Глава 8. Гарантии социальной защиты сотрудника полиции

 

Статья 42. Оплата труда сотрудника полиции

1-2. В комментируемой статье говорится об оплате труда сотрудника полиции. В части 1 данной статьи определено, что оплата труда сотрудника полиции производится в виде денежного довольствия, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования служебной деятельности по замещаемой должности. Часть 2 данной статьи в отношении условий и порядка обеспечения денежным довольствием сотрудника полиции отсылает к законодательству РФ.

Ранее же в ч. 1 ст. 22 Закона 1991 г. о милиции (в ред. Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 68-ФЗ) указывалось, что виды и размеры денежного довольствия сотрудников милиции устанавливаются Правительством РФ и должны обеспечивать достаточные материальные предпосылки для комплектования кадров милиции на конкурсной основе, учитывать характер и условия службы. Как отмечалось Общественной палатой РФ, эти, казалось бы, незначительные изменения не дают основания полагать, что законодатель старается обеспечить сотрудников полиции достаточными материальными средствами, т.е. денежным довольствием, которое будет не только обеспечивать достойное существование, но и учитывать характер и условия службы; предложенный законопроект говорит о денежном вознаграждении только как о материальном обеспечении и стимулировании профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности; понятие стимулирования можно трактовать по-разному (см. письмо от 30 ноября 2010 г. N 3ОП-1/1980). Общественная палата РФ также обращала внимание на то, что нет четкого указания на орган, устанавливающий виды и размеры денежного довольствия сотрудников полиции (ранее это было Правительство РФ). Как видно, эти замечания учтены не были. Не было учтено и замечание Правового управления Аппарата Государственной Думы, которое обращало внимание на то, что оплата труда сотрудника полиции - федерального государственного гражданского служащего осуществляется в виде денежного содержания, а не денежного довольствия (см. Заключение от 1 декабря 2010 г. N 2.2-1/4410).

Денежное довольствие сотрудников органов внутренних дел РФ устанавливалось Федеральным законом от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)", что и было закреплено в его преамбуле.

Как говорилось выше (см. введение), с 1 января 2012 г. отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел РФ, регулирует Закон 2011 г. о социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел. Этим же Законом в изложенную преамбулу Федерального закона от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ внесены изменения, в результате которых последний определяет денежное довольствие только тех сотрудников органов внутренних дел РФ, которые прикомандированы к федеральному органу исполнительной власти, реализующему государственную политику в сфере миграции и осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, т.е. к ФМС России (см. коммент. к ст. 12 Закона). В соответствии с заключительным положением ч. 2 ст. 20 Закона 2011 г. о социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел на таких сотрудников с 1 января 2013 г. распространяется действие социальных гарантий, предусмотренных названным Законом.

В отношении денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел в ст. 2 Закона 2011 г. о социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел предусмотрено следующее:

денежное довольствие сотрудников является основным средством их материального обеспечения и стимулирования выполнения ими служебных обязанностей (ч. 1);

обеспечение денежным довольствием сотрудников осуществляется в соответствии с названным Законом, законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ (ч. 2);

денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (обозначается по тексту сокращением "должностной оклад") и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием (обозначается по тексту сокращением "оклад по специальному званию"), которые составляют оклад месячного денежного содержания (обозначается по тексту сокращением "оклад денежного содержания"), ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 3);

размеры окладов по типовым должностям сотрудников и окладов по специальным званиям устанавливаются Правительством РФ по представлению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Размеры окладов по другим (нетиповым) должностям сотрудников устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел применительно к размерам окладов по типовым должностям (ч. 4). Ранее размеры окладов по типовым должностям сотрудников органов внутренних дел РФ устанавливались Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2002 г. N 487 "Об установлении окладов денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации" (наименование в ред. Постановления Правительства РФ от 26 января 2005 г. N 39)*(341), а размеры окладов по специальным званиям сотрудников органов внутренних дел РФ - Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2007 г. N 837 "О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, изменении и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации"*(342);

размеры окладов денежного содержания увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и на плановый период с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Решение об увеличении (индексации) окладов денежного содержания принимается Правительством РФ (ч. 5). В качестве примера реализации прежней подобной нормы следует упомянуть о Постановлении Правительства РФ от 31 марта 2011 г. N 225 "О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти"*(343);

сотрудникам устанавливаются следующие дополнительные выплаты: 1) ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет); 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание; 3) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы; 4) ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; 5) премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей; 6) поощрительные выплаты за особые достижения в службе; 7) надбавка к должностному окладу за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время; 8) коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки, предусмотренные законодательством РФ (ч. 6);

ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) устанавливается в следующих размерах при стаже службы (выслуге): 1) от 2 до 5 лет - 10%; 2) от 5 до 10 лет - 15%; 3) от 10 до 15 лет - 20%; 4) от 15 до 20 лет - 25%; 5) от 20 до 25 лет - 30%; 6) 25 лет и более - 40% (ч. 7);

порядок исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки, указанной в ч. 7 данной статьи, определяется Правительством РФ (ч. 8). Соответствующим актом является Постановление Правительства РФ от 23 января 2003 г. N 43 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации" (наименование в ред. Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. N 847)*(344), которым наряду с прочим утверждено Положение об исчислении выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (наименование в ред. Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. N 847). В соответствии с названным Положением издан Приказ МВД России от 26 апреля 2003 г. N 283 "О порядке организации работы по исчислению выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации"*(345), которым утверждена Инструкция о порядке организации работы по исчислению выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации;

ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание устанавливается в следующих размерах: 1) за квалификационное звание специалиста третьего класса - 5%; 2) за квалификационное звание специалиста второго класса - 10%; 3) за квалификационное звание специалиста первого класса - 20%; 4) за квалификационное звание мастера (высшее квалификационное звание) - 30% (ч. 9). Присвоение и подтверждение квалификационных званий сотрудникам органов внутренних дел РФ урегулировано Инструкцией о порядке присвоения (подтверждения) квалификационных званий сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД России от 14 августа 2002 г. N 777*(346);

ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы устанавливается в размере до 100% должностного оклада. Порядок выплаты надбавки к должностному окладу за особые условия службы и размеры такой надбавки определяются Правительством РФ в зависимости от условий службы и характера выполняемых задач (ч. 10). В качестве примера такого прежнего подобного акта следует назвать Постановление Правительства РФ от 31 января 2005 г. N 47 "О повышении размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (военной службы) отдельным категориям сотрудников и военнослужащих, проходящих военную службу по контракту"*(347);

ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, устанавливается в размере до 65% должностного оклада. Порядок выплаты указанной ежемесячной надбавки и ее размеры определяются Президентом РФ (ч. 11). В то же время на основании соответствующих норм Закона РФ "О государственной тайне" издано Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2006 г. N 573 "О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны"*(348), которым утверждены Правила выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны. Следует также упомянуть, что в соответствии с названным Постановлением издан Приказ МВД России от 13 июня 2007 г. N 519 "Об утверждении Инструкции о выплате ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов внутренних дел Российской Федерации, допущенных к государственной тайне"*(349), которым утверждены: Инструкция о выплате ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов внутренних дел Российской Федерации, допущенных к государственной тайне; Перечень должностей сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников структурных подразделений по защите государственной тайны органов внутренних дел Российской Федерации;

премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей из расчета трех окладов денежного содержания в год выплачиваются в порядке, который определяется руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (ч. 12). Ранее соответствующим актом являлось Постановление Правительства РФ от 21 января 2003 г. N 33 "О дополнительных выплатах сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации" (наименование в ред. Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. N 847)*(350), которым наряду с прочим утверждено Положение о выплате премии за образцовое исполнение служебных обязанностей сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации (наименование в ред. Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. N 847);

поощрительные выплаты за особые достижения в службе в размере до 100% должностного оклада в месяц устанавливаются в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета на денежное довольствие сотрудников вправе устанавливать размер поощрительной выплаты за особые достижения в службе свыше 100% должностного оклада (ч. 13). К таким поощрительным выплатам за особые достижения в службе, относится, например, установленная в ч. 3 комментируемой статьи ежемесячная надбавка сотруднику полиции, имеющему соответствующее почетное звание. Другим примером являются установленные Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2006 г. N 343 "Об установлении надбавок за ученую степень и (или) ученое звание сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту"*(351) сотрудникам органов внутренних дел РФ: имеющим ученую степень кандидата наук, - надбавка в размере 10% должностного оклада; имеющим ученую степень доктора наук, - надбавка в размере 25% должностного оклада; имеющим ученое звание доцента, - надбавка в размере 10% должностного оклада; имеющим ученое звание профессора, - надбавка в размере 25% должностного оклада;

надбавка к должностному окладу за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время, выплачивается в размере до 100% должностного оклада в порядке, определяемом Правительством РФ (ч. 14). "Предшественником" надбавки к должностному окладу за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время, является надбавка, предусмотренная Приказом МВД России от 27 мая 2009 г. N 412 "О дополнительных выплатах отдельным категориям военнослужащих внутренних войск МВД России и сотрудников органов внутренних дел"*(352). Названным Приказом отдельным категориям военнослужащих внутренних войск МВД России, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников органов внутренних дел устанавливалась ежемесячная надбавка к окладам по воинской должности (должностным окладам) согласно приложению 1 к этому Приказу;

к денежному довольствию сотрудников, проходящих службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, устанавливаются коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки, предусмотренные законодательством РФ. Для применения указанных коэффициентов и процентных надбавок в составе денежного довольствия учитываются: 1) должностной оклад; 2) оклад по специальному званию; 3) ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет); 4) ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание; 5) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы; 6) ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (ч. 15);

порядок применения коэффициентов и выплаты процентных надбавок, указанных в ч. 15 данной статьи, и размеры таких коэффициентов и процентных надбавок определяются Правительством РФ (ч. 16). Ранее соответствующая регламентация содержалась в Постановлении Правительства РФ от 28 мая 2001 г. N 416 "О дополнительных выплатах сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, проходящим службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных" (наименование в ред. Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. N 847)*(353). Во исполнение названного Постановления издан Приказ МВД России от 22 марта 2003 г. N 186 "О некоторых мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 28 мая 2001 г. N 416"*(354);

федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ помимо дополнительных выплат и надбавок, предусмотренных названным Законом, сотрудникам могут устанавливаться другие дополнительные выплаты и надбавки. Указанные дополнительные выплаты и надбавки устанавливаются дифференцированно в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых сотрудниками задач (ч. 17);

порядок обеспечения сотрудников денежным довольствием определяется в соответствии с законодательством РФ руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (ч. 18);

сотрудникам, временно проходящим службу за пределами территории РФ, часть денежного довольствия выплачивается в иностранной валюте в случаях, по нормам и в порядке, которые определяются Правительством РФ (ч. 19);

часть денежного довольствия в иностранной валюте, установленная сотрудникам в соответствии с ч. 19 данной статьи, не учитывается при исчислении выплат (в т.ч. пенсий и страховых сумм), определяемых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ исходя из окладов денежного содержания (ч. 20). Соответствующим актом является Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 949 "О денежном, материальном и социальном обеспечении отдельных категорий военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и гражданского персонала, направляемых Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации за пределы территории Российской Федерации для оказания технического содействия и исполнения иных обязанностей"*(355), которым утверждено Положение о денежном, материальном и социальном обеспечении отдельных категорий военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и гражданского персонала, направляемых Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации за пределы территории Российской Федерации для оказания технического содействия и исполнения иных обязанностей;

за сотрудниками, захваченными в плен или в качестве заложников, интернированными в нейтральных странах, а также за безвестно отсутствующими сотрудниками (до признания их в установленном законом порядке безвестно отсутствующими или объявления умершими) сохраняется денежное довольствие в полном размере. В этих случаях денежное довольствие указанных сотрудников выплачивается супругам или другим членам их семей в порядке, определяемом Правительством РФ, до полного выяснения обстоятельств захвата сотрудников в плен или в качестве заложников, до их освобождения либо до признания их в установленном законом порядке безвестно отсутствующими или объявления умершими (ч. 21).

Соответствующими актами являются Постановление Правительства РФ от 14 июля 2000 г. N 524 "Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей"*(356), которым наряду с прочим утверждены Правила выплаты супруге (супругу) или другим членам семьи денежного довольствия военнослужащих, захваченных в плен или в качестве заложников, интернированных в нейтральных странах либо безвестно отсутствующих, а также Постановление Правительства РФ от 30 августа 2001 г. N 641 "О материальном и иных (кроме денежного довольствия) видах обеспечения членов семей военнослужащих, захваченных в плен или в качестве заложников, а также интернированных в нейтральных странах"*(357);

сотруднику, временно выполняющему обязанности по другой должности, денежное довольствие выплачивается исходя из оклада по временно замещаемой должности, но не менее оклада по основной должности с учетом дополнительных выплат, установленных ему по основной должности (ч. 22);

за сотрудником, находящимся в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или организации, входящей в систему указанного федерального органа, до истечения срока, определенного федеральным законом, регулирующим прохождение службы в органах внутренних дел, сохраняется денежное довольствие в размере должностного оклада по последней замещаемой должности и оклада по специальному званию, а также ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет). Сотруднику, находящемуся в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или организации, входящей в систему указанного федерального органа, и выполняющему обязанности по последней замещаемой должности, в соответствии с приказом или распоряжением руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного им руководителя денежное довольствие выплачивается в полном размере. По решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного им руководителя сотруднику, находящемуся в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или организации, входящей в систему указанного федерального органа, и не выполняющему обязанностей по последней замещаемой должности, с учетом фактического объема выполняемых им служебных обязанностей могут также производиться дополнительные выплаты, предусмотренные частью 6 данной статьи (ч. 23);

в случае освобождения сотрудника от выполнения должностных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью ему выплачивается денежное довольствие за весь период временной нетрудоспособности в полном размере (ч. 24);

в случае временного отстранения сотрудника от должности ему выплачивается денежное довольствие в размере должностного оклада и оклада по специальному званию, а также надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) (ч. 25);

в случае, если сотрудник обвиняется (подозревается) в совершении преступления и в отношении его избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, выплата денежного довольствия такому сотруднику приостанавливается. При вынесении сотруднику оправдательного приговора или при прекращении в отношении его уголовного дела по реабилитирующим основаниям ему выплачивается денежное довольствие в полном размере за весь период содержания под стражей (ч. 26);

особенности обеспечения денежным довольствием отдельных категорий сотрудников определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (ч. 27);

сотрудникам, выполняющим задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в отдельных регионах России либо проходящим службу в условиях военного положения или чрезвычайного положения, вооруженного конфликта, проведения контртеррористической операции, ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера, других чрезвычайных ситуаций и в иных особых условиях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, изменением режима служебного времени и введением дополнительных ограничений, устанавливаются повышающие коэффициенты или надбавки к денежному довольствию в размерах, определяемых Правительством РФ (ч. 28). Тем самым законодательно подтверждено полномочие Правительства РФ на регулирование, закрепленное в его Постановлении от 9 февраля 2004 г. N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации"*(358);

сотрудники, прикомандированные в соответствии с законодательством РФ к органам государственной власти и иным государственным органам, обеспечиваются денежным довольствием в порядке, определяемом Президентом РФ (ч. 29);

сотрудники, прикомандированные в соответствии с законодательством РФ к организациям, обеспечиваются денежным довольствием в порядке, определяемом Правительством РФ. При этом размеры должностных окладов сотрудников, прикомандированных к организациям, устанавливаются руководителями этих организаций по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (ч. 30);

размеры должностных окладов для исчисления пенсий лицам, которым при увольнении со службы в органах внутренних дел пенсии были назначены исходя из окладов по замещаемым ими должностям в государственных органах и организациях, и членам их семей устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ (ч. 31). Тем самым законодательно подтверждено полномочие Правительства РФ на регламентацию указанного вопроса, содержащуюся в Постановлении Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (наименование в ред. Постановления Правительства РФ от 8 августа 2003 г. N 475).

Статья 3 Закона 2011 г. о социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел предусматривает целый ряд пособий и других денежных выплат в связи с прохождением службы в органах внутренних дел и увольнением со службы в органах внутренних дел.

В пункте 4 ст. 1 Федерального закона "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" предусмотрено, что соответствие основных типовых штатных должностей и специальных званий сотрудников государственным должностям федеральной государственной службы и квалификационным разрядам государственных служащих федеральных органов исполнительной власти, а также соотношение окладов по другим типовым штатным должностям сотрудников устанавливаются Президентом РФ. Соответствующими актами являются Указы Президента РФ от 30 июня 2002 г. N 672 "О денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации" (наименование в ред. Указа Президента РФ от 31 августа 2005 г. N 1007)*(359) и от 30 сентября 2004 г. N 1259 "Вопросы денежного довольствия сотрудников, имеющих специальные звания и замещающих должности в центральных аппаратах некоторых федеральных органов исполнительной власти"*(360).

3. В части 3 комментируемой статьи предусмотрена выплата ежемесячной надбавки в размере 10% к должностному окладу сотруднику полиции, имеющему почетное звание "Заслуженный сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации" и (или) "Заслуженный юрист Российской Федерации". Как установлено при этом, выплата указанной надбавки производится в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, т.е. МВД России.

Данное регулирование является новым. Положение 1992 г. о службе в органах внутренних дел предусматривает только ежемесячную надбавку награжденным почетным знаком "Заслуженный сотрудник МВД Российской Федерации", причем в размере 5% от должностного оклада (ч. 2 ст. 37).

Почетные звания "Заслуженный сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации" и "Заслуженный юрист Российской Федерации" согласно подп. "д" п. 2 Указа Президента РФ от 7 сентября 2010 г. N 1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации"*(361) входят в государственную наградную систему РФ. Этим же Указом утверждены положения о названных почетных званиях РФ.

 

Статья 43. Страховые гарантии сотруднику полиции и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей

1. Комментируемая статья регламентирует страховые гарантии сотруднику полиции и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей. Ранее соответствующее регулирование содержалось в ст. 29 Закона 1991 г. о милиции, на основании которой Приказом МВД России от 15 октября 1999 г. N 805 утверждена Инструкция о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких*(362). В Положении 1992 г. о службе в органах внутренних дел указано (ст. 53) лишь на то, что государственное личное и дополнительное социальное страхование, а также возмещение ущерба в случае гибели или увечья сотрудника органов внутренних дел осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Основой для соответствующего регулирования является общая норма ст. 1084 гл. 59 "Обязательства вследствие причинения вреда" части второй ГК РФ (в ред. Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ), согласно которой вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в полиции и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам, предусмотренным названной главой, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.

Часть 1 комментируемой статьи устанавливает, что жизнь и здоровье сотрудника полиции подлежат обязательному государственному страхованию за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год. Ранее данная норма формулировалась в ч. 1 ст. 29 Закона 1991 г. о милиции (в ред. Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 68-ФЗ) несколько иначе: все сотрудники милиции подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств соответствующих бюджетов, а также средств, поступающих в специальные фонды на основании договоров от организаций. Указание в норме ч. 1 комментируемой статьи на бюджетные ассигнования федерального бюджета предопределено новеллой ст. 47 комментируемого Закона об источнике финансового обеспечения деятельности полиции (см. указанную статью и коммент. к ней).

2. Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ определяет Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" (наименование в ред. Федерального закона от 11 июня 2008 г. N 86-ФЗ)*(363), что и указано в его преамбуле.

Соответственно, к названному Закону и отсылает норма ч. 2 комментируемой статьи в отношении условий и порядка обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудника полиции. Статья 29 Закона 1991 г. о милиции такой ссылки не содержала, но подразумевала.

Как установлено в п. 1 ст. 1 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы", объектами обязательного государственного страхования являются жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц.

Согласно пункту 2 указанной статьи жизнь и здоровье данных лиц подлежат обязательному государственному страхованию со дня начала службы в органах внутренних дел РФ по день окончания службы. Там же предусмотрено, что при наступлении страховых случаев, предусмотренных абзацами 2 (гибель (смерть) застрахованного лица до истечения одного года после увольнения со службы) и 3 (установление застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения со службы) ст. 4 названного Закона, лица считаются застрахованными в течение одного года после окончания службы, если смерть или инвалидность наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, имевших место в период прохождения службы.

В пункте 3 ст. 1 названного Закона предусмотрено, что в случае, если жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц, за исключением оснований, предусмотренных данным Законом, подлежат обязательному государственному страхованию также в соответствии с иными федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ, то указанным военнослужащим и приравненным к ним в обязательном государственном страховании лицам или членам их семей страховые суммы выплачиваются по их выбору только по одному основанию.

Во исполнение Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" и Постановления Правительства РФ от 29 июля 1998 г. N 855 "О мерах по реализации Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" (наименование в ред. Постановления Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 674)*(364) издан Приказ МВД России от 16 декабря 1998 г. N 825 "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья в системе МВД России"*(365), которым утверждена Инструкция о порядке проведения обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, в системе МВД России.

Следует также отметить, что Законом 2011 г. о социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел в ст. 5 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" с 1 января 2012 г. введен пункт 3, предусматривающий, что лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ при наступлении страховых случаев страховые суммы выплачиваются в следующих размерах:

в случае получения застрахованным лицом в период прохождения службы тяжелого увечья (ранения, травмы, контузии) - 5 окладов, легкого увечья (ранения, травмы, контузии) - 2 оклада;

в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения службы либо до истечения одного года после увольнения со службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службы, - 10 окладов каждому выгодоприобретателю;

в случае установления застрахованному лицу инвалидности в период прохождения службы либо до истечения одного года после увольнения со службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службы:

инвалиду I группы - 1 500 000 рублей;

инвалиду II группы - 1 000 000 рублей;

инвалиду III группы - 500 000 рублей.

Кроме того, в указанном новом п. 3 предусмотрено, что в случае, если в период прохождения службы либо до истечения одного года после увольнения со службы застрахованному лицу при переосвидетельствовании в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы вследствие указанных в данном пункте причин будет повышена группа инвалидности, то размер страховой суммы увеличивается на сумму, составляющую разницу между страховой суммой, причитающейся по вновь установленной группе инвалидности, и страховой суммой, причитающейся по прежней группе инвалидности.

3. В части 3 комментируемой статьи установлены следующие случаи, в которых членам семьи сотрудника полиции и лицам, находившимся на его иждивении, в равных долях выплачивается единовременное пособие в размере трех миллионов рублей (в первоначальной редакции нормы говорилось о размере, равном 120-кратному размеру оклада денежного содержания сотрудника полиции, установленного на день выплаты пособия; соответствующее изменение внесено с 1 января 2012 г. Законом 2011 г. о социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел):

1) гибель (смерть) сотрудника полиции вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в полиции;

2) смерть гражданина РФ, наступившая в течение одного года после увольнения со службы в полиции вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в полиции, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в полиции.

Ранее подобное регулирование содержалось в ч. 2 ст. 29 Закона 1991 г. о милиции, предусматривающей, что в случае гибели сотрудника милиции в связи с осуществлением служебной деятельности либо его смерти до истечения одного года после увольнения со службы вследствие ранения (контузии), заболевания, полученных в период прохождения службы, семье погибшего (умершего) и его иждивенцам выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания погибшего (умершего) из средств соответствующего бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц. Данная норма детализирована в положениях разделов "Выплата единовременного пособия в случае гибели (смерти) сотрудника в период прохождения службы" и "Выплата единовременного пособия в случае смерти сотрудника после увольнения со службы" упомянутой выше Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких, утв. Приказом МВД России от 15 октября 1999 г. N 805.

Как отмечалось в Определении КС России от 4 июля 2002 г. N 184-О*(366), из нормативного положения ч. 2 ст. 29 Закона 1991 г. о милиции следует, что при решении вопроса о выплате пособия в случае смерти сотрудника милиции до истечения одного года после увольнения его со службы вследствие ранения (контузии) или заболевания, полученных в период пребывания на службе, законодатель исходит из презумпции того, что эти обстоятельства, послужившие причиной смерти, заведомо связаны с прохождением службы, если не будет доказано, что они наступили в результате противоправного или иного поведения такого лица, исключающего распространение на него повышенных гарантий социальной защиты.

Основным нововведением ч. 3 комментируемой статьи является исключение на указание последующего взыскания суммы единовременного пособия с виновных лиц. Тем самым учтено Постановление КС России от 15 июля 2009 г. N 13-П, о котором сказано ниже. Здесь же следует отметить замечания Общественной палаты РФ, которые не были учтены при работе над проектом комментируемого Закона (см. письмо от 30 ноября 2010 г. N 3ОП-1/1980):

не содержится указание на срок, в течение которого должны быть произведены выплаты единовременного пособия, предусмотренного в случае гибели сотрудника полиции при исполнении служебных обязанностей и смерти гражданина РФ в течение года после увольнения со службы в полиции вследствие увечья. Это может повлечь за собой соответствующие нарушения по срокам выплат;

по-прежнему, при расчете единовременного пособия законодателем берется за основу размер оклада денежного содержания, который включает в себя только оклад по должности и оклад по званию. Вместе с тем сотрудник полиции (милиции), проходя службу, получает ежемесячное денежное вознаграждение, которое помимо указанных окладов включает в себя различные надбавки, в том числе и за выслугу лет. Очевидно, что если бы сотрудник продолжал служить, то ежемесячно он получал бы денежное вознаграждение, включающее в себя указанные выше надбавки, а выслуга лет у него уже не уменьшилась бы. Такая надбавка должна учитываться, так как это величина постоянная, которая едва ли при наступившем случае единовременной выплаты изменится.

Впрочем, следует ожидать внесения соответствующих изменений в комментируемую статью в связи с изданием Постановления КС России от 20 октября 2010 г. N 18-П*(367), в котором изложены правовые позиции в отношении положений Федерального закона "О статусе военнослужащих", аналогичных тем, которые содержатся в данной статье. Указанным Постановлением признаны не противоречащими Конституции РФ положения п. 1 и абз. 1 и 2 п. 2 ст. 18 названного Закона, поскольку данные положения по своему конституционно-правовому смыслу во взаимосвязи со ст. 1084 части второй ГК РФ в системе действующего правового регулирования не предполагают ограничение возмещения вреда, причиненного членам семьи военнослужащего, проходившего военную службу по контракту, которые имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца в связи с его гибелью (смертью), наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смертью, наступившей вследствие увечья (ранения, контузии, травмы), полученного при исполнении обязанностей военной службы, выплатой только страховых сумм и единовременного пособия, в т.ч. при отсутствии виновных противоправных действий государственных органов и их должностных лиц, и направлены в том числе на восполнение указанным гражданам имущественных потерь, причиненных смертью кормильца, с тем чтобы причитающиеся им в соответствии с законодательством выплаты в совокупности не могли бы быть меньше той части заработка (денежного довольствия), которая приходилась на долю каждого из них при жизни военнослужащего.

Этим же Постановлением Федеральному Собранию РФ предписано, руководствуясь требованиями Конституции РФ и с учетом правовых позиций, выраженных КС России в данном Постановлении, внести в действующее законодательство изменения, направленные на совершенствование механизма возмещения вреда, причиненного членам семьи военнослужащего, проходившего военную службу по контракту, которые имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца в связи с его гибелью (смертью), наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смертью, наступившей вследствие увечья (ранения, контузии, травмы), полученного при исполнении обязанностей военной службы, с тем чтобы во всяком случае указанным лицам гарантировалась возможность восполнения имущественных потерь путем предоставления в рамках этого механизма выплат, которые в совокупности по крайней мере обеспечивали бы им получение доли заработка (денежного довольствия), приходившейся на каждого из них при жизни военнослужащего.

Необходимо также иметь в виду, что в ст. 12 Закона 2011 г. о социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел с 1 января 2012 г. предусмотрены меры социальной поддержки членов семей сотрудников, погибших (умерших), пропавших без вести при выполнении служебных обязанностей. Так, в соответствии с ч. 1 указанной статьи членам семьи, а также родителям сотрудника, погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, пропавшего без вести при выполнении служебных обязанностей, предоставляются следующие меры социальной поддержки:

1) денежная компенсация расходов, связанных с оплатой проезда железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом, в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел:

а) к месту лечения в санаторно-курортном учреждении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и обратно (один раз в год);

б) к месту погребения погибшего (умершего) сотрудника и обратно, в том числе за пределами территории РФ (один раз в год);

2) ежемесячное пособие на содержание детей в порядке, определяемом Правительством РФ;

3) ежегодное пособие на проведение летнего оздоровительного отдыха детей в порядке, определяемом Правительством РФ;

4) однократное возмещение расходов, связанных с проездом на избранное место жительства и перевозкой до 20 тонн личного имущества в контейнерах железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, другими видами транспорта (за исключением воздушного при перевозке личного имущества).

Статья 10 Закона 2011 г. о социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел предусматривает ряд денежных компенсаций расходов на оплату коммунальных и иных услуг для членов семьи сотрудника, погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел.

4. Часть 4 комментируемой статьи определяет круг членов семьи и лиц, находившихся на иждивении погибшего (умершего) сотрудника полиции (гражданина РФ, уволенного со службы в полиции), имеющих право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 3 данной статьи:

1) супруга (супруг), состоявшая (состоявший) на день гибели (смерти) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим);

2) родители погибшего (умершего);

3) несовершеннолетние дети погибшего (умершего), дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;

4) лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством РФ.

Статья 29 Закона 1991 г. о милиции не содержала таких положений, но они предусмотрены в упомянутой выше Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких, утв. Приказом МВД России от 15 октября 1999 г. N 805, - в ее п. 2.5 и 2.6, определяющих понятия "члены семьи" и "иждивенцы".

Относительно указанных в п. 4 ч. 4 комментируемой статьи "иных" лиц, признанных иждивенцами, нежели лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, следует отметить, что их определить представляется затруднительным. Так, например, согласно норме п. 3 ст. 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"*(368) члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, т.е. этим и исчерпывается определение лиц, являющихся иждивенцами.

Следует также упомянуть, что определенный в ч. 4 комментируемой статьи круг членов семьи и лиц, находившихся на иждивении погибшего (умершего) сотрудника полиции (гражданина РФ, уволенного со службы в полиции), имеющих право на получение единовременного пособия, совпадает с определенным в ч. 2 ст. 1 Закона 2011 г. о социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел кругом членов семьи сотрудника органов внутренних дел и гражданина РФ, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие названного Закона. Разница лишь в том, что в ч. 4 комментируемой статьи указано на родителей погибшего (умершего), в то время как в ч. 2 ст. 1 Закона 2011 г. о социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел такое указание не содержится.

5. В части 5 комментируемой статьи предусмотрена выплата единовременного пособия при получении сотрудником полиции в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции. Размер единовременного пособия составляет два миллиона рублей. В первоначальной редакции нормы говорилось о размере, равном 60-кратному размеру оклада денежного содержания, установленного на день выплаты пособия; соответствующее изменение внесено с 1 января 2012 г. Законом 2011 г. о социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел.

Ранее такая норма содержалась в ч. 3 ст. 29 Закона 1991 г. о милиции, но формулировалась он несколько иначе: при получении сотрудником милиции в связи с осуществлением служебной деятельности телесных повреждений, исключающих для него возможность дальнейшего прохождения службы, ему выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания из средств соответствующего бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц. Как видно, основным нововведением ч. 5 комментируемой статьи является исключение на указание последующего взыскания суммы единовременного пособия с виновных лиц. Тем самым учтено Постановление КС России от 15 июля 2009 г. N 13-П, о котором сказано ниже.

Норма части 3 ст. 29 Закона 1991 г. о милиции детализирована в положениях раздела "Выплата единовременного пособия, сумм в возмещение ущерба в случае получения сотрудником телесных повреждений, иного повреждения здоровья" упомянутой выше Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких, утв. Приказом МВД России от 15 октября 1999 г. N 805.

6. Часть 6 комментируемой статьи предусматривает выплаты на случай причинения сотруднику полиции в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции и повлекших стойкую утрату трудоспособности: ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в полиции за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием выплаченных сумм компенсации с виновных лиц.

Подобная норма содержалась в ч. 4 ст. 29 Закона 1991 г. о милиции (в ред. Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 68-ФЗ) с несколько другой формулировкой: в случае причинения увечья или иного повреждения здоровья сотруднику милиции в связи с осуществлением им служебной деятельности денежная компенсация в размере, превышающем сумму назначенной пенсии по указанным в данной статье основаниям, выплачивается за счет средств соответствующего бюджета либо средств организаций, заключивших с милицией договоры.

При этом необходимо иметь в виду, что указанная норма Постановлением КС России от 15 июля 2009 г. N 13-П*(369) признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она во взаимосвязи со ст. 1084 ГК РФ - по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, - позволяет правоприменительным органам отказывать в выплате ежемесячной денежной компенсации сотрудникам милиции в возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья в связи с осуществлением ими служебной деятельности, исключающим для них возможность дальнейшего прохождения службы, при отсутствии виновных противоправных действий органов внутренних дел, других государственных органов и их должностных лиц.

В то же время тем же Постановлением часть 4 ст. 29 Закона 1991 г. о милиции признана не противоречащей Конституции РФ, поскольку она - по своему конституционно-правовому смыслу во взаимосвязи со ст. 1084 ГК РФ - предполагает ежемесячную выплату государством денежной компенсации сотрудникам милиции в возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья в связи с осуществлением ими служебной деятельности, исключающим для них возможность дальнейшего прохождения службы.

Следует также отметить, что в ч. 6 комментируемой статьи не учтено замечание Правового управления Аппарата Государственной Думы, которое обращало внимание на то, что оплата труда сотрудника полиции - федерального государственного гражданского служащего осуществляется в виде денежного содержания, а не денежного довольствия (см. Заключение от 1 декабря 2010 г. N 2.2-1/4410).

Норма части 4 ст. 29 Закона 1991 г. о милиции детализирована в положениях раздела "Выплата единовременного пособия, сумм в возмещение ущерба в случае получения сотрудником телесных повреждений, иного повреждения здоровья" упомянутой выше Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких, утв. Приказом МВД России от 15 октября 1999 г. N 805.

7. В части 7 комментируемой статьи предусмотрена необходимость перерасчета размера ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой в соответствии с ч. 6 данной статьи, с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников полиции, произведенного в порядке, установленном законодательством РФ. Статья 29 Закона 1991 г. о милиции не содержала такого положения, но оно предусмотрено в п. 24 упомянутой выше Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких, утв. Приказом МВД России от 15 октября 1999 г. N 805: в случае изменения размера месячного денежного содержания сотрудников, состоящих на службе, размер возмещения вреда его здоровью подлежит соответствующему перерасчету.

8. Часть 8 комментируемой статьи предусматривает, что вред, причиненный имуществу, принадлежащему сотруднику полиции или его близким родственникам, в связи с выполнением служебных обязанностей, подлежит возмещению в полном объеме за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета с последующим взысканием выплаченной суммы возмещения с виновных лиц. Подобная норма ранее содержалась в ч. 5 ст. 29 Закона 1991 г. о милиции, но есть два отличия. Ранее говорилось, во-первых, о близких, а не о близких родственниках сотрудника милиции, и, во-вторых, о возмещении причиненного ущерба из средств соответствующего бюджета.

При этом не учтено замечание Правового управления Аппарата Государственной Думы о том, что термин "близкие родственники сотрудника полиции" требует дополнительного пояснения в части установления перечня указанных близких родственников (см. Заключение от 1 декабря 2010 г. N 2.2-1/4410). Соответственно, остается лишь обращаться к аналогии с положением п. 4 ст. 5 УПК РФ, определяющим, что близкие родственники - это супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки.

Указание в норме ч. 8 комментируемой статьи на бюджетные ассигнования федерального бюджета предопределено новеллой ст. 47 комментируемого Закона об источнике финансового обеспечения деятельности полиции (см. указанную статью и коммент. к ней).

Норма ч. 5 ст. 29 Закона 1991 г. о милиции детализирована в положениях раздела "Возмещение ущерба, причиненного имуществу сотрудника или его близких" упомянутой выше Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких, утв. Приказом МВД России от 15 октября 1999 г. N 805.

9. В части 9 комментируемой статьи для ситуации, когда в случаях, предусмотренных данной статьей, одновременно возникают нескольких оснований для получения выплат в соответствии с законодательством РФ, предусмотрено, что выплаты осуществляются по одному из оснований по выбору получателя. В точности такая же норма ранее содержалась в ч. 6 ст. 29 Закона 1991 г. о милиции (часть введена Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ).

10. Как говорилось выше, Законом 2011 г. о социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел в ч. 3 и 5 комментируемой статьи внесены изменения, в результате которых единовременное пособие, выплачиваемое в случае гибели (смерти) сотрудника полиции или гражданина РФ, уволенного со службы в полиции, и единовременное пособие, выплачиваемое при получении сотрудником полиции в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, с 1 января 2012 г. исчисляются не в кратности размеру оклада денежного содержания сотрудника полиции, а в твердых суммах.

Соответственно, этим же Законом в комментируемую статью с 1 января 2012 г. введена часть 10, предусматривающая, что размеры указанных единовременных пособий подлежат ежегодной индексации исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. При этом полномочие по принятию решения об увеличении (индексации) размеров указанных пособий федеральный законодатель делегировал Правительству РФ.

 

Статья 44. Право сотрудника полиции на жилищное обеспечение

1. В комментируемой статье регламентировано право сотрудника полиции на жилищное обеспечение. Как установлено в ч. 1 данной статьи, обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета одним из двух способов - предоставлением ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо осуществлением единовременной социальной выплаты на его приобретение (в первоначальном варианте проекта комментируемого Закона говорилось о предоставлении жилого помещения и выделении денежных средств на его приобретение). При этом в отношении порядка и условий обеспечения сотрудника полиции жилым помещением сделана отсылка к федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ.

В рамках соответствующего регулирования в ч. 1 ст. 30 Закона 1991 г. о милиции (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2000 г. N 163-ФЗ) устанавливалось, что сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность. Нормы ч. 2 и 3 указанной статьи с соответствующими изменениями перенесены в ч. 2 и 3 комментируемой статьи. Не вошли в комментируемую статью положения ч. 4 и 5 ст. 30 Закона 1991 г. о милиции (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ), предусматривавшие, что: сотрудники милиции на железнодорожном, водном и воздушном транспорте обеспечиваются жилой площадью в первоочередном порядке соответствующими транспортными организациями (ч. 4); сотрудники милиции имеют право на получение беспроцентных ссуд на индивидуальное и кооперативное жилищное строительство с рассрочкой на 20 лет и погашением 50% предоставленной ссуды за счет средств соответствующих бюджетов (ч. 5; Приказом МВД России от 2 июля 2002 г. N 631 утверждена Инструкция о порядке оказания безвозмездной финансовой помощи сотрудникам органов внутренних дел по оплате стоимости кооперативного жилья и погашению кредита банка на индивидуальное жилищное строительство*(370)).

Общественной палатой РФ отмечалось, что статья о правах сотрудника полиции на жилищное обеспечение по содержанию практически аналогична статье 30 Закона 1991 г. о милиции; обобщая внесенные изменения, можно говорить о сокращении прав сотрудника полиции на жилищное обеспечение (см. письмо от 30 ноября 2010 г. N 3ОП-1/1980). О сокращении таких прав свидетельствует также следующий момент, на который обращено внимание Комитетом Государственной Думы по безопасности (см. Заключение от 7 декабря 2010 г. N 161/1): в соответствии со ст. 30 Закона 1991 г. о милиции сотрудникам милиции предоставляется жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома; в комментируемой статье предусматривается обеспечение сотрудника полиции "жилым помещением"; исходя из ч. 1 ст. 16 ЖК РФ сотруднику полиции в качестве жилого помещения может быть предоставлена как отдельная квартира или дом, так и их часть или комната.

Комитетом Государственной Думы по безопасности также справедливо было отмечено, что не предусмотрено обеспечение жилым помещением сотрудника полиции, подлежащего увольнению по выслуге лет. Речь идет о норме ч. 14 ст. 54 Положения 1992 г. о службе в органах внутренних дел (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ), предусматривающей, что сотрудники, прослужившие в органах внутренних дел 20 лет и более (в календарном исчислении), сотрудники органов внутренних дел - участники войны, воины-интернационалисты, а также члены семей погибших сотрудников или сотрудников, умерших вследствие ранения, контузии, увечья и заболевания, связанных с осуществлением законной служебной деятельности, получают в собственность занимаемые ими жилые помещения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: