Большие люди используют любую ситуацию, чтобы заработать деньги. Обычные люди являются жертвами ситуации

Чтобы стать супербогатым, парикмахеру недостаточно просто стричь. Нужно быть художником, стилистом, предпринимателем, брендом и владельцем, то есть ему нужно быть практически всем, что связано с парикмахерским бизнесом, вплоть до реализации парикмахерского оборудования, средств по уходу за волосами и косметики, а заодно и собственным управляющим. Тогда он — царь.

Простая работа оплачивается дешево и просто. Сложная работа оплачивается дороже. А многофункциональная деятельность дает настоящий эффект и высокий заработок.

Для владельца огромной сети McDonald’s продажа фаст-фуда не является бизнесом. Настоящий бизнес — это недвижимость (кто бы мог подумать!), которая и приносит ему настоящую прибыль и огромное состояние. Для владельца McDonald’s еда — второстепенный продукт, хотя она и послужила отправной точкой создания сети ресторанов. McDonald’s является крупнейшим владельцем недвижимости по всему миру.

Настоящий предприниматель, начав, например, продавать мобильные телефоны по одной штуке, через время переходит на продажу партий, потом — на открытие магазинов, потом — на подключение к мобильным операторам, потом — на продажу бизнесов, связанных с продажей мобильных телефонов и массой сопутствующих аксессуаров. Он все время будет расширять свой бизнес.

Что же делать простому человеку? Создавать свое царство и править в нем. А это множество и множество разноплановых дел и большое количество людей.  Думать надо так, как будто вы — миллионер, ставя перед собой стратегическую цель, а все остальное, что бы ни происходило, превращая в средство достижения успеха.

— Вряд ли это как-то поможет читателям книги, но все же утолите любопытство, Геннадий Викторович. — Балашов одобрительно кивнул. — Как мыслят олигархи? Они тоже отличаются от всех остальных предпринимателей?

— Отличие олигарха от простого бизнесмена — в подходе к бизнесу. Если обычный бизнесмен покупает что-то, чтобы потом продать, олигарх покупает условия для обслуживания будущей покупки. Например, олигарх не покупает много земли в Киевской области. Он покупает место в облраде, земельной комиссии, а затем начинает скупать землю, что позволяет получить влияние на сам процесс купли-продажи. То же самое происходит и в металлургическом, и в финансовом секторах, то же происходит и на государственном уровне. Олигарху необходимо не просто обладание объектом, а влияние на процесс приобретения и реализации объекта.

Сказочно богатых людей я называю аномалиями. Даже обладая некоторой информацией об их жизни и бизнесе, я до конца не понимаю, как эти люди сосредоточили в своих руках целые отрасли экономики, несметные сокровища, целые направления государственной деятельности…

Как появляются олигархи, почему именно эти люди становятся аномалиями, то есть центрами скопления денег, ресурсов и интересов, и главное — как это происходит, для меня остается загадкой. Правда, есть общие закономерности. В большинстве своем они родились в семьях высокопоставленных советских чиновников — Порошенко, Червоненко, Жвания… Другие удачно женились или вышли замуж — Кучма, Литвин, Пинчук, Тигипко, Тимошенко. А вот третьи взялись как будто ниоткуда — те же Хорошковский или Яценюк  То, как их в раннем возрасте протаскивают по государственным должностям и дорогостоящим бизнесам, просто удивительно. Понятно, что тут дело не только в их способностях. Дело в какой-то секретной могущественной «руке», которая их выбрала.

Но тогда возникает вопрос: что в них так привлекло эту невидимую могущественную силу? И почему именно этих ребят она начинает тащить наверх, превращая за короткий срок в мультимиллионеров и миллиардеров? Многие олигархи продолжают оставаться загадкой для всей страны. Не обладая выдающимися способностями, часто даже не умея ясно выражать свою мысль, они тем не менее все время наверху бизнеса и карьеры.

Можно долго рассуждать на эту тему, но читателям нужно знать одно: на эти аномалии ориентироваться нельзя, они не могут являться примерами для жизни. К олигархам нужно относиться, как к природно-экономическому явлению. И если есть возможность извлечь из него пользу, что-нибудь получить — получайте. Если нет — считайте, что олигархов нет в природе. Потому что олигархический строй и олигархи обречены на вымирание по мере того, как население будет становиться более финансово независимым и самостоятельным, а значит, больше понимать в бизнесе.  Это также будет происходит по мере того, как будет укрепляться судебная система и разграничиваться власть и бизнес. Общество вообще перестанет верить в аномалии.

 

 

Касты Украины

 

Постепенно начала вырисовываться картина мира Балашова, где каждому человеческому существу, как в хитроумном лабиринте жестоких экспериментаторов, отведено его собственное место. И место это определяется единственной вещью. Деньгами.

В итоге получается сумасшедшая реальность, похожая на ту, которая описана в любимом детском стишке «Дом, который построил Джек».

Вот в этих спальных районах, в тесных проходных комнатушках — рабочие, которые спозаранку несутся на производства, садятся за руль маршруток, встают за прилавки и получают копейки в лабиринте, который построил Кто? В тех же хрущевках, панельках — младшие менеджеры, спешащие в офис, чтобы сесть поскорей за компьютер и получить те же копейки, чтобы купить на них то, что производят рабочие в лабиринте, который построил Кто? А вот едут на своих авто за кредитом на новостройку те, кто следит за работой младших, спешащих в офис, чтобы сесть поскорей за компьютер и получить копейки, чтобы купить на них то, что производят рабочие в лабиринте, который построил Кто? А здесь, в просторных коттеджах, со счетами в банках живут те, что платят зарплаты тем, кто едет на своих авто за кредитом, и спешащим в офис, чтобы сесть поскорей за компьютер, чтобы купить на них то, что производят рабочие в лабиринте, который построил Кто? А в тех частных домах, что замкам подобны, живут олигархи, владеющие производством и платящие копейки рабочим, которые спозаранку несутся, чьи товары покупают спешащие в офис планктоны, за которыми наблюдают те, кто едет за кредитом на новостройку, которые получают зарплаты от собственников бизнесов, живущих в просторных коттеджах в лабиринте, который построил Кто?..

***

— Интересно, Геннадий Викторович, как вы людей на богатых и бедных делите. Может, у вас еще какие-то критерии для оценки есть?.. — вопрос был риторический и сугубо ироничный. Но Балашов тут же ответил:

— Ты угадала, Полина, есть. В моей структуре общества ты — золотая рыбка.

— Хорошо, хоть название не обидное. Это потому, что я желания исполняю?

— Это потому что ты живешь как будто в аквариуме и надеешься на кого-то, кто обеспечит твое благополучие.

— Я так и знала, что ничего приятного от вас не услышу…

— Ну что ж, давай поговорим о кастах. Это будет полезно и тебе, и читателям этой книги.

Что я подразумеваю под кастами? Это то, что плотно держит каждого человека в его социально-финансовой нише. Все знают, чтобы выйти из нее, нужны неимоверные, невероятные усилия. Но первое необходимое условие — это осознание того, в какой нише вы находитесь. Но для начала хочу оговориться, что я не претендую на научность и истину в последней инстанции. Это мой взгляд на структуру общества, сложившуюся в период перераспределения государственной собственности в Украине, сумасшедшего обогащения, появления новейших технологий, на фоне коррупции, контрабанды, смены политических ориентиров, зарождения государственного капитализма, безумных взлетов и падений целых иерархий.

Итак, горбатые — это масса людей, которые ходят по улицам именно в таком положении — согнувшись, опустив голову, груженные сумками или портфелями, папками или инструментами. Как несчастные вопросительные знаки, они стоят во всевозможных очередях, безропотно ожидая вердикта начальства или судьбы. Длинная очередь — это их жизнь. Складывается впечатление, что они горбатятся всегда и везде. Горбатятся на заводах, в шахтах, на земле или в офисах за гроши или бесплатно; горбатятся, став предпринимателями; горбатятся в чиновничьих креслах, с прокурорскими и милицейскими погонами. Они умудряются горбатиться, даже имея немалые деньги. Девиз таких людей: «Главное — много работать, делать все правильно, контролировать процесс, выполнять предписания, и общество обязательно вознаградит».

Наблюдая за деятельностью таких людей, где бы вы их ни встретили (а их большинство и они повсюду), понимаешь, что здесь есть какой-то общий изъян. И он заключается в том, что они живут и работают по предписанию других людей. Все время для кого-то: для своих детей, для предприятия, для офиса, в котором работают, для завода, для колхоза, для политического деятеля, для государства. У них нет личной цели и заинтересованности, они полностью зависимы от тех, на кого горбатятся. Они мало хотят и мало получают. Все, кто может, на них ездят. Они все терпят и приговаривают себе: «Потерпи еще немного».

Они безынициативны, как рабы, выполняющие волю хозяина, даже являясь депутатами или высокопоставленными чиновниками. Горбатые абсолютно не видят перспективы собственной инициативы. И в Украине таких людей — большинство. Повторю, что их можно встретить и среди обычных людей, и среди чиновников самого высокого ранга, предпринимателей, и среди налоговиков. Отличительные черты горбатых: согнутые, опущенные плечи; в руках — папка чиновника, сумка домохозяйки, несессер бизнесмена или кипа бумаг офис-менеджера (все это предметы защиты от внешнего мира, которые нужно держать при себе). Они перетаскивают на стройках самые большие тяжести, а в государственных конторах смиренно стоят в очередях или сидят в душных кабинетах.

Рыбки в банкекажущийся счастливым класс оказавшихся в нужном месте, в нужной конторе, в нужное время, в правильном аквариуме. Эти всегда гордятся местом, в котором работают, верят в звезду своего начальника и вообще говорят столь уверенно о том, где работают, где живут, куда едут, что кажется, что это и есть тот самый средний класс финансово уверенных в себе людей. Их внешний вид очень напоминает тропических рыбок — они такие же разнообразные, очень любят наряжаться на работу, в какой-то степени являясь бестолковыми украшениями своих заведений.

Рыбки в банке есть везде. Это и офисные сотрудники, горячо верящие в процветание своей фирмы, понятия не имеющие, чем она занимается; это и чиновники, уверенные в своем учреждении, думая, что оно будет вечным; это и обслуживающий персонал олигархов; это и золотая молодежь, верящая в своих родителей-начальников. В общем, рыбки в банке — это глубоко верующие люди, но не в Бога, а в своего шефа, фирму, государство.

Между двумя такими очаровательными рыбками как-то завязался философский разговор. Только что поевшая и выпившая кофе рыбка спросила другую: «А скажи, Бог есть?» Вторая, подкрашивая губки, задумавшись, ответила: «Нет, Бога нет». Милая рыбка, посмотрев на нее своими выпученными, накрашенными глазами, шепотом, с придыханием спросила: «А кто же нам корм дает?..»

Рыбки в банке — это довольно-таки крупная категория граждан, которые верят, что корм в банке будет всегда. Но часто их счастью приходит конец — банка может разбиться, предприятие — закрыться и даже государство может пострадать от кризиса или революции. И в этой ситуации класс рыбок оказывается один на один с жестоким миром. Веря в счастливую звезду своего высшего божества — начальника или фирмы, они могут поотращивать слишком длинные хвосты или пораскармливать туловища, а мозг их оказывается недоразвит из-за привычки жить в замкнутой системе своего микромира, где регулярно поступал корм сверху, будь то зарплата или доход.

Авантюристылица неопределенной специальности, неопределенного рода занятий, верящие исключительно в себя. Самонадеянные, обнаглевшие и предприимчивые. Так часто попадают в неприятности, разоряются и неожиданно богатеют, что приводят в ужас и горбатых, и рыбок в банке. Авантюристы то создают, то разрушают свои предприятия. Они таскают взятки и часто являются кормом для рыбок и аллигаторов.

Они не верят ни государству, ни своему начальству, ни в судьбу, ни в Бога, ни в черта, ни в честность, ни в правильность. Авантюристы вообще не верят, вместо веры у них желание. «Хочу и делаю» — обычный лозунг авантюриста. Знаменитый персонаж Ильфа и Петрова Остап Бендер — яркий пример этой касты: «Хочу миллион на тарелочке с голубой каемочкой».

Благодатное время для авантюристов в Украине настало в 1987 году, когда была разрешена предпринимательская деятельность; до этого их сажали и расстреливали, а назывались они цеховиками и спекулянтами. Узкий слой предпринимателей, способных придумать и реализовать какой-нибудь проект, превратились в авантюристов. Потому что само занятие предпринимательской деятельностью в Украине стало авантюрой. Таможня, налоговая, прокуратура, милиция, состоящие из многочисленных рыбок и горбатых, превращают жизнь предпринимателей в авантюру.

Чудо возврата НДС, согласование какой-либо бумажки на строительство своего магазина, парикмахерской или мастерской — у всего этого непредсказуемое будущее. Но авантюристы не обращают на это внимание. Постоянный, ежедневный стресс — это их жизнь.

Авантюристы могут в одночасье закрыть и открыть предприятие. «Хочу и делаю» толкает их на поступки, которые не укладываются в понимание рыбок и горбатых. Авантюристы — это преступники Украины, перетаскивающие на свой страх и риск деньги и товары между рыбками, горбатыми и аллигаторами.

По сути к авантюристам можно отнести всех предпринимателей Украины. Только не путайте предпринимателя-авантюриста с горбатыми бизнесменами и бизнесменами в банках. Это разные типы людей.

И, наконец, аллигаторы. Это непонятный для большинства людей вид ненасытных финансовых монстров, возле которых могут кормиться и авантюристы, откусывая от них по кусочку, и множество рыбок-прилипал, потому что именно он является для них богом, и огромное количество горбатых в его многочисленных офисах, заводах, конторах. Аллигаторы плавают высоко — на высоких государственных должностях, пожирая целые отрасли экономики, в разветвленном бизнесе, втягивая в свою орбиту все больше ресурсов и финансов. Отличительная черта аллигаторов — желание все время жрать. Я несколько раз встречался с разными олигархами, сверхбогатыми людьми, и во время каждой встречи со мной они что-нибудь жрали. На столе у них всегда — пара тарелок с орешками, печеньями, а также кофе или чай. И склонившись над столом, слушая посетителя, они все время жуют. При этом посетителю, как правило, не предлагают. Такие сейчас нравы…

Аллигаторы в быту, в бизнесе и государственной деятельности жрут в одиночку, пресмыкаясь перед более крупными аллигаторами. А на общее застолье приглашаются высокопоставленные рыбки в банках и горбатики, которых они используют для публичного пожирания словами.

Вот такая у меня система… Что скажешь, Полина? — обратился после долгого подробного описания шеф.

— Если то, что вы рассказываете, нарисовать, получится картина в духе Дали с его параноидальностью и монстрообразием. Жутковато и безысходно как-то…

— Жутковато, с этим я не спорю, но не безысходно. Я же говорил, каждому из каст нужно проделать колоссальную работу, чтобы стать представителем другого вида.

— Как это возможно сделать?

— Горбатики могут перестать горбатиться, если займутся собой лично — своей одеждой, своим образованием, своим окружением. У них может появиться шанс или стать беззаботной рыбкой в банке, или сойти с ума до состояния авантюриста. Тяжелее всего рыбкам — им так трудно меняться, их мозг нацелен только на еду с руки. Жизнь этой касты зависит от случая — возьмут их в другой, более комфортабельный аквариум или посадят в трехлитровую банку, а может быть, забудут покормить. Повседневная жизнь их практически не поменяется, может измениться только окрас и плавники — в соответствии с модой.

Авантюристы практически никогда не становятся аллигаторами и рыбками в банке. Но, отчаявшись, они могут превратиться в горбатых бизнесменов, потеряв вкус к свободе.

А аллигаторы вообще никуда перейти не могут. Если они потеряют свою питательную среду, они просто вымрут. Может быть, поэтому они отчаянно цепляются за высокопоставленное кресло или должность, унижаются перед вышестоящими аллигаторами, покупая звания и политические партии и никогда не останавливаясь в еде. Обычно это дети высокопоставленных советских чиновников и партийных деятелей, а также случайно сложившиеся финансовые аномалии 90-х годов.

В любом случае чтобы перейти из одной касты в другую, придется, как говорят американцы, оторвать свою задницу от дивана и переместиться в пространстве и времени, совершить ряд личных подвигов, рискнуть, чтобы стать другим. Горбатому — начать думать о себе, рыбке — перестать верить, авантюристу — вовремя притормозить, аллигатору — перестать жрать.

 

 

Бизнес в стиле Jumbo

 

Ничего не скажешь, умничать Балашов умеет отлично. Немного собственных наблюдений, умозаключений из жизненного опыта, мастерски приправленных психологией, и его монологи превращаются в нравоучительные статьи из какого-нибудь новомодного бизнес-самоучителя. Но вещать заумные советы может каждый, а вот находить себя в жизни (делать карьеру или деньги, достигать успеха в своем деле — неважно каком), к сожалению, не все. Узнать бы, как все-таки Балашову удается зарабатывать свои миллионы…

Не успев зайти в кабинет шефа, я застыла. Пройти к его столу было не так-то просто: на моем пути оказалась целая груда полиэтиленовых фигур, тщательно перемотанных клейкой лентой. Под толстым слоем полупрозрачной материи угадывались ножки перевернутых стульев, углы столов, на которых безмятежно покоились два огромных, в человеческий рост, овальных зеркала. Всю картину увенчивали коробки различной формы, хаотично расположившиеся на самом верху.

— Не обращай на этот склад внимания, Полина. Проходи, садись, — раздался вдруг голос Балашова позади меня. — А это так… по делу… — кивнул он на мебель.

— Вы что переезжать собрались? — я оглянулась.

— Нет, это мебель одного предприятия, за которое я думаю взяться. Это те самые шкафы, кровати и тумбочки, которые мы недавно вывозили, помнишь? Он довольно заявил: — Представляешь, Полина, у них долгов на 800 тысяч евро!!! Ребята набрали предоплат за мебель, а выполнить обязательства так и не смогли. Вот проанализируй, — он протянул мне папку бумаг.

Перед моими глазами запестрели таблицы с меленькими цифрами под заголовком «Невыполненные заказы». В графе «Аванс» напротив заказа было указано по нескольку тысяч евро, а снизу числилась общая сумма долга. Но еще любопытней оказалась колонка комментариев, где кризис-менеджеры вписывали информацию о текущих переговорах с горе-клиентами. Напротив незнакомых имен и фамилий были сделаны пометки: «Судится с нами, одна инстанция за ним», «Сильно переживает. Постоянно звонит ее муж, обещает снять три шкуры», «Занимается строительством. Связан с правительством и администрацией президента. Крайние сроки оговаривали еще до середины июля, а потом еще до середины августа, а потом еще до середины сентября», «Из-за отсутствия техники, мебели, мойки жаловался на дискомфорт», «Работник СБУ, очень агрессивно настроен», «Хотела арестовать имущество, но на балансе ничего не оказалось. Сказала, что доберется и до аукционеров, и до оффшорной компании, пообещала сделать сенсацию в СМИ», «Сначала отказывалась ждать, требовала возврата денег, но потом согласилась. Присылает злобные СМС».

— И сколько вы за эту работу возьмете? Какие нынче расценки?

— Вот сейчас думаю, сколько запросить. Учредителям очень понравилась моя операция с мебельным магазином. Завтра они собирают совещание, чтобы решить, что делать со 150 пострадавшими клиентами, 60 недоставленными кухнями Scavolini и долгами по аренде.

***

Компания «ДизайнМебель» успешно работала в Киеве вот уже более 10 лет, арендовала салоны в столице и регионах, обзавелась красивым сайтом, в общем, всем, чем надо. Специализировалась на эксклюзивной итальянской мебели и обставила апартаменты практически всех высокопоставленных украинских чиновников.

Надо сказать, мебель вид имела настолько пышный и роскошный, что интерьер императорской семьи Габсбургов в Вене едва ли мог с ней сравниться. Каждый диван или кресло могли бы поспорить (и честно выиграть в этом споре!) с любым, даже самым изысканным предметом их царски обставленного жилища.

Фишкой компании был пафос — она продавала мебель исключительно в стиле барокко, рококо и классицизма. Расчет был точный: на ее предложения, как мотыльки на огонь, слетались все желающие найти выражение своим амбициям в обустройстве офисов и домов, все те, чьи потребности исчислялись миллионами долларов или евро.

Белые будуары с бархатной отделкой и изящными, будто кукольными шкафами и тумбочками, хмурые кожаные приемные с массивными позолоченными узорами и тучными цветами на изогнутых ножках столов, спинках кресел и стульев, помпезные спальни под балдахинами, достающие тяжелыми кистями своих расписных покрывал до пола — сама императрица австрийская Сиси почувствовала бы себя смущенной перед всем этим напыщенным великолепием…

Когда же наступил кризис и дела у собственников компании пошли совсем плохо, стало ясно, что фирма долго не протянет. Все случилось точно, как у Ильфа и Петрова в «Золотом теленке», когда Остап Бендер возмущался тем, что его подопечные потратили все деньги: «… из банка Остап вышел, держа в руке тридцать четыре рубля. — Это все, что осталось от десяти тысяч, — сказал он с неизъяснимой печалью, — а я думал, что на текущем счету есть еще тысяч шесть-семь… Как же это вышло? Все было так весело, мы заготовляли рога и копыта, жизнь была упоительна, земной шар вертелся специально для нас — и вдруг… Понимаю! Накладные расходы! Аппарат съел все деньги». К этой же причине нужно прибавить нечистый на руку персонал и, наверное, вороватых хозяев.

Попытки спасти лицо вместо того, чтобы делать деньги (как это в принципе принято в бизнесе), привели к тому, что ни того, ни другого у собственников в итоге не оказалось. И мечты всей жизни — кухня Scavolini, гарнитур Jumbo, диванчик Beatrice так и не попали к своим предвкушающим полное семейное счастье владельцам…

Страна заняла деньги, чтобы построить сотни миллионов квадратных метров жилья, открыть несметное количество банков и обменных пунктов, а потом, не думая, как будет выплачивать кредит, стала надеяться, что ее лицо само собой будет спасено перед миром. Безжалостный ВВП в 6,5 тысяч на душу населения делал бедными не только простых людей, но и крупные стабильные компании, и даже депутатов, и вице-премьеров… Кризис ударил невыполненными заказами мебели и по эстеблишменту страны. В работу включались связи с ОБЭП, СБУ, прокуратурой, чиновниками с одной единственной целью — спасти вложения ВИП ов Украины в мебель, но результатов это не дало.

Убытки компании росли, а вместе с ними и долги. Недовольные клиенты, так и не получившие свои заказы и обнаружившие, что магазин поспешно закрыли, подавали в суд и атаковали разбежавшийся персонал телефонными звонками, а учредителей — явками на дом в поисках виновных. В Интернете появились заметки о том, что компания обанкротилась, а обещания отдать клиентам оплаченную мебель — лишь очередная уловка, чтобы не придать дело широкой огласке. Вот одно из таких сообщений под заголовком «Внимание, мошенники Scavolini»:

«Внимание всем!

Компания «ДизайнМебель» которая представляла интересы многих итальянских мебельных компаний, в частности, Scavolini, ОБАНКРОТИЛАСЬ!!! Более 150 клиентов еще не знают и ждут обещанную мебель из Италии. Они («ДизайнМебель») всем обещают, что после итальянских августовских каникул вся мебель приедет. Не верьте, в компании Scavolini утверждают, что они более не являются их клиентами, да и все магазины уже свернуты и закрыты».

К концу лета состояние стало критическим. Угрозы, страх, замешанный на постоянном вранье и бесконечных неразрешенных проблемах, загнал собственников в глухой тупик. Деньги кончились.

***

В офисе агентства недвижимости Балашова горячо обсуждали затею шефа. Все были категорически против — на таком скандальном деле, да еще связанном с богатыми, влиятельными клиентами, можно было крупно потерять. Скандал нарастал с невероятной скоростью, обретая все более опасные масштабы. Изготовленные кухни Scavolini не выпускались со склада в Италии, региональные магазины были уже закрыты, а последний открытый на Владимирской в Киеве салон постоянно подвергался нападкам клиентов, требующих выполнения заказа или возврата денег. Клубок проблем казался неразрешимым.

— Ну и что вы будете делать, Геннадий Викторович?

— Не знаю, но сначала нужно получить деньги за всю эту неразбериху.

— И сколько вы планируете взять?

— Немного. За разруливание этой ситуации… — он вперил взгляд куда-то в потолок, подсчитывая что-то в уме, — тысяч 10 долларов в месяц.

— Почему так мало? Долгов-то у компании на сотни тысяч евро, да и дело хлопотное.

— Потому что надо начинать с малого, а выигрышем здесь будут не только деньги, но и мебель.

— А как вы это собираетесь сделать?

— Когда дадут финансирование, тогда и будем думать…

К вечеру того же дня учредители выдали Балашову деньги. Договор был прост — Балашов до конца года разруливает ситуацию с долгами и заказами, получая ежемесячный гонорар 10 тысяч долларов.

— Ну раз взялся, значит оно ему выгодно, — судачили сотрудники разорившейся фирмы.

— Но чем? Там же одни долги! — спрашивали другие.

— А кто его знает, этого Балашова… Ясно только одно: если бы ему это было невыгодно, он бы этим ни за что не стал заниматься…

Поначалу затея Балашова вызывала сомнения и у собственников компании: может быть, тот знает какие-то лазейки, которые в два счета сделают из гибнущего предприятия вновь прибыльный бизнес. Но, поразмыслив немного, владельцы поняли, что передай они фирму, вместе с ней они передадут и все свои проблемы. Именно так они относились к терпящему убытки бизнесу — как к навязчивой неприятности, сосущей из них жизненные силы и отнимающей покой.

На встрече в шикарном двухэтажном офисе напротив Национального банка, заставленном элитной итальянской мебелью, они наконец условились передать Балашову предприятие-банкрот. Теперь шефу предстояло утрясти массу дел, в том числе судебных.

 

 

Чужие деньги

 

— Геннадий Викторович, вы знаете какие-то ходы, чтобы быстро ликвидировать это мебельное предприятие и избавиться от долгов?

— Я знаю ровно столько же, сколько и его учредители, — отрезал шеф.

— А как же вы… — моя реплика была прервана.

— … собираюсь справиться с этим? Буду решать проблемы по мере их поступления и упорно добиваться своей цели, как я всегда это и делал, — самодовольно ответил он.

По поводу того, как миллионер Балашов зарабатывает деньги, я готова была услышать что угодно, только не это. Казалось, что у него все схвачено и решено на десять шагов вперед, а тут полная неразбериха… Работа «на авось».

— То есть вы взяли с них деньги (пускай и небольшие), даже не представляя, что будете делать?

Балашов никогда не обижается на прямые, откровенные вопросы, он просто на них отвечает. Вот и сейчас он спокойно продолжал говорить:

— Буквально вчера пришла бумага из РУВД, что следствие по делу о нашем неудавшемся взломе магазина Jumbo прекращено и оснований по возбуждению уголовного дела нет. Но в протоколе остался факт, что за витринами салона –ценности другой компании, которые Плохов отказывается отдать. Поэтому первое, что я сделаю, — подам в суд на Плохова за то, что тот самовольно удерживает товар, принадлежащий другой компании.

А по поводу денег, Полина, запомни: если хочешь стать богатой, бери деньги вперед. Богатые отличаются от бедных тем, что берут деньги вперед, и, как правило, справляются с задачей, — начал мудрствовать шеф, но тут же был остановлен возражениями.

 Подождите секундочку! Вы что пропагандируете? Ведь точно так же мыслили и те, кто, взяв с клиентов аванс, не выполнил заказ на мебель и кинул своих заказчиков…

 Ты не дослушала меня. Богатые люди отличаются еще и тем, что вместе с деньгами принимают на себя и ответственность за предприятие и за его последствия. Здесь фокус не в том, чтобы содрать как можно скорее денег, а в психологическом моменте — когда человек считает свою работу достойной оплаты наперед.

Основным тормозом в росте благосостояния является неспособность брать деньги вперед. Потому что это настоящее искусство, для которого требуется смелость, являющаяся необходимым условием для того, чтобы сколотить по-настоящему большое состояние.

В фильме «Чужие деньги» Денни де Вито, играющий акулу бизнеса, миллионера с Уолл-стрит, произнес по этому поводу короткий спич: «На свете есть всего три вещи, которые вам никогда не изменят: собаки, пончики и деньги. Но только деньги лучше. И знаете почему? Потому что от них не толстеешь, и они не гадят на пол в гостиной. Есть только одно, что я люблю еще больше, — это чужие деньги».

Все состояния в мире и в Украине построены на чужих деньгах. Богатые люди не стесняются брать деньги и у богатых, и у бедных. А после этого они делают из денег деньги, строя бизнесы, покупая заводы, собирая инвесторов в огромные корпорации, которыми они управляют.

Пожалуй, 90% граждан вообще не способны взять деньги вперед у заказчика, а потом уже начать думать о работе. И дело вовсе не в моральных принципах, не в этичности, как ты можешь подумать. Дело в нежелании взять на себя ответственность за результаты работы, в нежелании связывать себя сроками и условиями. «Деньги вперед!» — вот девиз богатого человека, способного брать на себя вместе с деньгами ответственность.

Года три назад я решил организовать небольшую юридическую компанию. Взял несколько девушек и ребят, только что закончивших университет. Предоставил им помещение на улице Институтской, повесил вывеску «Юридическая компания» и, собрав их вместе, рассказал, как нужно вести юридический бизнес.

Первыми моими словами были: «Надо брать деньги вперед. Когда к вам заходит за консультацией клиент, первое, что вы говорите, — консультация стоит 200 гривен, и только после оплаты вы его консультируете. Дальше, если человек говорит, что нужно написать иск в суд, вы ему говорите, что подготовка иска в суд стоит 200 долларов, и только после оплаты вы изучаете дело. Если он хочет, чтобы вы вели его дело в суде, вы называете стоимость и только после оплаты занимаетесь его делом». Простые тезисы, но сколько я от них наслушался отговорок, чтобы только не брать деньги вперед. И отговорки были одинаковыми: «А вдруг мы не справимся? А вдруг дело слишком сложное?»… Тысячи «а вдруг» вместо одной тысячи в кармане.

Учитывая месторасположение и вывеску, клиенты начали идти, но мои вчерашние студенты напрочь отказывались брать деньги вперед. В общем, я никак не мог просто технически заставить их получать предоплату и только после этого работать. Они продолжали работать на клиентов бесплатно. К примеру, один из неплохих юристов взял дело по долгам одной бизнесвумен. Четыре месяца он занимался этим делом под обещание, что она оплатит его работу, как только получит долги. В результате при помощи юриста она выиграла все суды, но должник оказался неплатежеспособным, и она ни копейки не заплатила молодому юристу. Он просто подарил ей свой труд. То же самое происходило и с консультациями. Вместо того, чтобы взять деньги вперед, юристы начинали беседовать с клиентом, так или иначе давая ему консультацию, после чего «клиент» говорил, что зайдет завтра, и, не заплатив ни копейки, исчезал. Юридическую компанию пришлось закрыть.

— Почему умение брать деньги вперед так тесно связано с большими состояниями?

— Все состоятельные люди поднимаются на чужих деньгах или ресурсах, которые они сумели взять. Они брали на себя ответственность, предоплату и смело управляли чужими деньгами в бизнесе или инвестировании. Они брали деньги даже тогда, когда не знали, чем закончится дело. Здесь ключевое — смело браться за дело. В большинстве случаев они справляются с задачей. Но если случаются провалы, то состоятельный человек и их превратит в новый бизнес и останется при деньгах.

Примечательно, что работодатель всегда платит зарплату по прошествии месяца работы, таким образом, оставляя у себя рычаг влияния на работника. Но с человеком, который ведет бизнес и инвестирует средства, так поступить никто не сможет. Потому что тот, кто занимается инвестициями других людей, всегда берет деньги вперед. И знаешь за что? За чудесный рассказ о том, как дающий деньги разбогатеет, удвоит свое состояние, положит свои деньги под надежный процент, построит чудесный дом или офис, если он хочет иметь хорошую недвижимость; как попадет в парламент, если он хочет стать депутатом; как реализуют его проект, его мечту, его цель… Это дорогого стоит.

Деньги вперед — это главная стартовая задача, с которой надо начинать работать вообще. Большинство людей, имея приличные знания и достаточно способностей, не умеют взять деньги и возложить на себя ответственность за будущую работу, проект или услугу. Масса людей, проделывая колоссальную профессиональную работу, забывают о самом главном — получить деньги вперед. А потом они удивляются, почему им не платят после того, как они проделали большую подготовительную работу. Потому что они уже отдали знания в чужие руки, не взяв предоплаты.

— Геннадий Викторович, можно пример, как, беря деньги вперед, возможно заработать много денег?

— Если вы хотите хорошо зарабатывать, не нужно бояться брать деньги вперед.  Управляя чужими деньгами, вы всегда зарабатываете, потому что у вас в руках — бюджет, из которого вы оплачиваете всю работу и организацию процесса. И чем сложнее процесс, непонятнее инвестору-плательщику, тем больше можно заработать денег. Сложные проекты и чужие деньги в ваших руках — это и есть стартовый капитал. Протаскивая проект на миллион, уж как-нибудь вы себе надергаете процентов пять-десять. А это 50—100 тысяч долларов. А если вы в состоянии придумать проект на 10 миллионов и нашли на него 10 инвесторов, вы можете иметь миллион, но на вас будет вся ответственность. И если вы не справитесь, претензии будут к вам лично. Этот страх не справиться плюс ответственность, которая лежит лично на вас, плюс деньги на осуществление проекта, заставят ваш организм работать со 100%-ной отдачей, вставать пораньше и не спать по ночам. Но поверьте, любой из читающих эти строки может справиться практически с любым сложным проектом, получив на него достаточно средств и приложив достаточно усилий. Как говорится, не боги горшки обжигают…

 

 

Перемещение

 

Спорить с Балашовым не имеет смысла. Во-первых, потому что он привык вести бизнес так, как ведет. А во-вторых, в том, что он говорит, много рациональных вещей. И это его личное дело — разграничение людей на богатых и бедных, рыбок, крокодилов, черепах и т. д. «Ближе к теме. Надо сконцентрироваться на этой проклятой книге. Каких-то полгода и следующих шесть месяцев, а то и целый год буду жить припеваючи. Куплю зеркальный фотик, поеду в Гоа, буду духовно развиваться. Там этих денег (2 тысячи долларов умножить на шесть месяцев = 12 тысяч (!) хватит, чтобы оттянуться по полной», — решила я. При следующей встрече я была готова ко всему — к тому, что шеф сравнит людей с тараканами, с навозными жуками, с личинками… Внутренний покой заполнил все мое существо. Это способ заработать деньги, не более того. Пусть говорит что хочет, а я получу свои деньги.

— Чтобы стать богатым, нужно перемещаться. Можно об этом подробнее?

Базовым для того, чтобы стать богатым, является личное перемещение в места, где есть деньги. Что это значит?

На самом деле недостаточно просто переселиться, необходимо выполнить еще одно условие. Нужно переместиться не только в другое место, но и в другую социальную группу — более высокого социального ранга, чем та, в которой находится человек. А так как в новой среде времени на обработку поступающей информации будет не хватать, придется порвать полностью с той социальной группой, из которой человек вышел. Например, были друзья — любители пива, вы вместе проводили время, но если ты решила измениться и перейти в другую социальную группу, где пьют дорогое вино, тебе придется отказаться от пива и от друзей, которые его пьют.

«Нет, ну ладно бы сказал, что нужно бросить курить. Это для здоровья вредно и время рабочее отбирает, но пиво… Да, Геннадий Викторович, не устаете вы меня удивлять!..» — подумала я, но вслух сказала только:

— А причем здесь, простите, пиво? Чем пиво-то вам не угодило?

— Я привел грубый пример. Но дело в том, что издревле пиво — социальный напиток. Древние египтяне массово пили пиво. Оно делалось из грубого ячменя с густым осадком. От него они болели и рано умирали. В то время как аристократия и фараоны пили виноградные вина. Эта традиция была и в Риме, эта же традиция остается и у нас: бедные пьют пиво, какого бы качества напиток ни был. Богатые пьют сухие вина без сахара. Если человек хочет стать богатым, ему придется отказаться от многих вещей…

Итак, в распоряжении у нас есть время и пространство, — шеф стал рисовать на листике бумаги систему координат со стрелочками и точками. Горизонтальная линия — время, а вертикальная — пространство. Внизу под горизонтальной линией нарисовал человечка и добавил слово «бедные», а вверху он разместил богатых человечков.

 Вот, Полина, — указал он на «зону бедности», — здесь находится основная масса населения и здесь нет денег. Здесь когда-то находился и я. Но в течение жизни нужно передвигаться вот сюда, где есть деньги. И первое, что необходимо сделать, — это структурировать свое собственное время.

Вокруг нас находится очень много хронофагов — людей, ворующих время.  Это могут быть друзья, родители, случайные знакомые… Как правило, они разговаривают ни о чем. Времени для хронофага не существует. Он просто приходит и занимает чужое время, втягивая в пустую болтовню, он заполняет чужое время собой. Подумай, что это время ты можешь потратить на более полезное занятие.

Структурировать время означает знать, что ты будешь делать хотя бы в ближайший месяц, то есть научиться планировать. Простая книжка по тайм-менеджменту ценой в 20 гривен может в этом помочь. Важно понять, что переместиться в пространстве нужно не только физически, но и социально. Просто определить для себя социальную группу, которую считаешь более успешной, богатой, красивой, короче, стоящей на пару ступенек выше, чем ты. И для начала стоит сделать все, чтобы в нее войти: начать с ними общаться, работать, дружить. Не бояться быть инициатором или показаться навязчивой. Это заставит тебя изменить стиль поведения и, может быть, внешний вид; заставит приспосабливаться, терпеть, но даст главное — информацию из той социальной группы, в которую человек стремится.

— А почему я должна куда-то, к кому-то стремиться, подстраиваться, заискивать? Почему я, а не они?

 Пойми, таковы условия игры. Хочешь денег — возьми их. Но сделать это ты сможешь только там, где они есть, то есть среди богатых людей. Ты же подстроилась под мои условия работы. И сделала это не потому, что тебе интересны мои размышления, а потому, что ты хочешь денег. Или я не прав?..

«Свинская констатация». Не найдя что ответить, я промолчала, сделав вид, что исправляю что-то в диктофоне.

Наиболее важным условием вхождения в другую группу является то, кем ты видишь себя в ней в будущем. Человек должен ответить для себя на вопрос «кем конкретно я хочу быть в той новой среде?»

***

Обычное утро обычного дня обычного продавца дешевой обуви на Троещинском рынке. Еще несмелые солнечные лучи растянулись по базару, залив уродливые яркие лотки золотистым светом. Дорожная даль с панельными высотками подернута легкой дымкой. Начало осени, воздух напоен особой прохладной свежестью. Молодой мужчина, разложив товар на прилавке и усевшись в свою заваленную картонными коробками будку, достал книгу.

«Как стать авантюристом. Размышления миллионера». Вот чем я убью время!» — и, открыв ее на случайной странице, стал читать.

«Как только человек определил среду, в которую хочет переместиться, сами мысли о том, как попасть в эту среду и что надо сделать, чтобы быть принятым в новой среде, заставят его не только собрать информацию, но и изменяться, чтобы соответствовать. Например, человек стоит за прилавком Троещинского рынка, но очень хочет быть банкиром (такое бывает) …»

— Бред какой-то. Лучше бы детектив купил… — мужчина решительно захлопнул книгу. И принялся за свое обычное дело — бездумно пялиться по сторонам: на покупателей, которым старался отвечать коротко и тут же отвести от них взгляд, на серый скучный асфальт в пятнах от выплюнутых жевательных резинок, на таких же продавцов, как и он, пьющих сейчас кофе и переговаривающихся о новостях. Так прошло добрых полчаса. Он знал, что достоин намного большего, чем работа на рынке, но судьба усадила его за прилавок и дала в руки калькулятор и учетную тетрадку. Он — лишь жертва обстоятельств. Чтобы хоть как-то развеять нахлынувшую на него тоску, он вновь принялся читать.

«… Тогда он должен как минимум одеться, как менеджер банка или как банкир: костюм, галстук, рубашка. Необходимо будет собрать данные о том, где учат на банкиров и финансистов, искать информацию, не набирают ли работников в банке. Так в конце концов бывший продавец будет общаться с теми, кто работает в банковской системе — от рядовых клерков до руководства. И тогда у него появится шанс перейти из социальной среды Троещинского рынка в социальную среду банковских работников. То есть сначала человек делает мысленное перемещение во времени и пространстве, затем расписывает свое время и делает усилия по перемещению в новую среду».

— Слышь, Маринка! — крикнул он женщине за соседним прилавком. — Я профессию меняю.

— Да ну? — засмеялась продавщица домашней одежды.

— Точно тебе говорю! Банкиром стану. Пойдешь за меня?

— Ну, если банкиром, тогда конечно! — разразилась она хохотом, подошла вплотную и, хлюпнувшись ему на колени, спросила, что он читает. Мужчина ответил. Хихикая и то и дело переходя на шепот, они погрузились в интимный диалог. А покупатели проходили мимо их лотков молчаливой чередой. Они все понимали и не отвлекали парочку своими расспросами. Что может быть неприятнее, чем нарваться на хамство продавца, который терпеть не может свою работу?..

***

— Да, кстати, не стоит забывать о том логическом тупике, который находится у каждого из нас в голове. И этот логический тупик заключается в том, что вы можете переместиться в новую социальную группу, но внутренне оставить себе путь для отступления. Дело в том, что, перемещаясь в новую социальную группу, человек должен сжечь мосты, у него не должно быть ни малейшей возможности вернуться назад. Все пути к отступлению должны быть отрезаны. На самом деле главное — это даже не попадание в новую социальную группу, а уход из старой.

Вспомнить хотя бы историю библейского народа, который по призыву Моисея начал перемещаться из египетского рабства в землю обетованную, о которой понятия не было ни у народа, ни у самого вождя, Моисея. Существовал только призыв — вы должны встать и идти. Через некоторое время этот народ нашел свою землю обетованную, где и создал свое собственное царство.

Это важно для читателей, Полина: перемещение во времени и пространстве является ключевым для изменения личности. Никто не может дать карту, никто не может поставить цель за самого человека. Есть только одно правило — нужно перемещаться в более комфортную, финансово обеспеченную и более высокую по статусу среду обитания.  Изречение Эриха Фромма о том, что человек — не тот, кто он есть, а тот, кем он может быть, нужно понимать буквально. Каждый из вас не тот, кто он есть, а тот, кем он может быть.

И запомни, Полина, пиво — напиток бедных.

 

 

Мозг

 

Работа вошла в размеренный ритм, волнение по поводу будущего обещанного мной «шедевра» как будто отошло на задний план. В запасе — добрых пять с половиной месяцев. Тургенев «Му-му» вообще за месяц написал, так что мне сейчас вообще можно расслабиться и получать удовольствие. Только вот ужасная головная боль с самого утра мешала это делать… Шеф, заметив легкую заторможенность в моем поведении и кислое выражение лица, спросил, в чем дело.

— Голова болит ужасно. На погоду, может быть…

— А ты знаешь, чем питается человеческий мозг, Полина?

Его вопрос сбил меня с толку. Что значит, чем питается мой мозг?

— Мой мозг вчера питался статьями из глянцевого журнала, даблчизбургером и двумя, ну хорошо, пятью бокалами мартини. Заметьте, Геннадий Викторович, не пива! Так что, доктор, я буду жить? — отшутилась я.

— Будешь, но ответ ты дала неправильный. Представь себе эту совершенную машину — человеческий мозг. Он состоит из миллиардов нейронов и соединительных окончаний между ними. Последние имеют свойство образовывать новые соединения. Мозг и по сей день остается малоизученным и загадочным органом человеческого тела. Но чем питается наш мозг?

Мозг питается информацией, прежде всего визуальной, аудиальной, тактильной, обонятельной, осязательной и т. д. А теперь задумайся, что ежедневно «видит» наш мозг? На какие формы, поверхности натыкается взгляд? Какие звуки мы слышим ежедневно? Какие слова и предложения попадают к нам в голову? Какие запахи мы слышим? Что едим?

Все это в совокупности влияет на возникающие мысли. Плохой вид из окна, грязная посуда, обшарпанные стены — и вот человек уже наполнился негативными эмоциями. Неприятные запахи и ужасные звуки — человек угнетен. Перемещение в любую другую среду обитания даст новую пищу для мозга, в результате чего образуются новые нейронные связи. Это приведет к появлению новых мыслей, фантазий, образа мышления.

Люди часто жалуются, что жизнь их загнала на скучную работу, заставляет делать то, что им малоинтересно. И, естественно, возникает недовольство самой системой, в которой они оказались. Чувство недовольства возникает тогда, когда мозг получает недостаточно информации. Люди думают, что когда ходят на работу, переходят улицу, общаются с друзьями и знакомыми, они получают информацию, а на самом деле все это они делают в автоматическом режиме и даже не замечают, что и когда делали. В результате однообразной жизни — «дом — работа — магазин — дом — работа» — практически все процессы становятся бессознательными, то есть делаются в автоматическом режиме.

***

7:30. Он открыл глаза под пиликающий звук будильника, поднялся с постели, и, почесываясь, вышел из комнаты. Ванная — гардероб — кухня — лифт — парадное, и вот он уже идет по улице, ощущая рукой привычную тяжесть портфеля. Сейчас завернуть направо, пройтись 10 минут вдоль рядов местного рынка, где два продавца вчера обжимались прямо у всех на глазах. Встать на остановке в длинную очередь. Наблюдать минут 15 чужой безразличный тебе затылок, наконец залезть в переполненную маршрутку, терпеть душную толкотню, покорно передавать водителю чью-то оплату за проезд и обратно — сдачу. Выйти, погромче крикнув свою остановку шоферу, чтобы он тебя услышал. Пройтись по людной улице, обгоняя медленных пешеходов и уступая путь спешащим. Зайти в офис. Сесть на свое рабочее место, включить компьютер. Проверить почту, зайти на сайт анекдотов, почитать последние новости, проверить, не добавилось ли новых комментариев на твоем уютном бложике и страничке в социальной сети.

Вот уже и 11:00. Значит, начальник уже проснулся и скоро появится. Пора обзванивать клиентов, чтобы он застал тебя прилежно работающим.

— Алло, это компания «Чип-Щит»? Меня зовут Андрей, я торговый представитель фирмы… алло? Алло, вы меня слышите?.. Ну и на фиг вы нужны были. Вычеркиваем.

Пробубнить вместе со всеми: «Здравствуйте, Леопольд Эдуардович», — и работать дальше, пока он и вся его челядь не покинут офис.

12:30. Высшие силы ушли на обед. Еще раз анекдоты, социальная сеть, аська. До перерыва на обед. Тогда Андрей пойдет вместе с коллегой из-за соседнего стола в ближайший магазин, отстоит еще одну очередь, чтобы купить полуфабрикат, подогреет его в офисной микроволновке и съест под рассказы прочитанных утром приколов.

13:40. Выйти на улицу, покурить. Может быть, за чашкой кофе. Продолжить обсуждать анекдоты и случаи из жизни.

14:00—17:50. Поработать, проверить несколько раз почту и сообщения в социальной сети. Обязательно скачать фильм. Закачку лучше поставить с 9:00 до 11:00, но если забыл, то с 14:00 до конца рабочего дня.

— Андрей, подойди к директору в кабинет. Он тебя зовет.

«Системщик, гад, наверное, настучал, что я качаю… Ну и черт с ней, с работой. Все равно платят мало, премий нет, клиентов продукция не интересует, потому что она недостаточно качественная и очень дорогая, да и вообще… не для меня это…» Успокоив себя этими рассуждениями, он открывает дверь кабинета:

— Да, Леопольд Эдуардович?

— Значит так, у нас плановый опрос мнений сотрудников офиса. В целях оптимизации, понимаешь?

— Да-да, конечно… что надо…

— Как тебя… Андрей, кажется, да? Андрей, что бы ты мог предложить в плане улучшения работы компании?

— Я так сразу не скажу, Леопольд Эдуардович… — смутился и растерялся он.

— А сразу и не надо. Вот тебе листик, к завтрашнему утру напиши, что думаешь. Это анонимно, и почерк никто сверять не будет.

Он вышел из кабинета с листиком в руке. «Ух, я им напишу! Ничего эти маркетологи не шарят. Потому что с клиентами не общаются».

Андрей посмотрел на часы — 17:45. Пора.

Улица — остановка — маршрутка. И вот он, уставший после рабочего дня, бредет домой. Какие-то парни машут ему через дорогу и что-то радостно кричат. Знакомые — пиво — треп — еще пиво — еще треп — дом — съеденный бутерброд под-обрывки какого-то фильма.

00.40. Спать.

Только на следующий день, придя на работу, Андрей вспомнил про задание начальника.

— Ну что, все написали, что хотели? — спросил директор, зайдя в комнату менеджеров по продажам.

— Все, — вяло и в разнобой отозвались они.

«Ты написал?» — замигало на мониторе сообщение от соседа. — «Неа. Вчера пацанов встретил, пиво пили)) Забыл ваще… А ты написал?» — «Та же фигня:)))»

***

Как крысы в лабиринте, мы привыкаем бегать по нему и получать свой небольшой кусочек сыра. И мало кто по-настоящему хочет выбраться из лабиринта. Но это единственный способ получить новую пищу для мозга…

— Почему вы считаете, что большинство не хочет выбраться из лабиринта?

— Потому что они ленятся, не хотят шевелиться, боятся негативных эмоций, чувства неуверенности, разочарования, неудачи. Это вполне естественно. То место, в котором человек находится, те люди, с которыми он общается, и делают его тем, кто он есть.

Если у человека сейчас нет денег, то его сделала бедным именно та система взаимодействий, в которой он находится. Его взгляд может наталкиваться на грязные поверхности, дешевый компьютер, его маршрут может пролегать по темным улицам, его холодильник набит некачественной едой, он общается с недалекими людьми, его мысли наполнены ненавистью к богатым, власти, жизни вообще. Все это — его система ценностей. И только бегство в другую среду обитания меняет все. Полина, попробуй зайти в хорошее кафе с красивым видом из окна, где играет приятная музыка, пообщайся если не с приятным человеком, то хотя бы с хорошей книгой о красивой жизни (к примеру, журнал «Татлер»), наполни свою голову положительными мыслями о богатых, о власти, о хорошем независимом государстве, и ты начнешь меняться. Первым чувством, которое к тебе придет, будет грусть. Чем больше она будет, тем интенсивнее работает мозг. Потому что грусть появляется тогда, когда мы вырабатываем очень важные решения, бессознательно строим план будущего.

— И что, простое изменение маршрута из дома на работу тоже считается перемещением? Если я, к примеру, буду к вам в офис ездить не на маршрутке, а на метро?

— Даже это даст твоему мозгу новую пищу. А представь себе, сколько информации дает переезд из одной квартиры в другую, переселение в другой город, а тем более в новую социальную среду!..

Перемещение в пространстве, переход в новую социальную среду — единственное, что дает реальный результат.  Потому что перемещение влияет на все органы чувств. Оно меняет то, что мы видим, слышим, чувствуем, осязаем… Оно в корне меняет мысли и дает новые навыки. При этом самое удивительное в мозге то, что возможности его безграничны. Он всегда найдет выход из создавшегося положения.

Все, что мы видим, слышим, воспринимаем в данную минуту и постоянно в течение дня, — это и есть отражение нашей жизни. Со скоростью света то, на что натыкается наш взгляд, формирует то, что мы из себя представляем.

Пока Балашов безмятежно умничал, зазвонил его серебристый Vertu. Он ответил:

— Алло. Да? А кто она? Чья жена? И чем угрожает? Ясно. Через полчаса буду, — короткий тревожный разговор был закончен. — Значит так, на чем я там остановился? Вырваться из крысиного лабиринта — непростая задача. Что для этого надо? Безумный страх остаться в лабиринте навсегда; всю жизнь видеть, слышать одно и то же…

Едва закончив последнее предложение, шеф вышел из кабинета.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: