Колокольчик и бубенчик

     https://www.youtube.com/watch?v=iFCEbprUZEE

https://www.youtube.com/watch?v=pRrNQVB0Gy0

Чем отличаются колокольчики от бубенчиков и почему нас больше интересуют вторые? Колокольчик представляет собой открытую книзу металлическую чашечку с закрепленным внутри ударником (язычком). Звучит он только в подвешенном вертикальном положении.

 Бубенчик же является полым шаром, в котором свободно катается металлический шарик (иногда несколько), при встряске ударяющийся о стенки и извлекающий звук. Колокольчик более чист и ярок по тембру, бубенчик тускловат; звук его менее продолжителен. Зато звучит он в любом положении.

Русской тройке и ямщикам посвящено так много песен и инструментальных сочинений, что возникла необходимость ввести в оркестр народных инструментов специальный музыкальный инструмент, имитирующий звучание ямщицких колокольчиков и бубенчиков. Этот инструмент так и назвали - бубенцами.
На небольшой кусок кожи величиною с ладонь пришивается ремешок, помогающий держать инструмент в ладони. С другой стороны нашивается как можно большее количество самих бубенчиков. Встряхивая бубенцами или ударяя ими о коленку, играющий извлекает серебристые звуки, напоминающие звон колокольчиков русской тройки. Особый эффект получается в сочетании с игрой на бубне (встряхиванием) и на глёках (западноевропейский тип колокольчиков). Можно навесить бубенчики не на кожу, а на какой-нибудь предмет, например на деревянную палочку или ложку.

 Бубенчик – круглый металлический шарик с дробинками внутри. Бубенчики отливали из железа или из меди и латуни, иногда сверху серебрили. Бубенцы использовали в древнерусском костюме вместо пуговиц (у скоморохов, например), украшали ими шутовские колпаки, а позже – конскую упряжь.

 Колокольчики распространялись у нас больше двухсот лет назад, когда появилась в России государственная почтовая служба с конными тройками. Под дугой подвешивали колокольчики, которые за несколько верст извещали служащих о прибытии казенной повозки. Звон обязывал уступать дорогу почтовым лошадям. Поддужные колокольчики скрашивали однообразие путешествий. Не зря на колокольчиках отливались напутственные надписи: «Звону много – веселей дорога», «Купи – не скупись, езди – веселись!» В начале прошлого века в гости ездили не на поездах, не в автомобилях, а на лошадях. Сколько дум, чувств, воспоминаний было связано с колокольчиком! Он становился живым действующим лицом многих песен и стихов, в которых и звонко плакал, и уныло гудел, и однозвучно гремел, и хохотал. Выражение «серебряный звон» имеет отношение только к звучанию этого инструмента. Самые известные мастерские по отливке колокольчиков располагались на Валдае, Вологде, Туле – вдоль главных почтовых трактов России.

Бубенчик или шарок.

 

Несколькими разновидностями бубенчики литые или тесненые из цветных металлов представленных в слоях с X по XV вв. Одни из них использовались как привески к одежде, другие могли входить в комплект музыкальных погремушек.

 

Шумящая привеска-амулет.

 

 

 

Типологически различные образцы привесок, как правило бронзовые литые, обнаружены в слоях XI-XV вв. Это были, надо полагать, детские игрушки с охранительной сущностью.


Колокол

 https://www.youtube.com/watch?v=P2Mwh46vhhw

Есть такая загадка: «Из земли взяли, на огне грели, опять в землю положили. А как вынули – стали бить, чтобы мог говорить». Оказалось, это колокол. И действительно, отливают колокола из сплава меди и олова, добываемых из земли. Затем расплавленный металл выливали в специальную яму в земле, обмазанную особой глиной. Что же мог «говорить» колокол, когда в него били? В колокол били, созывая народ (вечевой колокол), для сбора войска и объявления тревоги (набатный колокол). В русских церквях колокола использовали с середины 9 века. Звонили они по-разному. Звон был: «во вся», «толстый», «набатный», «красный», «малиновый», «перезвон», «благовест». Церковный звон сопровождал русского человека всю его жизнь, к колоколам в народе относились зачастую как к живым существам. Колоколам даже давали имена («Царь», «Лебедь», «Переспор»). Нередко колокола создавались на деньги, собранные всем миром (прихожанами одной церкви), - мирские. Иностранные путешественники, побывавшие на Руси в 17 веке, были поражены тремя особенностями русского церковного звона: величиной колоколов звонниц, их количеством, способ звонить.

 Действительно, на Руси были отлиты самые большие колокола в мире. Самый большой, Царь-колокол в Московском кремле, весит 200 тонн. Самый большой колокол Ростова – басовый «Сысой», весит 32 тонны, его звучание слышно за 20 км.

 Славится Россия и колокольной музыкой. Знатокам колокольного дела удалось подобрать такие сочетания колоколов, что стало возможным исполнять на колоколах специальную музыку, записанную нотами, а также гимны и песнопения. Была прежде на Руси целая звонильная неделя – после Пасхи, когда колокола исполняли эту музыку повсюду. Концерты колокольной музыки возрождаются теперь снова. Колокол, било или блюдо (гонг). В берестяной грамоте № 605 второй четверти ХII в. раньше, чем в других источниках, сообщается о церковных звонах на Руси. В посланиях одного монаха к другому говорится: "А пришьла есве оли звонили" - А пришли (то есть вернулись) с ним, когда звонили. Звоны в христианских храмах унаследовали от древности охранительный смысл.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: