Вопросы и задания для самостоятельной работы

 

1. Назовите три основных новообразования семилетнего ребенка, которые определяют готовность к школе по Д. Б. Эльконину.

2. Дайте определение понятия «ТНР – тяжелое нарушение речи».

3. Дайте характеристику познавательной деятельности детей с речевой патологией.

4. Перечислите особенности математического развития детей начальной школы с речевой патологией.

5. Предложите задания и методику их проведения для исследования математического словаря.

6. Предложите задания и методику их проведения для исследования умений выполнять арифметические действия.

7. Предложите задания и методику их проведения для исследования пространственного мышления.

8. Предложите задания и методику их проведения для исследования аналитико‑синтетических умений.

9. Предложите задания и методику их проведения для исследования состояния математической лексики.

10. Предложите задания и методику их проведения для исследования знаний по наглядной геометрии.

11. Предложите задания и методику их проведения для исследования временных представлений.

12. Перечислите и охарактеризуйте принципы построения коррекционно‑логопедической работы по профилактике дискалькулии у дошкольников.

13. Какие методы предлагается использовать в логопедической работе по профилактике дискалькулии?

14. Раскройте задачи коррекционной работы по профилактике дискалькулии.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Ахутина Т. В., Обухова Л. Ф., Обухова О. Б. Трудности усвоения начального курса математики детьми младшего школьного возраста и их причины // Психологическая наука и образование. – 2001. – № 1. – С. 65–78.

2. Баряева Л. Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии). – СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, СОЮЗ, 2002.

3. Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю. Математика для дошкольников в играх и упражнениях. – СПб: КАРО, 2007.

4. Богоявленский Д. Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. – М.: Изд‑во АПН РСФСР, 1959.

5. Вергелес Г. И. Система формирования учебной деятельности младших школьников /Система формирования и развития младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения: Сб. научных трудов. – СПб.: Изд‑во РГПУ им. А. И. Герцена, 1995. – С. 44–53.

6. Власенко И. Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. М.: Педагогика, 1990.

7. Волкова Л. С., Исмаилова Н. М. Диагностика готовности к школьному обучению детей с речевой патологией // Дети с проблемами в развитии. – 2004. – № 1. – С. 8–9.

8. Гермаковска А. Коррекция дискалькулий у школьников с тяжелыми нарушениями речи. Автореф. дис… канд. пед. наук. СПб., 1992. – 21с.

9. Гермаковска А., Лалаева Р. И. Дискалькулии у детей //Дети с проблемами в развитии. – 2004. – № 2. – С. 7–9.

10. Забрамная С. Д. От диагностики к развитию. – М.: Новая школа, 1998.

11. Заваденко Н. Н., Петрухин А. С., Манелис Н. Г. и др. Школьная дезадаптация: психоневрологические и нейропсихологические исследования // Вопросы психологии. 1999. – № 4. – С. 28–32.

12. Заманская И. И. Некоторые приемы формирования моторной готовности детей к школьному обучению // Дефектология. – 1997. – № 1. – С. 75–80.

13. Калинченко А. В. Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушением речи. М.: Айрис пресс, 2005.

14. Капустина Г. М. Коррекционные приемы обучения младших школьников математике // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. – № 2. – С. 63–72.

15. Кондратьева С. Ю. Познаем математику в игре. – СПб: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011.

16. Корнев А. Н. Дислексия и дисграфия у детей. – СПб.: Гиппократ, 1995.

17. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: Владос, 2004. – 221 с.

18. Лалаева Р. И., Гермаковска А. Нарушения в овладении математикой (дискалькулии) у младших школьников. – СПб.: СОЮЗ, 2005. – 175 с.

19. Логинова Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития. – СПб.: «ДЕТСТВО‑ПРЕСС», 2004.

20. Лурия А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихологический анализ решения задач. – М.: Просвещение, 1966.

21. Менчинская Н. А. Психология обучения арифметике. – М.: АПН РСФСР, 1955. – С. 164–182.

22. Моро М. И., Пышкало А. М. Средства обучения математике в начальных классах: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981. – 144 с.

23. Мнухин С. С. К вопросу о приобретенных расстройствах памяти, чтения, письма и счета у детей // Нервные и психические заболевания в условиях военного времени. – Л.: НИПНИ им. А. И. Бехтерева, 1949. – С. 266–273.

24. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития. Под ред. Баряевой Л. Б., Логиновой Е. А. – СПб: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010.

25. Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Под ред. Лопатиной Л. В. – СПб: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009.

26. Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. – М.: педагогика, 1980.

27. Цветкова Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и воспитание. – М.; Воронеж, 2000.

28. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника / Избранные психологические труды. – М., 1989.

 

 

Тема 7. Логопедическая работа по профилактике дискалькулии у дошкольников и младших школьников

 

План

 

1. Факторы риска возникновения вербальной дискалькулии.

2. Направления и последовательность логопедической работы по профилактике вербальной дискалькулии.

3. Факторы риска возникновения практогностической дискалькулии и направления коррекционно‑профилактической работы.

4. Факторы риска возникновения дислексической дискалькулии и направления работы.

5. Факторы риска возникновения дислексической дискалькулии и направления работы по ее профилактике.

6. Факторы риска возникновения операциональной дискалькулии.

7. Последовательность обучения решению арифметических задач.

8. Направления коррекционной работы по профилактике операциональной дискалькулии.

 

Краткое содержание

 

Факторами риска для возникновения вербальной дискалькулии являются: нарушение словесного обозначения математических понятий, восприятие цвета, формы, величины; не сформированность количественных представлений, пространственного восприятия, зрительной и слуховой памяти; имеет место непонимание связи цифр, обозначающих число, с его вербальным обозначением.

Для профилактики вербальной дискалькулии значимыми являются следующие направления работы:

– формирование математических представлений и закрепление этих представлений в речи;

– формирование понимания слов (математических терминов), обозначающих математические понятия;

– умение пользоваться математической терминологией;

– формирование пространственного восприятия;

– развитие зрительной и слуховой памяти;

– овладение лексическим строем речи;

– развитие слухового восприятия;

– формирование восприятия цвета, формы, величины, количественных представлений;

– развитие зрительной и слуховой памяти.

Акцент в логопедической работе делается на понимание математических свойств и отношений, на развитие навыка подбора антонимов к словам, используемым на занятиях, в совместной деятельности, в игре и т. п. с целью сглаживания имеющегося разрыва и установления необходимой зависимости между пониманием и употреблением математических терминов.

На начальном этапе коррекционной работы в процессе игровой и учебной деятельности у детей развиваются представления о многообразии действий с различными множествами предметов; формируется опыт выполнения предметных действий, с помощью которых осуществляется преобразование множеств; расширяется пассивный и активный словарь за счет слов, обозначающих наименования множеств, качества предметов и т. п. Занимаясь с детьми, взрослый постоянно должен предлагать образцы речевых конструкций, выбирая для этого увлекательную форму подачи материала. Аналогичным образом проводится работа с различными глаголами‑антонимами, понимание смысла которых необходимо для решения арифметических задач.

Логопедическая работа включает:

– развитие в импрессивной и экспрессивной речи слов, обозначающих количественные обобщения и отношения: мало – много, больше – меньше. Первоначально формирование антонимической пары проходит в импрессивной речи, затем в экспрессивной речи. Закрепление понимания и употребления изучаемой антонимической пары проводится в различных видах деятельности;

– формирование в импрессивной и экспрессивной речи ребенка слов, обозначающих противоположные действия. Важным моментом для правильного понимания детьми действий сложения и вычитания является осознание ими различий между действиями и обозначающими их глаголами, например: прилетели – улетели, пришли – ушли, стало – осталось и т. п. Для этого используется проигрывание разнообразных действий с одинаковым, а затем и с противоположным значением;

– формирование в импрессивной и экспрессивной речи ребенка слов, характеризующих предмет по величине.

Систематическое проведение данного вида работы способствует более эффективному овладению дошкольниками и младшими школьниками словами, противоположными по значению.

Специфика обучения математике такова, что от действия с реальными множествами ребенок приходит к манипулированию сверхабстрактными для него понятиями. Их абстрактное содержание фиксируется знаками и символами. Такие виды символической деятельности, как замещение, кодирование, схематизация и моделирование простейших математических объектов, свойств, отношений, зависимостей, алгоритмов, используется при формировании антонимического словаря детей дошкольного возраста.

Логопедическая работа на этом этапе осуществляется в следующей последовательности:

– развитие понимания антонимической пары с опорой на условные знаки;

– развитие понимания антонимической пары с опорой на слово с непосредственным восприятием признаков;

– развитие умения выделять свойство или признак, выраженный антонимической парой по представлению.

В логопедической работе по профилактике вербальной дискалькулии следует активно использовать воспитательное, познавательное и эмоциональное значение художественных произведений. В процессе ознакомления с художественной литературой идет развитие и расширение знаний ребенка об окружающем природном и рукотворном мире, развитие умений чувствовать ритм языка, например, в процессе чтения и разучивания стихотворений. Литературное произведение как средство математического развития рассматривается в единстве содержания и художественной формы. При выборе литературных произведений с целью математического развития необходимо учитывать уровень развития связной речи, навыков чтения у детей и сформированности математических представлений.

Значимым для математического развития является понятие «времени». В формировании представлений о временах года у детей активно используются сказочные, литературные персонажи. Представления о временах года, о частях суток, о днях недели необходимо рассматривать как циклические, последовательные, которые формируются у дошкольников в процессе жизнедеятельности, в играх и занятиях, а у младших школьников – в процессе уроков и занятий в рамках коррекционно‑развивающей области.

Литературные произведения используют и для того, чтобы научить детей отличать задачу от рассказа. К этой работе следует приступать только тогда, когда дети приобретают элементарные навыки решения задач, начинают понимать и называть жанр литературных произведений (рассказ, сказка, загадка, стихотворение). Для этого задачу и рассказ целесообразно строить на одинаковой сюжетной ситуации. Например, в задаче и рассказе предлагается одинаковый ход действий, чтобы дети могли «проиграть», драматизировать его, увидеть количественные отношения. Так дети подводятся к пониманию различий между рассказом и задачей.

Процесс обучения решению арифметических задач необходимо строить таким образом, чтобы обеспечить оптимальные условия, побуждающие детей сказать что‑то, решая задачи, спросить, сообщить ответ или что‑то интересное, имеющее, по их мнению, отношение к решению задачи. Для этого на всех занятиях с детьми соблюдается условие – обеспечение наличия собеседника, к кому непосредственно направлена речь. Собеседником может быть педагог, другой ребенок, кукла или другой игровой персонаж. Роль взрослого состоит в координации речевых конструкций, исправлении, подсказке, стимулировании детей, как в процессе составления задачи, так и в диалогах друг с другом. Вторым условием является обеспечение результативности речи, т. е. чтобы в процессе занятия в результате общения ребенок мог получить желаемое: решить задачу, ответить на вопрос задачи, выполнить определенное действие и т. п.

Рассказывая о своих действиях, дошкольники и младшие школьники практически усваивают ту терминологию, которая встретится им в текстовых арифметических задачах, что является профилактикой и операциональной дискалькулии.

Мы предлагаем выделять следующие направления работы:

1. Развитие умения словесно обозначать математические понятия, развитие лексико‑грамматического строя языка.

2. Развитие понимания математической терминологии.

3. Развитие пространственного восприятия, зрительной и слуховой памяти.

4. Развитие восприятия цвета, формы, величины, количественных представлений.

5. Развитие понимания связи цифр, обозначающих число, с их вербальным обозначением.

Факторами риска для возникновения практогностической дискалькулии являются: расстройство системы счисления конкретных предметов и их символов; нарушение зрительно‑пространственного восприятия, зрительной и слуховой памяти, зрительно‑двигательной координации; не сформированность логических операций.

Для профилактики практогностической дискалькулии необходимо: формирование представлений об образе предмета и его символическом изображении; формирование счетных навыков; словесное обозначение системы счисления; понимание детьми принципа 1+1 (к каждому объекту при счете по порядку может быть присоединено последовательно только одно числительное); понимание последовательности счета; называние итога счета и соотнесение его с количеством пальцев; развитие зрительно‑пространственного восприятия; развитие моторики и зрительно‑двигательной координации; развитие зрительной и слуховой памяти и лексико‑грамматического строя речи.

Для формирования у детей интереса к количественным представлениям (счету предметов, сравнению групп множеств, установлению соответствия между множествами, оперированию множествами) в течение длительного времени необходимо предлагать наблюдать за такими действиями, т. к. пример увлеченного деятельностью взрослого – одно из условий успешности работы. В это же время необходимо развивать у детей умение рассматривать, ощупывать, сравнивать, сопоставлять. Дети должны почувствовать, что процесс познания интересен, приносит радость и удовольствие. Особенно важно, чтобы ребенок постепенно в процессе таких занятий из пассивного наблюдателя превратился в активного участника.

После того как дети научатся проявлять интерес, необходимо учить подражать действиям взрослого в процессе работы со счетным материалом. Это обеспечивает постепенное усвоение необходимых произвольных движений. Ребенок учится фиксировать внимание, взгляд на руке и предмете, самостоятельно ощупывать предмет, следить за его перемещением, находить место каждому предмету из множества однородных и разнородных предметов. Благодаря этому у детей развивается зрительно‑двигательная координация.

В процессе обучения опорой является то, что наиболее ранним счетом в онто– и филогенетическом развитии является «пальцевый счет». Учитывая важность пальчиковых игр для развития мелкой моторики и формирования количественных представлений, им необходимо отводить значительное место в логопедической работе по профилактике практогностической дискалькулии у дошкольников. У младших школьников также уточняется уровень овладения пальцевым счетом, который переводится постепенно в устный счет без зрительной опоры.

Для формирования и развития навыки счета с использованием наглядного материала, необходимо научить детей выделять определенное количество предметов из множества, соотносить это количество с количеством пальцев, называть его после пересчета и итогового обводящего движения рукой. Дошкольников следует учить выполнять эти действия в определенной последовательности: положить левую руку к игрушкам; поднять правую руку, прикасаясь пальчиком к каждой игрушке, посчитать, сколько их; обвести все сосчитанные игрушки правой рукой; назвать, сколько всего игрушек; показать столько же пальчиков, сколько и игрушек. Поскольку соблюдение этой последовательности очень важно, ее следует повторять перед каждым пересчетом предметов.

Особое внимание необходимо уделять отработке у детей умения сравнивать две группы предметов по количеству, без пересчитывания, путем взаимно‑однозначного соотнесения.

Для профилактики и коррекции практогностической дискалькулии необходимо развивать у дошкольников и младших школьников чувство ритма. Чувство ритма как универсальная способность возникает лишь тогда, когда создается ее сложный механизм, основывающийся на единой зрительно‑слухо‑двигательной связи. Учитывая это, в заданиях целесообразно одновременно включать в деятельность двигательный, зрительный, слуховой анализаторы, развивая их слаженную деятельность. Это решается в процессе упражнений на развитие ритмической способности. Цель всей этой работы по формированию чувства ритма заключается в том, чтобы познакомить детей с основными структурами ритма, научить опознавать их зрительно и на слух, сформировать представление о взаимосвязи форм ритма независимо оттого, в каких видах деятельности он проявляется.

Среди направлений профилактики и коррекции практогностической дискалькулии можно выделить следующие:

1. Развитие системы счисления конкретных предметов и их символов.

2. Развитие зрительно‑пространственного восприятия.

3. Развитие зрительно‑двигательной координации, моторных навыков, чувства ритма.

4. Развитие зрительной и слуховой памяти.

5. Развитие логических операций.

Факторы риска для возникновения дислексической дискалькулии: нарушено чтение математических знаков, словесное обозначение математических понятий, восприятие цвета, формы, величины, количества, пространственное восприятие, зрительная и слуховая память, аналитико‑синтетическая деятельность; не сформированы представления об образе математических знаков.

Для профилактики дислексической дискалькулии следует отбирать задания, направленные на формирование зрительного образа математических знаков, геометрических фигур; формирование понимания математических знаков и отражение понимания в речевой деятельности; развитие восприятия цвета, формы, величины, количественных представлений, представлений об образе цифр и математических знаков; развитие зрительной и слуховой памяти; развитие аналитико‑синтетической деятельности; умение пользоваться символикой; понимание математической терминологии, соответствующей возрасту и программному содержанию математического развития.

Особое внимание обращается на влияние предметно‑практической деятельности на профилактику дислексической дискалькулии у детей. Так как именно в ходе этих видов деятельности закладываются способности мысленно расчленять видимый предмет на части, а затем объединять их в единое целое. Необходимо учить детей выделять структуру предметов, их пространственные особенности, соотношения частей. Следует помнить, что развитие восприятия происходит поэтапно. На первом этапе необходимо развивать перцептивные действия непосредственно в результате игр с различными предметами. На втором этапе детей знакомят с пространственными свойствами предметов с помощью ориентировочно‑исследовательских движений руки и глаза. На третьем этапе дети получают возможность довольно быстро узнать интересующие свойства объектов, при этом внешнее действие восприятия превращается в умственное.

Подготовка к восприятию знаково‑символического изображения целесообразно вести в следующей последовательности. Сначала детей необходимо знакомить со знаками, обозначающими пространственные тела (геометрические фигуры), виды толщины (пиктограммы толстого и тонкого человечка), величины (пиктограммы большого и маленького дома), цвета (бесформенные раскрашенные пятна). Параллельно необходимо вести работу по ознакомлению с реальными предметами или их объемными моделями, разными по величине. Эти предметы соотносят с соответствующими плоскостными изображениями (фотографиями, иллюстрациями, контурными изображениями). Детям предлагают сначала подбирать, называть реальные предметы и их изображения, а затем обводить по контуру, дорисовывать соответствующие изображения. После этого детей следует учить соотносить пиктографические изображения (знаков геометрических фигур черного цвета, человечков, домов и бесформенных цветных пятен) с соответствующими реальными предметами, фотографиями и картинками. После того как дети научатся осмысленно выполнять это упражнение, им предлагаются задания из стандартного набора упражнений с логическими блоками, например, с «Логическими блоками Дьенеша».

Основное внимание в процессе работы по формированию у детей представлений о картине – иллюстрации к задаче обращается на перевод содержания графического знака в трехмерную действительность. Работа на этом этапе тесно связана со становлением функции замещения, развивающей способности ребенка в наглядном моделировании. Она заключается в создании образов картины в окружающем пространстве, т. е. в переводе содержания графического знака в трехмерную действительность.

Среди направлений логопедической работы по профилактике и коррекции дислексической дискалькулии выделяются следующие.

1. Развитие умения читать математические знаки, словесно обозначать математические понятия.

2. Развитие восприятия цвета, формы, величины, количественных представлений.

3. Развитие пространственного восприятия, зрительной и слуховой памяти.

4. Развитие аналитико‑синтетической деятельности.

5. Развитие представлений об образе цифр и математических знаков.

Факторы риска для возникновения графической дискалькулии: нарушены запись математических знаков и воспроизведение геометрических фигур, ручная моторика, зрительно‑двигательная координация, аналитико‑синтетическая деятельность, пространственное восприятие, зрительная память, представления о форме, величине, математической символике.

Для профилактики графической дискалькулии необходимо: развитие ручной моторики; ориентировка в пространстве и на плоскости; развитие слухо‑зрительно‑двигательной координации; формирование представлений об образе предмета и его символического изображения; развитие зрительного восприятия; понимание математической терминологии, соответствующей возрасту и программному содержанию математического развития; формирование аналитико‑синтетической деятельности; умение пользоваться символикой; развитие зрительной и слуховой памяти.

На занятиях по развитию элементарных математических представлений и уроках по предмету «Математика» используются схемы, таблицы, фигуры, рисунки, которые дети должны составить самостоятельно. Это требует высокого развития тонкой моторики рук. Для правильного графического воспроизведения математических знаков необходимо проводить специально организованную работу по синтезированию целого ряда функций: зрительное восприятие формы, анализ формы, переработка в кинетическую модель и написание нужной формы – конечное завершение в виде определенных действий. Так, например, в процессе обучения решению задач детей привлекают к записыванию решения с помощью цифр и математических знаков.

Для профилактики графической дискалькулии необходимо развитие пространственного гнозиса и гнозопраксиса. Для этого значимо обращение к основам освоения ребенком‑дошкольником словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям: вперед – назад; вверх – вниз; направо – налево и т. д. Из трех парных групп основных направлений, соответствующих различным осям человеческого тела (фронтальной, горизонтальной и сагиттальной), раньше всех выделяется верхнее, что обусловлено вертикальным положением тела ребенка. С этого начинается логопедическая работа. Затем происходит выявление нижнего направления, как противоположной стороны, вертикальной оси, и дифференцировка парных групп направлений. Исключительно велика при этом роль двигательного анализатора. Сначала детей следует научить пользоваться указательным движением руки в нужном направлении. Далее на смену этому жесту придут менее заметные движения руки. Они сменяются движением головы, наконец, дети используют только взгляд. Так от практического способа (действенного) пространственной ориентировки дети постепенно переходят к другому способу, в основе которого лежит зрительная оценка пространственной размещенности предметов.

Последовательность работы по развитию у дошкольников и коррекции нарушений пространственной ориентировки у младших школьников должна включать: ориентировку «на себе», освоение «схемы собственного тела»; ориентировку «на внешних объектах», выявление и выделение различных сторон предметов: передней, тыльной, верхней, боковой и т. д.; освоение и применение словесной системы отсчета на основе определения пространственного направления: внизу – вверху, вперед – назад, направо – налево, т. е. направления по сторонам; определение расположения предметов в пространстве «от себя»; определение собственного положения в пространстве; определение пространственного расположения предметов относительно друг друга; определение пространственного расположения объектов при ориентировке на плоскости, т. е. в двухмерном пространстве.

Среди направлений логопедической работы по профилактике и коррекции графической дискалькулии выделяются следующие:

1. Развитие ручной моторики, зрительно‑двигательной координации.

2. Развитие представлений о форме, величине, цифровой и математической символике.

3. Развитие и коррекция нарушений зрительного и слухового мнезиса.

4. Развитие и коррекция нарушений пространственного восприятия.

5. Развитие зрительного анализа и синтеза.

Факторы риска для возникновения операциональной дискалькулии: имеет место непонимание математической терминологии, текстов задач; не сформированы логические, математические операции; нарушены восприятие количества, аналитико‑синтетическая деятельность, зрительная и слуховая память, лексико‑грамматический строй речи.

Для профилактики операциональной дискалькулии значимым является: формирование счетной деятельности; умение выполнять действия сложения и вычитания; понимание математической терминологии, соответствующей возрасту и программному содержанию математического развития; развитие слухового и зрительного восприятия; умение пользоваться символикой; развитие аналитико‑синтетической деятельности; развитие лексико‑грамматического строя речи; развитие зрительной и слуховой памяти.

Среди направлений работы выделяются следующие:

1. Развитие умения выполнять математические операции.

2. Развитие аналитико‑синтетической деятельности.

3. Развитие понимания математической терминологии, понимания текстов задач.

4. Развитие логического мышления.

5. Развитие и коррекция нарушений зрительной и слуховой памяти.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: