1. Составьте картотеку игровых упражнений по профилактике вербальной дискалькулии у дошкольников (младших школьников) с учетом направлений работы.
2. Составьте картотеку игровых упражнений по профилактике практогностической дискалькулии у дошкольников (младших школьников) с учетом направлений работы.
3. Составьте конспект логопедического занятия, целью которого будет профилактика вербальной дискалькулии.
4. Составьте конспект игрового занятия с использованием альбома «Логические игры и упражнения с цифрами».
5. Предложите варианты игровых упражнений с использованием игрового полифункционального оборудования.
6. Предложите варианты методик обследования детей дошкольного возраста на предмет предрасположенности к дискалькулии с использованием полифункционального игрового оборудования.
7. Составьте конспект занятия, целью которого будет профилактика практогностической дискалькулии.
8. Составьте картотеку игровых упражнений по профилактике операциональной дискалькулии у дошкольников с учетом направлений работы.
|
|
9. Составьте конспект занятия, целью которого будет профилактика операциональной дискалькулии.
10. Предложите варианты работы по профилактике дискалькулии в совместной деятельности родителей с детьми.
Рекомендуемая литература
1. Ахутина Т. В., Обухова Л. Ф., Обухова О. Б. Трудности усвоения начального курса математики детьми младшего школьного возраста и их причины // Психологическая наука и образование. – 2001. – № 1. – С. 65–78.
2. Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю. Математика для дошкольников в играх и упражнениях. – СПб: КАРО, 2007.
3. Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю. Игры и логические упражнения с цифрами. – СПб: КАРО, 2007.
4. Гермаковска А. Коррекция дискалькулий у школьников с тяжелыми нарушениями речи. Автореф. дис… канд. пед. наук. СПб, 1992. – 21с.
5. Гермаковска А., Лалаева Р. И. Дискалькулии у детей //Дети с проблемами в развитии. – 2004. – № 2. – С. 7–9.
6. Калинченко А. В. Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушением речи. М.: Айрис пресс, 2005.
7. Кондратьева С. Ю. Познаем математику в игре. – СПб: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011.
8. Корнев А. Н. Дислексия и дисграфия у детей. – СПб: Гиппократ, 1995.
9. Лалаева Р. И., Гермаковска А. Нарушения в овладении математикой (дискалькулии) у младших школьников. – СПб: «Союз», 2005.
10. Лурия А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихологический анализ решения задач. – М.: Просвещение, 1966.
11. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Пальчиковая гимнастика М.: АСТ: Астрель, 2007.
12. Цветкова Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и воспитание. – М.; Воронеж, 2000.
|
|
Приложение
Задания для изучения предрасположенности к дискалькулии у школьников второго класса специальной (коррекционной) школы V вида
Изучение аналитико‑синтетической деятельности
Найди лишнее число»
Цель: изучение аналитико‑синтетической деятельности, наличия интереса, устойчивости внимания и точности представлений, умения обобщать представления о конкретном математическом явлении или факте, умения выделять это явление или факт.
Материал: карточка с набором чисел.
1, 2, 4, 5, 7, 8, 10, 0.
Описание обследования: педагог кладет перед ребенком карточку и говорит: «Посмотри на карточку. Что на ней изображено? Назови эти цифры. Найди среди них лишние цифры и объясни, почему ты так думаешь».
Оценочные критерии выполнения задания:
1 – Не приступает к выполнению, не понимает задания.
2 – Приступает к выполнению задания, называет лишним число – 10, не может объяснить свой выбор.
3 – Приступает к выполнению задания, называет лишним число – 10, объясняет это тем, что у него две цифры.
– Приступает к выполнению задания, называет лишним число – 0, не может объяснить свой выбор.
– Выполняет задание верно – лишнее число 0, т. к. оно не относится к числам первого десятка.
Найди лишний текст»
Цель: изучение аналитико‑синтетической деятельности, наличия интереса, устойчивости внимания, точности представлений о структуре задачи, умение вычленять ее элементы при различных способах формулировки текста.
Материал: несколько текстов, некоторые из них не являются задачами.
На дереве сидели 7 галок, 4 улетели. Сколько птиц осталось на дереве?
В классе 3 девочки и несколько мальчиков. Сколько всего детей в классе?
Из зоопарка убежали 2 обезьяны. Сколько зверей осталось в зоопарке, если их было 9?
В двух портфелях 9 учебников, причем в одном из них – 5 учебников. Сколько учебников во втором портфеле?
В первом классе 12 учащихся. Сколько учащихся в первом и во втором классе вместе?
Описание обследования: педагог читает текст, кладет его перед ребенком и говорит: «Ты послушал сейчас текст, скажи можно ли его назвать задачей? Почему ты так думаешь? Попробуй ее решить».
Оценочные критерии выполнения задания:
1 – Не приступает к выполнению, не понимает задания.
2 – Приступает к выполнению задания. Помощь педагога позволяет выполнить задание на 25 % (один правильный ответ).
3 – Приступает к выполнению задания. Помощь педагога позволяет выполнить задание на 50 % (два правильных ответа).
4 – Приступает к выполнению задания. Помощь педагога позволяет выполнить задание на 75 % (три правильных ответа).
5 – Выполняет задание правильно.