Глава 6. Правовое положение сотрудника полиции

 

Статья 25. Сотрудник полиции

1. Комментируемая статья определяет основы правового положения сотрудника полиции. Открывает данную статью норма, устанавливающая, что сотрудником полиции является гражданин РФ при одновременном выполнении двух условий:

гражданин осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел (из данного условия в ч. 2 комментируемой статьи предусмотрено два изъятия; см. ниже);

гражданину в установленном порядке присвоено специальное звание, предусмотренное статьей 26 комментируемого Закона.

Подобным образом ранее в ч. 1 ст. 17 Закона 1991 г. о милиции (в ред. Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 68-ФЗ) предусматривалось, что сотрудниками милиции в России являются граждане РФ, состоящие на должностях рядового или начальствующего состава органов внутренних дел, которым в установленном порядке присвоены специальные звания рядового или начальствующего состава милиции. Аналогично в части 1 ст. 1 Положения 1992 г. о службе в органах внутренних дел предусмотрено, что сотрудниками органов внутренних дел РФ являются граждане РФ, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах МВД России, которым в установленном названным Положением порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.

Правило части 1 комментируемой статьи, согласно которому сотрудником полиции является гражданин РФ, имеет свои особенности. Согласно пунктам 7 и 8 ч. 1 ст. 29 комментируемого Закона препятствием нахождения на службе в полиции является не только выход из гражданства РФ, но и приобретение или наличие гражданства (подданства) иностранного государства. В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 35 данного Закона гражданин РФ не может быть принят на службу в полицию как в указанных случаях, так и в случае, если он имеет вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства (см. указанные статьи и коммент. к ним).

В отличие от изложенных выше норм ч. 1 ст. 17 Закона 1991 г. о милиции и ч. 1 ст. 1 Положения 1992 г. о службе в органах внутренних дел в ч. 1 комментируемой статьи говорится не о должностях рядового или начальствующего состава органов внутренних дел, а о должностях федеральной государственной службы. В этой связи необходимо отметить следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"*(258) в систему государственной службы входят такие виды государственной службы, как государственная гражданская служба, военная служба и правоохранительная служба. Согласно пункту 3 указанной статьи военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы. В статье 4 названного Закона определено, что федеральная государственная служба - это профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий России, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ.

Согласно определению, данному в ст. 7 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации", правоохранительная служба - это вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина; таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

В пункте 1 ст. 19 названного Закона предусмотрено, что данное определение правоохранительной службы как вида федеральной государственной службы применяется со дня вступления в силу федерального закона о правоохранительной службе. Такой закон до настоящего времени не принят, но существует Положение 1992 г. о службе в органах внутренних дел, действие которого в соответствии с заключительным положением ч. 2 ст. 54 комментируемого Закона до принятия федерального закона, определяющего порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел, распространяется на сотрудников органов внутренних дел в части, не противоречащей данному Закону.

Как предусмотрено статьей 5 Положения 1992 г. о службе в органах внутренних дел:

перечни должностей рядового, младшего, среднего и старшего начальствующего состава и соответствующие этим должностям специальные звания утверждаются министром внутренних дел РФ (ч. 1);

перечни должностей высшего начальствующего состава и соответствующие этим должностям специальные звания утверждаются Президентом РФ (ч. 2).

В целях совершенствования деятельности МВД России и в связи с принятием комментируемого Закона издан Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 253*(259), которым утвержден Перечень должностей высшего начальствующего состава в органах внутренних дел Российской Федерации, в Федеральной миграционной службе, в Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств и соответствующих этим должностям специальных званий.

Указом также установлено предельное количество должностей высшего начальствующего состава: а) в органах внутренних дел РФ - 340; б) в ФМС России - 3; в) в Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территориях государств - участников СНГ - 2.

Этим же Указом установлено, что возложение на сотрудника органов внутренних дел РФ временного исполнения обязанностей по вакантной должности, подлежащей замещению лицами высшего начальствующего состава органов внутренних дел РФ, осуществляется Министром внутренних дел РФ с письменного разрешения Президента РФ; срок исполнения обязанностей по указанной должности не может превышать шесть месяцев; освобождение от исполнения обязанностей по указанной должности осуществляется Министром внутренних дел РФ.

Ранее соответствующие вопросы были урегулированы Указом Президента РФ от 5 ноября 2004 г. N 1407 "Об утверждении перечня должностей высшего начальствующего состава в органах внутренних дел Российской Федерации, в Федеральной миграционной службе, в Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории Содружества Независимых Государств и соответствующих этим должностям специальных званий"*(260).

2. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает два случая, в которых считается проходящим службу в полиции сотрудник полиции, не находящийся на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел:

1) нахождение в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, т.е. МВД России, его территориального органа, организации, входящей в систему указанного федерального органа;

2) прикомандирование к государственным органам, а также к организациям на условиях и в порядке, устанавливаемых Президентом РФ.

Такие же случаи прохождения сотрудниками милиции службы не на должностях рядового или начальствующего состава предусматривались ранее в ч. 2 ст. 17 Закона 1991 г. о милиции (в ред. Федерального закона от 22 июля 2010 г. N 156-ФЗ) и такие же случаи прохождения сотрудниками органов внутренних дел службы не на должностях рядового и начальствующего состава предусмотрены в ч. 10 ст. 16 Положения 1992 г. о службе в органах внутренних дел (в ред. Федерального закона от 22 июля 2010 г. N 156-ФЗ).

Нахождение сотрудника органов внутренних дел в распоряжении органов внутренних дел регламентировано статьей 16.1 Положения 1992 г. о службе в органах внутренних дел. Как предусмотрено в ч. 1 указанной статьи (статья введена Федеральным законом от 22 июля 2010 г. N 156-ФЗ), сотрудник органов внутренних дел может находиться в распоряжении органов внутренних дел в следующих случаях:

а) при нахождении за штатом (в случае ликвидации или реорганизации органа внутренних дел (подразделения), сокращения численности или штата сотрудников органа внутренних дел (подразделения);

б) при освобождении от замещаемой должности в связи с перемещением по службе или увольнением со службы;

в) по окончании приостановления службы;

г) при направлении на медицинское обследование или медицинское освидетельствование военно-врачебной комиссией;

д) при неисполнении более четырех месяцев в общей сложности в течение двенадцати месяцев служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью (за исключением случаев, если законодательством РФ предусмотрены более длительные сроки нахождения сотрудника на излечении или на излечении в связи с полученными им при исполнении служебных обязанностей ранением, контузией или увечьем);

е) при направлении в служебную командировку на срок более одного года, в т.ч. за границу, и в период по окончании служебной командировки, указанный в ч. 2 данной статьи;

ж) в связи с восстановлением в должности сотрудника органов внутренних дел, ранее замещавшего эту должность;

з) в период пребывания в неиспользованном отпуске за предыдущие годы службы при увольнении со службы в органах внутренних дел;

и) по окончании срока прикомандирования к органам государственной власти, а также к организациям.

Прикомандирование сотрудников органов внутренних дел к органам государственного управления регламентировано статьей 19 Положения 1992 г. о службе в органах внутренних дел (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ):

сотрудники органов внутренних дел могут быть прикомандированы к высшим органам государственного управления РФ, министерствам, ведомствам и организациям (далее - органы государственного управления) для выполнения работ специального характера, связанных непосредственно с деятельностью МВД России. Прикомандирование осуществляется за счет лимитов численности, выделяемых МВД России (ч. 1);

перечень должностей в высших органах государственного управления РФ, которые могут замещать прикомандированные сотрудники органов внутренних дел, определяется Президентом РФ (ч. 2);

перечень министерств, ведомств и организаций, к которым могут быть прикомандированы сотрудники органов внутренних дел, определяется министром внутренних дел РФ исходя из необходимости обеспечения эффективного выполнения задач и обязанностей, возложенных на органы внутренних дел, и утверждается Правительством РФ (ч. 3);

перечень должностей в этих министерствах, ведомствах и организациях, которые могут замещаться прикомандированными к ним сотрудниками органов внутренних дел, определяется МВД России совместно с соответствующими министерствами, ведомствами и организациями (ч. 4).

В качестве примера регламентации прикомандирования сотрудников органов внутренних дел к государственным органам следует отметить Указ Президента РФ от 18 октября 2004 г. N 1318 "Об утверждении перечня должностей, замещаемых лицами высшего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированными к Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации, и соответствующих этим должностям специальных званий"*(261).

3. В части 3 комментируемой статьи регламентированы выполнение сотрудником полиции, проходящим службу в территориальном органе, обязанностей, возложенных на полицию, и реализация таким сотрудником полиции прав, предоставленных полиции (о территориальных органах МВД России см. коммент. к ст. 4 Закона):

сотрудник полиции выполняет обязанности, возложенные на полицию, и реализует права, предоставленные полиции, в пределах территории, обслуживаемой этим территориальным органом, в соответствии с замещаемой должностью и должностным регламентом (должностной инструкцией);

за пределами указанной территории сотрудник полиции выполняет обязанности, возложенные на полицию, и реализует права, предоставленные полиции, в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, т.е. Министром внутренних дел РФ.

Ранее в части 1 ст. 18 Закона 1991 г. о милиции устанавливалось, что сотрудник милиции выполняет обязанности и пользуется правами милиции, предусмотренными названным Законом, в пределах своей компетенции в соответствии с занимаемой должностью (кстати говоря, в первоначальном варианте проекта комментируемого Закона содержалась подобная норма). При этом в ч. 2 указанной статьи устанавливались обязанности, подлежащие выполнению сотрудником милиции на территории РФ независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени, а в ч. 3 статьи указывалось, что для выполнения таких служебных обязанностей сотрудник милиции может использовать права милиции, предусмотренные названным Законом.

Регламентация, содержащаяся в изложенных нормах ч. 2 и 3 ст. 18 Закона 1991 г. о милиции, с определенными изменениями воспроизведена соответственно в норме ч. 2 ст. 27 комментируемого Закона, устанавливающей обязанности, подлежащие выполнению сотрудником полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан, и в норме ч. 3 ст. 28 данного Закона, предусматривающей права, предоставляемые сотруднику полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток при выполнении таких обязанностей (см. указанные статьи и коммент. к ним).

Соответственно, именно об обязанностях, установленных в ч. 2 ст. 27 комментируемого Закона, и о правах, предусмотренных в ч. 3 ст. 28 данного Закона, и идет речь в положении ч. 3 комментируемой статьи о выполнении обязанностей и реализации прав сотрудником полиции за пределами территории, обслуживаемой территориальным органом. Сведений об издании в рамках реализации норм ч. 2 и 3 ст. 18 Закона 1991 г. о милиции ведомственных нормативных правовых актов нет, с учетом чего следует ожидать издания соответствующего приказа МВД России на основании ч. 3 комментируемой статьи.

4. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает выдачу сотруднику полиции служебного удостоверения, специального жетона с личным номером и нагрудного знака. При этом федеральный законодатель делегировал полномочие по утверждению образцов служебного удостоверения, специального жетона с личным номером и нагрудного знака сотрудника полиции федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, т.е. МВД России.

Подобным образом предусматривалось ранее в ч. 3 ст. 17 Закона 1991 г. о милиции (в ред. Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 68-ФЗ), что сотрудникам милиции выдаются служебные удостоверения установленного МВД России образца и специальные жетоны с личным номером, и предусмотрено в ч. 2 ст. 1 Положения 1992 г. о службе в органах внутренних дел, что сотрудникам органов внутренних дел выдаются служебные удостоверения и жетоны установленных МВД России образцов. Соответственно, положение ч. 4 комментируемой статьи о выдаче сотруднику полиции нагрудного знака является нововведением комментируемого Закона.

Вопросы, предусмотренные в указанных нормах Закона 1991 г. о милиции и Положения 1992 г. о службе в органах внутренних дел, решались в нормативных правовых актах МВД России, содержащих служебную информацию ограниченного распространения (с пометкой "Для служебного пользования").

Согласно заключительному положению ч. 6 ст. 54 комментируемого Закона федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, т.е. МВД России и его территориальным органам, организациям, входящим в систему указанного федерального органа, разрешается использование служебных удостоверений милиции (как и бланков, печатей, штампов милиции) до 1 января 2012 г.

5. В части 5 комментируемой статьи закреплена необходимость обеспечения сотрудника полиции форменной одеждой за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для сотрудника полиции, несущего службу в общественных местах, при этом предусмотрено размещение на форменной одежде нагрудного знака, позволяющего идентифицировать сотрудника полиции. Полномочие по утверждению образцов форменной одежды сотрудника полиции федеральный законодатель делегировал Правительству РФ.

Подобным образом устанавливалось ранее в ч. 4 ст. 17 Закона 1991 г. о милиции (в ред. Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 68-ФЗ), что сотрудники милиции имеют форменную одежду, образцы которой утверждаются Правительством РФ, и установлено в ч. 2 ст. 1 Положения 1992 г. о службе в органах внутренних дел, что сотрудники органов внутренних дел имеют форменную одежду, образцы которой утверждаются Правительством РФ. Указание в норме ч. 5 комментируемой статьи на бюджетные ассигнования федерального бюджета предопределено новеллой ст. 47 комментируемого Закона об источнике финансового обеспечения деятельности полиции (см. указанную статью и коммент. к ней).

Положение же о размещении на форменной одежде сотрудника полиции, несущего службу в общественных местах, нагрудного знака является нововведением. Ранее в части 6 ст. 17 Закона 1991 г. о милиции (в ред. Федерального закона от 25 июля 2006 г. N 126-ФЗ) устанавливалось, что по решению органов исполнительной власти субъектов РФ форменная одежда милиции общественной безопасности по субъектам РФ может иметь дополнительную отличительную нагрудную и нарукавную символику (о прежнем делении милиции на криминальную милицию и милицию общественной безопасности см. коммент. к ст. 2 Закона).

На основании указанных выше норм Закона 1991 г. о милиции и Положения 1992 г. о службе в органах внутренних дел издано Постановление Правительства РФ от 3 мая 1994 г. N 445 "О форме одежды, знаках различия и нормах снабжения вещевым имуществом лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел Российской Федерации, имеющих специальные звания милиции или юстиции"*(262), которым утверждены:

форма одежды лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел РФ, имеющих специальные звания милиции или юстиции;

знаки различия по специальным званиям милиции или юстиции начальствующего и рядового состава органов внутренних дел РФ;

нормы снабжения вещевым имуществом лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел РФ, имеющих специальные звания милиции или юстиции, в мирное время.

Согласно заключительному положению ч. 7 ст. 54 комментируемого Закона сотрудникам полиции разрешается ношение форменной одежды сотрудников органов внутренних дел до утверждения Правительством РФ образцов форменной одежды сотрудника полиции и установления сроков обеспечения соответствующим вещевым имуществом.

6. Часть 6 комментируемой статьи предусматривает право сотрудника полиции на ношение и хранение огнестрельного оружия и специальных средств. При этом полномочие по определению порядка выдачи, ношения и хранения огнестрельного оружия и специальных средств федеральный законодатель делегировал федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, т.е. МВД России.

Ране в части 5 ст. 17 Закона 1991 г. о милиции (в ред. Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 68-ФЗ) подобным образом предусматривалось, что сотрудники милиции имеют право на постоянное ношение и хранение табельного огнестрельного оружия и специальных средств и что порядок выдачи, ношения и хранения указанных оружия и специальных средств определяется министром внутренних дел РФ. Аналогично в части 3 ст. 1 Положения 1992 г. о службе в органах внутренних дел установлено, что сотрудники органов внутренних дел после прохождения соответствующей подготовки имеют право на постоянное ношение и хранение табельного огнестрельного оружия и специальных средств в порядке, определяемом министром внутренних дел РФ.

На основании указанных норм Приказом МВД России от 17 ноября 1999 г. N 938 утверждена Инструкция о порядке выдачи табельного боевого ручного стрелкового оружия, боеприпасов и специальных средств сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации на постоянное хранение и ношение*(263). Раздел "Общие положения" данного документа предусматривает следующее:

названная Инструкция определяет порядок выдачи табельного боевого ручного стрелкового оружия, боеприпасов и специальных средств сотрудникам органов внутренних дел РФ (далее - сотрудники) на постоянное хранение и ношение, а также их сдачи или изъятия (п. 1);

на постоянное хранение и ношение сотрудникам может выдаваться табельное боевое ручное стрелковое оружие (пистолеты, револьверы) и специальные средства, состоящие на вооружении в органах внутренних дел РФ. В исключительных случаях на период осложнения оперативной обстановки по решению начальника органа внутренних дел на постоянное хранение и ношение сотрудникам могут выдаваться автоматы или пистолеты-пулеметы (п. 2);

иные типы табельного боевого ручного стрелкового оружия, состоящие на вооружении в органах внутренних дел РФ, могут выдаваться сотрудникам только на время выполнения оперативно-служебных задач (п. 3);

одновременно с выдачей табельного боевого ручного стрелкового оружия, боеприпасов и специальных средств на постоянное хранение и ношение сотрудникам выдается специальное снаряжение для открытого или скрытого их ношения (в зависимости от выполняемых оперативно-служебных задач), а также принадлежности по уходу за ними (п. 4);

право выдачи табельного боевого ручного стрелкового оружия, боеприпасов и специальных средств сотрудникам на постоянное хранение и ношение предоставляется начальникам главных управлений и управлений МВД России, министрам внутренних дел, начальникам ГУВД, УВД субъектов РФ, УВДТ, РУБОП, ОУМТиВС, УВД (ОВД) УРО, образовательных и научно-исследовательских учреждений МВД России, горрайлинорганов внутренних дел, командирам (начальникам) подразделений при органах внутренних дел (п. 5);

табельное боевое ручное стрелковое оружие, боеприпасы и специальные средства, выданные на постоянное хранение и ношение, применяются и используются сотрудниками в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ (п. 6).

7. В части 7 комментируемой статьи указано, что сотрудник полиции подлежит обязательной государственной дактилоскопической регистрации. При этом федеральный законодатель делегировал полномочие по определению порядка указанной дактилоскопической регистрации федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, т.е. МВД России. Ранее соответствующее регулирование содержалось в норме ч. 1 ст. 20 Закона 1991 г. о милиции (в ред. Федерального закона от 7 ноября 2000 г. N 135-ФЗ), указывающей, что сотрудники милиции подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством РФ.

Собственно процедура обязательной государственной дактилоскопической регистрации сотрудников полиции предусмотрена в положении п. "в" ст. 9 Федерального закона "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации", согласно которому такой дактилоскопической регистрации подлежат граждане РФ, проходящие службу в органах внутренних дел. Утвержденный на основании названного Закона Постановлением Правительства РФ от 6 апреля 1999 г. N 386 Перечень должностей, на которых проходят службу граждане Российской Федерации, подлежащие обязательной государственной дактилоскопической регистрации*(264), включает в позицию "должности рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел" (п. 2).

Как определено в ст. 1 Федерального закона "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 322-ФЗ*(265)), государственная дактилоскопическая регистрация - это деятельность, осуществляемая указанными в настоящем Федеральном законе органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями по получению, учету, хранению, классификации и выдаче дактилоскопической информации, установлению или подтверждению личности человека.

Приказом МВД РФ от 31 августа 2007 г. N 769 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации проведения государственной дактилоскопической регистрации.

8. Часть 8 комментируемой статьи допускает, что отдельные должности в полиции могут замещаться федеральными государственными гражданскими служащими. Как установлено Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 248 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации" (подп. "б" п. 5), должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются МВД России в подразделениях территориальных органов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Закон 1991 г. о милиции не указывал на возможность замещения отдельных должностей в милиции федеральными государственными гражданскими служащими, но эта возможность следовала из Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"*(266), которым согласно его преамбуле установлены правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы РФ. Как определено в ч. 1 ст. 3 названного Закона, государственная гражданская служба РФ - это вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы РФ по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи). Согласно части 2 указанной статьи федеральная государственная гражданская служба наряду с государственной гражданской службой субъектов РФ являются видами государственной гражданской службы РФ.

Комитет Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике предлагал уточнить, в соответствии с каким нормативным правовым актом будет осуществляться регулирование профессиональной служебной деятельности вышеназванных федеральных гражданских служащих и распространяются ли на них ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в полиции, дополнительно установленные статьей 29 законопроекта; в соответствии с указанной статьей гражданин не может быть принят на службу в полицию, если он имеет или имел судимость, а также если в отношении него уголовное преследование прекращено по нереабилитирующим основаниям: истечение сроков давности уголовного преследования; прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон; прекращение уголовного преследования вследствие акта об амнистии; прекращение уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием (см. Заключение от 23 ноября 2010 г.).

Как указывал названный Комитет, необходимость уточнения вышеуказанной правовой нормы вызвана тем, что согласно положениям ст. 32 гл. 6 законопроекта сотрудники органов внутренних дел, не являющиеся сотрудниками полиции, могут привлекаться к выполнению возложенных на полицию обязанностей в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел; в этом случае на них распространяются обязанности, права, ответственность, гарантии правовой и социальной защиты сотрудников полиции; однако, в случае несоблюдения привлекаемыми сотрудниками дополнительных запретов, установленных статьей 29 законопроекта для сотрудников полиции, возникает вопрос о правомерности такого привлечения. Но, изложенное замечание Комитета оставлено без реализации.

Среди ведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих прохождение федеральной гражданской службы в МВД России, необходимо упомянуть следующие:

Приказ МВД России от 4 декабря 2007 г. N 1155 "Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации"*(267);

Приказ МВД России от 13 ноября 2009 г. N 855 "Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации"*(268);

Приказ МВД России от 19 июня 2008 г. N 531 "Об утверждении Служебного распорядка Министерства внутренних дел Российской Федерации для федеральных государственных гражданских служащих"*(269);

Приказ МВД России от 20 сентября 2006 г. N 743 "О денежном содержании некоторых категорий федеральных государственных гражданских служащих"*(270) (касается федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности федеральной гражданской службы в центральном аппарате МВД России);

Приказ МВД России от 6 июля 2009 г. N 511 "О денежном содержании отдельных категорий федеральных государственных гражданских служащих"*(271) (касается федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности федеральной гражданской службы в территориальных органах МВД России).

Указом Президента РФ от 1 июля 2010 г. N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов" утверждено Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов*(272), в соответствии с которым Приказом МВД России от 8 сентября 2010 г. N 652 "О Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата МВД России и урегулированию конфликта интересов"*(273):

утверждено Положение о Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата МВД России и урегулированию конфликта интересов;

сформирована Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата МВД России и урегулированию конфликта интересов и утвержден ее состав.

В целях реализации отдельных положений названного Указа Президента РФ от 1 июля 2010 г. N 821 издан Приказ МВД России от 30 мая 2011 г. N 441 "О мерах по реализации отдельных положений Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821"*(274).

Согласно заключительному положению ч. 12 ст. 54 комментируемого Закона до 1 января 2013 г. допускается временное замещение сотрудниками полиции должностей федеральной государственной службы в подразделениях и организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, т.е. МВД России не входящих в состав полиции, а также временное замещение федеральными государственными служащими, проходящими службу в этих подразделениях и организациях, должностей в подразделениях полиции в порядке, определяемом руководителем указанного федерального органа.

 

Статья 26. Специальные звания сотрудников полиции

1. В комментируемой статье речь идет о специальных званиях сотрудников полиции. Часть 1 данной статьи предусматривает присвоение сотрудникам полиции специальных званий с группировкой их по категориям рядового и начальствующего состава.

В точности такие же специальные звания сотрудников милиции с такой же группировкой их по категориям рядового и начальствующего состава, но только с указанием "милиции", а не "полиции" предусматривались в ч. 1 ст. 17.1 Закона 1991 г. о милиции (в ред. Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 68-ФЗ), а также частью 1 ст. 6 Положения 1992 г. о службе в органах внутренних дел. Есть лишь одно изменение - новое специальное звание для высшего начальствующего состава "генерал полиции Российской Федерации". Соответственно, в редакции изменений, внесенных Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ, в ч. 1 ст. 6 Положения 1992 г. о службе в органах внутренних дел установлено, что гражданам РФ, назначенным на должности рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, присваиваются следующие специальные звания:

а) рядовой состав:

рядовой полиции, рядовой внутренней службы, рядовой юстиции;

б) младший начальствующий состав:

младший сержант полиции, младший сержант внутренней службы, младший сержант юстиции;

сержант полиции, сержант внутренней службы, сержант юстиции;

старший сержант полиции, старший сержант внутренней службы, старший сержант юстиции;

старшина полиции, старшина внутренней службы, старшина юстиции;

прапорщик полиции, прапорщик внутренней службы, прапорщик юстиции;

старший прапорщик полиции, старший прапорщик внутренней службы, старший прапорщик юстиции;

в) средний начальствующий состав:

младший лейтенант полиции, младший лейтенант внутренней службы, младший лейтенант юстиции;

лейтенант полиции, лейтенант внутренней службы, лейтенант юстиции;

старший лейтенант полиции, старший лейтенант внутренней службы, старший лейтенант юстиции;

капитан полиции, капитан внутренней службы, капитан юстиции;

г) старший начальствующий состав:

майор полиции, майор внутренней службы, майор юстиции;

подполковник полиции, подполковник внутренней службы, подполковник юстиции;

полковник полиции, полковник внутренней службы, полковник юстиции;

д) высший начальствующий состав:

генерал-майор полиции, генерал-майор внутренней службы, генерал-майор юстиции;

генерал-лейтенант полиции, генерал-лейтенант внутренней службы, генерал-лейтенант юстиции;

генерал-полковник полиции, генерал-полковник внутренней службы, генерал-полковник юстиции.

Согласно части 2 ст. 6 Положения 1992 г. о службе в органах внутренних дел специальные звания от рядового юстиции до старшины юстиции присваиваются слушателям и курсантам очных отделений учебных заведений МВД России, готовящих специалистов для следственных подразделений органов внутренних дел.

Необходимо также отметить следующий момент, на который указывалось Правовым управлением Аппарата Государственной Думы (см. Заключение от 1 декабря 2010 г. N 2.2-1/4410) и который не учтен при работе над проектом комментируемого Закона. В пункте 8 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утв. Указом Президента РФ от 5 июня 2003 г. N 613 "О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ" (в ред. Указа Президента РФ от 31 августа 2005 г. N 1007)*(275), предусмотрено, что гражданам, принятым на службу в органы наркоконтроля, и сотрудникам присваиваются специальные звания - прапорщик полиции, старший прапорщик полиции, младший лейтенант полиции и т.д. Вместе с тем в переходных и заключительных положениях к законопроекту (ч. 11 ст. 54) устанавливается, что действие комментируемого Закона не распространяется на сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, за исключением положений, предусмотренных статьями 14, 18-24 и 29 данного Закона. Таким образом, образуются две категории сотрудников правоохранительных органов, имеющих схожие специальные звания и разный порядок их присвоения.

Не учтено и замечание Комитета Государственной Думы по безопасности (см. Заключение от 7 декабря 2010 г. N 161/1) о том, что в связи с введением новых званий сотрудников полиции возникает неопределенность правового положения и связанных с этим социальных гарантий для пенсионеров органов внутренних дел, имеющих ранее действовавшие специальные звания рядового и начальствующего состава милиции в отставке.

2-3. В части 2 комментируемой статьи установлено, что специальные звания начальствующего состава полиции (а речь идет о всех специальных званиях, кроме звания "рядовой полиции") являются пожизненными, т.е. сохраняются и после увольнения со службы в полиции. Часть 3 данной статьи определяет, что при увольнении сотрудника полиции со службы в полиции к специальному званию добавляются слова "в отставке".

Такие же правила содержались ранее в ч. 2 ст. 17.1 Закона 1991 г. о милиции (в ред. Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 68-ФЗ) в отношении специальных званий сотрудников милиции и содержатся в ч. 3 ст. 6 Положения 1992 г. о службе в органах внутренних дел в отношении специальных званий сотрудников органов внутренних дел.

Следует отметить, что в проект комментируемого Закона после его общественного обсуждения было включено положение, предусматривающее, что при увольнении сотрудника полиции со службы в полиции по основаниям, предусмотренным пунктами 12, 13, 15, 16, 21 и 22 ч. 1 ст. 40 данного Закона, специальное звание не сохраняется. Речь шла об увольнении со службы в полиции по дискредитирующим основаниям (совершение проступка, порочащего честь сотрудника полиции, осуждение за преступление и т.д.). В последующем указанное положение из законопроекта исключено и это представляется обоснованным, поскольку существует самостоятельная процедура лишения специального звания (см. ниже).

4. В части 4 комментируемой статьи указано на возможность лишения сотрудника полиции специального звания. В отношении порядка лишения специального звания данная норма отсылает к федеральному закону. Часть 3 ст. 17.1 Закона 1991 г. о милиции (в ред. Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 68-ФЗ) отсылала к федеральному закону в отношении порядка не только лишения, но присвоения специальных званий сотрудников милиции.

Впредь до принятия федерального закона, определяющего порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел, в силу ч. 2 ст. 54 комментируемого Закона соответствующим актом является Положение 1992 г. о службе в органах внутренних дел, содержащее гл. III "Порядок присвоения специальных званий рядового и начальствующего состава органов внутренних дел".

Общие условия присвоения специальных званий определены в ст. 22 Положения 1992 г. о службе в органах внутренних дел (в ред. Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ):

специальные звания сотрудникам органов внутренних дел присваиваются персонально с учетом их квалификации, образования, отношения к службе, выслуги лет и занимаемой штатной должности, а также других условий, предусмотренных названным Положением;

в зависимости от последовательности присвоения специальные звания подразделяются на первые и очередные. При этом вид присвоенного специального звания полиции, внутренней службы или юстиции должен соответствовать специальному званию, предусмотренному по занимаемой штатной должности;

специальное звание рядового полиции, рядового внутренней службы, рядового юстиции присваивается начальниками, которым предоставлено право назначения на должности рядового и младшего начальствующего состава;

первые и очередные специальные звания младшего начальствующего состава присваиваются руководителями органов внутренних дел, которым такое право предоставлено Министром внутренних дел РФ;

гражданам, принятым на должности старшего и высшего начальствующего состава, может быть присвоено первое специальное звание не выше майора полиции, майора внутренней службы или майора юстиции, если они не имеют по запасу более высокого воинского звания;

первые специальные звания среднего и старшего начальствующего состава присваиваются Министром внутренних дел РФ;

очередные специальные звания начальствующего состава присваиваются в последовательном порядке при соответствии очередного звания званию, предусмотренному по занимаемой штатной должности, и по истечении установленного срока выслуги в предыдущем звании, за исключением случаев, предусмотренных названным Положением;

начальник органа внутренних дел, необоснованно задержавший представление подчиненного к присвоению очередного специального звания, несет дисциплинарную ответственность;

запрещается устанавливать условия присвоения очередных специальных званий, не предусмотренные названным Положением.

Как предусмотрено частью 5 ст. 33 Положения 1992 г. о службе в органах внутренних дел, сотрудники органов внутренних дел, а также лица, имеющие специальное звание с добавлением слов "в отставке", могут быть лишены специальных званий при прекращении гражданства РФ или при осуждении за совершенное преступление.

Правила главы III Положения 1992 г. о службе в органах внутренних дел детализированы в правилах разд. XII "Присвоение специальных званий рядового и начальствующего состава органов внутренних дел" Инструкции по применению Положения 1992 г. о службе в органах внутренних дел.

 

Статья 27. Основные обязанности сотрудника полиции

1. Часть 1 комментируемая статья определяет перечень основных обязанностей сотрудника полиции. Закон 1991 г. о милиции подобным образом перечень обязанностей сотрудника милиции не определял. Как говорилось выше (см. коммент. к ст. 25 Закона), в ч. 1 его ст. 18 указывалось лишь то, что сотрудник милиции выполняет обязанности и пользуется правами милиции, предусмотренными названным Законом, в пределах своей компетенции в соответствии с занимаемой должностью.

Следует отметить, что в рамках работы над проектом комментируемого Закона Правовое управление Аппарата Государственной Думы предлагало положения комментируемой статьи соотнести с положениями статьи, устанавливающей обязанности полиции (см. Заключение от 1 декабря 2010 г. N 2.2-1/4410). Но, как видно, федеральный законодатель по этому пути не пошел. В установленном в ч. 1 комментируемой статьи перечне обязанностей сотрудника полиции несложно увидеть аналогии с установлением в ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" перечня обязанностей государственного гражданского служащего и установлением в ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации"*(276) перечня обязанностей муниципального служащего.

В отношении установленных в ч. 1 комментируемой статьи обязанностей сотрудника полиции необходимо отметить следующее.

Знать и соблюдать Конституцию РФ, законодательные и иные нормативные правовые акты в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; проходить регулярные проверки знания Конституции РФ, законодательных и иных нормативных правовых актов в указанной сфере (п. 1).

Обязанность соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы прямо установлена в ч. 2 ее ст. 15 в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений, т.е. всех субъектов правоотношений. Равным образом на всех субъектов правоотношений распространяется обязанность соблюдать и иные нормативные правовые акты. Ключевым же моментом рассматриваемой обязанности является не только знание и соблюдение нормативных правовых актов, но и обеспечение их исполнения сотрудником полиции как представителем публичной власти.

Как отмечалось в пояснительной записке к проекту комментируемого Закона, периодическая проверка знания каждым сотрудником полиции Конституции РФ и нормативных правовых актов, регулирующих его служебную деятельность, предусмотрена в целях реализации требований Национальной стратегии противодействия коррупции, утв. Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 г. N 460 "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы"*(277), в части, касающейся борьбы с правовым нигилизмом. Полномочие по определению порядка прохождения сотрудником полиции регулярных проверок знания Конституции РФ, законодательных и иных нормативных правовых актов федеральный законодатель делегировал федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел. Таким образом, следует ожидать издания соответствующего приказа МВД России.

Выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией) (п. 2).

Обязанность работника добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, закреплена в абз. 2 ч. 2 ст. 21 ТрК РФ. Данной обязанности корреспондирует предусмотренное в абз. 5 ч. 1 ст. 22 данного Кодекса право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей. Применительно к сотруднику полиции его служебные обязанности определяются, как указано в рассматриваемом пункте, должностным регламентом (должностной инструкцией). Более детальной регламентации установления обязанностей по должности комментируемый Закон не содержит.

Соответственно рассматриваемой обязанности в п. 2 ч. 1 ст. 28 комментируемого Закона указано право сотрудника полиции на ознакомление с должностным регламентом (должностной инструкцией) и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности, с критериями оценки эффективности выполнения служебных обязанностей, показателями результативности служебной деятельности и условиями продвижения по службе в полиции.

Выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), отданные в установленном порядке и не противоречащие федеральному закону (п. 3).

В рамках регламентации гарантий правовой защиты сотрудника полиции в ч. 1 ст. 30 комментируемого Закона установлено, что сотрудник полиции при выполнении служебных обязанностей подчиняется только непосредственному или прямому начальнику; никто не имеет права вмешиваться в законную деятельность сотрудника полиции, кроме лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом; никто не имеет права принуждать сотрудника полиции к выполнению обязанностей, которые данным Законом на полицию не возложены; при получении приказа или распоряжения, явно противоречащих закону, сотрудник полиции обязан руководствоваться законом (см. коммент. к указанной статье). Как определено в ч. 2 и 3 ст. 39 Положения 1992 г. о службе в органах внутренних дел, прямыми начальниками являются начальники, которым сотрудники органов внутренних дел подчинены по службе, хотя бы и временно; ближайший к подчиненному прямой начальник является его непосредственным начальником.

Обращаться по служебным вопросам к своему непосредственному начальнику, а при необходимости и к прямому начальнику, поставив при этом в известность непосредственного начальника (п. 4).

Это одна из двух обязанностей, аналогичных которым нет в ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и в ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации". Указание на данную обязанность включено в проект комментируемого Закона после его общественного обсуждения. Причем в первоначальном варианте нормы говорилось о праве обращаться по служебным вопросам к прямому начальнику с разрешения непосредственного начальника, а не после уведомления непосредственного начальника. О понятиях прямого начальника и непосредственного начальника см. выше.

Соблюдать при выполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций (п. 5).

Эта обязанность представляет собой один из элементов содержания такого принципа деятельности полиции, определенного в ст. 5 комментируемого Закона, как соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина. В части 1 указанной статьи предусмотрено, что полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина. Как говорилось в комментарии к указанной статье, данное положение основано на нормах ст. 2 и 18 Конституции РФ (см. коммент. к указанной статье).

Соблюдать внутренний распорядок территориального органа, распорядок организации, входящей в систему федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, т.е. МВД России, где он проходит службу (п. 6).

Обязанность работника соблюдать правила внутреннего трудового распорядка установлена в абз. 3 ч. 2 ст. 21 ТрК РФ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ*(278)). Этой обязанности корреспондирует предусмотренное в абз. 5 ч. 1 ст. 22 данного Кодекса право работодателя требовать от работников соблюдения правил внутреннего трудового распорядка.

В соответствии с подп. 15 п. 19 Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 249, руководитель территориального органа МВД России устанавливает в соответствии с законодательством РФ, нормативными правовыми актами МВД России и служебной необходимостью правила внутреннего распорядка и режим работы территориального органа, подчиненных органов и организаций. О территориальных органах МВД России см. коммент. к ст. 4 Закона.

Поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего выполнения служебных обязанностей (п. 7).

Данная обязанность предопределена положением ч. 1 ст. 35 комментируемого Закона, допускающим поступление на службу в полицию только при условии, если граждане способны по своим личным и деловым качествам, физической подготовке выполнять служебные обязанности сотрудника полиции. Соответственно рассматриваемой обязанности в п. 11 ч. 1 ст. 28 данного Закона предусмотрено право сотрудника полиции на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку в установленном порядке. Несоответствие сотрудника полиции замещаемой должности вследствие недостаточной квалификации согласно п. 10 ч. 1 ст. 40 данного Закона являются основанием для увольнения сотрудника полиции со службы в полиции.

Не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, в т.ч. сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство (п. 8).

Ограничение доступа к информации регламентировано статьей 9 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (см. коммент. к ст. 8 Закона). Как установлено в ч. 6 ст. 5 комментируемого Закона, полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя обозначается в Федеральном законе "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" согласно п. 7 его ст. 2 понятием "конфиденциальность информации".

Следует отметить, что Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1233 утверждено Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти*(279). Названное Положение определяет общий порядок обращения с документами и другими материальными носителями (фото-, кино-, видео- и аудиопленки, машинные носители информации и др.), содержащими служебную информацию ограниченного распространения, в федеральных органах исполнительной власти, а также на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях.

Беречь государственное имущество, в т.ч. предоставленное ему для выполнения служебных обязанностей (п. 9).

В абзаце 7 ч. 2 ст. 21 ТрК РФ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ) закреплена обязанность работника бережно относиться к имуществу работодателя (в т.ч. к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников. Корреспондирующее данной обязанности право работодателя требовать от работников бережного отношения к имуществу работодателя (в т.ч. к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) предусмотрено в абз. 5 ч. 1 ст. 22 данного Кодекса.

Согласно части 4 ст. 33 комментируемого Закона за ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, т.е. МВД России и его территориальному органу, подразделению полиции либо организации, входящей в систему указанного федерального органа, сотрудник полиции несет материальную ответственность в соответствии с трудовым законодательством РФ (см. коммент. к указанной статье).

Представлять в порядке, установленном законодательством РФ, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (п. 10).

В общем виде обязанность государственных и муниципальных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера закреплена и регламентирована в ст. 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"*(280). Представление сведений государственными гражданскими служащими о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера регламентировано статьей 20 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации". В силу прямого указания в ч. 2 ст. 29 комментируемого Закона нормы этих статей и подлежат применению при выполнении сотрудником полиции обязанности, установленной в рассматриваемом пункте (см. указанную статью и коммент. к ним).

Сообщать о выходе из гражданства РФ или о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства в день выхода из гражданства РФ или в день приобретения гражданства (подданства) иностранного государства (п. 11).

Данная обязанность предопределена положениями п. 7 и 8 ч. 1 ст. 29 комментируемого Закона, согласно которым выход из гражданства РФ, приобретение или наличие гражданства (подданства) иностранного государства являются обстоятельствами, препятствующими нахождению на службе в полиции.

Соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в полиции, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника полиции (п. 12).

Ограничениям, обязанностям и запретам, связанным со службой в полиции, посвящена статья 29 комментируемого Закона. В части 1 указанной статьи определен перечень случаев, в которых сотрудник полиции не может находиться на службе в полиции. Часть 2 указанной статьи распространяет на сотрудника полиции ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом "О противодействии коррупции" и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником полиции оперативно-розыскной деятельности (см. комментарий к указанной статье).

Сообщать непосредственному начальнику о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов при выполнении служебных обязанностей, и принимать меры по предотвращению такого конфликта (п. 13).

Это вторая из обязанностей, аналогичных которым нет в ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и в ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации"). В общем виде порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе определяет статья 11 Федерального закона "О противодействии коррупции" (ограничения, запреты и обязанности, установленные названным законом в силу ч. 2 ст. 29 комментируемого Закона распространяются на сотрудника полиции; см. указанную статью и коммент. к ней):

государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов (ч. 1);

государственный или муниципальный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно (ч. 2);

представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов (ч. 3);

предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов (ч. 4);

предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный или муниципальный служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода государственного или муниципального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ (ч. 5):

в случае, если государственный или муниципальный служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством РФ (ч. 6; данное положение продублировано в ч. 2 ст. 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", см. коммент. к ст. 29 Закона).

Как определено в ст. 10 Федерального закона "О противодействии коррупции":

под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе в названном Законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства (ч. 1);

под личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц (ч. 2).

Уведомлять непосредственного начальника, органы прокуратуры РФ или другие государственные органы о каждом случае обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений (п. 14).

В общем виде обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений закреплена в ст. 9 Федерального закона "О противодействии коррупции" (ограничения, запреты и обязанности, установленные названным законом в силу ч. 2 ст. 29 комментируемого Закона распространяются на сотрудника полиции; см. указанную статью и коммент. к ней):

государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений (ч. 1);

уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью государственного или муниципального служащего (ч. 2);

невыполнение государственным или муниципальным служащим должностной (служебной) обязанности, предусмотренной частью 1 данной статьи, является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством РФ (ч. 3);

государственный или муниципальный служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими государственными или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства в соответствии с законодательством РФ (ч. 4);

порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются представителем нанимателя (работодателем) (ч. 5).

В соответствии с последней из изложенных норм Приказом МВД России от 19 апреля 2010 г. N 293 "Об утверждении Порядка уведомления в системе МВД России о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений"*(281) утверждены:

Порядок уведомления сотрудником органа внутренних дел, военнослужащим внутренних войск, федеральным государственным гражданским служащим системы МВД России представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

Примерный образец уведомления сотрудником органа внутренних дел, военнослужащим внутренних войск, федеральным государственным гражданским служащим системы МВД России представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

Перечень сведений, содержащихся в уведомлении представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает обязанности, подлежащие выполнению сотрудником полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток. Именно об этих обязанностях говорится в ч. 3 ст. 25 комментируемого Закона как о подлежащих выполнению сотрудником полиции, проходящим службу в территориальном органе, за пределами территории, обслуживаемой этим территориальным органом. Согласно указанной норме сотрудник полиции выполняет такие обязанности в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, т.е. Министром внутренних дел РФ. Как говорилось в комментарии к указанной статье, ранее подобные обязанности, подлежащие выполнению сотрудником милиции на территории РФ независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени, были установлены в ч. 2 ст. 18 Закона 1991 г. о милиции.

В отношении установленных в ч. 2 комментируемой статьи обязанностей сотрудника полиции необходимо отметить следующее.

Оказывать первую помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также гражданам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья (п. 1).

Ранее подобным образом в ч. 2 ст. 18 Закона 1991 г. о милиции (в ред. Федерального закона от 25 ноября 2009 г. N 267-ФЗ) устанавливалась обязанность сотрудника милиции оказывать первую помощь и другие виды помощи гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни. Как видно, в отличие от данного положения в рассматриваемом пункте о "других" видах помощи не говорится.

В рассматриваемом пункте продублирована соответствующая обязанность полиции, установленная в п. 3 ч. 1 ст. 12 комментируемого Закона. При этом наличие перечисленных в указанной норме обстоятельств, служащих условием для исполнения обязанности, - "если специализированная помощь не может быть


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: