Пути решения проблем и перспективы развития инновационной деятельности в Республике Беларусь

Проблемы инновационного развития

 

Инновационный характер развития мировой экономики становится сегодня доминирующей тенденцией. Для того чтобы успешно развиваться, белорусским предприятиям необходимо создавать продукцию, конкурентоспособную на мировых рынках. Инновационную направленность экономики необходимо кропотливо и тщательно создавать, для ее развития требуется ряд условий.

Выделяются сущностные аспекты инновационной деятельности:

- необходимость масштабного финансирования;

чрезвычайно высокие риски;

наличие институциональной инфраструктуры [4, c. 123-124].

Современные инновационные разработки требуют значительных финансовых вложений. Инвестиции в инновации, кроме того, отличаются рисками, значительно превышающими средние - вероятность потерять финансовые вложения в случае, если они окажутся не в русле тенденций развития научно-технического прогресса, здесь очень высока. Поэтому инновационная деятельность во всем мире характеризуется определенным институциональным сопровождением. Ресурсы аккумулируются при посредничестве фондовых рынков и сосредотачиваются в специализированных финансовых учреждениях - венчурных фондах, инвестиционных банках и т.п. Риски хеджируются специализированными финансовыми учреждениями.

Для стран с рыночной экономикой развитие инноваций - это во многом естественный процесс развития частного бизнеса: инновации позволяют осуществить прорыв в уровне качества и конкурентоспособности продукции (услуг), завоевать на какой-то период времени (до нового технологического прорыва) определенный сегмент рынка. Поэтому в экономически развитых странах более 60% совокупных затрат на исследования и разработки финансируется частным бизнесом.

Из 6 тысяч определяющих технологий, используемых в настоящее время в экономике Беларуси, 79% относятся к традиционным, 15,8% - к новым и только 5,2% - к высоким. Согласно статистическим данным, в настоящее время в промышленности Республики Беларусь инновационно активные предприятия составляют менее 12%. В странах ЕС среди инновационных предприятий также выделяют: стратегических инноваторов - на их долю приходится 20% всех инновационно активных предприятий; неустойчивых инноваторов - примерно 30% предприятий; модификаторов технологий - 25%; предприятия, использующие чужие технологии, - около 20% [2].

Низкий уровень наукоемкости в республике можно объяснить тем, что основным субъектом финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) является государство, на его долю приходится примерно 53% средств от общего объема. В развитых странах наблюдается обратная тенденция. Так, в Германии всего лишь 33% средств финансируется правительственными структурами, а 67% приходится на частный сектор, представленный крупными транснациональными компаниями (ТНК). Компаниями-чемпионами по расходам на исследования и разработки являются Daimler Chrysler, Siemens, Volkswagen и др. ТНК заинтересованы в дальнейшей коммерциализации результатов проведенных исследований, так как за счет этого они повышают свой уровень конкурентоспособности.

Основные проблемы, препятствующие развитию инновационной экономики в стране.

. Малая заинтересованность частных инвесторов в финансировании НИ ОКР, а в частности, в республике отсутствуют механизмы венчурного финансирования. В странах ЕС, например, в Германии для этих целей действуют гарантийные программы развития венчурной деятельности. Также развитые страны осуществляют практику не прямого, а косвенного государственного воздействия на деятельность инновационно активных субъектов хозяйствования.

. Немногочисленность инновационных субъектов хозяйствования. В первую очередь это связано с проблемами практической реализации разработок, созданных в рамках академической и вузовской науки. В Республике Беларусь, согласно Указу Президента Республики Беларусь №123, пока только Белорусский государственный университет имеет право учреждать унитарные предприятия с целью коммерциализации научных идей и выпуска высокотехнологичной продукции за счет привлечения внебюджетных средств.

. Малочисленность субъектов инновационной инфраструктуры. Согласно Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг., предусмотрено увеличение количества технопарков с 10 до 20 единиц. Однако на сегодняшний день такой статус получен только тремя организациями: УП «Технопарк БНТУ» «Метолит», КУП «Минский областной инновационный центр», БОКУП «Брестский центр внедрения научно-технических разработок».

Эти проблемы приводят к снижению эффективности использования существующего научного и технологического потенциала страны и противодействуют решению основных социально экономических задач республики [10, c. 12].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: