Рекомендуемая литература

 

1. Ахутина Т. В., Обухова Л. Ф., Обухова О. Б. Трудности усвоения начального курса математики детьми младшего школьного возраста и их причины // Психологическая наука и образование. – 2001. – № 1. – С. 65–78.

2. Баряев А. А., Голуб Я. В. Программно‑аппаратный комплекс для психофизиологических исследований ПАКПФ‑02. Методика проведения исследований /Темная сенсорная комната – мир здоровья; под ред. В. Л. Жевнерова, Л. Б. Баряевой, Ю. С. Галлямовой. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011. – С. 357–385.

3. Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю. Математика для дошкольников в играх и упражнениях. – СПб: КАРО, 2007.

4. Богоявленский Д. Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. – М.: Изд‑во АПН РСФСР, 1959.

5. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М.: АСТ. Астрель ЛЮКС, 2005.

6. Гальперин П. Я. Четыре лекции по психологии: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Книжный дом «Университет», 2000.

7. Гермаковска А., Лалаева Р. И. Дискалькулии у детей //Дети с проблемами в развитии. – 2004. – № 2. – С. 7–9.

8. Заваденко Н. Н., Петрухин А. С., Манелис Н. Г. и др. Школьная дезадаптация: психоневрологические и нейропсихологические исследования // Вопросы психологии. 1999. – № 4. – С. 28–32.

9. Забрамная С. Д. От диагностики к развитию. – М.: Новая школа, 1998.

10. Калинченко А. В. Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушением речи. М.: Айрис пресс, 2005.

11. Кондратьева С. Ю. Познаем математику в игре. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011.

12. Корнев А. Н., Старосельская Н. Е. Как научить ребенка говорить, читать, думать. – СПб.: МиМ; Паритет, 1999.

13. Лалаева Р. И., Гермаковска А. Нарушения в овладении математикой (дискалькулии) у младших школьников. – СПб.: СОЮЗ, 2005.

14. Монтессори М. Арифметика в детском саду. Пер. с итал. Ю. Фаусек. – Петроград, 1922.

15. Монтессори‑материал. Пер. с нем. М. Буторина. / Ред. Е. Хилтунен. – М.: Мастер, 1992.

 

 

Тема 5. Предметно‑развивающая среда как средство развития логико‑математических представлений и профилактики дискалькулии у дошкольников и младших школьников

 

План

 

1. Характеристика предметно‑развивающей среды для математического развития дошкольников и младших школьников.

2. Концептуальная модель предметно‑пространственной развивающей среды для математического развития и профилактике дискалькулии.

3. Материалы для развития общей и мелкой моторики.

4. Материалы для развития математических представлений.

5. Материалы для развития связной речи.

6. Материалы для формирования слухо‑зрительного и слухо‑моторного взаимодействия.

7. Современное интерактивное и полифункциональное игровое оборудование и возможности его использования для профилактики дискалькулии.

 

Краткое содержание

 

Предметный мир детства, как писал Запорожец А. В. – это среда развития всех специфических детских видов деятельности. Развивающая среда образовательного учреждения является источником становления субъектного опыта ребенка. Каждый ее компонент способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания, в том числе и познания математики, взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.

Под предметно‑развивающей средой понимается естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами. Для целей коррекционно‑развивающей работы, направленной на профилактику дискалькулии у детей, необходима обогащенная развивающая среда стимулирующая математическую деятельность детей. В такой среде ребенок играет, овладевает навыками учебной деятельности, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению, он занимается не по принуждению взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых и учебных материалов с математическим содержанием.

Концептуальная модель предметно‑пространственной развивающей среды для математического развития и профилактики дискалькулии включает в себя три компонента: предметное содержание, его пространственную организацию и их изменения во времени.

К предметному содержанию относятся:

– игры, предметы и игровые материалы с математическим содержанием, с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или в совместной со взрослым и сверстниками деятельности (например, полифункциональный модульный конструктор, дидактические модули и т. п.);

– учебно‑методические пособия, модели, используемые взрослым в процессе образовательной деятельности с детьми (например, интерактивные доски, обучающие книги и т. п.);

– оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей с математическим содержанием (например, материалы для экспериментирования, измерений и др.).

Специальная организация предметно‑развивающей среды для профилактики дискалькулии у детей предполагает наряду с традиционным оборудованием логопедического кабинета следующие блоки материалов.

Материалы для развития общей и мелкой моторики должны быть представлены в виде природного материала: песок, вода, камни, шишки, ракушки, каштаны, листья и т. п. В состав данного оборудования входят натуральные предметы домашнего обихода: разноцветные пластмассовые, деревянные, металлические кувшины, миски, ложки, кастрюли. Формочки для песка в виде цифр, овощей, фруктов, геометрических фигур, совочки, лейки, ведерки, различного объема емкости. Мячи различного размера, обручи. Полифункциональное модульное оборудование – «Дидактическая пирамида, наборы «Радуга», «Гномик», «Мастер» и др., модули «Часики», «Дидактическая черепаха» и др. (Название оборудования дается по каталогу предприятия «АЛЬМА», Санкт‑Петербург). Рабочие альбомы «Математическая мозаика», «Скоро буду первоклашкой», «Игры и логические упражнения с цифрами».

Материалы для развития математических представлений для знакомства детей с геометрическими, количественными, пространственными, величинными представлениями: автодидактические материалы М. Монтессори – «Розовая башня», «Коричневая лестница», «Красные штанги», «Блоки с цилиндрами‑вкладышами»; «Блоки Дьенеша», «Колумбово яйцо», кубики «Геометрические фигуры», «Цифры» и другие виды дидактических игр математического содержания. Различного рода конструкторы: различные по величине, по материалам изготовления (деревянные, пластмассовые, металлические). Дидактические игрушки: пирамиды, матрешки, чашки‑вкладыши, мозаики и т. п. Разнообразный плоскостной и объемный геометрический материал, плоскостной и объемный счетный материал. Наборы цифр из пластмассы, наждачной бумаги, пенопласта, сборные цифры, состоящие из частей. Оборудование для проведения сюжетно‑ролевых игр, в процессе которых дети закрепляют понятия цвета, формы, величины, количества, счета.

Материалы для развития связной речи: картины различной жанровой направленности, тщательно отобранные с учетом задач коррекционно‑развивающей работы, с учетом доступности их содержания: сюжетные картины, серии сюжетных картин, художественные картины: жанровые, натюрморты. Различные схемы для составления фраз и описательных рассказов. Натуральные предметы, которые присутствуют в содержании картин для составления моделей. Оборудование для проведения сюжетно‑дидактических игр с математическим содержанием: «Магазин», «Аптека», «Почта» и др. В процессе этих игр дети учатся строить фразы, использовать математический словарь, закреплять пространственные, счетные навыки, развивают коммуникативную функцию речи, выразительность речи. Наборы образных игрушек.

Материалы для формирования слухо‑зрительного и слухо‑моторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритма: музыкальные инструменты – бубен, деревянные ложки, музыкальный треугольник, колокольчики из различных материалов (деревянные, металлические, глиняные) и различные по звучанию, деревянные кубики для выстукивания ритма, часы с боем, запись кукования кукушки и др. Бумажные полоски различной длины для выкладывания ритмических рисунков. Бумага и цветные карандаши для рисования ритма. Магнитофон.

Также в работе используют: зеркальное панно, ковролинограф, фланелеграф, магнитную доску, мольберт; театрализованные куклы и костюмы; орудия и материалы для рисования, аппликации, конструирования; технические средства обучения (фото‑, видеоматериалы, музыкальные записи).

Прежде, чем рассмотреть современное интерактивное и полифункциональное игровое оборудование и возможности его использования для профилактики дискалькулии обратимся к словам А. К. Звонкина – автора книги «Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников»: «То, что по‑настоящему интересно, – это вовсе не условия задач и не их решения, а тот процесс, тот путь, который ведет от одного к другому» (Звонкин. С. 7).

Например, интерактивная панель «Солнышко» – это сенсорный игровой терминал с красочными интерактивными играми для детей. Отметим, что играть в них полезно, интересно дошкольникам, школьникам и взрослым! Это сложное электротехническое изделие со встроенной ЭВМ. Устройство оснащено специализированными игровыми компьютерными программами. Терминал имеет вандалостойкий сенсорный экран, что важно для безопасного использования его детьми уже младшего возраста.

Интерактивная панель «Солнышко» включает системный блок, лицензионную операционную систему, пакет игровых программ, которые дополняются новыми и могут быть включены в программное обеспечение, дополняя уже имеющиеся. Специалисты, работающие с детьми, предлагая ребенку ту или иную программу для интерактивного взаимодействия, могут не только наблюдать и помогать ему, но и проводить диагностику развития ребенка, в том числе и математического. К каждой интерактивной игре разработаны параметры оценки выполнения игровых заданий детьми. Игровые компьютерные программы направлены на формирование у детей представлений: о целостном восприятии плоскостного изображения объекта и составление его из частей, об образе предмета и цветовосприятии, о быстроте реакции, координации «взгляд – рука» и др. Программное обеспечение сенсорного игрового терминала «Солнышко» позволяет знакомить детей с математическими представлениями, развивает художественно‑эстетические представления, астрономические знания, понятия об эмоциях и др. Так знакомые игры, представленные на бумажных носителях, предметно‑практические упражнения, в интерактивных играх на панели «Солнышко» обретают новый смысл, стимулируя детей к творчеству, развивая у них познавательный интерес, желание поиграть в новые развивающие игры. Таким игровым упражнением являются, например, разрезные картинки «Цифры». Они представлены на сенсорной панели в двухмерном варианте и позволяют детям перемещать части картинки, составляя целое. В трехмерном варианте эта игра представлена в виде иллюстрированных кубиков «Цифры», которые дети могут собирать на поверхности стола, ориентируясь на картинку. На каждой карточке и на экране представлены арабские и римские цифры и их количество в виде кружков.

Для формирования у детей пространственных представлений интересной является игра «Пляшущие человечки», в хоте тактильного взаимодействия с сенсорным экраном дети могут выбирать желаемое или заданное количество «человечков», перемещать их по экрану, моделировать различные движения «человечков» и т. п. Игровые действия с сенсорным экраном сопровождаются словесными пояснениями и называнием пространственного расположения «человечков», частей тела на экране.

Таким образом, современная предметно‑развивающая среда для развития логико‑математических представлений и профилактики дискалькулии у дошкольников и младших школьников может быть представлена реальным, игровым и интерактивным оборудованием.

Этот подход находит отражение в предлагаемом в современных программах дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития при описании предметно‑развивающей среды. Анализ их позволяет обратить внимание на два показателя среды для математического развития дошкольников в рамках образовательной области «Познание» – полифункциональность и интерактивность.

В дидактическом материале для образовательной деятельности с учащимися начальной школы для детей указанных категорий также предлагается использовать наряду с традиционным дидактическим материалом интерактивное оборудование. Рассмотрим некоторые из них.

Для детей, нуждающихся в преодолении тех или иных нарушений развития высших психических функций, письма, чтения, счета или других школьных навыков, специалистами может использоваться специальное оборудование. Например, графический планшет, используемый в коррекции нарушений устной и письменной речи на логопедических занятиях.

Графический планшет по сути своей выполняет функции мобильной, интерактивной доски. Планшет позволяет системно включать большинство анализаторов, что является основой успешной коррекции дискалькулии, дисграфии и дислексии, а также обогащает процесс преодоления выявленных нарушений устной речи.

У детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) отмечаются проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различная степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. При соответствующей подготовке применение различных компьютерных программ становится мощным развивающим средством логопедической работы с учащимися с речевыми нарушениями, с задержкой психического развития.

Компьютерные задания, привлекающие своей красочностью, яркостью, графическими и звуковыми возможностями, вызывают эмоциональный отклик, интерес у детей с ТНР, благодаря чему коррекционно‑развивающая работа становится более эффективным.

Одной из форм использования компьютерных технологий в дошкольном и начальном школьном образовании является дидактическая компьютерная игра, которую возможно реализовать в мультимедийной презентации. Использование мультимедийной презентации целесообразно на любом этапе совместной деятельности с дошкольниками и младшими школьниками в процессе математического образования, в том числе, профилактики и коррекции дискалькулий. Наиболее доступна и проста для создания таких мультимедийных презентаций программа Microsoft PowerPoint. Такая наглядная подача позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов математических знаков (геометрических фигур, цифр и других символов), текстов с математическим содержанием что облегчает и повышает уровень его усвоения. Для этого используются мультимедийные презентации на различном речевом и математическом материале соответственно поставленным целям и задачам обучения.

Компьютерные презентации, позволяют акцентировать внимание на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные математические представления у учащихся. Для изучения материала для профилактики и коррекции дискалькулий у учащихся с помощью презентации можно включать самые разнообразные материалы: схемы, таблицы, диаграммы, графики, тексты, картины, иллюстрации, фотографии, слайд‑шоу, видео– и аудиофрагменты, звуковое оформление, дикторское сопровождение.

 

Презентации бывают нескольких видов:

– иллюстрация в виде фотографии или рисунка;

– текст алгоритма, изучаемый и применяемый на занятиях;

– письменные задания и образцы их выполнения.

Как показывает практика, уроки с применением инновационной технологии способствуют профилактике и коррекции у учащихся дискалькулий, стимулируют их познавательный интерес. Преимущества коррекционно‑логопедических занятий по профилактике и коррекции дискалькулий с использованием мультимедийных презентаций в программе Power Point: информационная ёмкость, компактность, доступность, наглядность и эмоциональная привлекательность, мобильность, интерактивность, многофункциональность.

Написание презентации к уроку по математике или логопедическому занятию по профилактике (коррекции) дискалькулии сложная, кропотливая, и интересная работа.

Презентация может быть использована при изучении нового материала, при его закреплении. В рамках комбинированного занятия она может помочь актуализировать знания учащихся при повторении и обобщении изученного математического материала. Ценность педагогической презентации возрастает, если в ней реализован потенциал, обеспечивающий вариативность применения (ориентация на вид дискалькулии, на разную глубину усвоения учебного материала по математике, разную исходную математическую подготовленность учащихся).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: