Особенности инновационного пути развития Беларуси

В последние 15 лет в Беларуси достаточно четко определена стратегия национальной политики в отношении науки и инноваций как важнейших факторов социально-экономического развития. В условиях государственной самостоятельности, при ограниченных сырьевых и топливно-энергетических ресурсах рост эффективности национальной экономики прогнозируется на основе развития обрабатывающих отраслей промышленности и сферы услуг, для поддержания которых в конкурентоспособном состоянии необходим адекватный уровень развития научно-технического потенциала. Задача научно-технического потенциала состоит как в производстве новых знаний, так и в использовании достижений отечественной и мировой науки и технологий. Политика белорусского государства, таким образом, ориентирована на развитие интеллектуальных ресурсов [9].

Имеющиеся в настоящее время в стране научно-технические ресурсы - накопленные знания, научные кадры, материально-техническая база и система финансового обеспечения науки - оцениваются как достаточные стартовые условия для дальнейшего развития, которые существенно зависят от инновационной активности производственной сферы - основного потребителя результатов исследований и разработок. Наука Беларуси остается важным фактором становления экономики страны в условиях переходного периода. С ее непосредственным участием достигается развитие наукоемких отраслей промышленности, наращивание экспортных возможностей отдельных отраслей и производств, рост качества продукции, научное обеспечение сельского хозяйства, здравоохранения, экологии.

В новых экономических условиях научно-техническая сфера не застыла на старых позициях, она существенно изменилась как по ориентации ученых и специалистов на рыночные механизмы, так и по организации самой научно-технической деятельности. Участие исследовательских коллективов и отдельных ученых в различных конкурсах на выполнение научных и научно-технических программ и проектов дало новые возможности для проявления инициативы, качественного обновления тематики, поисков потенциальных пользователей научной продукции в стране и за рубежом, формирования новых программ и проектов, что свидетельствует о новом качестве в организации исследований.

Подтверждением этому стал переход с 2006 г. на выполнение нового типа программ - государственных комплексных целевых научно-технических программ. Каждая из 11 таких программ направлялась на обеспечение полного инновационного цикла, начиная от фундаментальных научных исследований и заканчивая внедрением научной и научно-технической продукции в производство, и реализацию приоритетов социально-экономического развития Республики Беларусь [11].

Республика Беларусь избрала инновационный путь развития, в основе которого - опора на широкое освоение результатов исследований и разработок в производстве. Активизация инновационной деятельности определена одним из приоритетов государства.

Практическим воплощением этих подходов и масштабных целей стало создание в 2005 г. республиканского Парка высоких технологий. В марте 2007 г. Президентом Республики Беларусь была утверждена и реализована Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 годы. В октябре 2009 г. Правительством была утверждена Государственная программа «Инновационные биотехнологии» на 2010-2012 годы и на период до 2015 года. В ее рамках планировалось создать биотехнологический сектор экономики, включающий ряд новых и модернизированных предприятий. Ожидаемый общий объем реализации продукции и услуг в результате выполнения программы в 2015 году составит 500 млрд рублей, импортозамещение - 150 млн долл. США, экспорт - 60 млн долл. США. Постановлением Правительства Республики Беларусь от 2 декабря 2009 г. №1566 утверждена Государственная программа по развитию импортозамещающих производств фармацевтических субстанций, готовых лекарственных и диагностических средств в Республике Беларусь на 2010-2014 годы и на период до 2020 года. Ее реализация обеспечит концентрацию усилий на создании по отечественным технологиям производств дорогостоящих фармсубстанций (около 1000 долл. США за единицу продукции) и уникальных лекарственных препаратов, производство которых в Республике Беларусь, странах СНГ и ближнего зарубежья в настоящее время отсутствует. Кроме того, НАН Беларуси совместно с Министерством энергетики и Министерством по чрезвычайным ситуациям разработана и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 августа 2009 г. №1116 утверждена Государственная программа «Научное сопровождение развития атомной энергетики в Республике Беларусь на 2009-2010 годы и на период до 2020 года» [11].

Целенаправленная государственная политика по поддержке инновационной деятельности обеспечила преобладание в структуре экономики Беларуси высокотехнологичных и экспортоориентированных производств.

Одной из важнейших социально-экономических задач, стоящих перед научно-производственной сферой страны в настоящее время, является обеспечение дальнейшего роста эффективности использования научных разработок с целью расширения объемов создания на их основе продукции и производств, отвечающих мировому уровню.

Дальнейшее устойчивое развитие может быть обеспечено лишь при условии укрепления научно-технического потенциала, объединения усилий науки и производства. В настоящих условиях и в будущем критериями оценки эффективности научно-технической продукции следует считать то, насколько она способна привести к коммерческому результату, создать рынки сбыта, оказать влияние на рост конкурентоспособности соответствующих отраслей экономики. Поэтому развитие научно-технического и образовательного потенциалов рассматривается как главное направление государственной инновационной политики.

Для активизации инновационной деятельности обеспечено развитие новых форм инновационной инфраструктуры, таких как научно-внедренческие и научно-технические центры, технопарки и технополисы, других форм развития научного потенциала крупных предприятий и объединений с целью превращения их в саморазвивающиеся и конкурентоспособные. Большое внимание уделено развитию Парка высоких технологий, основным направлением деятельности которого - разработка технологий, обеспечивающих повышение конкурентоспособности национальной экономики.

Согласно Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. основными принципами инновационной политики Республики Беларусь стали: государственное регулирование инновационных процессов преимущественно экономическими методами, стимулирование деловой активности в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности через совершенствование политики заработной платы, системы налоговых, кредитных и других экономических льгот; ориентация инновационной деятельности на социально-экономические и научно-технические приоритеты в целях насыщения внутреннего рынка отечественными конкурентоспособными товарами и выхода наукоемкой продукции на мировые рынки и др [11].

В прогнозируемом периоде (2011-2015 гг.) важнейшими задачами политики сохранения и развития кадрового потенциала научно-технического комплекса страны будут: повышение уровня оплаты научного труда, экономической и социальной защищенности ученых и престижа научной деятельности; создание условий для привлечения и закрепления талантливой молодежи в сфере науки и технологий.

Программой предусматривается расширение международного научно-технического сотрудничества, и в первую очередь Беларуси и России, в рамках межгосударственных научно-технических программ, а также в рамках двусторонних белорусско-российских научно-технических проектов. Большое внимание будет также уделено созданию рыночных механизмов и инфраструктуры международного сотрудничества, условий для привлечения в науку зарубежных инвестиций с учетом последующего использования результатов, укреплению информационно-коммуникационного потенциала страны как условия повышения эффективности функционирования экономики, государственного управления, обеспечения прав на свободный поиск, передачу, распространение информации о состоянии экономического и социального развития общества.

В качестве одной из приоритетных задач в сфере государственного управления наукой и инновациями в Республике Беларусь рассматривается развитие национальной инновационной системы как механизма взаимодействия между наукой и производством, организуемой и направляемой государством в интересах распространения инноваций как главного фактора обеспечения конкурентоспособности национальной экономики [9].

В 2009 г. в соответствии с планом реализации Государственной программой инновационного развития осуществлялось выполнение 715 проектов, из них с вводом в эксплуатацию 213 объектов. В этот период создано на основе современных технологий 31 новое производство и важнейшее предприятие, 83 новых производства на действующих предприятиях, модернизировано 99 производств. Обеспечено освоение и выпуск новой продукции по 87 заданиям государственных научно-технических программ. В результате в 2009 г. объем производства инновационной продукции составил более 5 трлн рублей, при этом создано и модернизировано 2407 рабочих мест (всего за время реализации ГПИР - около 10000). Результаты выполнения программы подтверждают, что в Республике Беларусь на основе программно-целевых подходов обеспечено наращивание инновационной составляющей национальной экономики.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: