая пронзительность жалейки, и, конечно, богатейшая баянная палитра, вбирающая в себя все оттенки музыкального портрета русского народа.

История народных инструментов уходит вглубь веков. В легендарных именах Бояна, Добрыни, Садко воплотились многие неизвестные нам сейчас имена талантливых русских музыкантов, передававших секреты своего мастерства из рук в руки, из поколения в поколение. Приверженцы народной музыки, изучая дошедшие до нас свидетельства исторического прошлого гуслей, домр, балалаек, других народных инструментов, получают представление о сложном, противоречивом, порой остро драматичном характере развития отечественной народно-инструментальной традиции, являющейся жемчужиной духовного наследия России.

Учебное пособие «Русские народные инструменты» предназначено для получения дополнительных знаний по представленным темам с целью более глубокого самостоятельного изучения.

Данное учебное пособие предназначено для педагогов и детей, интересующихся историей создания русских народных инструментов, и состоит из пяти частей:

- ударная группа народных инструментов

- духовая группа народных инструментов

- струнная группа народных инструментов

- клавишно-духовая и язычковая группа инструментов

- В.В. Андреев – создатель и руководитель первого Великорусского оркестра 

 

 

Глава 1. Историческая справка об инструментах.

 

Из всех источников о древнерусском музыкальном инструментарии самый бесспорный возник при археологическом изучения Новгорода. Здесь в культурных наслоениях ХI - XV вв. обнаружено множество предметов сигнального и музыкального назначения. Различной степени сохранности, изготовленные из кости, глины, металла, дерева - все они есть научное и культурное сокровище не только национальное русское но, и общеевропейское.

Впервые описание, классификацию и варианты реконструкции древних новгородских музыкальных инструментов предпринял в 1960 - 1970 гг. Б.А. Колчин. За последнее десятилетие усовершенствовались методы реконструкции, заметно увеличилось число археологических музыкальных находок, среди которых выявились и типологически новые.

Можно предполагать, что в древнем Новгороде, как и поныне в некоторых сёлах на русском Северо-Западе, самыми архаичными из звукообразующих приспособлений были те, которые изготавливались посезонно в полевой обстановке из непрочных материалов, например, древесной коры или трубчатых растений. Идеологическая их нагрузка, связанная с повериями об охранительной силе их звучания, перешла позднее на инструменты, изготовляющиеся в стационарных условиях, - керамические погремушки и свистульки, металлические бубенчики, колокольчики, шумящие привески, ботала, варганы и, наконец, деревянные, так называемые, благородные - сопели, гусли, гудки. Последние, в большей мере, подвергались эстетизации, что и отражено в их конструкции, художественном оформлении, способе изготовления, музыкальных исполнительных возможностях и, по-видимому, репертуаре, содержавшем какие-то элементы византийского профессионального музицирования.

В былинах, например, варьируется такая мысль:

"Играет-то Садке в Новгороде,
А выигрыш ведет от Царя-града ".

  Конструктивные идеи струнных, развитые некогда в древних цивилизациях Ближнего и Среднего Востока, Египта и Средней Азии, проникая в 1-м тысячелетии в различные уголки Европы, приспосабливались к местным ремесленным и музыкальным традициям и воплощались в обновленных формах. Таковы, к примеру, гусли с игровым окном. Факт их бытования в истории человечества - полная неожиданность. Расширяя в целом границы европейской традиции строительства лирообразных по принципу звукообразования, они явно отличались от западноевропейских лир.

Среди традиций, слагавших музыкальную культуру в древнем Новгороде, основными представляются следующие: 1) народная песенная - преимущественно обрядовая дохристианская, бесписьменная; 2) народная инструментальная - профессиональная и непрофессиональная, бесписьменная, взаимодействовала с народной песенной; 3) церковная певческая - официальная культовая христианская с канонами, воспринятыми от Византии, письменная.

На Руси во время церковного богослужения музыкальные инструменты не использовались. Иерархия православия, следуя традиции ранневизантийского христианства, осуждали народные игрища с их "бесовскими песнями" и "гудебными сосудами" такими, как бубен и сопель, гусли и смык, то есть гудок. Осуждение в ХVII в. обернулось преследованием профессиональных народных музыкантов - скоморохов, что известно из письменных источников. Археологические же материалы подобных событий пока что не отражают и говорят скорее о другом: во-первых, о популярности гуслей и гудка среди всех сословий древних новгородцев, во- вторых, об изготовлении некоторых инструментов руками отроков. Открытие археологами в Новгороде обломков древних музыкальных инструментов повлекло за собой их научную реконструкцию. Было достигнуто формальное звучание сопелей, гуслей, гудков. После чего стало возможным поставить перед фольклористами задачу поиска на Северо-Западе России образцов традиционного инструментального музицирования. Ныне такие образцы, пополнившие золотую фонотеку народной музыки, дают право на попытки доказательного озвучивания средневековых инструментов.

В комплексе новгородских музыкальных древностей представлены основные группы инструментов – ударные, духовые и струнные. Кроме непосредственно музыкальных инструментов, о них имеются также изобразительные и письменные свидетельства.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: