Глава 5. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

 

Статья 18. Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

1. В комментируемой статье содержатся общие положения о праве сотрудника полиции на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Более детальные положения содержатся в следующих статьях комментируемой главы. Как отмечалось в пояснительной записке к проекту комментируемого Закона, данная глава разработана на основе Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятого Генеральной Ассамблеей ООН.

Как установлено в ч. 1 данной статьи, сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, комментируемым Законом и другими федеральными законами.

Ранее такая общая норма формулировалась в ч. 1 ст. 12 Закона 1991 г. о милиции (в ред. Федерального закона от 15 июня 1996 г. N 73-ФЗ) несколько иначе: милиция имеет право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом, а сотрудники изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел - Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".

Соответственно, Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"*(249) в ч. 1 комментируемой статьи не указан, но с очевидностью подразумевается. Согласно его ст. 43 (в ред. Федерального закона от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ*(250)) применение физической силы, специальных средств, газового и огнестрельного оружия сотрудниками мест содержания под стражей либо иными сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также сотрудниками органов внутренних дел, привлекающимися для обеспечения правопорядка, допускается только на основании и в случаях, предусмотренных названным Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Упоминание в ч. 1 комментируемой статьи федеральных конституционных законов не является формальным. Так, в статье 30 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении" предусмотрено, что установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ порядок и условия применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники изменению в условиях чрезвычайного положения не подлежат.

2. В части 2 комментируемой статьи федеральный законодатель делегировал полномочие по установлению перечня состоящих на вооружении полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему Правительству РФ. При этом закреплен запрет принятия на вооружение полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.

Аналогичное регулирование ранее содержалось в ч. 6 ст. 14 Закона 1991 г. о милиции (в ред. Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 68-ФЗ) в отношении специальных средств, состоящих на вооружении милиции, а также в ч. 5 и 6 ст. 15 названного Закона (в ред. Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 68-ФЗ) в отношении огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, состоящих на вооружении милиции. Новым является лишь то, что в отличие от нормы ч. 6 ст. 14 Закона 1991 г. о милиции в ч. 2 комментируемой статьи не говорится об установлении Правительством РФ правил применения специальных средств, состоящих на вооружении милиции. Это изменение предопределено тем, что соответствующие правила инкорпорированы непосредственно в нормы комментируемого Закона (см. ниже, а также коммент. к ст. 22 Закона).

На основании указанных норм ч. 6 ст. 14, ч. 5 и 6 ст. 15 Закона 1991 г. о милиции издавались соответствующие акты. Однако, сведений о таких общедоступных актах нет.

3. В части 3 комментируемой статьи предусмотрены права сотрудника полиции в состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия, во-первых, использовать любые подручные средства, и, во-вторых, по основаниям и в порядке, которые установлены комментируемым Законом, применять иное не состоящее на вооружении полиции оружие.

В точности аналогичное право сотрудника милиции использовать любые подручные средства в указанных обстоятельствах предусматривалось нормой ч. 5 ст. 14 Закона 1991 г. о милиции. Соответственно, право применения оружия, не состоящего на вооружении полиции, является нововведением комментируемого Закона. Правовое управление Аппарата Государственной Думы предлагало дополнительно обсудить это положение, поскольку не ясно, о каком оружии идет речь в соответствии со ст. 2 Федерального закона "Об оружии" (см. Заключение от 1 декабря 2010 г. N 2.2-1/4410). Как видно, это предложение так и не было реализовано.

Следует отметить, что в первоначальном варианте проекта комментируемого Закона право сотрудника полиции использовать любые подручные средства в указанных обстоятельствах не предусматривалось. Общественная палата РФ указывала на это как на положительный момент (см. письмо от 30 ноября 2010 г. N 3ОП-1/1980): практика показывает, что применение подручных средств нередко приводило к гибели задерживаемого или к причинению ему увечья. Однако, после процедуры общественного обсуждения законопроекта эта норма была в него включена.

Необходимая оборона и крайняя необходимость как обстоятельства, исключающие преступность деяния, определены в ст. 37 и 39 УК РФ. Так, статьей 37 "Необходимая оборона" данного Кодекса (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ) предусмотрено следующее:

не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, то есть при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия (ч. 1);

защита от посягательства, не сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, является правомерной, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны, то есть умышленных действий, явно не соответствующих характеру и опасности посягательства (ч. 2);

не являются превышением пределов необходимой обороны действия обороняющегося лица, если это лицо вследствие неожиданности посягательства не могло объективно оценить степень и характер опасности нападения (ч. 2.1);

положения данной статьи в равной мере распространяются на всех лиц независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения, а также независимо от возможности избежать общественно опасного посягательства или обратиться за помощью к другим лицам или органам власти (ч. 3).

Статья 39 "Крайняя необходимость" УК РФ устанавливает следующее:

не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости (ч. 1);

превышением пределов крайней необходимости признается причинение вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред равный или более значительный, чем предотвращенный. Такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда (ч. 2).

4-7. Часть 4 комментируемой статьи закрепляет обязанности сотрудника полиции проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

В точности аналогичные обязанности сотрудника милиции ранее были закреплены в ч. 2 ст. 12 Закона 1991 г. о милиции. В этой связи Общественной палатой РФ отмечалось, что следовало бы сохранить прежний порядок периодических проверок на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, - один раз в два месяца, как было на практике ранее (см. письмо от 30 ноября 2010 г. N 3ОП-1/1980). Это предложение при работе над проектом комментируемого Закона не было реализовано. Более того, из первоначального варианта законопроекта было исключено указание на периодичность - не реже одного раза в год - прохождения сотрудником полиции специальной подготовки.

В части 5 комментируемой статьи федеральный законодатель делегировал полномочие по определению содержания программ специальной подготовки сотрудников полиции федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, т.е. МВД России. Закон 1991 г. о милиции подобной нормы не содержал, но с очевидностью подразумевал.

Профессиональной подготовке сотрудников полиции посвящена статья 38 комментируемого Закона (см. указанную статью и коммент. к ней). Здесь же следует отметить, что вопросы специальной подготовки к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, регламентированы Наставлением по физической подготовке (НФП-96) сотрудников органов внутренних дел, утв. Приказом МВД России от 29 июля 1996 г. N 412*(251), Наставлением по огневой подготовке в органах внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД России от 11 сентября 2000 г. N 955*(252), Наставлением по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД России от 29 июня 2009 г. N 490*(253).

Часть 6 комментируемой статьи предусматривает, что для приобретения права на применение световых и акустических специальных средств, а также средств разрушения преград сотруднику полиции необходимо получить в установленном порядке соответствующий допуск. Закон 1991 г. о милиции непосредственно подобного требования не устанавливал (в названном Законе использовалось понятие светозвуковых средств отвлекающего воздействия, см. коммент. к ст. 21 Закона), но оно установлено в нормативных правовых актах, изданных во исполнение положения ч. 6 ст. 14 Закона 1991 г. о милиции (в ред. Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 68-ФЗ), наделяющего Правительство РФ полномочием по установлению правил применения специальных средств. Как говорилось выше, сведений об общедоступных таких актах нет.

В части 7 комментируемой статьи установлено, что сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, подлежит прохождении аттестации на соответствие замещаемой должности. Как предусмотрено при этом, до вынесения решения о соответствии замещаемой должности сотрудник полиции должен быть отстранен от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Положения части 7 комментируемой статьи являются законодательным нововведением. При работе над проектом комментируемого Закона Правовое управление Аппарата Государственной Думы отмечало необходимость дополнительного пояснения в отношении порядка проведения аттестации сотрудника полиции (см. Заключение от 1 декабря 2010 г. N 2.2-1/4410): по общему правилу аттестационная комиссия выносит решение по результатам аттестации в день проведения аттестации; в этой связи не понятно, о каком сроке идет речь во втором предложении ч. 7 статьи и каковы правовые последствия отстранения сотрудника полиции от выполнения указанных обязанностей. Однако, рассматриваемые положения оставлены без изменения.

8. В части 8 комментируемой статьи указано, что превышение сотрудником полиции полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством РФ. Тем самым воспроизведена норма ч. 4 ст. 12 Закона 1991 г. о милиции, предусматривавшая, что применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия с превышением полномочий влечет за собой ответственность, установленную законом.

Ответственности сотрудника полиции посвящена статья 33 комментируемого Закона (см. указанную статью и коммент. к ней). Здесь же необходимо отметить следующее.

В статье 38 УК РФ в отношении такого обстоятельства, исключающие преступность деяния, как причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление, предусмотрено, что:

не является преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер (ч. 1);

превышением мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, признается их явное несоответствие характеру и степени общественной опасности совершенного задерживаемым лицом преступления и обстоятельствам задержания, когда лицу без необходимости причиняется явно чрезмерный, не вызываемый обстановкой вред. Такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда (ч. 2).

Среди специальных норм УК РФ, предусматривающих уголовную ответственность за превышение сотрудником полиции полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, следует назвать: часть 2 ст. 108 - убийство, совершенное при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление; часть 2 ст. 114 - умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, совершенное при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление; статью 286 - превышение должностных полномочий, т.е. совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (в ч. 3 указанной статьи предусмотрена повышенная ответственность за такие деяния, если они совершены: а) с применением насилия или с угрозой его применения; б) с применением оружия или специальных средств; в) с причинением тяжких последствий). Разъяснения по вопросам, возникающими по делам о превышении должностных полномочий, даны в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий"*(254).

9. Часть 9 комментируемой статьи предусматривает, что сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, при условии, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, комментируемым Законом и другими федеральными законами.

Ранее подобная норма содержалась в ч. 3 ст. 23 Закона 1991 г. о милиции: сотрудники милиции не несут ответственности за моральный, материальный и физический вред, причиненный правонарушителю применением в предусмотренных данным Законом случаях физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, если причиненный вред соразмерен силе оказываемого противодействия. Как видно, в отличие от данной нормы в ч. 9 комментируемой статьи говорится о соответствии применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия требованиям закона, а не о соразмерности причиненного вреда силе оказываемого противодействия. Кроме того, в ч. 9 комментируемой статьи речь идет о причинении вреда не только правонарушителю, а вообще гражданам (т.е. в т.ч. и правонарушителю) и организациям.

Как следует из нормы ч. 9 комментируемой статьи, условием освобождения от ответственности за вред, причиненный гражданам и организациям, является правомерность применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия. В этом отношении во взаимосвязи с данной нормой находится норма ч. 3 ст. 33 комментируемого Закона, предусматривающая, что вред, причиненный гражданам и организациям противоправными действиями (бездействием) сотрудника полиции при выполнении им служебных обязанностей, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством РФ (см. коммент. к указанной статье).

Норма части 9 комментируемой статьи согласуется с положением п. 3 ст. 1064 гл. 59 "Обязательства вследствие причинения вреда" части второй ГК РФ, устанавливающим, что вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом. Иначе говоря, согласно данной гражданско-правовой норме ответственность за вред, причиненный правомерными действиями, может наступить лишь в случаях, предусмотренных законом.

 

Статья 19. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

1-2. Комментируемая статья содержит общие положения о порядке применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Более детальные положения содержатся в следующих статьях комментируемой главы.

Часть 1 данной статьи обязывает сотрудника полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия:

1) сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции;

2) предупредить указанных лиц о своем намерении;

3) предоставить указанным лицам возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции.

На случай применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) рассматриваемая норма предусматривает осуществление перечисленного одним из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).

В части ч. 2 данной статьи предусмотрены случаи, в которых сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие. Это случаи, когда промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия.

Ранее подобным образом в ч. 3 ст. 12 Закона 1991 г. о милиции устанавливалось, что при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник милиции обязан предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения требований сотрудника милиции, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность жизни и здоровью граждан и сотрудников милиции, может повлечь иные тяжкие последствия или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным или невозможным.

Как видно, в отличие от данного положения в ч. 1 комментируемой статьи, во-первых, указано на обязанность сотрудника полиции сообщить том, что он является сотрудником полиции, и, во-вторых, указано на необходимость предоставления не только времени, но и возможности для выполнения законных требований сотрудника полиции. Новым также в ч. 1 данной статьи является регламентация предупреждения о намерении применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы). В части 2 комментируемой статьи среди случаев, когда сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, не указан такой случай, о котором говорилось в ч. 3 ст. 12 Закона 1991 г. о милиции, как неуместность или невозможность соответствующего предупреждения в создавшейся обстановке.

3. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан действовать с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом закреплена обязанность сотрудника полиции стремиться к минимизации любого ущерба.

Ранее подобным образом в ч. 3 ст. 12 Закона 1991 г. о милиции устанавливалось, что при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник милиции обязан стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, и силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб, причиняемый при этом, был минимальным. Как представляется, новым в ч. 3 комментируемой статьи является лишь указание на необходимость учета создавшейся обстановки.

4. В части 4 комментируемой статьи закреплены обязанности сотрудника полиции оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.

Ранее подобным образом в ч. 3 ст. 12 Закона 1991 г. о милиции (в ред. Федерального закона от 25 ноября 2009 г. N 267-ФЗ) среди обязанностей сотрудника милиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия указывалось на обеспечение лицам, получившим телесные повреждения, предоставления первой помощи.

Оказание первой помощи регламентировано статьей 19.1 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан и Приказом Минздравсоцразвития России от 17 мая 2010 г. N 353н "О первой помощи" (см. коммент. к ст. 12 Закона).

5. Часть 5 комментируемой статьи устанавливает необходимость уведомления полицией близких родственников или близких лиц гражданина о причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия.

Ранее подобным образом в ч. 3 ст. 12 Закона 1991 г. о милиции среди обязанностей сотрудника милиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия указывалось на обеспечение лицам, получившим телесные повреждения, уведомления в возможно короткий срок их родственников. В отличие от данного положения в ч. 6 комментируемой статьи, во-первых, определен срок уведомления - в возможно короткий срок, но не более 24 часов с момента причинения телесных повреждений, и, во-вторых, указаны не только родственники (точнее, близкие родственники), но и близкие лица гражданина.

Постольку, поскольку в комментируемом Законе понятия близких родственников или близких лиц не определены, при применении нормы ч. 5 комментируемой статьи представляется уместной аналогия с положениями п. 3 и 4 ст. 5 УПК РФ, в которых определено, что:

близкие родственники - это супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки (п. 4);

близкие лица - это иные, за исключением близких родственников и родственников, лица, состоящие в свойстве с потерпевшим, свидетелем, а также лица, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги потерпевшему, свидетелю в силу сложившихся личных отношений (п. 3).

6. В части 6 комментируемой статьи предусмотрена обязательность уведомления прокурора в течение 24 часов о каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия.

Ранее подобным образом в ч. 3 ст. 12 Закона 1991 г. о милиции среди обязанностей сотрудника милиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия указывалось на уведомление прокурора о всех случаях смерти или ранения. В отличие от данного положения в ч. 6 комментируемой статьи, во-первых, определен срок уведомления - 24 часа с момента применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, и, во-вторых, не говорится о том, кем должно быть осуществлено уведомление.

О прокурорском надзоре за исполнением полицией законов см. ст. 52 Закона и коммент. к ней.

7. Часть 7 комментируемой статьи обязывает сотрудника полиции в случае, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть, по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия. Данная норма является законодательной новеллой, прогрессивный характер которой очевиден.

8. В части 8 комментируемой статьи закреплены обязанности сотрудника полиции сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия представить соответствующий рапорт:

о каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации;

о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции.

Ранее подобные обязанности сотрудник милиции устанавливались в ч. 4 ст. 15 Закона 1991 г. о милиции (в ред. Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 68-ФЗ), но только для случаев применения огнестрельного оружия: о каждом случае применения огнестрельного оружия сотрудник милиции в течение 24 часов с момента его применения обязан представить рапорт начальнику органа внутренних дел (органа милиции) по месту своей службы или по месту применения огнестрельного оружия.

9. Часть 9 комментируемой статьи определяет особенности применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в составе подразделения (группы): такое применение подлежит осуществлению, во-первых, в соответствии с федеральным законом, и, во-вторых, в рамках выполнения приказов и распоряжений руководителя этого подразделения (группы). Данная норма является законодательной новеллой, поскольку Закон 1991 г. о милиции право сотрудника милиции применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) не регламентировал.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 27 комментируемого Закона сотрудник полиции обязан выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), только те, которые отданы в установленном порядке и не противоречат федеральному закону. Как установлено в ч. 2 ст. 30 данного Закона, при получении приказа или распоряжения, явно противоречащих закону, сотрудник полиции обязан руководствоваться законом.

 

Статья 20. Применение физической силы

1. В комментируемой статье регламентировано применение сотрудником полиции физической силы. Часть 1 данной статьи предусматривает само право сотрудника полиции применять физическую силу, в т.ч. боевые приемы борьбы лично или в составе подразделения (группы) и в качестве условия реализации данного права определяет обстоятельство, когда несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей.

При этом предусмотрено только три случая, в которых может быть реализовано право применения физической силы:

1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;

2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;

3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

Подобным образом ранее в ст. 13 Закона 1991 г. о милиции предусматривалось, что сотрудники милиции имеют право применять физическую силу, в т.ч. боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на милицию обязанностей.

Как видно, новым в рассматриваемой норме является лишь указание на право сотрудника полиции применять физическую силу лично или в составе подразделения (группы), а также детализация такого случая применения физической силы, как задержание, - отдельно указано на доставление лица в соответствующее помещение. В остальном изменения носят незначительный характер.

В соответствии с разд. 11 Наставления по физической подготовке (НФП-96) сотрудников органов внутренних дел, утв. Приказом МВД России от 29 июля 1996 г. N 412, боевые приемы борьбы включают в себя: удары и защита от ударов; болевые приемы; удушающие приемы; броски, освобождения от захватов и обхватов, пресечение действий вооруженного преступника; способы помощи; способы наружного осмотра; способы связывания и надевания наручников; действия с использованием средств индивидуальной защиты и активной обороны; приемы рукопашного боя с автоматом.

2. В части 2 комментируемой статьи предусмотрено право сотрудника полиции применять физическую силу во всех случаях, когда комментируемым Законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия. Закон 1991 г. о милиции не закреплял подобной нормы в отношении применения физической силы сотрудником милиции, но она с очевидностью следовала из норм названного Закона, регламентирующих применение сотрудником милиции специальных средств и огнестрельного оружия. То же самое можно сказать и о норме ч. 2 комментируемой статьи - содержащееся в ней правило охватывается положениями ст. 21 и 23 комментируемого Закона, регламентирующими применение сотрудником полиции специальных средств и огнестрельного оружия (см. указанные статьи и коммент. к ним).

 

Статья 21. Применение специальных средств

1-2. Комментируемая статья регламентирует применение сотрудником полиции специальных средств. В части 1 данной статьи предусмотрено само право сотрудника полиции лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства и определен исчерпывающий перечень случаев, в которых это право может быть реализовано. Часть 2 комментируемой статьи определяет исчерпывающий перечень специальных средств, применяемых сотрудником полиции, и указаны случаи из перечисленных в ч. 1 данной статьи, в которых может применяться тот или иной вид специальных средств.

Исходя из этих норм специальные средства применяются в следующих случаях:

1) палки специальные:

для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;

для пресечения преступления или административного правонарушения;

для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия;

2) специальные газовые средства:

для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;

для пресечения преступления или административного правонарушения;

для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

3) средства ограничения подвижности (при отсутствии средств ограничения подвижности - подручные средства связывания):

для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;

4) специальные окрашивающие и маркирующие средства:

для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;

для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия;

5) электрошоковые устройства:

для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;

для пресечения преступления или административного правонарушения;

для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

6) светошоковые устройства:

для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;

для пресечения преступления или административного правонарушения;

для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

7) служебные животные:

для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;

для пресечения преступления или административного правонарушения;

для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;

для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;

для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия;

8) световые и акустические специальные средства:

для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия;

9) средства принудительной остановки транспорта:

для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;

для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия;

10) средства сковывания движения:

для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;

для пресечения преступления или административного правонарушения;

для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

11) водометы:

для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия;

12) бронемашины:

для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия;

13) средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия:

для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия;

14) средства разрушения преград:

для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков.

Подобным образом регламентировалось применение специальных средств сотрудником милиции в ч. 1 и 2 ст. 14 Закона 1991 г. о милиции, но без указания на реализацию этого права лично или в составе подразделения (группы). Так, в части 1 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 68-ФЗ) предусматривалось, что сотрудники милиции имеют право применять специальные средства, имеющиеся на вооружении милиции, в следующих случаях:

1) для отражения нападения на граждан и сотрудников милиции;

2) для пресечения оказываемого сотруднику милиции сопротивления;

3) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления против жизни, здоровья или собственности и пытающегося скрыться;

4) для задержания лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление;

5) для доставления задерживаемых лиц в милицию, конвоирования и охраны задержанных, а также лиц, подвергнутых административному аресту и заключенных под стражу, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе или оказывают противодействие сотруднику милиции;

6) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

7) для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи и организаций;

8) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника милиции остановиться;

9) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления.

Соответственно, изменения коснулись следующего. Прежде всего, в ч. 1 комментируемой статьи введены два новых случая применения сотрудником полиции специальных средств: для пресечения преступления или административного правонарушения (п. 2); для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия (п. 11). Кроме того, по сравнению с ч. 1 ст. 14 Закона 1991 г. о милиции в ч. 1 комментируемой статьи новым является следующее:

ранее говорилось о случае задержания лица, застигнутого при совершении преступления против жизни, здоровья или собственности и пытающегося скрыться (п. 3), теперь характер преступления значения не имеет (п. 4);

ранее указывалось на задержание лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление (п. 4), теперь же указано "если это лицо может оказать вооруженное сопротивление" (п. 5);

ранее говорилось о доставлении, конвоировании и охране лиц, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе или оказывают противодействие сотруднику милиции (п. 5), теперь же указано "в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе" (п. 6);

ранее указывалось на выявление лиц, совершающих или совершивших преступления (п. 9), теперь включено указание также лиц, совершающих или совершивших административные правонарушения (п. 10).

Часть 2 ст. 14 Закона 1991 г. о милиции (в ред. Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 68-ФЗ) предусматривала следующий перечень специальных средств (при этом путем отсылки к пунктам ч. 1 этой статьи, указывались случаи их применения): резиновые палки, слезоточивый газ, наручники (при этом указывалось что при отсутствии наручников сотрудник милиции вправе использовать подручные средства связывания), светозвуковые средства отвлекающего воздействия, средства разрушения преград, средства принудительной остановки транспорта, водометы и бронемашины (при этом указывалось, что данные специальные средства применяются только по указанию начальника органа внутренних дел, начальника криминальной милиции, начальника милиции общественной безопасности с последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов с момента применения), специальные окрашивающие средства, служебные собаки и электрошоковые устройства.

Соответственно, в части 2 комментируемой статьи предусмотрено три новых вида специальных средств - светошоковые устройства (п. 6), средства сковывания движения (п. 10, в первоначальном варианте законопроекта прямо указывалось, что это сети) и средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия (п. 13, в первоначальном варианте законопроекта прямо указывалось, что это спирали). Наряду с этим в ч. 2 комментируемой статьи использована новая, более широкая терминология: палки специальные (п. 1) вместо резиновых палок; специальные газовые средства (п. 2) вместо слезоточивого газа; средства ограничения подвижности (п. 3) вместо наручников; специальные окрашивающие и маркирующие средства (п. 4) вместо специальных окрашивающих средств; служебные животные (п. 7) вместо служебных собак; световые и акустические специальные средства (п. 8) вместо светозвуковых средств отвлекающего воздействия. Как отмечалось в пояснительной записке к проекту комментируемого Закона, при определении терминов устранены терминологические неточности и неоднозначность толкования терминов, которые существуют в Законе 1991 г. о милиции.

3. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает право сотрудника полиции применять специальные средства во всех случаях, когда комментируемым Законом разрешено применение огнестрельного оружия. Ранее подобная норма в отношении применения специальных средств сотрудником милиции содержалась в ч. 3 ст. 14 Закона 1991 г. о милиции. В этой норме указывалось, что все виды специальных средств, кроме того (т.е. помимо случаев, перечисленных в ч. 2 данной статьи), могут применяться в случаях, предусмотренных частью 1 ст. 15 "Применение и использование огнестрельного оружия" названного Закона. Применение огнестрельного оружия регламентировано статьей 23 комментируемого Закона (см. указанную статью и коммент. к ней).

 

Статья 22. Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств

1. В комментируемой статье установлены запреты и ограничения, связанные с применением сотрудником полиции специальных средств. Часть 1 данной статьи устанавливает запрет применения сотрудником полиции специальных средств:

1) в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции;

2) при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций.

Тем самым воспроизведена норма ч. 4 ст. 14 Закона 1991 г. о милиции (в ред. Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 68-ФЗ), запрещавшая применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью людей, а также при пресечении незаконных собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций ненасильственного характера, которые не нарушают работу транспорта, связи, организаций.

Возможность применения специальных средств при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований подразумевается в ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"*(255), согласно которой порядок прекращения публичного мероприятия, предусмотренный частью 1 этой статьи, не применяется в случае возникновения массовых беспорядков, погромов, поджогов и в других случаях, требующих экстренных действий; в этих случаях прекращение публичного мероприятия осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

2. В части 2 комментируемой статьи установлены следующие ограничения, связанные с применением специальных средств:

1) не допускается нанесение человеку ударов палкой специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца. Общественная палата РФ предлагала ввести запрет на нанесение ударов палкой резиновой по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца, а также многократное нанесение ударов в одно и то же место не только относительно палки резиновой, но и других специальных средств, предметов, а также относительно применения физической силы (см. письмо от 30 ноября 2010 г. N 3ОП-1/1980). Однако, данное предложение так и не было реализовано;

2) не допускается применение водометов при температуре воздуха ниже нуля градусов Цельсия;

3) не допускается применение средств принудительной остановки транспорта в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров (при наличии пассажиров), транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, а также в отношении мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров и мопедов; на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью; на железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях;

4) установка специальных окрашивающих средств на объекте осуществляется с согласия собственника объекта или уполномоченного им лица, при этом сотрудником полиции принимаются меры, исключающие применение указанных средств против случайных лиц.

Закон 1991 г. о милиции непосредственно подобных ограничений не устанавливал, но они установлены в нормативных правовых актах, изданных во исполнение положения ч. 6 ст. 14 Закона 1991 г. о милиции (в ред. Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 68-ФЗ), наделяющего Правительство РФ полномочием по установлению правил применения специальных средств. Сведений об общедоступных таких актах нет. Остается лишь упомянуть, что положение, подобное содержащемуся в п. 1 ч. 2 комментируемой статьи, закреплено в п. 10 Правил применения частными детективами и охранниками специальных средств, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 г. N 587 "Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности".

3. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает ограничения, связанные с применением таких специальных средств, как водометы и бронемашины. Во-первых, предусмотрено, что применение водометов и бронемашин может осуществляться только по решению руководителя территориального органа. Во-вторых, указано на обязательность последующего уведомления прокурора в течение 24 часов после применения водометов и бронемашин.

Ранее данные ограничения были установлены в положении ч. 2 ст. 14 Закона 1991 г. о милиции (в ред. Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 68-ФЗ), предусматривавшем, что водометы и бронемашины могут применяться только по указанию начальника органа внутренних дел, начальника криминальной милиции, начальника милиции общественной безопасности с последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов с момента применения.

4-5. В части 4 комментируемой статьи федеральный законодатель делегировал полномочие по установлению иных ограничений, связанных с применением сотрудником полиции специальных средств (иных, нежели установленные в ч. 1-3 данной статьи), федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, т.е. МВД России. Таким образом, можно ожидать издания соответствующего приказа, но его может и не быть, поскольку в данной норме говорится о возможности, а не об обязательности установления таких "иных" ограничений.

Часть 5 комментируемой статьи допускает отступление от запретов и ограничений, установленных частями 1 и 2 данной статьи, для случаев, когда специальные средства применяются по основаниям, предусмотренным частью 1 ст. 23 комментируемого Закона, т.е. в случаях, в которых возникает право применять огнестрельное оружие.

Следует отметить, что обе рассматриваемые нормы включены в проект комментируемого Закона после прохождения процедуры его общественного обсуждения. Необходимо также упомянуть, что Правовое управление Аппарата Государственной Думы отмечало необходимость дополнительного обсуждения положения ч. 5 комментируемой статьи в связи с возникающим противоречием, т.к. отсылочные нормы уже содержат исключение (см. Заключение от 1 декабря 2010 г. N 2.2-1/4410). Однако, данное положение оставлено без изменения.

 

Статья 23. Применение огнестрельного оружия

1. Комментируемая статья регламентирует применение сотрудником полиции огнестрельного оружия. В части 1 данной статьи определен исчерпывающий перечень случаев, в которых сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в отношении граждан. Ранее соответствующее регулирование содержалось в ч. 1 ст. 15 Закона 1991 г. о милиции (в ред. Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 68-ФЗ), предусматривавшей, что сотрудники милиции имеют право применять огнестрельное оружие лично или в составе подразделения в следующих случаях:

1) для защиты граждан от нападения, опасного для их жизни или здоровья;

2) для отражения нападения на сотрудника милиции, когда его жизнь или здоровье подвергаются опасности, а также для пресечения попытки завладения его оружием;

3) для освобождения заложников;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья и собственности и пытающегося скрыться, а также лица, оказывающего вооруженное сопротивление;

5) для отражения группового или вооруженного нападения на жилища граждан, помещения государственных органов, организаций и общественных объединений;

6) для пресечения побега из-под стражи: лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления; лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу; лиц, осужденных к лишению свободы; а также для пресечения попыток насильственного освобождения этих лиц.

Как видно, в отличие от Закона 1991 г. о милиции в ч. 1 комментируемой статьи говорится о праве применения огнестрельного оружия сотрудником полиции как лично, так и в составе подразделения (группы). Положения части 1 комментируемой статьи содержат еще ряд уточняющих моментов. Так, в соответствии с данной частью право применения огнестрельного оружия возникает в следующих случаях:

1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья. В данном пункте уточнено, что речь идет о необходимости защиты не только других граждан, но и самого сотрудника полиции, т.е. о случаях самообороны;

2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции. В данный пункт включено указание на транспортные средства полиции, специальную и боевую технику, состоящую на вооружении (обеспечении) полиции. Кроме того, нападение на сотрудника вообще не упоминается;

3) для освобождения заложников;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным. В данном пункте вместо тяжкого преступления против жизни, здоровья и собственности указано на деяния, содержащее признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против перечисленных объектов. Тем самым учтена норма ч. 1 ст. 49 Конституции РФ, согласно которой каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Кроме того, в пункт включено условие "если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным";

5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ. В данный пункт включено указание на лицо, отказывающееся выполнить названное требование;

6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан. В данном пункте терминологически более точно перечислены объекты нападения;

7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц. В данный пункт включено указание на подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также на побега из-под конвоя.

2. В части 2 комментируемой статьи определено содержание понятий вооруженного сопротивления и вооруженного нападения, указанных в п. 5 и 6 ч. 1 данной статьи: таковыми признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть. Эта норма является законодательной новеллой, поскольку в Законе 1991 г. о милиции содержание соответствующих понятий не раскрывалось.

Согласно разъяснениям, данным в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. N 5 "О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств"*(256):

в соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об оружии" под оружием следует понимать устройства и предметы как отечественного, так и иностранного производства, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели;

применительно к статьям 222-226 УК РФ под огнестрельным оружием следует понимать все виды боевого, служебного и гражданского оружия, в том числе изготовленные самодельным способом, конструктивно предназначенные для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда. К ним относятся винтовки, карабины, пистолеты и револьверы, охотничьи и спортивные ружья, автоматы и пулеметы, минометы, гранатометы, артиллерийские орудия и авиационные пушки, а также иные виды огнестрельного оружия независимо от калибра;

пневматическое оружие, сигнальные, стартовые, строительно-монтажные пистолеты и револьверы, электрошоковые устройства, предметы, сертифицированные в качестве изделий хозяйственно-бытового и производственного назначения, спортивные снаряды, конструктивно сходные с оружием, не относятся к оружию, ответственность за противоправные действия с которым предусмотрена статьями 222-226 УК РФ.

3. Часть 3 комментируемой статьи определяет дополнительный закрытый перечень случаев применения сотрудником полиции огнестрельного оружия. В этом перечне идет речь о случаях применения огнестрельного оружия не в отношении граждан. Согласно данной части сотрудник полиции вправе применять огнестрельное оружие:

1) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;

2) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;

3) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 15 комментируемого Закона;

4) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

Ранее подобный перечень содержался в ч. 2 ст. 15 Закона 1991 г. о милиции (в ред. Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 68-ФЗ), предусматривавшей, что сотрудники милиции имеют право, кроме того (т.е. наряду со случаями, перечисленными в ч. 1 указанной статьи), использовать огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для остановки транспортного средства путем его повреждения, когда водитель создает реальную опасность жизни и здоровью людей и не подчиняется неоднократным законным требованиям сотрудника милиции остановиться;

2) для обезвреживания животного, непосредственно угрожающего жизни и здоровью людей;

3) для производства предупредительного выстрела, подачи сигналов тревоги или для вызова помощи.

Как видно, право применения огнестрельного оружия для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения, является нововведением. Право взлома (разрушения) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в помещения и на земельные участки и территории, предусмотрено в ч. 3 статьи 15 комментируемого Закона, к которой сделана отсылка (см. указанную статью и коммент. к ней).

Следует обратить внимание на то, что в ч. 3 комментируемой статьи формулировки изменены по сравнению с ч. 2 ст. 15 Закона 1991 г. о милиции. Так, в п. 2 уточнено, что речь идет об угрозе жизни и здоровью не только граждан, но и сотрудника полиции. Пункт 3 указывает на возможность производства выстрела не только вверх, но и в ином безопасном направлении.

Необходимо также подчеркнуть, что в ч. 3 комментируемой статьи содержится понятие применения огнестрельного оружия, а не использования огнестрельного оружия, как это было в ч. 2 ст. 15 Закона 1991 г. о милиции. Как отмечалось в пояснительной записке к проекту комментируемого Закона, при определении терминов устранены терминологические неточности и неоднозначность толкования терминов, которые существуют в Законе 1991 г. о милиции.

4. В части 4 комментируемой статьи регламентировано применение сотрудником полиции служебного огнестрельного оружия ограниченного поражения. Так, установлено, что сотрудник полиции имеет право применять указанное огнестрельное оружие во всех случаях, предусмотренных частями 1 и 3 данной статьи, а также в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4, 7 и 8 ч. 1 ст. 21 комментируемого Закона, т.е. в следующих случаях, в которых сотрудник полиции имеет право применять специальные средства:

для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

Норма части 4 комментируемой статьи является новой, как и само понятие служебного огнестрельного оружия ограниченного поражения. Новая категория оружия - огнестрельное оружие ограниченного поражения, включающая в себя пистолеты, револьверы и огнестрельные бесствольные стреляющие устройства отечественного производства, предназначенные для поражения живой цели на расстоянии метаемым снаряжением травматического действия и не предназначенные для причинения смерти человеку, - введена изменениями, внесенными в Федеральный закон "Об оружии" Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 398-ФЗ*(257), направленным на усиление контроля в сфере оборота гражданского оружия самообороны и спортивного пневматического оружия.

Согласно определению, данному в новой редакции ч. 1 ст. 1 Федерального закона "Об оружии", огнестрельное оружие ограниченного поражения - это короткоствольное оружие и бесствольное оружие, предназначенные для механического поражения живой цели на расстоянии метаемым снаряжением патрона травматического действия, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда, и не предназначенные для причинения смерти человеку.

5-6. Часть 5 комментируемой статьи устанавливает запрет применения огнестрельного оружия с производством выстрела на поражение, во-первых, в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, и, во-вторых, в отношении несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции. В качестве исключений из данного запрета названы случаи оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.

В части 6 комментируемой статьи установлено, что сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

Тем самым в данных нормах воспроизведена норма ч. 3 ст. 15 Закона 1991 г. о милиции, запрещавшая применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда возраст очевиден или известен сотруднику милиции, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни людей, а также при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица. Следует подчеркнуть, что отличие от изложенной нормы в исключении из запрета, установленного в ч. 5 комментируемой статьи,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: