Великомощный и крепкий Бог духов и всякой плоти, Чье око назирает все пути сынов Адамовых, от дня рождения и до дня исхода их, чтобы каждому воздать по делам его, добрым или злым, покажи мне, как исповедать пред Тобою нищету мою.
Ибо сказал я, «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды'»; а не знал, что «несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Апок.3, 17).
Думал я быть чем-то, когда был ничто.
Сказал себе: сделаюсь мудрым, и объюродел.
Помышлял быть умеренным, но обманулся.
Теперь вижу, что Твой это дар, без которого ничего не можем сделать. «Если» не Ты, Господи, созиждешь «дома, напрасно трудятся строящие его» (Пс.126,1). Так научил Ты меня, чтобы познал я себя; ибо оставил Ты меня и искусил меня, не ради Себя, чтобы Тебе познать меня, но ради меня, чтобы мне познать себя.
Думал я, Господи, как сказал уже, что буду чем-то сам по себе; рассуждал, что достаточно во мне своих сил; и не разумел, что Ты управлял мною; пока не удалился Ты от меня несколько, и я, оставшись один, тотчас пал; тогда увидел и познал, что Ты, управлял мною; и то, что пал я, было от меня, а то, что восстал, было от Тебя.
|
|
Ты, Свет мой, открыл мне очи, возбудил и просветил меня, и увидел я, что «искушение житие человеку на земли» (Иов.7,1), что не может похвалиться пред Тобою всякая плоть, и не оправдится всяк живый; ибо ежели есть в нас что доброе, мало оно или велико, Твой это дар, а нашего нет ничего, кроме зла.
Итак, чем же похвалится всякая плоть? Ужели злом? Но это—не слава, а бедствие. Или похвалится добром? Каким же? Ужели чужим? Твое, Господи, всякое добро, Твоя и слава. Кто за Твое добро ищет славы себе, а не ищет Тебе, тот — тать и разбойник; он подобен диаволу, который хотел окрасть славу Твою. Ибо кто хочет хвалиться Твоим даром, и ищет в нем не Твоей славы, но своей: тот, хотя бы и хвалили его люди за дар Твой, порицается Тобою; потому что он за дар Твой искал не Твоей, но своей славы. Но кого хвалят люди, когда порицаешь Ты, того не защитят люди, когда будешь Ты судить, и не избавят, когда подвергнешь осуждению.
Ты, Господи, Создатель мой от чрева матери моей, не попусти мне подпасть сей укоризне; да не буду укорен, что хотел окрасть славу Твою. Тебе слава; потому что всякое добро от Тебя, а нам стыдение лица и бедность; потому что от нас всякое зло, если Ты не благоволишь помиловать нас. Ибо милуешь Ты, Господи, милуешь все сотворенное Тобою, и не имеешь ненависти ни к чему созданному Тобою, даруешь нам блага Твои, ущедряешь нас бедных совершеннейшими дарами Твоими; потому что любишь Ты бедных, и обогащаешь их богатством Твоим. Вот и ныне, Господи, мы—убогие сыны Твои и малое стадо Твое; отверзи нам дверь Твою, да едят убогие и насытятся, и восхвалят Тебя ищущие Тебя. Знаю, Господи, и научаемый Тобою, исповедуюсь Тебе, что те одни, которые сознают себя убогими и исповедуют пред Тобою убожество свое, будут обогащены Тобою; а которые почитают себя богатыми, тогда как они убоги, те лишены будут богатства Твоего.
|
|
Посему и я, Господи Боже мой, исповедую пред Тобою убожество мое; и Тебе да будет вся слава Твоя; потому что всякое добро есть Твое. Исповедаюсь Тебе, Господи, как Ты научил меня, что я не иное что, как всяческая суета и тень смертная, какая-то темная бездна, земля невидимая и неустроенная, которая без благословения Твоего ничего не произращает, и приносит не плод, а только смятение, грех и смерть.
Если когда имел я что доброе, то от Тебя получил сие; что ни есть у меня доброго, Твоим владею.
Если стоял я когда, Тобою стоял; но когда я падал, сам собою падал; и навсегда бы оставался погрязшим в тине, если бы не восставлял меня Ты; всегда был бы я слеп, если б не просвещал меня Ты.
Как скоро я пал, уже никогда не восставал бы, если б не простирал Ты ко мне руки Своей; и после того, как восставил Ты меня, непрестанно падал бы я, если б не поддерживал меня Ты; и неоднократно погиб бы, если бы не управлял мною Ты.
Так всегда, Господи, всегда благодать Твоя и милосердие Твое предваряют меня, избавляя меня от всех зол, спасая от зол прошедших, восставляя среди зол настоящих, ограждая от зол будущих, расторгая предо мною греховный путы, предотвращая случаи и причины ко греху; потому что, если бы не делал Ты сего для меня, то я сделал бы все грехи в мире. Знаю, Господи, что нет греха, сделанного когда-нибудь человеком, которого бы не мог сделать и другой, как скоро отступит от него Творец, создавший человека. Но если не сделал я чего, Ты устроил так; и если удержался от чего, Ты повелел это; и если уверовал я в Тебя, Ты излил на меня благодать сию. Ибо Ты, Господи, направлял меня к Себе, соблюдал меня для Себя и для меня, чтобы не учинил я прелюбодеяния и всякого другого греха.
15. Самим нам не спастись от врага: Сам спаси!
Не было у меня искусителя? Ты соделал это, что не было его.
Не было места и времени ко греху? Ты устроил это, что не было сего.
Был и искуситель, были и место и время; но от согласия на грех Ты удержала меня.
Пришел искуситель в образе тьмы, каков он и есть, и Ты дал мне силы презреть его.
Пришел искуситель вооруженный и сильный; и чтобы он не мог победить меня, Ты его укротил, а меня подкрепил.
Пришел искуситель, преобразившись в Ангела светла; и чтобы не мог он обмануть меня, Ты его укорил; и чтобы мог я узнать его, Ты меня просветил. Ибо это тот «великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною» (Апок.12, 9), «это-море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими» (Пс.103, 25.), (т. е. различные роды бесов, которые день и ночь ничего иного не делают, как только обходят вокруг, ища кого поглотить, если не исхитишь Ты); это—тот змий древний, который явился в раю сладости, который «увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю» (Апок.12, 4), который ядом своим повредил воды земные, чтобы пьющие их люди умирали, который постилает «злато - якоже брение» (Иов. 41, 21), «и уповает, яко внидет Иордан во уста его» (Иов. 40, 18), уповает, что он так сотворен, чтобы никого не бояться ему. Кто же защитит от угрызения его, и кто похитит из челюстей его, кроме Тебя, Господи, сокрушившего главы змию великому?
Простри, Господи, над нами крыла Твои, чтобы под ними укрыться нам от лица змия сего, преследующего нас, и щитом Твоим спаси нас от рогов его. Ибо это постоянное усилие его, это единственное желание его—поглощать души, созданные Тобою. И потому вопием к Тебе, освободи нас от вседневного противника нашего, который, спим ли мы, бодрствуем ли, едим ли, пьем ли, или другое что делаем, день и ночь употребляет все меры против нас, обманом и хитростью, и явно и тайно, направляя в нас ядоносные стрелы, чтоб умертвить души наши.
|
|
И, однако же, Господи, как велико безумие наше! Ибо, хотя непрестанно видим змия сего с отверстою на нас пасть., готового поглотить нас, при всем том спим, предаемся неге в лености своей, как будто безопасны мы от того, кто ничего более не желает, как погубить нас. Враг всегда не спит и бодрствует, чтобы убить нас; а мы не хотим пробудиться от сна, чтобы охранить себя. Вот под ногами у нас разложил он бесчисленное множество тенет, и все пути наши покрыл сетями, чтобы уловить души наши. Кто же избежит их? Положил он нам сети в богатстве, положил сети и в убожестве, расставил сети в пище, в питии, в удовольствии, во сне, в бодрствовании, положил сети в слове и в деле и на всяком пути нашем. Но Ты, Господи, избави нас «от сети ловца, от гибельной язвы» (Пс.90,3), чтобы исповедались мы Тебе, говоря: «Благословен Господь, Который не дал нас в добычу зубам их! Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих: сеть расторгнута, и мы избавились» (Пс.123, 6. 7).
16. Без Тебя не распознать нам сетей вражиих: Сам укажи их!
Ты, Господи, Свет мой, открой очи мои, да увижу свет и пойду во свете Твоем, и не впаду в сети его. Ибо кто избежит сих многих сетей, если не увидит их? И кто увидит их, если Ты не просветишь его светом Твоим?
Он — отец тьмы, и сети свои скрывает во тьме своей, чтобы уловлять ими всех, которые пребывают во тьме его, и будучи сынами тьмы, не видят света Твоего; а кто ходит в Твоем свете, тот не убоится. «кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним» (Ин.11, 9. 10).
Ты, Господи, Свет, Ты—свет для сынов света, Ты—день, незнающий запада, о Тебе ходят сыны Твои без преткновения, а которые ходят без Тебя, те все во тьме, потому что не имеют Тебя—Света миру. Вот ежедневно видим, что чем более удаляется кто от Тебя, истинного света, тем более погружается в греховную тьму; и чем в большей он тьме, тем менее видит сети на пути своем; а потому тем менее познает их, и чаще уловляется и впадает в них, и, что еще ужаснее, не знает даже, что впал в сети. А кто не знает своего падения, тот не заботится восстать, тем более, что думает, будто бы он стоит.
|
|
Ты же, Господи Боже мой, Умный Свет, просвети ныне очи мои, чтобы увидеть и познать мне, и не пасть пред лицом врагов моих.
Ибо враг наш на истребление наше трудится; и просим, да исчезнет он от лица нашего, «яко тает воск от лица огня» (Пс.67, 3). Ибо он тот первый и последний разбойник, который отважился похитить славу Твою, Господи, когда, надмившись, и превознесшись, сокрушился и пал в ров свой; и Ты низверг его со святой горы Твоей и из среды огневидных камней, среди которых ходил он.
И до ныне, со времени падения своего, не престает он преследовать сынов Твоих, Жизнь моя, Боже мой. Из ненависти к Тебе, великий Царь, желает он погубить сие создание Твое, которое всемогущая благость Твоя сотворила по образу Твоему,—желает погубить, чтоб не обладало оно славою Твоею, которую сам он утратил по гордости своей.
Но сокруши его, Крепость наша, Господи, пред нами, агнцами Твоими, и просвети нас, чтобы видеть нам сети, какие уготовал он нам, и спастись в Тебе, Веселие Израилево.
Все это известнее Тебе, Господи; ибо знаешь упорство и жестоковыйность его. И говорю сие не для того, чтобы показать Тебе; Ты все видишь, ни одно помышление не сокрыто от Тебя. Но к ногам величия Твоего, вечный Судия, приношу жалобу на врага моего; осуди его, и спаси нас сынов Твоих; ибо Ты—Крепость наша.
Хитер и лукав враг сей, Господи; трудно открыть изгибы путей его, и узнать все виды лица его, если не просвещаешь нас Ты; то здесь, то там, то агнцем, то волком, то тьмою, то светом показывается он. И каждое из этих свойств, и всякое время и место, смотря по обстоятельствам, употребляет для различных искушений. Чтоб обмануть печальных, сам печалится; чтобы наругаться над радующимися, сам представляется радующимся; чтобы ввести в обман живущих духовно, преобразуется в Ангела светла; чтобы побороть сильных, является им агнцем; чтобы поглотить кротких, является им волком. Все же сие производит сообразно с различными искушениями; так как иные терпят искушения «ужасов в ночи»; другие «стрелы, летящей днем», иные «язвы, ходящей во мраке» (Пс.90, 5. 6); другие от нападения, иные же «от беса полуденного». И кто в состоянии распознавать все сие? Кто угадает вид покрова его? Кто узнает, на что устремлены зубы его? Вот стрелы свои скрывает он в колчане, и сети свои утаивает под видом чего-то светлого. И весьма трудно распознавать сие, если от Тебя, Господи, Надежда наша, не дано нам будет, чтобы видеть сие. Ибо не только в делах плотских, удобно распознаваемых, и не только в пороках, но даже и в духовных упражнениях, скрывает он тонкие сети, самые пороки облекает в наружность добродетелей, и преображается в Ангела светла. Сии-то и многие другие средства, Господи Боже наш, употребляет против нас сын велиаров, сей сатана. То как лев, то как змий, то явно, то скрытно, днем и ночью, строит нам козни, чтобы похитить души наши.
Исхити же нас Ты, Господи, спасающий надеющихся на Тебя, чтобы поскорбел он о нас, а Ты прославился в нас, Господи Боже наш.