Структура процесса познания. Вера и знание. Понимание и объяснение

Познание – это процесс обретения знания, его постоянное углубление, расширение и развитие. Подавляющее большинство ученых утвердительно решает вопрос о познаваемости мира. Агностицизм отрицает возможность познания. Скептицизм не сомневается в возможности познания, но останавливается на отрицательном результате. Отношение человека к миру, познание и преобразование мира - одна из вечных проблем философии. Совсем не случайно, что этот во­прос раскрывает другую сторону основного вопроса философии, где вы­ясняются соотношения наших суждений об окружающем мире с самим этим миром. Не менее важно и то, можем ли мы реально отражать дей­ствительность. Важное значение при этом имеет положение о том, что основным критерием истинности знаний является предметная, практическая дея­тельность человека. А это часть всей реальной жизни человека, которая сопровождается мышлением, эмоциями, волей и памятью.

Под субъектом (от лат. subjectum - то, что лежит в основе) в философии понимается отдельный человек или со­циальная группа, все человечество, общество, которое целенаправленно осуществляет познавательную деятельность. Объектом (от лат. objec-tum— предмет, то, что противостоит) называется часть материального мира или духовной сферы, на которую направлена познавательная дея­тельность субъекта. Иными словами, субъект - это тот, кто познает, а объект - это то, что познается.

В роли объекта могут выступать природа, общество и мышление. При этом важно помнить, что если природные процессы происходят без участия человека, его сознания (имеется в виду "первая природа"), то законы общества реализуются в процессе сознательной, активной дея­тельности людей и не могут существовать вне общества, вне материаль­ного ("вторая природа"), духовного, не задевая интересов людей.

Структура процесса познания включает в себя два уровня – чувственное познание и мышление.

Чувственное познание:

Выделяют три формы чувственного отражения.

А) Ощущения отражают отдельные свойства предмета; существуют как части целостных восприятий. Всего их пять: зрительные, слуховые, вкусовые, осязательные, обонятельные.

В) Восприятие – это образ предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств, который возникает в результате синтеза ощущений.

С) Представление – это чувственно – наглядный образ предмета или явления, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого сейчас.

Ощущения появляются не в рецепторах и не в проводящих путях, а в коре головного мозга. При атрофии нервных путей возможно возникновение ощущений цвета посредством формакологических, электрических и иных воздействий на участок коры – поле 17. Ощущения информируют о внешних или внутренних объектах и их состоянии, но не являются их изобразительным слепком. Изобразительный образ предмета создает восприятие. На основе образа, изоаморфного объектам внешней среды, осуществляется целесообразное движение организма по отношению к предметам.

Органы чувств – единственный канал, который непосредственно связывает человека с внешним миром. Рациональное базируется на анализе того материала, который дают нам органы чувств.

Мышление – это процесс оперирования конкретно – чувственными и понятийными образами. Абстрактно – мысленное познание делится на два этапа: рассудочный и разумный – и характеризуется выделением соответствующих способностей человека: рассудка и разума.

Рассудок – это способность логично выстраивать мысли в пределах собственного опыта. Он может правильно классифицировать явления, приводить знания о них в систему. Склонен к упрощению и схематизации. На этапе рассудка мышление носит рассуждающий и ориентировочно – приспособительный характер.

Разум – это способность к научно – теоретическому постижению сущности предметов. Он фиксирует смысловое отношение объектов, законы их внутреннего строения, реальное значение предмета. Понятие в этом отношении обретает смысловое содержание обретает смысловое содержание, связанное с герменевтикой, интерпретацией, выявлением значения предметов в составе комплекса явлений. Погружение мышления в систему внутренних и внешних связей объекта ведет к раскрытию противоположностей, противоречий, диалектики и порождению новых понятий. На уровне разума мышление носит понимающий, творческо – конструктивный характер.

Выделяют три формы абстрактного мышления:

А) Понятие – это форма мышления, которая фиксирует предметы определенного класса по некоторым признакам, представляя их в обобщенном виде. Выражается существительным или словосочетанием.

В) Суждение – это форма мышления, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо. Высказывая суждения, мы уже пользуемся понятиями. С другой стороны, знание сущности предметов, на основе которого возникает понятие о них, выражается в форме суждения или совокупности суждений, которые, однако, всегда могут быть объединены в одно суждение. Это суждение, представляющее достигнутое понимание предметов, и принимается за понятие. По мере углубления знания о предметах меняется основа их обобщения, в чем и состоит переход от одних понятий к другим, более точным.

С) Умозаключение  формируются на базе понятий и суждений и представляют собой рассуждения, в ходе которых логически выводится новое суждение.

