Вопросы к экзамену и основная литература к курсу

Информационно-библиографическая деятельность в сфере культуры и искусства

ФМК/БО 263-2/1

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ И ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА К КУРСУ

1. Понятие «информационно-библиографическая деятельность».

2. Предметное поле культуры и искусства. Способы выявления и описания.

3. Понятие «документ» как одно из основополагающих понятий информационно-библиографической деятельности. Видовое разнообразие документов в области искусства.

4. Понятие «документальный поток». Способы и целевое назначение выявления и изучения документального потока в области культуры и искусства.

5. Первичные документы: основные типы (разновидности) и ценностные свойства искусствоведческих документов.

6. Вторичные документы: типы и назначение.

7. Разновидности библиографических информационных ресурсов (по отражаемым документам, по содержанию, по хронологическому принципу, по целевому назначению). Особенности библиографических пособий в области искусства

8. Аннотация как информационный жанр: виды аннотаций, элементы, особенности аннотирования в области искусствоведения.

9. Методика составления библиографических указателей по культуре и искусству.

10. Возможности использования полнотекстовых информационно-поисковых систем для искусствоведения. Поисковые и аналитические возможности Интернет-библиотеки СМИ Public.ru.

11. Системы полнотекстового поиска, электронные библиотеки: возможности использования в музейном деле, в искусствоведении. Программная оболочка T-libra.

12. Понятие информационно-поискового словаря. Виды информационно-поисковых словарей. Возможности применения информационно-поисковых словарей в сфере искусствознания.

13. Назначение нормированных информационно-поисковых словарей (авторитетных/нормативных файлов) при создании каталогов музейных, библиотечных, архивных фондов.

14. Технология выявления семантического ядра предметной области. Возможности применения в области искусствознания.

15. Проблемы качества научной информации в области культуры и искусства. Критерии оценки качества информации. Показатели цитирования. Значение списков цитированной литературы в области искусствознания.

16. Возможности Российского индекса научного цитирования в выявлении и оценки журналов по культуре и искусству.

17. Российские отраслевые центры научной информации по культуре и искусству: Информкультура, Научная педагогическая библиотека им. К. Д. Ушинского, Институт научной информации по общественным наукам.

18. Региональные центры научной информации по культуре и искусству.

19. Система справочных изданий в области искусствоведения.

20. Система библиографических пособий в области искусствоведения.

21. Коммуникативные каналы распространения документов в области искусства. Музейное и выставочное пространство, галерейное дело. Издательства специальной литературы. Каталоги издательской продукции, книжные ярмарки.

22. Социальные сети как информационный ресурс и коммуникативный канал – возможности использования в области музейного дела, искусствоведения.

23. Институты социальной памяти – библиотеки, музеи, архивы, частные коллекции – как хранители информационных ресурсов в области искусствознания.

24. Функции и поисковые возможности онлайновых музейных каталогов.

25. Библиотечные информационные ресурсы в области искусствоведения.

26. Методика поиска в библиотечных каталогах. Вербальный и классификационный поиск. Свободный поиск по ключевым словам и поиск по словарям. Виды каталогов. Особенности каталогов специальных библиотек в области искусствоведения.

27. Специальная библиотека как информационный ресурс искусствоведения (на примере Научной библиотеки Эрмитажа).

28. Архивные информационные ресурсы в области искусствоведения. Специальные архивы в области искусствознания.

29. Предметная рубрика и ключевое слово как способы вербального описания и поиска информации.

30. Информационные классификации: типовая структура классификационных таблиц, разновидности классификаций, назначение, возможности применения.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

(см. также ссылки на литературу и материалы Интернета в тематическом плане курса):

A) ДЛЯ ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ:

Зорин Н. А. Оценка качества научных публикаций (часть 1) // Медицинские технологии. Оценка и выбор. – 2011. – № 3. – С. 71–76. – Доступно также в Интернете: http://www.hta-rus.ru/files/s14_1360842848.pdf

Казанцева, Ася. В интернете кто-то неправ!: научные исследования спорных вопросов / А. Казанцева. – Москва: АСТ; Corpus, 2016. – 372 с.; Фрагмент на сайте издателя: «Краткий курс поиска истины» http://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/432982/V_internete_kto_to_neprav_Glava_iz_knigi; см. также: http://bookz.ru/authors/asa-kazanceva/v-intern_805/1-v-intern_805.html

 

B) ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО КОНСПЕКТИРОВАНИЯ (требования к конспекту – в отдельном файле; источники для конспектирования доступны также по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/1MFRVHK0XSSt36IQigemCynHgulpeJvn_?usp=sharing):

1) Бесолов В. Б. Биобиблиография отечественного искусствоведа // Библиография. – 2012. – № 6. – С. 107–111.

2) Ваганова И. А. Специальная библиотека: её читатели и информационные ресурсы // Научные и технические библиотеки. – 2015. – № 2. – С. 60–70.

3) Воронцова Е. А. Роль музея в информационном обеспечении исторической науки // Историческая информатика. – 2014. – № 2/3. – С. 124–129. – Доступно также: https://elibrary.ru/download/elibrary_24365424_58379342.pdf (или см. приложенный файл)

4) Гордукалова Г. Ф. Основы информационного моделирования объектов // Гордукалова Г. Ф. Технологии анализа и синтеза профессиональной информации / Г. Ф. Гордукалова. – Санкт-Петербург: Профессия, 2015. – С. 160–166.

5) Жабрева А. Э. Искусствовед, библиограф, историк / А. Э. Жабрева, А. Н. Маслова // Библиография. – 2009. – № 3. – С. 130–137.

6) Пронин А. А. Культура «открытого города»: грани концепта // Библиография и книговедение. – 2016. - № 6. – С. 23–34.

7) Серебрянникова Т. О. Создание электронного словаря предметных рубрик: опыт СПбГУКИ / Т. О. Серебрянникова, Р. Ф. Гринина, Г. В. Смирнова // Современное библиотечно-информационное образование / СПбГУКИ. – Санкт-Петербург, 2006. – Вып. 8. – С. 7–18.

8) Столяров Ю. Н. Книговедческий анализ переводной искусствоведческой книги // Библиотечное дело. – 2009. – № 22. – C. 20–22.

9) Фролов А. И. Нетленное: библиография и биография Николая Врангеля // Библиография и книговедение. – 2017. – № 1. – С. 100–111.

10) Хабибрахманова С. М. Творческий работник в современной библиотеке: новые потребности и новые возможности // Библиосфера. – 2015. - № 2. – С. 33–36.

11) Одден, Ли. Подбор ключевых слов: глава 7 / Ли Одден // Одден, Ли. Продающий контент / Ли Одден; пер. с англ. В. Иващенко. – Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – С. 135–163.

Примечание: На любой контент (в том числе, искусствоведческий материал) важно смотреть с точки зрения эффективности представления содержания и ценностных свойств для его потребителя. Материал – один из примеров применения методик создания вербальных моделей предметной области.

Требования к конспекту: основное содержание изложите в форме развернутой справочной аннотации.

12) Как собрать коллекцию современного искусства, если Вы не богаты // The Village [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — 2017. — 30 мая. — Режим доступа: http://www.the-village.ru/village/business/finance/264384-buy-art?utm_source=vk.com&utm_medium=social&utm_campaign=sovremennoe-iskusstvo--ochen-tonkaya-vesch&utm_content=7071246

Требования к конспекту: основное содержание изложите в форме справочной аннотации. Дополнительно укажите роль галерей в доступе к произведениям искусства и информации о них, укажите основные группы источников информации, значимых для занятий современным искусством. Объем не более 1 страницы тетрадного текста.

13) Сулим С. Малевич, которого никто не видел. Вообще никто // Медуза [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — 2018. — 8 февраля. — Режим доступа: https://meduza.io/feature/2018/02/08/malevich-kotorogo-nikto-ne-videl-voobsche-nikto

Требования к конспекту: основное содержание изложите в форме справочной аннотации. Дополнительно укажите основные группы источников информации, значимых для атрибуции произведений, для изучения искусства авангарда. Объем не более 1 страницы тетрадного текста.

 

C) ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА (наиболее важные источники*):

1.*Александрова О.А. Информационные ресурсы в области искусства / О.А. Александрова, А.А. Туровская // Справочник библиографа. – 4-е изд. перераб. и доп. – Санкт-Петербург, 2014. – С.305-331.

2.*Александрова О. А. Информационный анализ художественного рынка // Анализ информации в науке, культуре, бизнесе / под общ. ред. Г. Ф. Гордукаловой. – Санкт-Петербург, 2013. – С. 131–134. – (Труды СПбГУКИ; т. 197). – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnyy-analiz-hudozhestvennogo-rynka

3.*Анализ информации в библиотеке: ресурсы, технологии, проекты / СПбГИК; ред. Г. Ф. Гордукалова, И. Е. Прозоров [и др.]. – Санкт-Петербург, 2015. – 196 с. – (Труды СПбГИК; т. 211). – Доступно также на сайте СПбГИК: http://spbgik.ru/works/

4.Еременко Г. О. От количества к качеству: новые методики оценки качества научной информации в РИНЦ // Новости и события в Научной библиотеке им. М. Горького СПбГУ: Семинар eLIBRARY.RU и Clarivate Analytics в СПбГУ – 6 декабря 2016 года. – Санкт-Петербург, 2016. – Режим доступа: http://www.library.spbu.ru/blog/wp-content/uploads/2016/11/Eremenko.pdf

5.Зусьман О. М. Основные разновидности и свойства документов, ориентированных на профессиональную деятельность // Справочник информационного работника. – 2-е изд., перераб. и доп. – Санкт-Петербург, 2007. – С. 102–133.

6.*Ильина О. Н. Электронные ресурсы художественной культуры: учебное пособие / О. Н. Ильина, Н. В. Градобоева, С. Д. Мангутова; СПбГУКИ. – Санкт-Петербург, 2007. – 96 с.; То же см. в издании: *Электронные документы: создание и использование в публичных библиотеках: справочник / науч. ред. Р. С. Гиляревский, Г. Ф. Гордукалова. – Санкт-Петербург: Профессия, 2007. – 663 с.

7.*Ляпин С. Х. Как пройти в распределенную библиотеку: [о поисковых возможностях информационной музейно-библиотечной системы T-Libra] // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». – 2012. – № 7/8. – Режим доступа: http://www.vipstd.ru/nauteh/index.php/--gn12-07/595

8.Ляпин С. Х. Многофункциональная электронная библиотека на основе информационной системы (ИС) T-LIBRA V.6.X для поддержки музейных исследований / С. Х. Ляпин, А. В. Куковякин // Информационные технологии в музее. – Санкт-Петербург: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2009. – Вып. 3. – С. 66–76.

9. Методические рекомендации по подготовке и оформлению научных статей в журналах, индексируемых в международных наукометрических базах данных / Министерство образования и науки Российской Федерации, Ассоциация научных редакторов и издателей; под общ. ред. О. В. Кирилловой. - Москва, 2017. - 144 c. [файл книги я передавал на чтение для коллективного обсуждения]

10. Москвитина Т. Н. Ключевые слова и их функции в научном тексте // Вестник ЧГПУ. – 2009. – № 11. – С. 277–283. –
Доступно в Интернете: http://cyberleninka.ru/article/n/klyuchevye-slova-i-ih-funktsii-v-nauchnom-tekste

11.*Острой О. С. История искусствоведческой библиографии в России (XI - нач. XX вв.) / О.С. Острой; Гос. публ. б-ка им. М.Е. Салтыкова-Щедрина. - Ленинград: ГПБ, 1991. - 222, [2] с. – Фрагмент доступен на сайте РГБ: http://search.rsl.ru/ru/record/01001599943

 

12.*Острой О. С. История искусствоведческой библиографии в России.1917-1991 / О.С. Острой; РНБ. - Санкт-Петербург: РНБ, 1994. - 232 с.

13.*Отраслевые информационные ресурсы: учебник / О.А. Александрова, Р.С. Гиляревский, Т.В. Захарчук, И. Е. Прозоров и др. – Санкт-Петербург: Профессия, 2015. – 416 с. – Гл.5. Информационные ресурсы гуманитарных наук и художественной культуры.

14.Сагитова Л. К. Информационные ресурсы Росинформкультуры / Л. К. Сагитова. – Москва: Литера, 2009. – 128 с.

15.*Суминова Т. Н. Информационные ресурсы художественной культуры (артосферы) / Т. Н. Суминова. – Москва: Академ. проект, 2006. – 478 с.: ил.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: