Теоретических знаний:
Оптимальный уровень – учащийся полностью усвоил теоретический материал, знает этапы организации проектной деятельности, самостоятельно выбирает тему исследования, знает пути дальнейшего развития темы, свободно осуществляет поиск необходимой информации нескольких источниках, умеет собирать и составлять нужную информацию о поставленной проблеме, знает правила оформления списка использованной литературы, самостоятельно разрабатывает презентацию проекта. На занятиях активен, проявляет инициативу.
Допустимый уровень – учащийся полностью усвоил теоретический материал, совместно с педагогом (товарищами по группе) выбирает тему и планирует деятельность, пользуется различными источниками информации, собирает нужную информацию о поставленной проблеме. На занятиях активен.
Недостаточный уровень – учащийся не усвоил значительную часть теоретического материала. Слабо владеет организацией деятельности, совместно с педагогом и товарищами выстраивает цепочку своих практических действий, слабо разбирается в предлагаемом задании. На занятиях пассивен.
Критерии оценки проектов при проведении итоговой аттестации
Критерии | Баллы | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
Качество выполненного проекта | Презентация выполнена качественно, отражены все пункты проделанной работы. | Презентация проекта выполнена с незначительными недочетами. | Презентация выполнена со значительными недочетами, не соответствует плану. |
Оригинальность проекта (идея) | Презентация данного проекта выполнена на основе конкретных данных, найденных самостоятельно, с использованием оригинальных доказательств. | Презентация проекта изготовлена на основе, уже существующих источников. | Презентация проекта скопирована с интернет ресурсов, не соответствует плану заданной темы |
Самостоятельность выполнения проекта | Учащийся проект выполняет самостоятельно. Педагог выступает как собеседник. 60-100% от всего количества шагов - это высокая самостоятельность. | Учащийся в больших стадиях действовал самостоятельно. Педагог часто советовал, корректировал деятельность учащегося. >30%- высокая самостоятельность; >50%- средняя самостоятельность от всего количества шагов. | Учащийся в меньшей части действовал самостоятельно. Педагог чётко корректировал ученика. >30%- средняя активность от всего количества шагов. |
Творческий подход к выполнению проекта | При изготовлении проекта, учащийся рассматривал разные варианты. Принимал нестандартные решения, вносил элементы новизны (для себя). Анализировал свой проект по многим параметрам. Использовал дополнительную литературу. | Учащийся мог представить несколько вариантов. Пытался внести элемент новизны (для себя). Использовал дополнительную литературу. | Учащийся представил две идеи, варианты, анализировал их. Принимал в основном правильные решения, связанные часто с выходом за пределы своих знаний. |
Общая характеристика курса
Период детства и юности - это время становления личности, а неповторимая, яркая личность может проявиться только в процессе самоутверждения в коллективе сверстников, единомышленников.
Учащиеся 5-9-х классов должны понимать, что для успешного становления выпускника общеобразовательной организации в жизни, в профессиональной сфере ему необходимо не только обладать определенными знаниями, умением применить эти знания на практике, но и осознавать потенциал своей социальной активности, его востребованность и значимость, уметь конструктивно выстраивать отношения с окружающими, быть ориентированным на результат.
Учебно-тематический план
№ | Раздел | Количество часов | В том числе | |
Теоретические | Практические | |||
1 | Вводное занятие. | 2 | 1 | 1 |
2 | Раздел «Детское движение на современном этапе» РДШ | 15 | 5 | 10 |
3 | Раздел «Подросток в современном мире» | 15 | 5 | 10 |
4 | Раздел «Азбука общения» | 15 | 5 | 10 |
5 | Раздел «Информационное поле школы» | 21 | 5 | 16 |
ИТОГО | 68 | 21 | 47 |
Описание места курса в плане внеурочной деятельности.
Курс «Инициатива» входит в социально-педагогическое направление дополнительного образования учащихся, направлен на решение вопросов формирования социальной активности школьников, умений и навыков конструктивного общения в период выбора ими жизненного пути. Важнейшим элементом, обуславливающим необходимость разработки и реализации программы, является привлекательность рассматриваемых вопросов в подростково-молодѐжной среде.
Дополнительная общеобразовательная программа «Инициатива» построена с учѐтом возрастных особенностей и интересов учащихся 5-9-х классов и рассчитана на 1 год обучения всего 68 часов в год (по 2 часа в неделю).
