Философия войны (по Толстому)

Л. Н. Толстой утверждает, что объяснить происхождение исторических событий «отдельно взятыми поступками отдельно взятых людей» нельзя. Ни один человек не в силах повернуть ход истории по своей единоличной воле, не может «преградить путь» движению народных масс.

В чем причины происхождения исторических событий, в том числе и таких, как войны? Толстой перечисляет множество причин, а затем как бы подытоживает: «Эти и еще бесчисленное, бесконечное количество причин...» Совпадение интересов многих людей (народных масс) является причиной, чтобы совершилось такое историческое событие, как война.

Следовательно, историю делают не отдельные исторические личности, а совокупность их, народ. Миллионные массы простых людей, а не полководцы и цари бессознательно творят историю, двигают общество вперед, совершают все великое и героическое. Судьбы России определяются поведением всех людей страны.

Толстой не дает однозначной оценки такого сложного явления, как война. Отрицая войну, как величайшее зло, «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие», писатель в то же время прославляет народ, взявшийся за оружие, чтобы защитить свою землю, народ, объединенный чувством патриотизма.

Фатализм Толстого, по мнению многих критиков, связан с его пониманием стихийности. «Фатализм в истории неизбежен для объяснения неразумных явлений...» Проповедь стихийного, отказ от разумного участия в исторических событиях – ошибка Толстого.

По мнению писателя, роль личности в истории не имеет никакого значения. «Стихийность движения массы не поддается руководству, и поэтому исторической личности остается лишь подчиниться предписанному свыше направлению событий». Так Толстой сводит задачу исторической личности к наблюдению и следованию за событиями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: