«МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ПИСЬМЕННОГО УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ»
Дифференцированные задания – это задания, при разработке которых учителем учитываются типологические группы учащихся (их мы охарактеризовали выше). Дифференцированный подход к учащимся осуществляется на определенных этапах урока математики в начальной школе. При изучении письменного умножения и деления учащиеся испытывают несколько большие трудности, чем при сложении и вычитании. Это объясняется большим количеством операций в действиях. В отдельных случаях умножение в столбик требует умение выполнять сложение (умножение на двузначное или трехзначное число), а при выполнении письменного деления требуется умение выполнять вычитание. Из теории известно, что в основе алгоритмов письменных вычислений лежат те же свойства арифметических действий, что и в устных вычислениях. Поэтому в ходе подготовительной работы к изучению письменного умножения и деления, на этапе актуализация знаний, умений и навыков, следует с учащимися вспомнить ранее изученный учебный материал, который дает возможность им при ознакомлении с новой темой основное внимание сосредоточить на процессе вычислений. Обычно перед изучением новой темы учитель подбирает упражнения подготовительного характера, которые можно выполнять как устно (устный счет в начале урока), так и письменно (задания по индивидуальным карточкам). В карточках для «сильных» учеников предлагаем решить примеры и объяснить, какое правило или свойство действий они применили для их решения. В карточках для «средних» учеников для решения тех же примеров даем образец действия, а для «слабых» учеников указываем не только образец действия, но и начало выполнения вычислительной операции, а далее учащиеся самостоятельно продолжают оформлять записи, ориентируясь на данный образец. Дифференциация по карточкам осуществляется не только по степени самостоятельности при выполнении заданий, но и по объему выполненных заданий, поскольку «средние» и «слабые» ученики должны практически одновременно завершить работу с «сильными» учащимися, чтобы можно было осуществить фронтальную проверку и внести коррективы и дополнения, если детьми что-то не усвоено.
Для того, чтобы каждый ученик сознательно и прочно усваивал программный материал и продвигался в развитии необходимо учебный процесс построить на основе принципа индивидуального подхода к школьникам. Один из путей реализации индивидуального подхода к детям – дифференциация обучения. В статье нами были рассмотрены разные методические приемы осуществления дифференцированного подхода к учащимся при изучении письменных вычислений на умножение и деление.
Это такие приемы, как: прием многократного объяснения материала, прием проблемного изложения материала, заставляющий рассуждать как сильных учеников, так и слабых (без деления класса на группы); использование индивидуальных карточек, которые предусматривают разноуровневую форму обучения (карточки в трех вариантах, карточки-помощи, карточки с обязательным и дополнительным заданиями).
Статья 8
Шилина Н.В., Нечаева Е.А.
Сайт: КиберЛенинка
Https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-izucheniya-tablichnogo-umnozheniya-mladshimi-shkolnikami/viewer
«К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ ТАБЛИЧНОГО УМНОЖЕНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ»
Для того чтобы процесс формирования навыков табличного умножения и деления сделать наиболее интересным, запоминающимся для детей необходимо использовать различные приемы активизации познавательной деятельности младших школьников. Г.М. Лебедев указывает, что «познавательная деятельность - это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении». Г.И. Щукина указывает, что определением активизации учебно-познавательной деятельности можно считать следующие: это процесс, направленный на усиленную деятельность учителя и ученика, на побуждение к её энергичному целенаправленному осуществлению, на преодоление инерции, пассивных и стереотипных форм преподавания и учения. Мы предполагаем, такие приемы активизации познавательной деятельности младших школьников как: сообщение исторического материала, (приведение сведений образования таблицы умножения, таблицы Пифагора); работа по таблицам, матрицам, схемам; иллюстрация смысла умножения и соответствующих случаев деления примерами из жизни; использование стихов, загадок; создание проблемных ситуаций; использование дидактических игр; положительный эмоциональный фон обучения; использование тренажёров для формирования навыков табличного умножения и соответствующих случаев деления.
Апробация перечисленных приёмов показала, что формированию устойчивых навыков табличного умножения способствовало использование сюжетов развивающих компьютерных технологий таких как CD – «Приключение на планету чисел 2». На диске представлен сюжет, кондитер знакомит детей с таблицей умножения наглядно. Совместно с ним дети разучивают таблицу умножения. Кондитер расставляет кондитерские изделия, например, по 2 и просчитывает вслух 1 раз. Затем ведётся счёт совместно с детьми. Далее он предлагает детям разложить на столе печенье (учитель раздаёт конверты с нарисованным печеньем) по 2 штуки в ряд и определить сколько рядов получится у каждого. Далее просит посчитать, - «сколько всего печенья на столе?». Сколько печенья в 2рядах, 3 рядах, 4, 5 … 9?
Именно использование таких приёмов, активизирующих познавательную деятельность младших школьников при изучении таблицы умножения и соответствующих случаев деления позволяет сформировать устойчивый навык выполнения табличного умножения и соответствующих случаев деления у каждого ребёнка в соответствии с его познавательными возможностями.
Статья 9






