Для успешной реализации данной программы необходимо:
Кабинет для занятий должен удовлетворять следующим требованиям:
Освещение, соответствующее нормам СЭС;
1. Кабинет должен быть оснащен мебелью, приспособлениями для работы, ТСО, рабочим и демонстрационным столом.
Для определения результативности педагог предлагает учащимся самостоятельно выполнить по завершению изучения определенной темы презентацию, фотоотчет, участвовать в конференции, викторине, экологической игре, конкурсе или мини-олимпиаде. В целом программа позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал, обеспечит более надёжные основы гражданской ответственности учащихся.
Воспитательная и досуговая работа
Воспитательная работа с учащимися реализуется по следующим направлениям:
§ посещение экскурсий и филармонии;
§ участие в конкурсах и фестивалях разного уровня (город, республика, Россия);
§ активное участие в мероприятиях школы, села, республики;
§ беседы, вечера отдыха, викторины;
§ работа с родителями ведется в течение всего года:
сентябрь: организационное собрание, анкетирование;
апрель – май: итоговое родительское собрание.
Данные формы работы помогают более полно развить эмоциональную сферу учащегося, удовлетворить потребность в творческой деятельности, сформировать коммуникативные качества учащихся, расширить кругозор учащихся и воспитать общую культуру поведения.
Ожидаемые результаты:
К концу года обучения учащиеся научатся:
1. самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Учащийся сможет:
· анализировать существующие и планировать будущие результаты;
· идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
· выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
· ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
2. самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Учащийся сможет:
· определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
· выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
· выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
· составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
· определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
· описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
3. соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Учащийся сможет:
· определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей деятельности;
· систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
· отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
· оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
· находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
· работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
· устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
· сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Учащийся сможет:
· определять критерии правильности (корректности) выполнения задачи;
· анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения задачи;
· свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
· обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
К концу года обучения учащиеся смогут:
Ø составлять план и последовательность действий;
Ø определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
Ø осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия;
Ø концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
Контрольно-оценочный этап программы
Контрольно-оценочные материалы
Для оценки результативности обучения применяется текущий контроль, промежуточная и итоговая аттестация.
Текущий контроль.
Формы оценки промежуточной аттестации (оценка качества усвоения материала): творческие задания (буклеты, листовки, плакаты), собеседование.
А также используется технология самооценки. Самооценка учащихся может быть реализована через выполнение различных, используемых на практике рефлексивных заданий: анализ разработанных материалов в соответствии с критериями.
Главной формой итогового годовой промежуточной аттестации является защита проекта учащимся: разработка проекта, реализация, презентация проекта и итогов.