Формой годовой промежуточной аттестации является подготовка, проведение и участие в школьных мероприятиях; записи в книжке активиста о проведенных мероприятиях
Содержание
1. Вводное занятие (2)
Теория: Презентация программы.
Практика: Знакомство с программой. Календарь РДШ. Игры на знакомство («Кто я?», «Знакомство, «Снежный ком», «Познай себя и других», «Телепатия», «Делай так», «Представь соседа», «Представляем себя», «Встреча с прессой»). Создание предпосылок для более свободного выражения своих чувств (упражнения «Глаза в глаза», «Учимся расслабляться»). Игровой тренинг «Как я себя чувствую». Ролевой розыгрыш житейских ситуаций. Развитие солидарности и понимания, создание атмосферы доверия среди участников. Игры на сплочение группы («Рекламный ролик», «Цветной калейдоскоп»); дискуссия «Жизненная позиция»), выявление индивидуальных особенностей членов группы (анкета начальный этап).
2. Детское движение на современном этапе. (15)
Теория: Понятие и социальное значение общественной организации и детских общественных движений, их значение и структура. Краткая история детских общественных организаций в нашей стране. Пионерия: вчера, сегодня, завтра.
Практика: Экскурс в жизнь РИТМа, РДШ, СПО, ФДО союз детских общественных объединений. Ознакомление детей с историей развития детского движения во всем мире. Обучающие игровые занятия, дискуссии направленные на формирование у учащихся представления о сущности детского движения. Детская организация как особый тип общественного объединения, ее отличительные признаки. Принципы устройства и функционирования детских общественных объединений.
3. Подросток в современном мире. (15)
Теория: Лидер 21 века – кто он? Какой он? Устав школы.
Практика: Азы правовой культуры. Конвенция о правах ребёнка. Встреча с представителями прокуратуры. Знакомство со статьями Конвенции о правах ребёнка. Выпуск правового бюллетеня. Знакомство учащихся с образцами социального поведения современных подростков (Беседа «Что такое ответственность»). Формирование представление о гражданских правах и обязанностях учащихся. Деловые, ролевые игры («Теневой вождь», «Кто из вас лидер», «Телемост», «Фабрика смеха», «Турнир комментаторов», «Школа менеджера», «Хозяюшка») и семинары, направленные на обучение организаторским навыкам, выработке стратегии действий, умению работать
4. Азбука общения. (15)
Теория: Эмоциональный лидер, лидер-критик, лидер-интеллектуал, лидер-организатор, лидер-исполнитель. Одним из важных навыков лидера является умение общаться. Гениями общения являются люди, обладающие душевным спокойствием, чувством юмора, неподдельным интересом к людям, артистизмом, положительной энергетикой и умением при этом провести агрессивную атаку, сказать «нет», никого при этом не обидев.
Практика: Общение как одна из основных человеческих ценностей. Общение как условие развития отношений. Общение как процесс передачи информации, эмоционального заражения. Позиции и роли в общении, их изменение и закрепление. Пути совершенствования общения: информативный путь, путь организации жизнедеятельности, путь тренинга. Тренинги общения. Организация общения с людьми разных возрастных групп. Знакомство с основами психогигиены. Занятия проводятся в форме тренингов («Антивремя», «Домино», «Я и моя роль в классе»), игр на внимание («Найти отличия», «Расставь правильно») и упражнений («Необитаемый остров», «Воздушный шар»), обмена мнениями («Сидячий круг», «Нас нить связала»), тестов («Лидер»).
5. Информационное поле школы. (21)
Теория: Каждый человек должен знать свою историю. Информационно-оформительская работа. Информационно-медийное направление РДШ.
Практика: История периодической печати. Современная детская печать РБ. Роль печати в жизни детского коллектива. Жанры газетных и литературных материалов: заметка, зарисовка, интервью. Выпуск стенгазеты и написание летописи пионерской дружины. Обработка, систематизация и оформление школьной газеты и группы в ВК. Наполнение школьного сайта. Что такое общественно значимые акции. Виды общественно значимых акций: трудовые, спортивные, общественно-политические, познавательные. Методика организации и проведения общественно значимых акций: изучение ситуации, предварительная работа, планирование, подготовка акций, проведение, подведение итогов (Анкета итоговый этап). Итоговое занятие.