Как всякие противоположности, знание и вера не могут существовать по отдельности. Что бы мы не делали, они вместе присутствуют в любом нашем поступке и даже в каждой мысли. Чтобы верить во что-то, необходимо так или иначе знать предмет, в который ты веришь. В свою очередь, знание всегда начинается с положений, принимаемых на веру без всякого доказательства, с постулатов и аксиом. В средневековой философской мысли вопрос о соотношении веры и знания был одним из важнейших. Приоритет веры над знанием отстаивал Августин и другие представители патристики, а знания над верой - схоластики (например, Фома Аквинский). В эпоху Просвещения и Нового времени истинным источником знаний провозглашался разум, а не вера. В немецкой классической философии, например, у Канта можно встретить отделение веры религиозной от любой другой, которая встречается и в науке. Современная философия (позитивизм, неопозитивизм) преимущественно базируется на научном идеале знаний, хотя в ряде течений (экзистенциализм, феноменология и др.) встречаются мыслители, отстаивающие приоритет веры, как способа понимания, над знанием. Проблема взаимодействия веры и знания, религии и науки до сих пор остается открытой и актуальной в связи с явлением «парадигмального кризиса» научного мышления.

Диалектический материализм рассматривает истину как объек­тивное содержание наших знаний, которые не зависят от субъекта (человека и человечества). Такое понимание называют объективной истиной. Она вытекает из материалистической концепции познания.

Однако признание объективной истины не означает отсутствия в знаниях момента субъективности, ибо человек не просто отражает существующий мир, но при этом проявляет свою волю и эмоции. На познание оказывают влияние потребности, интересы, психологическое состояние и социальный опыт субъекта.

Познание - процесс, который всегда развивается. Знания человека постоянно обогащаются, все более полно отражают строение и свойства объективно существующего мира. В силу этого истина относительна, так как знания на каждом этапе развития науки, общества отражают объект не полностью, а в известных пределах, отношениях. Относитель­ность истины проявляется и в смене концепций, теорий в процессе развития науки. Новые знания не отбрасывают старые, а углубляют, уточняют и расширяют наши представления о материальном и духовном мире.

Признавая относительную истину и рассматривая познание как переход от одной относительной истины к другой, важно понимать, что в ней есть и нечто абсолютное.

Абсолютная истина - это такие знания, которые полностью ха­рактеризуют предмет и не могут быть заменены или дополнены в даль­нейшем процессе познания. Достигнуть таких знаний невозможно, но это утверждение не есть агностицизм. В каждой относительной истине содержится часть, момент абсолютной. Человечество движется по пути все более полного овладения абсолютной истиной, которую нужно рас­сматривать как сумму относительных истин. Диалектика относительной и абсолютной истины указывает на постоянное развитие знаний о мире. Преувеличение роли абсолютной истины ведет к догматизму, отно­сительной - к релятивизму.

Одним из важных моментов диалектического подхода к познанию является понятие конкретности истины. Человек в своей деятельности опирается на знания, законы, однако знания развиваются, в каждом кон­кретном случае они отражают только определенные предметы и процес­сы. Использование их требует уточнения, учета места и времени, усло­вий развития самой объективной действительности. Поэтому нет истины вообще - истина всегда конкретна. Игнорирование принципа конкрет­ности истины в социальном познании ведет к абсолютизации устарев­ших социально-экономических, политических отношений, сдерживает творческий поиск адекватных форм деятельности.

Практика (от греч. praktikos - деятельный, активный) - это об­щественно-историческая, чувственно-предметная деятельность человека, направленная на познание и преобразование мира, на создание матери­альных и духовно-культурных ценностей, необходимых для функциони­рования общества.

Как по содержанию, так и по способу существования практика носит общественный характер.

В связи с тем, что деятельность человека качественно разнооб­разна, есть необходимость классифицировать практику. Во всем разно­образии чувственно-предметной деятельности человека выделяются ее основные виды: а) материально-производственная, б) социально-по­литическая, в) научный эксперимент.

К специфическим видам практической деятельности можно отне­сти семейно-бытовую, художественную, воспитательную, образователь­ную (педагогическую) деятельность и др.

Практика служит критерием истинности знаний. Только те зна­ния, которые подтверждаются практикой, могут считаться истинными, потому что практика позволяет соотнести знания об объекте с ним самим.

Однако противоречивость практики как критерия истины заклю­чается в том, что она не только абсолютна, но и относительна, потому что всегда исторически конкретна. В.структуре науки не было бы гипо­тез, если бы любое суждение человек мог проверить на практике. Именно поэтому гипотезы являются неотъемлемым моментом в развитии науч­ных знаний.

Критерии практической деятельности человека относительны и по той причине, что в своей работе он ограничен объективными воз­можностями. Выход за их пределы связан уже не с гипотезами, а с фан­тазией.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: