Подготовка к работе комбинированного агрегата

Чтобы ускорить подготовку почвы, улучшить качество вспашки в зависимости от принятой технологии следует применять комбинированный агрегат, присоединяя к плугу зубовые бороны или кольчато-шпоровый каток, или одно из следующих приспособлений: ПКА-2 (к четырех-пятикорпусному плугу); ПВР-2,3 (к пяти-шестикорпусному плугу; при необходимости можно использовать и четырехкорпусным); ПВР-3,5 (к семи — девятикорпусному плугу). Готовить к работе комбинированный агрегат (в зависимости от его состава) в укачанной последовательности.

Агрегат с боронами. Закрепить болтами и гайками на раме плуга брус прицепки и растяжку.

Подготовить звенья зубовых борон: все зубья должны быть одинаковой длины и установить их следует скосом в одну сторону; просвет между концами зубьев и поверхностью площадки, на которой установлено проверяемое звено, не должен превышать 10 мм; проверить надежность крепления каждого зуба, бракованные зубья или имеющие повышенный износ по длине заменить.

Присоединить звенья к плугу: закрепить тягу на прицепке плуга и присоединить к ней вагу с боронами, число которых должно быть таким, чтобы их захват по ширине был больше захвата плуга примерно на0,2 м. Длина тяги должна обеспечивать одинаковую глубину хода передних и задних зубьев.

Агрегат с кольчато-шпоровым катком. Одну секцию кольчато-шпорового катка ЗККШ-6А присоединить к прицепке для катка (если плуг укомплектован такой прицепкой) или за задним корпусом к балке жесткости с помощью гибкой тяги в виде цепей с диаметром звена 10...12 мм или троса диаметром 12... 15 мм. Тяга должна иметь такую длину, чтобы при повороте она не попадала под плуг и обеспечивалось прямолинейное движение катка.

Агрегат с приспособлением ПВР-2,3 (рис. 9, а) или ПВР-3,5 (рис. 9, б). Приспособление присоединить к плугу / при помощи гибкой связи, длина отрезков цепи которой должна соответствовать указанной на схемах рисунка. При этом передний конец цепи 2 присоединить в центре плуга. Правая ветвь 5 должна быть длиннее левой 6, чтобы приспособление двигалось на расстоянии 900 мм от стенки борозды. Для работы на глыбистых почвах установить балластный ящик.

Подготовка участка.

Осмотреть участок. Имеющиеся препятствия должны быть удалены, неустранимые обозначить вешками.

Определить направление движения: если длина участка менее 300 м, пахать его вдоль длинной стороны, при большей длине—направление вспашки чередовать.

Выбрать способ движения агрегата. Наиболее рас пространен способ движения с чередованием вспашки загонов всвал и вразвал. При небольшой длине участка целесообразно применять беспетлевой комбинированный (максимально допустимая длина участка для его применения указана в учебнике [15]). При вспашке поперек склонов основным должен быть способ движения всвал.

Рис. 9. Схема присоединения приспособления ПВР-2,3 к пяти-, шестикорпусному плугу (а) и приспособления ПВР-3,5 к плугу ПТК-9.35 (б): 1 - плуг; 2 – цепь; l = 3.6 (для ПТК-9-35 l = 4…4,5м); 3 – цепь; l = 1,26м; 4 – цепь l = 1,4м; 5 – цепь l = 2,5м; 6 – цепь l = 2,15м;             7 – приспособление.

 

Определить ширину загонов и поворотных полос. Предварительно ширину загонов (Сопт) для способа движения с чередованием вспашки загонов и для способа всвал рассчитать по формуле, а для беспетлевого комбинированного по формуле (R - радиус поворота агрегата, м; L – длина участка, м; Bр – рабочий захват плуга, м).

Окончательно ширину загонов и поворотных полос (ширину последних предварительно определить по таблице 4) принять кратной рабочему захвату агрегата. При этом следует иметь в виду, что первый загон для беспетлевого комбинированного способа должен быть на уже остальных.

Таблица 4

Способ агрегатирования плуга Число корпусов плуга Ширина поворотной полосы*, м
Навесной То же > Полунавесной То же 3 4 5 5…6 8…9 8…10 10…12 12…15 15…20 25…30

* Для беспетлевого способа ширину поворотных полос принять на 20…25% меньше приведенных значений.

 

Обозначить границы загонов, установив колышки высотой 0,4... 0,5 м.

Провесить линию первого прохода агрегата. Если вспашка будет проводиться петлевым способом с чередованием загонов, то на средней линии нечетных загонов, предназначенных для вспашки всвал, установить хорошо видимые вешки высотой 2,0... 2,5 м. Их количество зависит от длины участка.

 

Рис.10. Схема разметки участка проходами агрегата для вспашки с чередованием загонов всвал и вразвал: Е – ширина поворотной полосы; С – ширина загонов.

 

При вспашке с применением беспетлевого комбинированного способа линию первого прохода обозначить установкой вешек от края загона на расстоянии, равном 3U принятой ширины загонов, все остальные — через расстояние, равное ширине вагонов.

Отметить поворотные полосы, если холостые повороты за пределами участка невозможны. Внутренние границы поворотных полос от поперечной стороны участка обозначить вешками, установив их через каждые 100... 150 м.

Проложить контрольные борозды на границе поворотных полос и сформировать свальные гребни, руководствуясь при подготовке к вспашке с чередованием загонов всвал и вразвал схемой, приведенной на рисунке 10, а при подготовке к вспашке беспетлевым комбинированным способом — схемой на рисунке 11.

До начала работы, после переезда на участок, у плуга ПЛ-5-35 и ПТК-9-35 снять упоры со штоков гидроцилиндров.

Для прокладки контрольных борозд отрегулировать плуг, чтобы его корпуса пахали на глубину 0,10...0,12 м.

Для формирования свальных гребней передний корпус отрегулировать примерно на половину заданной глубины, а последний — на полную следующим образом: у навесного агрегата и агрегата с плугом ПЛП-6-35 изменением длины правого раскоса и центральной тяги навески трактора (если к плугу ПЛП-6-35 центральная тяга не присоединена, то регулировкой правого раскоса и опорного колеса);

в плуге ПЛ-5-35 регулировочную гайку на штоке цилиндра переднего бороздного механизма завернуть полностью, а заднее опорное колесо установить так, чтобы последний корпус пахал на требуемую глубину;

Рис. 11. Схема разметки участка проходами агрегата для вспашки беспетлевым комбинированным способом.

 

у плуга ПТК-9-35 положения переднего корпуса добиться регулировкой механизма этого колеса, а заднего—упорным болтом 1 (см. рис. 7) левого пневматического колеса.

При прокладке контрольных борозд агрегат вести вдоль поперечной границы участка так, чтобы пласт отваливался в сторону поворотной полосы, а борозда от последнего корпуса была на линии вешек, установленных на границе полосы.

При выполнении первого прохода, формирующего свальный гребень, агрегат вести так, чтобы все видимые вешки были на одной линии. После разворота, не изменяя регулировки плуга, выполнить второй проход. При этом трактор вести так, чтобы пласт от первого корпуса ложился на пласт от второго корпуса первого прохода. Аналогично выполнить все проходы, где будут свальные гребни.

Включение агрегата в работу при прокладке контрольных борозд, формировании свальных гребней (и в дальнейшем при вспашке загонов) осуществлять переводом рукоятки распределителя в положение «Плавающее»; при работе с плугом ПЛ-5-35 — в положение «Опускание»; при работе с плугом ПТК.-9-35 устанавливать в положение «Опускание» одновременно две рукоятки, управляющие опусканием навески трактора и гидроцилиндрами плуга. После опускания плуга рукоятка (каждая из двух при работе с ПТК-9-35) должна вернуться в положение «Нейтральное». Выглублять рабочие органы переводом рукоятки (рукояток при работе с ПТК-9-35) в положение «Подъем».

Вспашка загонов.

Выровнять раму плуга (если его использовали для подготовки загонов) в поперечной и продольной плоскостях и установить корпуса плуга на заданную глубину по меткам, сделанным при предварительной настройке агрегата на регулировочной площадке.

Выбрать скоростной режим на основании расчета по методике, изложенной в учебнике [15], и выполнить вспашку загонов в последовательности, соответствующей принятому способу движения.

Рис. 12. Схема движения пахотного агрегата при беспетлевом комбинированном способе движения: I, II, III – порядковые номер загонов.

 

Беспетлевой комбинированный способ (рис. 12). Первый загон вспахать на заданную глубину вразвал с левыми поворотами до тех пор, пока ширина невспаханной полосы останется равной 1/4 ширины загона, потом вспахать с правыми поворотами оставшуюся полосу первого загона и часть второго, примыкающую к первому. В таком порядке вспахать остальные загоны.

Способ с чередованием вспашки загонов всвал и вразвал (рис. 13). Вспахать первый, а за ним третий загон всвал, потом второй —. вразвал, пятый — всвал, четвертый — вразвал. В таком порядке, то есть нечетные — всвал, четные—вразвал, вспахать все имеющиеся загоны. На участке при этом может работать одновременно столько агрегатов, сколько нечетных загонов.

При вспашке загонов, независимо от принятого способа движения, руководствоваться следующими указаниями.

При работе с обычными корпусами скорость движения должна находиться в пределах 1,4... 2,2 м/с (5... 8 км/ч), со скоростными — 2,2... 3,3 м/с (8... 12 км/ч).

Переводить плуг в рабочее положение, не доезжая примерно 0,5 м (1...2 м при работе на повышенных скоростях) до контрольной борозды, проложенной поперек загонов. Выглублять рабочие органы после пересечения последним корпусом (задним опорным колесом, если плуг полунавесной) внутренней границы противоположной поворотной полосы.

Совершать разворот на рабочей передаче, снизив скорость всережимным регулятором (в случае необходимости включать более низкую передачу).

Тракторы МТЗ-100, МТЗ-102, МТЗ-80, МТЗ-82, Т-150К (последний только при вспашке мягких, сыпучих и с высокой влажностью почв) вести правыми колесами по борозде. Тракторы других марок и трактор Т-150К, кроме указанного случая, вести правой гусеницей (правыми колесами) на расстоянии от стенки борозды, указанном в таблице 5.

Бороздное колесо полунавесного плуга идет по дну борозды на расстоянии 0,05,.. 0,06 м от ее стенки.

 

Таблица 5

Трактор Плуг Расстояние от стенки борозды, м
Т-701, К-700А Т-150К Т-150 ДТ-175С Т-4А ДТ-75В, ДТ-75МВ ПТК-9-35 ПЛН-6-35 ПЛ-5-35 ПЛН-5-35 ПН-4-40 ПЛ-5-35 ПЛН-5-35 ПЛ-5-35 ПЛ-5-35 ПЛН-4-35 0,30 0,32 0,30 0,27 0,26 0,25 0,23 0,30 0,27 0,06…0,10

 

При правильно подобранной передаче (режиме) степень загрузки двигателя должна быть в пределах 0,85... 0,90. Если трактор снабжен тахометром, то его стрелка должна колебаться около точки (черты), соответствующей номинальной частоте коленчатого вала двигателя. Если стрелка большую часть времени колеблется, не доходя до этой точки (черты), то двигатель перегружен и надо перейти на низшую смежную передачу. Если стрелка колеблется за точкой (чертой), то следует перейти на более высокую смежную передачу. При неровном рельефе целесообразно маневрировать передачами внутри диапазона без остановки трактора.

Если наблюдается повышенное буксование ведущих колес трактора типа «Беларусь», необходимо использовать гидроувеличитель сцепного веса (ГСВ).

Вспахать поворотные полосы (по окончании работы на всех загонах) в такой последовательности: осуществив предпоследний проход в последнем загоне, если работал одиночный агрегат, вспахать вразвал одну из них, а затем, сделав последний проход в загоне, — вторую поворотную полосу также вразвал; при групповой работе агрегатов обе поворотные полосы вспахать вразвал двумя агрегатами одновременно.

Заделать развальные борозды на основных загонах и поворотных полосах. Для этого плуг перекосить так, чтобы передний корпус шел на полную глубину, а последний скользил по поверхности пашни. Трактор вести правой гусеницей у кромки борозды на максимально возможной скорости, чтобы первый корпус засыпал развальную борозду.

Контроль и оценка качества работы. Глубину вспашки контролировать в процессе работы за задним корпусом плуга при первых же проходах агрегата. Для этого бороздомером (рис. 14), имеющим штангу-основание 1 и подвижную штангу 2, или линейкой измерить высоту стенки борозды в нескольких местах с погрешностью не более 5 мм. При замере глубины вспашки а край борозды выровнять, а ее дно очистить от осыпавшейся почвы.

Если глубину вспашки определяют на вспаханном поле, то промеры делать с помощью линейки и планки от поверхности до твердой подошвы. Полученные данные следует скорректировать с учетом вспушенности почвы (в среднем она достигает 20%).

Для этого по лученные средние результаты замеров глубины надо разделить на 1,2, чтобы получить фактическую глубину вспашки.

 

 

Таблица 6

Показатель Значение показателя Оценка, баллы Методы и средства контроля
Отклонение глубины вспашки от заданной, м   ±0,02 Более ±0,02 3 2 1   Измерить глубину вспашки (с поправкой на вспушенность) бороздомером или линейкой по диагонали участка в десяти местах
Выравненность вспашки (длинна профиля превышает длину проекции), м   Не более ±0,05 Не более ±0,07 Более ±0,07 3 2 1   Замерить длину профиля поперек направления вспашки десятиметровым шнуром, соединенным с двухметровой лентой  
Гребнистость (высота гребней)   Не более ±0,07 Более ±0,07 2 1   Замерить линейкой гребни и борозды, в том числе свальные гребни и развальные борозды в 10…12 местах по диагонали участка

 

При окончательной оценке качества вспашки проверить основные показатели, указанные в таблице 6, а также дополнительные: степень заделки растительных остатков и сорняков должна быть не менее 95%, оборот пластов должен быть полный; поворотные полосы должны быть вспаханы; повреждение дорог и посадок, прилегающих к участку, не допускается.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: