Https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-mnogotselevyh-zadaniy-v-protsesse-izucheniya-vnetablichnogo-umnozheniya-i-deleniya-v-nachalnoy-shkole/viewer

При изучении арифметического материала большое внимание уделяется знакомству с вычислительными приемами и формированию на их основе вычислительных навыков. Все вычислительные приемы можно классифицировать в соответствии с теоретической основой.

Классификация вычислительных приёмов:

1. Вычислительные приёмы, теоретической основой которых являются вопросы нумерации.

2. Вычислительные приёмы, теоретической основой которых является конкретный смысл арифметических действий

3. Вычислительные приёмы, теоретической основой которых является свойства арифметических действий.

4. Вычислительные приёмы, теоретической основой которой является взаимосвязь между компонентами и результатом действия.

5. Вычислительные приёмы, теоретической основой которых является изменение результата действия в зависимости от изменения одного из компонентов.

6. Вычислительные приёмы, теоретической основой которых является правило.

Основным методом формирования вычислительных умений и навыков является метод упражнений. Однако, часто упражнения носят репродуктивный характер, учителя просто «натаскивают» детей, заставляя выполнять большое количество заданий вида «реши примеры» или «найди значения выражений».

Приведем примеры таких заданий в теме «Внетабличное умножение и деление».

 1. Задания, закрепляющие знания по другим темам начального курса математики.

1) Запишите числа под диктовку: «Двадцать, четырнадцать, пять, пятьдесят, сорок» (письменная нумерация). Данные числа поставьте в порядке возрастания (сравнение чисел). Первое справа число разделите на первое слева (порядковый счет, пространственные отношения). Найдите два числа, которые больше 14 и меньше 50 – составьте с ними пример на деление (сравнение чисел). Число, в котором один десяток умножьте не однозначное число (знание разрядного состава числа, понятия «однозначного числа»). И т. п.

2) Запишите числа, в которых 2 единицы второго разряда, 2 единицы первого разряда, 4 единицы 2 разряда и 5 единиц 1 разряда, 3 единицы 2 разряда (знание разрядного состава числа). Подчеркните только разрядные числа (понятие «разрядное число»). Неразрядное число замените суммой разрядных слагаемых (замена числа суммой). Составьте и решите все возможные примеры на умножение, используя разрядные числа. И т. п.

3) Запишите число, следующее за числом 29 (знание последовательности чисел). Умножьте его на число, предшествующее числу 4 (знание последовательности чисел). Получившееся число разделите на число, которое больше 44, меньше 47, но не 46 (сравнение чисел). И т. п.

4) Наименьшее двузначное число умножьте на наибольшее однозначное число (сравнение чисел, понятие однозначные и двузначные числа).

5) Запишите числа под диктовку: двадцать, двенадцать, четырнадцать, шестнадцать, десять (письменная нумерация). Умножьте все разрядные числа (понятие «разрядное число») на количество сторон прямоугольника (геометрический материал). Умножьте все неразрядные числа (понятие «неразрядное число») на число, показывающее количество лапок у жука (знание окружающего мира). И т. п.

6) Запишите все двузначные числа, которые меньше пятнадцати (понятие «двузначное число», сравнение чисел). Умножьте записанные числа на количество цветов солнечного спектра – радуги (знание окружающего мира). И т. п.

7) Запишите числа: 23, 33, 42, 41 (письменная нумерация). В каждом числе умножьте количество десятков на количество отдельных единиц (разрядный состав числа). И т. п.

8) Первый множитель 23, второй множитель два – найдите произведение; найдите частное чисел 80 и 2; увеличьте 44 в два раза (развитие математической речи). И т. п.

Статья 7

Усанова О. Г.

Сайт: КиберЛенинка




double arrow
Сейчас читают про: