Сознание включает четыре сферы

Проблема сознания и познания в философии.

1.Философское понимание сознания. Сознание, самосознание, личность.

2. Структура процесса познания. Вера и знание. Понимание и объяснение.

3. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.

4. Внерациональные методы познания: интуиция, творчество.

Философское понимание сознания. Сознание, самосознание, личность.

Философия, используя и обобщая достижения разных наук, сосредотачивает свое внимание на анализе таких важных признаков, как сущность, происхождение, функционирование и структура сознания, возможности и пути его познания.

Существуют разные подходы к пониманию сознания:

1) С точки зрения идеализма сознание («дух») есть некая изначальная данность в мире, предстающая в виде субстанции, основы всех вещей и процессов.

Субстанция (подлежащее) – предельное основание, позволяющее свести многообразие и изменчивость свойств бытия к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему; определенная реальность, взятая в аспекте ее внутреннего единства.

2) Дуализм (психофизиологич. параллелизма) рассматривает сознание и тело как независящие друг от друга начала и отрицает тесную взаимосвязь психических и физиологических процессов в организме;

3) Материализм рассматривает сознание не как нечто автономное, независимое от материи, а, напротив, как ее свойство. Свойство это в отличие от таких атрибутов материи, как пространство, время, движение, не всеобщее. Оно присуще человеческому головному мозгу.

Отражение – это способность материальных систем воспроизводить в изменениях своих свойств особенности воздействующих объектов.

Низшая степень отражения, раздражимость, присуща растениям и простейшим. Они реагируют только на факторы, имеющие для них непосредственное биологическое значение. Простейшие не обладают психикой.

Признаками наличия психики у животных является способность отвечать не только на биологически важные раздражители, но и на нейтральные при условии, что эти нейтральные сигнализируют о появлении важных для жизни объектов.

Стадия элементарной психики присуща ракообразным, червям, моллюскам, пчелам, муравьям. Их поведение является врожденным и наследственным, строго целесообразным в строго привычных условиях. Программа инстинктивного поведения запускается элементарными стимулами. Эти животные отражают только отдельные свойства предмета.

Перцептивная психика присуща позвоночным животным. Они отражают предметы в целом. Могут приспосабливаться к изменению условий. Новая программа вырабатывается путем проб и ошибок. Она стирается, если долго не использовалась. Их нервная система имеет спинной и головной мозг. Вышележащие отделы господствуют над нижележащими. Отделы головного мозга дифференцированы. Животные с перцептивной психикой могут отражать несколько раздражителей и синтезировать их.

Стадия интеллекта присуща человекообразным обезьянам, дельфинам, слонам. Оказавшись в сложной ситуации, они пытаются решить ее наугад, и если ничего не получается, задумываются и делают правильно. Найденное решение легко воспроизводится снова, переносится в ситуации, чем-то сходные с первоначальной.

Любое поведение животных направлено на удовлетворение биологических потребностей. Только у интеллектуальных животных есть способность есть способность отказаться от еды ради любопытства.

Поведение животных ориентируется на наличную ситуацию или следы прошлого опыта. Абстрагироваться от внешней картины животное не может. В своем поведении животное имеет два источника: наследственный и индивидуальный опыт.

Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция головного мозга. Сознание изменяется с возрастом, исторически и гносеологически. Человек не только отражает объективный мир, но и творит его. Он выделяет себя из окружающего мира. Благодаря сознанию человек может прогнозировать, обобщать, раскрывать причинно-следственные связи, мысленно выстраивать свои действия и предвидеть результаты, регулировать и самоконтролировать свои действия.

Сознание включает четыре сферы.

1. Телесно – перцептивные способности (ощущения, восприятия, представления).

2. Логико-понятийные компоненты – это сфера общих понятий, мыслительных операций.

3. Эмоциональная компонента – это сфера субъективно – психологических переживаний, воспоминаний, предчувствий. Она включает в себя инстинктивно-аффективные состояния (неотчетливые переживания, предчувствия), эмоции (гнев, страх, восторг), отчетливые чувства с образно – визуальной составляющей (любовь, симпатия, антипатия)

4. Ценностно – смысловая компонента – это сфера, где укоренены высшие мотивы деятельности человека и духовные идеалы личности, а также способности к их формированию и творческому пониманию в виде фантазии, воображения, интуиции различных видов.

Сознание делится на предметное сознание, ориентированное на осмысление окружающего человека мира, сознание как переживание и самосознание. Самосознание делает объектом самого человека. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невротического состояния. Формирование самосознания невозможно без социального фактора, без соотнесения себя с людьми, без оценки себя с позиций других людей и общества. В процессе самосознания человек выделяет себя из окружающего мира и старается определить свое отношение к нему. Если сознание позволяет человеку контролировать свою практическую деятельность, то самосознание держит под контролем деятельность самого сознания В процессе самосознания человек становится личностью и начинает осознавать себя как личность и как субъект практической и духовной деятельности.

Бессознательное – совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания.

Оно включает:

1) Сновидения, состояния невменяемости и пр.

2) Полученную в прошлом информацию, которая может быть включена в сознание посредством памяти;

3) Инстинкты (половой, пищевой);

4) Автоматизмы – сложные действия, в результате длительных тренировок приобретшие автоматический характер.

5) Интуицию

З. Фрейд обнаружил, что «комплексы» могут быть вытеснены из сознания в бессознательное и могут выступать причиной психических расстройств. Надо найти «комплекс», довести его до сознания пациента и болезнь будет излечена. К.Юнг открыл в структурах бессознательного архетипы – бесчисленные типовые опыты ряда поколений, психические осадки бесчисленных переживаний подобного типа. Общечеловеческие архетипы – это мать-земля, герой, мудрый старец, «анима» - женское начало в мужчине и «анимус» - мужское начало в женщине. Два последних арехетипа ведут к взаимопониманию мужчины и женщины, но могут вести к психологическим кризисам при несовпадении идеализированных представлений с реальным человеком.

Источники сознания.

Источниками сознания являются:

1) внешний предметный и духовный мир;

2) социокультурная среда, общие понятия, этические, эстетические установки, социальные идеалы, правовые нормы, накопленные обществом знания;

3) весь духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний;

4) мозг как природная система, состоящая из множества нейронов, их связей, которая обеспечивает на клеточном уровне организации материи осуществление общих функций сознания.

Источником индивидуального сознания является реальность (объективная и субъективная), отражаемая человеком посредством высокоорганизованного материального субстрата – головного мозга и в системе надличностных форм общественного сознания.




double arrow
Сейчас читают про: