Нормативно-правовой аспект инновационной деятельности и Республике Беларусь

Для регулирования инновационной деятельности в Республике Беларусь используется нормативно-правовой аспект. Представлен он Законом Республики Беларусь от 10 июля 2012 года «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь». Настоящий Закон направлен на определение правовых и организационных основ государственной инновационной политики и инновационной деятельности в Республике Беларусь.

Государственная инновационная политика - составная часть государственной социально-экономической политики, представляющая собой комплекс осуществляемых государством организационных, экономических и правовых мер, направленных на регулирование инновационной деятельности [1].

Действие настоящего Закона распространяется на отношения, связанные с осуществлением инновационной деятельности, за исключением отношений в области оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.

Законодательство о государственной инновационной политике и инновационной деятельности основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Целью государственной инновационной политики в Республике Беларусь является создание благоприятных социально-экономических, организационных и правовых условий для инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Задачи государственной инновационной политики:

·   обеспечение экономического и социального развития Республики Беларусь за счет эффективного использования интеллектуальных ресурсов общества;

·   обеспечение правового регулирования, стимулирующего инновационное развитие национальной экономики;

·   формирование и комплексное развитие национальной инновационной системы, обеспечение ее интеграции в мировую инновационную систему с учетом национальных интересов;

·   создание благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности, в том числе для вложения инвестиций в данную сферу;

·   стимулирование авторов (соавторов) инновации;

·   стимулирование создания и развития юридических лиц, осуществляющих инновационную деятельность, а также стимулирование деятельности индивидуальных предпринимателей в инновационной сфере;

·   содействие созданию и развитию рынка инноваций;

·   создание благоприятных условий для доступа субъектов инновационной деятельности к материальным, финансовым и интеллектуальным ресурсам, необходимым для осуществления инновационной деятельности;

·   содействие созданию и развитию инновационной инфраструктуры;

·   развитие государственно-частного партнерства в сфере инновационной деятельности;

·   прогнозирование технологического развития;

·   организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере инновационной деятельности;

·   развитие международного сотрудничества в сфере инновационной деятельности;

·   обеспечение государственных интересов в сфере инновационной деятельности.

Основные принципы:

ü свободы научного и технического творчества;

ü защиты интеллектуальной собственности;

ü направленности инновационной деятельности на достижение приоритетов социально-экономического развития Республики Беларусь;

ü обеспечения эффективного взаимодействия компонентов национальной инновационной системы;

ü оптимального сочетания форм и методов государственного регулирования с использованием рыночных механизмов развития инновационной деятельности;

ü стимулирования инновационной деятельности;

ü экономической эффективности и результативности государственной поддержки субъектов инновационной деятельности, субъектов инновационной инфраструктуры;

ü выделения бюджетных средств на конкурсной основе для реализации инновационных проектов.

Компонентами национальной инновационной системы являются:

§ республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, органы местного управления и самоуправления областного территориального уровня регулирующие в пределах своей компетенции отношения в сфере инновационной деятельности;

§ субъекты инновационной деятельности;

§ субъекты инновационной инфраструктуры;

§ учреждения образования, обеспечивающие подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров в сфере инновационной деятельности;

§ иные юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие и (или) обеспечивающие инновационную деятельность.

Государственное регулирование инновационной деятельности в Республике Беларусь осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, Национальной академией наук Беларуси, органами местного управления и самоуправления областного территориального уровня в пределах их компетенции в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.

Государственное регулирование инновационной деятельности осуществляется в форме:

принятия (издания) нормативных правовых актов в сфере инновационной деятельности;

подготовки и реализации программ инновационного развития;

организации прогнозирования технологического развития;

осуществления технического нормирования и стандартизации;

в иных формах, предусмотренных законодательством. Президент Республики Беларусь в сфере государственного регулирования инновационной деятельности:

определяет основные направления государственной инновационной политики;

утверждает государственную программу инновационного развития Республики Беларусь;

определяет уполномоченный республиканский орган государственного управления в сфере государственного регулирования инновационной деятельности;

осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами. Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь формируется сроком на пять лет и после утверждения Президентом Республики Беларусь является основным документом, обеспечивающим реализацию основных направлений государственной инновационной политики.

Формирование, финансирование государственной программы инновационного развития Республики Беларусь и контроль за ее выполнением осуществляются в соответствии с законодательством. Инновационная политика по видам экономической деятельности формируется республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, на срок до пяти лет и может формироваться в виде программ инновационного развития, которые утверждаются этими органами и организациями. По решению Совета Министров Республики Беларусь инновационная политика по видам экономической деятельности может формироваться в виде мероприятий, направленных на решение задач государственной инновационной политики.

Инновационная деятельность может включать в себя:

выполнение научно-исследовательских работ, необходимых для преобразования новшества в инновацию;

разработку новой или усовершенствованной продукции, новой или усовершенствованной технологии, создание новых услуг, новых организационно-технических решений;

выполнение работ по подготовке и освоению производства новой или усовершенствованной продукции, освоению новой или усовершенствованной технологии, подготовке применения новых организационнотехнических решений;

производство новой или усовершенствованной продукции, производство продукции на основе новой или усовершенствованной технологии;

введение в гражданский оборот или использование для собственных нужд новой или усовершенствованной продукции, новой или усовершенствованной технологии, новых услуг, новых организационно-технических решений;

иную деятельность, направленную на преобразование новшества в инновацию.

Стимулирование инновационной деятельности может осуществляться в форме:

финансирования инновационных проектов за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов;

резервирования для субъектов малого и среднего предпринимательства, являющихся исполнителями (соисполнителями) инновационных проектов, финансируемых за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, доли финансирования в общем объеме финансирования этих проектов;

финансирования расходов на организацию деятельности и развитие материально-технической базы субъектов инновационной инфраструктуры, включая капитальные расходы;

предоставления права пользования государственным имуществом, права использования объектов интеллектуальной собственности для осуществления инновационной деятельности;

передачи субъектам инновационной деятельности имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученные за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов и необходимые для осуществления инновационной деятельности;

осуществления государственных закупок товаров (работ, услуг) в сфере инновационной деятельности;

предоставления налоговых льгот субъектам инновационной деятельности, производящим и реализующим инновационные товары, и субъектам инновационной инфраструктуры;

установления и выплаты вознаграждения автору (соавторам) инновации;

таможенного регулирования экспорта продукции и технологий, созданных на основе новшеств, а также импорта сырья, оборудования, комплектующих, необходимых для их производства (создания);

возмещения расходов субъектам инновационной деятельности по патентованию объектов интеллектуальной собственности за рубежом;

содействия в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров в сфере инновационной деятельности;

финансирования участия субъектов инновационной деятельности и субъектов инновационной инфраструктуры в международных выставках, ярмарках, конференциях, семинарах и иных подобных мероприятиях;

в иных формах, предусмотренных законодательством [13].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: