Школьные принадлежности

 

Ребенком я с нетерпением и радостью ждала каждого нового учебного года. Но к школьному возрасту моих сыновей все изменилось: к концу лета меня начинала колотить нервная дрожь. Перед глазами до сих пор высятся стопки бумажных листов, заламинированных тетрадей с заданиями и прочего неперерабатываемого мусора, который я закупала не потому, что это нам нужно, а потому, что так положено в школе. Учителя с пониманием отнеслись к личной просьбе не давать детям на дом задания, распечатанные на листочках, и не требовать ламинирования рабочих тетрадей. Но перечень требуемой школьной канцелярии по-прежнему был огромным.

Было бы здорово, если бы, составляя списки покупок для родителей, учителя ограничивались необходимым минимумом. Например, одну тетрадь на кольцах со сменными блоками вполне можно использовать для нескольких предметов, причем довольно долго – от подготовительной школы до конца начальной. Сегодня школы чрезвычайно привередливы в своих запросах, они требуют принести: записные книжки на кольцах и на застежке-молнии для одного предмета, узкие без молнии для другого, пластиковые разделители листов для третьего, цветной картон для чего-то еще. Такой подход не оставляет возможности использовать принадлежности повторно и обременяет родителей ненужными расходами. Почему бы учителю не собирать оставшиеся материалы в конце учебного года, чтобы передать их следующему классу? Еще их можно использовать в учительской или сдать в магазин подержанных товаров. Стоит изменить свою политику и поставщикам школьных товаров: больше многоразовых моделей из нетоксичных материалов, например, маркеров из нержавеющей стали, которые можно бесконечно заправлять. Пока это лишь мечты, но и сейчас можно запастись всем необходимым с учетом принципов безотходности.

1. Оптимизируйте список покупок. Посмотрите, что еще осталось с прошлого года, и берите только то, что действительно необходимо. Скорее всего, у вашего ребенка сохранилось много маркеров и карандашей (в том числе грифелей для механических). Вместо одноразовых салфеток включите в список многоразовые, которые обычно есть дома.

2. «Купите» в домашнем офисе. Такие пункты, как «один черный карандаш», легковыполнимы: скорее всего, вы найдете его в ящике письменного стола.

3. Сходите на разведку в местные секонд-хенды. Школьные принадлежности можно найти и в крупных комиссионках, хотя там на них приходится лишь малая часть ассортимента. Зато небольшие специализированные магазины – прекрасный источник бывших в употреблении вещей в отличном состоянии. Здесь найдутся и записные книжки на кольцах, и наборы для черчения, а иногда и текстовые маркеры, ватман, простые и цветные карандаши.

4. Сделайте выручку местному магазину товаров для офиса. Если вы не нашли нужное в комиссионках, поищите небольшой магазин со штучной, не оптовой продажей, где можно купить без упаковки необходимое количество товара. Просмотрите советы по выбору канцелярии в главе «Рабочее место и борьба со спамом».

5. Загляните на eBay и другие онлайн-площадки. Они предоставляют великолепный выбор товаров для разных профессий. Можно заказать даже карманный научный калькулятор.

 

Ланч

 

Многие родители относятся к приготовлению ланча дома как к ужасному неудобству и потере драгоценного времени. Стоят ли обеды с собой затраченных усилий?

Мое мнение – домашняя еда крайне важна для сокращения отходов и семейных трат, это правильная замена готовым наборам, предлагаемым в школе. В современном обществе легче легкого заработать избыточный вес и диабет, а домашний ланч дает родителям возможность проконтролировать здоровое питание детей. Если вы кормите детей сбалансированной и разнообразной пищей, вам не понадобится компенсировать потом дефицит витаминов. Кроме того, домашние обеды в стиле «ноль отходов» сокращают потребление полуфабрикатов и, следовательно, количество упаковки. Когда дети не дома, довольно трудно проконтролировать, что именно и как много они едят. А принесенные домой контейнеры с остатками домашнего обеда проливают свет на то, какую часть порции они съели и чему отдали предпочтение. Так что можно менять меню в соответствии со вкусами вашего ребенка.

Ежедневная стряпня многим кажется обременительной. А когда к требованиям здорового питания добавляются требования безотходности – многие пугаются. Но если в кладовой царит порядок, обед готовится легко и без стресса. Идеальный порядок в продуктовых запасах и готовые блюда в прозрачных контейнерах позволяют быстро выбирать необходимое, контролировать состояние и количество продуктов и вовремя закупать недостающее. Если привлечь к приготовлению и самих детей – сэкономите время! Заодно увеличите шансы, что они действительно съедят то, что получится, и приучите правильно питаться самостоятельно.

Вот несколько способов вовлечь ребенка в процесс приготовления и подогреть его интерес к здоровой пище:

Нарезать. Надрежьте багет и другие продукты, от которых непросто отломить кусочек. А остатки пиццы и пирога с заварным кремом аккуратно нарежьте на тонкие ломтики.

Заправить. Для придания аромата салату из свежих овощей добавьте по своему вкусу соевый соус, йогурт, хумус или горчицу.

Сделать маленькие порции. Перелейте половину йогурта из большого стакана в маленький.

Разогреть. Разогрейте остатки блюд из макарон или риса и упакуйте их в термос.

Сделать роллы. Оберните мясную нарезку листами водорослей или листьями салата.

Придать форму. Аппетитно нарежьте овощи брусочками, кружочками, кубиками или звездочками. Из остатков сделайте салат.

Сделать шашлык. В качестве мини-шампуров используйте деревянные шпажки для рулетов. Чтобы ребенок не поранился, затупите острые концы напильником.

Измельчить. В качестве альтернативы крекерам поджарьте в тостере ломтики вчерашнего багета. Порежьте апельсины кружочками – так они выглядят привлекательнее и есть их проще.

Мои сыновья следуют простым правилам приготовления здорового обеда. Они комбинируют продукты одного типа, а не удваивают их количество. Все продукты мы покупаем без упаковки и по возможности органические. Вот список ингредиентов, которые мы используем для школьных ланчей:

1. Зерновые (лучше из цельнозерновой пшеницы): багет, фокачча, булочки, бублики, лапша, рис, кус-кус.

2. Овощи: салат, томаты, маринованные овощи, авокадо, огурцы, брокколи, морковь, паприка, сельдерей, сладкий горошек.

3. Белок: мясная нарезка, оставшееся с ужина мясо или рыба, крабы, яйца, тофу, орехи, ореховое масло, бобы, горох.

4. Кальций: йогурт, сыр, темнолистовые овощи.

5. Фрукты: свежие фрукты или ягоды, яблочный мусс домашнего приготовления, сухофрукты.

6. На перекус: свежие или сухие фрукты, йогурт, попкорн, домашний кекс, орехи, мюсли или какая-нибудь необычная закуска из отдела с развесными продуктами.

Для упаковки обеда с собой не стоит покупать специальный контейнер. Скорее всего, все нужное вы найдете дома: многоразовый контейнер, тканевую салфетку и, конечно, ложку с вилкой. Многие родители предпочитают контейнеры из нержавеющей стали, но я осталась вполне довольна обычными стеклянными. Они прекрасно отслужили Максу и Лео и без единой трещинки дожили до сегодняшнего дня. Уверена, дети способны правильно обращаться с хрупкими вещами, когда есть такая необходимость. Контейнер с сэндвичем и фруктом можно завернуть в тканевую салфетку в стиле фурошики. Фурошики – это японское искусство заворачивания предметов в ткань. Ниже представлена схема, которой пользовались мы. Другие варианты вы найдете в интернете по запросу furoshiki («фурошики»). В отличие от обычных ланч-пакетов, такая упаковка многозадачна: это и защитная обертка, и ручка для переноски, и подставка для столовых приборов, да и просто салфетка – все в одном!

 

Внеклассные занятия

 

Мы можем наполнить жизнь наших детей чем-то большим, чем горы игрушек. Сейчас записывать детей на массу внеклассных занятий стало обычным делом. Почему мы так пристально следим за их свободным временем? Извлекают ли они из этого пользу?

Работающие родители могут на законных основаниях использовать факультативы как альтернативу телевидению и видеоиграм. За стремлением записать ребенка на все кружки кроется целый клубок родительских чувств. Это может быть надежда раскрыть ранний талант сына или дочери, желание подтолкнуть к борьбе за достижения, сожаления о собственных детских мечтах, которые не удалось реализовать. А еще примесь неуверенности в себе, которую мы испытываем, наблюдая, как загружены другие дети, и страха, что мы делаем недостаточно, чтобы раскрыть потенциал ребенка. А если по нашей вине он не станет профессиональным футболистом и не поступит в самый лучший университет? Но эта буря навязанных эмоций, которая заставляет лишать детей каждой свободной минутки, неизбежно приводит к стрессу и в итоге мешает естественному развитию и семейному общению.

Свободная игра позволяет детям больше времени проводить на свежем воздухе, наслаждаться природой, развивать воображение, создавая свой мир, и, главное, самостоятельно определяться, кем они хотели бы стать, без оглядки на родительские требования и надежды. Игра дает детям возможность развиваться в собственном ритме и обрести свою индивидуальность. Когда им выпадает случай поскучать, они находят способы занять ум, решить свои детские проблемы и просто побыть в мире, где от них ничего не ждут, где они сами определяют свои возможности, ограничения и достижения.

Мы, родители, всегда хотим дать детям лучшее, и нам никто не мешает воспитывать их по своему разумению. Я лишь отмечу, что нашей семье жизнь в стиле «ноль отходов» принесла куда больше, чем просто отсутствие мусора. Надеюсь, что и другие семьи найдут баланс между организованными занятиями и свободной игрой.

 

 

Творчество и ремесла

 

Прикладное творчество дает идеальную возможность общаться с детьми, развивать их мелкую моторику и прививать им ценные навыки концентрации внимания и самостоятельной работы. Кроме того, это отличная внеклассная деятельность!

Вы можете спросить: не мешает ли принцип простоты и экономии творчеству?

Раньше я ассоциировала минимализм со строгостью и сдержанностью. Но на практике выяснила, что все совсем не так. Семь лет назад у меня была студия, переполненная инвентарем для живописи: сотни рамок, десятки неокрашенных полотен, галлоны краски, бесчисленные кисти и множество прочих художественных материалов. Я гордилась востребованностью у клиентов и признанием, которое приносила моя работа. Но я также помню, как страдала из-за недостатка вдохновения. При переезде мы избавились от многих вещей, в том числе связанных с искусством. Я относила их в школы и дарила друзьям, поделилась некоторыми через Craigslist[61], часть отправила в Scrap (секонд-хенд для художников). Расставаясь с незаконченными проектами и невостребованными материалами, я отпустила разочарования и ожидания. Я поняла, что лежащие без дела инструменты мучили меня. Они томились, требуя стать чем-то лучшим, чем-то удивительным. Избавление от лишнего позволило мне победить страхи и раскрыть способности. На смену тревогам пришло удовлетворение от поиска безотходных альтернатив. Я обнаружила, что творчество не ограничивается полотном холста, возможности для него есть повсюду. Например, источниками вдохновения для меня стали ремонт, обустройство двора, организация компоста и переработки вторсырья. Так же, как «не одежда красит человека», я считаю, что художника создает не набор инвентаря. Ван Гога сделало гением не богатство материалов, а его уникальное видение и исполнение. В конце концов, «творить – это значит изобретать, экспериментировать, расти, рисковать, нарушать правила, делать ошибки и веселиться» (актриса Мэри Лу Кук); ничто из этого не определяется расходными материалами. Искусство и творчество – это интимный процесс, но я должна сказать, что стремление к нулю отходов разожгло во мне творческий азарт, которого я раньше не испытывала.

С расцветом зеленого движения ремесла переживают второе рождение. Многие сознательные родители используют хэндмейд как повод для вторичного использования, как способ спасти старые вещи и иногда – оправдать потребительские привычки («Можно иногда купить пластиковую бутылку, я ведь могу потом сделать из нее кормушку для птиц»). Изготовление поделок из спасенных материалов – популярная тактика избавления от мусора. Тем не менее многие идеи, разрекламированные в СМИ, противоречат принципам «ноля отходов». Ведущие программ предлагают использовать токсичные материалы (например, химический клей) или вещи, от которых мы должны отказаться в первую очередь (такие как пластиковые пакеты). Они предлагают создавать предметы, в которых нет необходимости, и превращать материал, пригодный для повторного использования, в нечто неперерабатываемое. Имейте в виду, что повторное использование и прикладное творчество тоже способны привести к появлению новых отходов.

Если вы хотите изготовить поделки без мусора вместе с детьми, вот что следует иметь в виду:

Расходные материалы для творчества. Нет никакой необходимости в больших количествах, хватит и нескольких наименований. Советую приобрести для ребенка краски на водной основе, цветные карандаши, шпагат, ножницы, самодельный клей (смотри рецепт на странице 180) и обеспечить доступ к инструментам (под вашим контролем). Материалы не должны быть ни расточительными, ни токсичными. Купите их в комиссионном магазине или в художественной лавке, где есть возможность взять поштучно и без упаковки). Подумайте о том, как их можно потом переработать. Хотя современные маркеры популярны среди детей и учителей, они не подлежат повторному использованию и переработке. Лучше задействуйте краски, пастель и карандаши. Ищите знак безопасности АР на этикетках или попробуйте изготовить самодельные акварели (см. инструкции ниже).

Сырье. Отдайте ребенку то, что есть под рукой в доме и что подлежит вторичной переработке или компостированию (но не создавайте запасы таких вещей «на всякий случай»): воск, обертки, обрезки древесины, веточки (см. инструкции ниже), старую одежду, войлочные свитера, бумажные распечатки, коробки от посылок – наверняка найдется немало. В тех редких случаях, когда нужного не находилось (например, учитель попросил принести вырезки из журналов), материалы с радостью отдавали соседи.

Цель. Основных целей всего четыре: ремонт, создание нового, украшение и художественный опыт. Последнее особенно важно для развития ребенка (работа с разными материалами, текстурами и цветом), но чем старше он становится, тем важнее практические навыки, такие как штопка, деревообработка, шитье и вязание. Никогда не лишне уметь что-то отремонтировать или смастерить. Предложите ребенку создать что-то полезное для вас, вашего дома, для природы, для нуждающихся людей. Это не только поможет избавиться от хлама, но и разовьет в ребенке бережное отношение к вещам и эмпатию к людям и животным. Обрезки ткани и шерстяные свитера можно превратить в стеганые одеяла, чтобы согреть бездомных; из кусков древесины можно смастерить улей, чтобы обеспечить диким пчелам место для гнездования (см. инструкции ниже). Процесс. Подумайте о том, сколько прослужит поделка. Пригодна ли она для вторичной переработки или компостирования? Или это мусор, которому найдется место только на свалке? Даже если материалы сами по себе подлежат переработке, смешивание может сделать их непригодными (например, добавление синтетического клея к древесине). Постарайтесь сделать так, чтобы готовый продукт не оказался мусором. Увлечение творчеством может стать хорошим подспорьем на пути к «нолю отходов». Например, создание скульптур из песка, изготовление свечей, украшений для стола (примеры смотрите в главе «Кухня и еда») или теста для лепки (см. инструкции ниже) способствуют развитию творческих способностей, а не коллекционированию пылесборников.

КРАСКИ НА ВОДНОЙ ОСНОВЕ

ЦВЕТА

Синий/фиолетовый: черника, виноград, красная капуста, увядшие лепестки роз, вино, чернила кальмара

Красный: свекла, красная бузина, клубника, вишня, малина

Желтый/оранжевый: кожура

граната или лука, золотая свекла, желтая репа, листья сельдерея, морковь, куркума

Зеленый: мята перечная, шпинат, листья артишока

ПРИГОТОВЛЕНИЕ

Коричневый: кофе, чай или использованные чаинки, кожура красного лука, соевый соус, скорлупа и шелуха грецкого ореха, кора и сухие листья (неядовитых растений), обугленные тосты, чернила каракатицы

Черный/серый: ежевика, чернила осьминога, древесный уголь, миндальный уголь (см. рецепт кайала для глаз на странице 101).

• Жидкости используйте «как есть» или варите их, чтобы уменьшить интенсивность цвета.

• Твердые материалы залейте водой, доведите до кипения, убавьте огонь и кипятите, пока не получите нужный оттенок. Отожмите или отфильтруйте готовый продукт (в зависимости от материала)

ПРИМЕНЕНИЕ

• Чтобы сделать акварельные краски, добавьте к полученному красителю 1/2 чайной ложки соли и 1 /2 чайной ложки белого уксуса (на 1/4 стакана жидкости). Готовый раствор храните в небольших стеклянных банках.

• Чтобы покрасить пасхальные яйца, погрузите их в кипящую воду с красителем.

ПУХ ДЛЯ ВАЛЯНИЯ

МАТЕРИАЛЫ

3 стакана сухого текстильного пуха

2 столовые ложки соли

2 стакана воды

3/4 стакана муки

ИЗГОТОВЛЕНИЕ

1. В кастрюлю налейте воду, добавьте соль и замочите пух.

2. Добавьте муку и размешивайте на среднем огне до состояния теста.

3. Снимите с огня и дайте остыть.

ПРИМЕНЕНИЕ

Используйте как есть или придайте форму по принципу папье-маше (для этого смажьте полученный материал растительным маслом или универсальным бальзамом со страницы 104). Понадобится несколько дней, чтобы пух высох и получился прочный материал. Летом на солнце это сделать проще всего.

Примечание. Полученное волокно также можно использовать как материал для розжига (см. главу «Вне дома»), набивочный материал (для тряпичных кукол и подушек), для изготовления бумаги в домашних условиях (см. «Рабочее место и рекламные письма»).

ТЕСТО ДЛЯ ЛЕПКИ

ИНГРЕДИЕНТЫ

2 чашки муки 1 ч. л. сливок

2 чашки воды 1 стакан соли

1 ст. л. растительного масла

ИЗГОТОВЛЕНИЕ

1. Смешайте все ингредиенты в кастрюле.

2. Варите, помешивая, на среднем огне до образования теста.

3. Остудите и храните в банке.

УЛЕЙ ДЛЯ ПЧЕЛ-КАМЕНЩИКОВ[62]

Не волнуйтесь, он не привлечет опасных ос.

МАТЕРИАЛЫ

Обрезки досок размером 1 Ох 15 см Рулетка

Сверло Наждачная бумага

Карандаш

ИЗГОТОВЛЕНИЕ

1. Нарисуйте сетку с ячейками в 2,5 см на самой широкой стороне доски.

2. Просверлите в местах пересечений ячеек на глубину 9 см.

3. Зашкурьте наждачной бумагой.

4. Повесьте на заборе или дереве с южной стороны, в месте, защищенном от ветра, на высоте 1–2 метров от земли.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: