Для регулирования инновационной деятельности в Республике Беларусь используется нормативно-правовой аспект. Представлен он Законом Республики Беларусь от 10 июля 2012 года «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь». Настоящий Закон направлен на определение правовых и организационных основ государственной инновационной политики и инновационной деятельности в Республике Беларусь.
Государственная инновационная политика - составная часть государственной социально-экономической политики, представляющая собой комплекс осуществляемых государством организационных, экономических и правовых мер, направленных на регулирование инновационной деятельности [1].
Действие настоящего Закона распространяется на отношения, связанные с осуществлением инновационной деятельности, за исключением отношений в области оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.
|
|
Законодательство о государственной инновационной политике и инновационной деятельности основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Целью государственной инновационной политики в Республике Беларусь является создание благоприятных социально-экономических, организационных и правовых условий для инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.
Задачи государственной инновационной политики:
· обеспечение экономического и социального развития Республики Беларусь за счет эффективного использования интеллектуальных ресурсов общества;
· обеспечение правового регулирования, стимулирующего инновационное развитие национальной экономики;
· формирование и комплексное развитие национальной инновационной системы, обеспечение ее интеграции в мировую инновационную систему с учетом национальных интересов;
· создание благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности, в том числе для вложения инвестиций в данную сферу;
· стимулирование авторов (соавторов) инновации;
· стимулирование создания и развития юридических лиц, осуществляющих инновационную деятельность, а также стимулирование деятельности индивидуальных предпринимателей в инновационной сфере;
· содействие созданию и развитию рынка инноваций;
· создание благоприятных условий для доступа субъектов инновационной деятельности к материальным, финансовым и интеллектуальным ресурсам, необходимым для осуществления инновационной деятельности;
|
|
· содействие созданию и развитию инновационной инфраструктуры;
· развитие государственно-частного партнерства в сфере инновационной деятельности;
· прогнозирование технологического развития;
· организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере инновационной деятельности;
· развитие международного сотрудничества в сфере инновационной деятельности;
· обеспечение государственных интересов в сфере инновационной деятельности.
Основные принципы:
ü свободы научного и технического творчества;
ü защиты интеллектуальной собственности;
ü направленности инновационной деятельности на достижение приоритетов социально-экономического развития Республики Беларусь;
ü обеспечения эффективного взаимодействия компонентов национальной инновационной системы;
ü оптимального сочетания форм и методов государственного регулирования с использованием рыночных механизмов развития инновационной деятельности;
ü стимулирования инновационной деятельности;
ü экономической эффективности и результативности государственной поддержки субъектов инновационной деятельности, субъектов инновационной инфраструктуры;
ü выделения бюджетных средств на конкурсной основе для реализации инновационных проектов.
Компонентами национальной инновационной системы являются:
§ республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, органы местного управления и самоуправления областного территориального уровня регулирующие в пределах своей компетенции отношения в сфере инновационной деятельности;
§ субъекты инновационной деятельности;
§ субъекты инновационной инфраструктуры;
§ учреждения образования, обеспечивающие подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров в сфере инновационной деятельности;
§ иные юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие и (или) обеспечивающие инновационную деятельность.
Государственное регулирование инновационной деятельности в Республике Беларусь осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, Национальной академией наук Беларуси, органами местного управления и самоуправления областного территориального уровня в пределах их компетенции в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.
Государственное регулирование инновационной деятельности осуществляется в форме:
принятия (издания) нормативных правовых актов в сфере инновационной деятельности;
подготовки и реализации программ инновационного развития;
организации прогнозирования технологического развития;
осуществления технического нормирования и стандартизации;
в иных формах, предусмотренных законодательством. Президент Республики Беларусь в сфере государственного регулирования инновационной деятельности:
определяет основные направления государственной инновационной политики;
утверждает государственную программу инновационного развития Республики Беларусь;
определяет уполномоченный республиканский орган государственного управления в сфере государственного регулирования инновационной деятельности;
осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами. Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь формируется сроком на пять лет и после утверждения Президентом Республики Беларусь является основным документом, обеспечивающим реализацию основных направлений государственной инновационной политики.
|
|
Формирование, финансирование государственной программы инновационного развития Республики Беларусь и контроль за ее выполнением осуществляются в соответствии с законодательством. Инновационная политика по видам экономической деятельности формируется республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, на срок до пяти лет и может формироваться в виде программ инновационного развития, которые утверждаются этими органами и организациями. По решению Совета Министров Республики Беларусь инновационная политика по видам экономической деятельности может формироваться в виде мероприятий, направленных на решение задач государственной инновационной политики.
Инновационная деятельность может включать в себя:
выполнение научно-исследовательских работ, необходимых для преобразования новшества в инновацию;
разработку новой или усовершенствованной продукции, новой или усовершенствованной технологии, создание новых услуг, новых организационно-технических решений;
выполнение работ по подготовке и освоению производства новой или усовершенствованной продукции, освоению новой или усовершенствованной технологии, подготовке применения новых организационнотехнических решений;
производство новой или усовершенствованной продукции, производство продукции на основе новой или усовершенствованной технологии;
введение в гражданский оборот или использование для собственных нужд новой или усовершенствованной продукции, новой или усовершенствованной технологии, новых услуг, новых организационно-технических решений;
иную деятельность, направленную на преобразование новшества в инновацию.
Стимулирование инновационной деятельности может осуществляться в форме:
|
|
финансирования инновационных проектов за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов;
резервирования для субъектов малого и среднего предпринимательства, являющихся исполнителями (соисполнителями) инновационных проектов, финансируемых за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, доли финансирования в общем объеме финансирования этих проектов;
финансирования расходов на организацию деятельности и развитие материально-технической базы субъектов инновационной инфраструктуры, включая капитальные расходы;
предоставления права пользования государственным имуществом, права использования объектов интеллектуальной собственности для осуществления инновационной деятельности;
передачи субъектам инновационной деятельности имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученные за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов и необходимые для осуществления инновационной деятельности;
осуществления государственных закупок товаров (работ, услуг) в сфере инновационной деятельности;
предоставления налоговых льгот субъектам инновационной деятельности, производящим и реализующим инновационные товары, и субъектам инновационной инфраструктуры;
установления и выплаты вознаграждения автору (соавторам) инновации;
таможенного регулирования экспорта продукции и технологий, созданных на основе новшеств, а также импорта сырья, оборудования, комплектующих, необходимых для их производства (создания);
возмещения расходов субъектам инновационной деятельности по патентованию объектов интеллектуальной собственности за рубежом;
содействия в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров в сфере инновационной деятельности;
финансирования участия субъектов инновационной деятельности и субъектов инновационной инфраструктуры в международных выставках, ярмарках, конференциях, семинарах и иных подобных мероприятиях;
в иных формах, предусмотренных законодательством [13].