Варган в классической музыке

Экзотичность его звука, да и способа игры привлекли к инструменту внимание композиторов XVIII века. Широко известным варганистом-виртуозом был Бруно Глацл (Bruno Glatzl), бенедиктинский монах из Мелька, в свое время он исполнил несколько концертов для Императора Йозефа II. Йоханн ГеоргАльбрехтсбергер, учитель Бетховена и один из любимых композиторов Брукнера, написал в 1765 году семь концертов для варгана, мандоры и струнных, три из которых были найдены в Будапеште. Альбрехтсбергер, трактуя мелодии и ритмику австрийской народной музыки в современной ему светской манере, создал выдающиеся и необычные по звучанию музыкальные произведения.

 

Треуго́льник

 

  https://www.youtube.com/watch?v=BNY4Qh2xopg

Треугольник (итал. triangolo, англ. и фр. triangle, нем. Triangel) — ударный музыкальный инструмент в виде металлического прута (обычно из стали или алюминия), изогнутого в форме треугольника. Один из углов оставлен открытым (концы прута почти касаются).

Треугольник принадлежит к инструментам с неопределённой высотой звука, имеет блестящий и яркий тембр, способный украсить даже мощное оркестровое tutti. Как правило, ему поручаются несложные ритмические фигуры и тремоло. Треугольник подвешивается за один из углов на тонкой проволоке или тесьме, которую держат в руке или прикрепляют к пюпитру. По треугольнику ударяют металлической (реже деревянной) палочкой (на жаргоне музыкантов эта палочка называется «гвоздь»).Происхождение инструмента не установлено точно, но Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона утверждает, что треугольник впервые появился на Востоке.

 

Самозвучащие деревянные.

Барабанка – инструмент пастухов, делался из еловой доски трапециевидной формы. Барабанка висела на груди у пастуха, а он бил по ней двумя палочками.

Шаркунок можно встретить на русском Севере еще и теперь. Это плетеные берестяные или складные деревянные погремушки, в которых «звучит» насыпанный внутрь сухой горох. Знаком ли вам звук, который получается, если на бегу проводить палкой по частому деревянному забору? Вот так же звучит рубель. Поначалу рубель был незаменим в быту. Когда еще не было утюгов, белье гладили с помощью рубеля. Влажное белье накручивали на скалку, а затем долго утрамбовывали рубелем. Вероятно, случайно выяснилось, что можно ребристую поверхность рубеля, использовать как музыкальный инструмент.

Ложки

https://www.youtube.com/watch?v=-FO-NkJZIUA

 Кто первым попробовал играть на ложках, неизвестно. Но как здорово придумано! Как «поет» дерево, заметили уже давно, и что поет каждое дерево по-своему. Оказалось, что самые звонкие ложки из клена. Виртуозы-ложечники используют в игре несколько ложек. Закрепляют несколько ложек за поясом, в голенищах сапог и успевают пройтись по всем ложкам с такой скоростью, что и взглядом не уследишь.

Употребление ложек в качестве музыкального инструмента не уникально. Известно, что на пирушках, в пылу плясового азарта в ход пускались не только ложки, но и сковороды, тазы, печные заслонки, самоварные трубы, кастрюли, вилки, словом всё, что может издавать звук. Среди предметов домашней утвари устойчивую музыкальную функцию приобрели коса и пила.

Время возникновения на Руси ложек как музыкального инструмента пока не установлено. Первые довольно подробные сведения о них появляются в конце XVIII века и свидетельствуют о широком распространении их среди крестьян. Некоторые исследователи предполагают, что ложки возникли у русских в подражание испанским кастаньетам.

То что инструмент бытовал задолго до конца XVII в. косвенно свидетельствуют лубочные картинки, относящиеся к XVIII - XIX векам. Например, изображены ложки в руках "потомственных" скоморохов Савоськи и Парамошки. Их инструменты снабжены бубенцами. Под другой картинкой, изображающей козу и медведя есть надпись "Медведь с козою прохлаждается, на музыке своей забавляются. Медведь шляпу вздел, в дудку играл, а коза сива в сарафане красивом - с рожками, и с колокольчиками, и с ложками скачет, и в присядку пляшет".

В XIX - XX веках ложки широко бытовали в хорах песенников и ансамблях русских народных инструментов в качестве эффектного номера с элементами трюкачества. Игра на ложках достигала в прошлом веке высокого мастерства, о виртуозах-ложечниках сохранились в литературе весьма восторженные отзывы. Ложечники выступали соло, сопровождали пение и пляски, а также входили в состав различных ансамблей.

Музыкальные ложки по внешнему виду мало чем отличаются от обычных столовых деревянных ложек, только выделываются они из более твёрдых пород дерева. Кроме того, музыкальные ложки имеют удлинённые рукоядки и отполированную поверхность соударений. Иногда вдоль рукоядки подвешивают бубенцы.

 

В игровой комплект ложек могут входить 2, 3 или 4 ложки среднего размера и одна большей величины. Оттого что размеры ложек разные возникает впечатление чередования звуков по высоте. Существует множество приёмов игры на ложках. Обычно в игре одного исполнителя используются три ложки. Две из них закладываются между пальцами левой руки, третья берется в правую. Первые две служат как бы двойной «наковальней» по которой бьют третьей ложкой. Причем бьют скользящим ударом с одной чашечки на другую, тут же еще раз прихлопывая ими при помощи пальцев левой руки. Получается все время многозвучный ажурный ритмический рисунок.

Иногда, при игре между пальцами левой руки выпуклостями полушарий наружу зажимают 3 ложки, расходящиеся веером. За голенище сапога левой ноги засовывают четвертую большую ложку. В правую руку берут пятую ложку, которой и производят удары: скользящий - по трем ложкам левой руки и сильный, отрывистый - по ложке, находящейся за голенищем сапога.

Необычайный успех ложечников, привлеченных в начале ХХ в. в состав оркестров русских народных инструментов, привел к тому, что мастерские по производству музыкальных инструментов стали изготовлять модернизированные металлические ложки с бубенцами и колокольчиками. Такими ложками пользовались как маленькими бубенчиками: их держали в руке и по мере надобности встряхивали ими. Подобного рода ложки находили применение в полковых хорах.

В наше время ложки узаконили свое место не только в домашних ансамблях и самодеятельных оркестрах, но и на профессиональной сцене.Освоение игры на ложках требует труда и терпения. Разучивать тот или иной, особенно сложный, ритмический рисунок следует вначале медленно, добиваясь автоматизма в движениях. Ложечник В. С. Морозов, артист оркестра хора им. Пятницкого, за свою неподражаемую игру на ложках и других народных инструментах был удостоен почетного звания заслуженного артиста РСФСР. Мастерство даже в таком, казалось бы, шуточном деле всегда высоко ценится нашим народом.

Рубель

https://www.youtube.com/watch?v=KE-1_TYdRv8

 Рубель, так же как и ложки, - предмет повседневного обихода русского народа. В прежние времена, когда утюга еще не было, белье гладили, накручивая его во влажном состоянии на скалку и затем продолжительное время укатывая, утрамбовывая рубелем. Возможно, что кто-то когда-то случайно провел по его зубцам другим упругим предметом и получился искристый каскад звуков, похожий на тот, который мы извлекаем палкой из досок забора. Как видите, музыкальные инструменты, в особенности ударные, рождает сама жизнь, нередко и наш быт. Нужно только уметь быть наблюдательным, находчивым и изобретательным.

Рубель представлял собой пластину из древесины твёрдых пород с ручкой на одном конце. На одной стороне пластины нарезались поперечные скруглённые рубцы, вторая оставалась гладкой, а иногда украшалась затейливой резьбой. В разных регионах рубели могли отличаться или особенностями формы, или своеобразным декором. Так, во Владимирской губернии рубеля, украшенные геометрической резьбой, отличались необычайной длиной, на реке Мезень рубеля делались широкими, слегка расширяющимися к концу, а в Ярославской губернии, кроме геометрической резьбы рубель иногда украшала объёмная скульптура, которая, выступая над резной поверхностью, служила в то же время и очень удобной второй ручкой.

Рубель. Витебская область

Рубель и валёк. Слуцкий музей этнографии

Иногда рукоятку рубеля делали полой и закладывали внутрь горошинки или другие мелкие предметы, чтобы они гремели при раскатывании.

Рубель использовали также в качестве музыкального инструмента. В отличие от бытовых рубелей, музыкальные в одной из боковых торцевых сторон имели высверленную резонаторную полость (не сквозную). Кроме того, музыкальный рубель менее длинный, а рубцы его имеют более острые грани.

При игре рубель держат одной рукой за ручку, а другой водят взад-вперёд по его рубцам деревянной ложкой или палочкой. Получается характерный «трещащий» звук.

Рубели и сейчас иногда используются оркестрами народных инструментов или фольклорными коллективами.

 

Хлопу́шка

Хлопушка (бич) (итал. frusta, фр. fouet, нем. Peitsche — буквально «хлыст») — ударный музыкальный инструмент, принадлежащий к деревянным идиофонам с неопределённой высотой звучания.

Хлопушка состоит из двух деревянных дощечек длиной около 40-45 сантиметров и шириной около 10 см, соединённых между собой с одной стороны (у основания). Разводя свободные концы дощечек, исполнитель затем резко ударяет их друг о друга. Получающийся звук большой силы напоминает удар хлыста (отсюда название инструмента во многих языках) или пистолетный выстрел.

Инструменты с подобным принципом звукоизвлечения существуют в музыке разных народов в течение многих веков. У народов Восточной Европы такие хлопушки используются и в наше время.

Трещотки.

Т рещотки - ударный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. Употреблялся ли этот инструмент в Древней Руси в качестве музыкального инструмента письменных свидетельств нет. При археологических раскопках в Новгороде в 1992 г. были найдены 2 дощечки, которые, по предположению В. И. Поветкина, входили в комплект древних новгородских трещоток в XII веке.

В первые трещотки как музыкальный инструмент описал Квитка. В. Даль в толковом словаре объясняет слово "трещотка" как снаряд, устроенный для того, чтобы трещать, грохотать, шуметь.

 https://www.youtube.com/watch?v=NaMgu4aZ1z0&list=PLW0iXhDJmyjClC6eVR3JQtayxGUIsUMAV

Т рещотки использовались в свадебном обряде при исполнении величальных песен с приплясыванием. Хоровое исполнение величальной песни сопровождается нередко игрой целого ансамбля, насчитывающего иногда более 10 человек. Во время свадьбы трещотки украшают лентами, цветами, иногда бубенчиками.

И спользование трещоток в свадебном обряде позволяет предположить, что в прошлом этот инструмент кроме музыкальной, выполнял ещё и мистическую функцию оберегания молодых от злых духов. В ряде деревень до сих пор жива не только традиция игры, но и традиция изготовления трещоток.

 

 

Трещотки сделаны из одинаковых сухих деревянных пластинок, нанизанных на узкий ремешок или плотный шнурок. Пластинки для трещоток берут дубовые, ореховые, или кленовые

Свободно скрепляющий их ремешок проходит сквозь пару отверстий, прорезанных в каждой из дощечек. При встряхивании, ударяясь одна о другую, издают щёлкающий звук. Таковы реконструированные трещотки, замечательный образец которых в виде двух уцелевших от них еловых дощечек был в 1992 г. в слое первой половины XII в. Это, наверно, и есть первое свидетельство о загадочной разновидности трещоток, которые в "Реэстре" на случай свадьбы Никиты Зотова в 1714 г. были поименованы "новгородскими". Возможны два варианта их реконструкции - с односторонним относительно дощечки-держалки расположением дощечек - лопасток и с двухсторонним. Выяснилось, что второй вариант в ХХ в. на Новгородчине использовался как "колотушка" сторожа.

 

Кокошник

Вот именно по принципу сторожевой колотушки и устроен ударный народный инструмент кокошник. Основой его служит небольшой деревянный каркас, обтянутый кожей, бычьим пузырем или каким-либо другим упругим, хорошо звучащим материалом: тонкой фанерой, пластмассой. Идеальным материалом для обтяжки кокошника является пластик или барабанная кожа, продающиеся в музыкальных магазинах. Обтягивать можно лишь две широкие стороны каркаса. По ним и будет ударять привязанный к верхней части корпуса деревянный шар, извлекая звуки, похожие на пулеметную дробь.
Остальные четыре стенки кокошника делаются из фанеры или пластмассы, причем в верхней закрепляется узлом ремешок с шариком, а в нижнюю вставляется ручка, за которую держат одной рукой инструмент. Совершая кистью руки частые колебательные движения, заставляют Привязанный шарик мотаться из стороны в сторону и поочередно ударять по широким стенкам кокошника. Редкие удары невозможны. Шарик в этом случае "не слушается". Да и частые получатся лишь после определенной тренировки, умения попадать в исполняемый темп и ритм.

 


Коробочка

 

Деревянная коробочка - это небольшой, продолговатый, тщательно обструганный и даже отшлифованный со всех сторон деревянный, как правило, кленовый брусок с небольшой полостью под верхней частью корпуса, которая служит резонатором. Звук извлекают барабанными или ксилофонными палочками.
Коробочкой подчеркивают отдельные ритмические точки, имитируют стук каблучков в танцах. Совершенно незаменима коробочка в передаче цоканья копыт, в особенности в сочетании с ложками или кастаньетами.


Округлый Вуд-блок

 https://www.youtube.com/watch?v=Ue8I5KZ5lOo

Дровá

Можно ли сыграть на ударном инструменте не просто ритмическую фигуру, а мелодию? Оказывается, можно – на дровах. Так называется инструмент, составленный из кленовых, еловых, или березовых брусочков. Через все бруски проходит толстая веревка. Бруски подбирались разной длины.

 

 

 https://www.youtube.com/watch?v=kaUxdNchTmg

Дрова — русский народный ударный музыкальный инструмент, подобие ксилофона. Состоит из небольших деревянных брусков («поленьев» или «полениц») полукруглой формы, одинаковой толщины, но разной длины, скреплённых между собой верёвкой. На внутренней (плоской) стороне каждого бруска выдалбливают резонирующую полость. Точную подстройку брусков под определённый музыкальный тон делают, подгоняя глубину полости — чем полость глубже, тем ниже звук. Готовые бруски покрывают лаком и соединяют верёвками, как показано на рисунке. Играют на «дровах» молоточками, сделанными из твёрдых пород дерева. Существовали разновидности «дров», в которых вместо деревянных брусков использовались скалки для раскатывания теста или металлические трубочки.

Ближайший родственник дров – ксилофон. Ныне он звучит как сольный и как оркестровый инструмент.

 

Ксилофон    https://www.youtube.com/watch?v=WZhAjTHVP9Y

 Ксилофо́н (от греч. ξύλον — дерево + φωνή — звук) — ударный музыкальный инструмент с определённой высотой звучания. Представляет собой ряд деревянных брусков разной величины, настроенных на определённые ноты. По брускам ударяют палочками с шарообразными наконечниками (малетами) или специальными молоточками, похожими на небольшие ложки (на жаргоне музыкантов эти молоточки называют «козьими ножками»).Тембр ксилофона резкий, щёлкающий в форте и мягкий — в пиано. Ксилофон имеет древнее происхождение — простейшие инструменты подобного типа встречались и встречаются до наших дней у разных народов Африки, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки.

В Европе первые упоминания о ксилофоне датируются началом XVI века: Арнольт Шлик в трактате о музыкальных инструментах упоминает подобный инструмент под названием hueltze glechter. Вплоть до XIX века европейский ксилофон был достаточно примитивным инструментом, состоявшим из примерно двух десятков деревянных брусков, связывавшихся в цепочку и для игры раскладывавшихся на ровной поверхности. Удобство переноски такого инструмента привлекало к нему внимание бродячих музыкантов.

Усовершенствование ксилофона относится к 1830-м годам. Белорусский музыкант Михоэл Гузиков расширил его диапазон до двух с половиной октав, а также изменил конструкцию, расположив бруски особым образом в четыре ряда. Такая модель ксилофона использовалась в дальнейшем в течение более ста лет.

На современном ксилофоне бруски расположены в два ряда наподобие клавиш фортепиано, снабжены резонаторами в виде жестяных трубок и размещены на специальном столике-стенде для удобства передвижения.

Первый известный случай применения ксилофона в оркестре — Семь вариаций Фердинанда Кауэра, написанные в 1810 году. Его партии в свои произведения включал французский композитор Кастнер. Одно из самых известных сочинений, в которых задействован ксилофон — симфоническая поэма Камиля Сен-Санса «Пляска смерти» (1872).

В настоящее время ксилофон употребляется в симфоническом оркестре, на эстраде, а также как сольный инструмент («Фантазия на темы японских гравюр» для ксилофона с оркестром, Op. 211, (1964) Алана Хованесса).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: