Много сетей, много врагов: не покинь меня

 

Вот тени, которыми покрыт я в этой мрачной бездне сей темницы, в которой лежу поверженный, пока не настанет день, не укло­нятся тени, не явится свет на тверди кре­пости Твоей, и глас Господень в силе, глас Господень в великолепии, не речет: «да бу­дет свет», и рассеется тьма, и «явится суша», и «произрастит земля зелень, траву, сеющую семя» и приносящее благой плод правды царствия Твоего.

«Господи Отче и Боже», жизнь, которою все живет, и без которой все вменяется, как мертвое, не оставь меня в лукавом по­мысле, «не дай мне возношения очей и вожделение отврати от меня» (Сир.23, 4), не предавай меня духу небоязненному и несмысленному; но Ты возобладай сердцем моим, чтобы всегда о Тебе помышляло оно.

Просвети очи мои, чтобы Тебя видели, и не превозносились пред Тобою, вечная Слава, но взирали смиренно, не увлекаясь тем, что приводит их в удивление, и что выше их, и видели десное, а не шуее.

Возбуди вожделение мое сладостью Твоею, которую сокрыл Ты для боящихся Тебя, чтобы возжелал я вожделевать Тебя вожделением вечным, и чтобы внутренний вкус мой, обольщенный и об­манутый суетою, не почитал горького сладким, и сладкого горьким, тьмы светом и света тьмою, среди столь многих сетей, повсюду уготованных врагом на пути сей жизни к уловлению душ. А сетями сими наполнен весь мир; и кто видел их, тот не прошел в молчании, но сказал: «ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1Ин. 2, 16). Вот, Господи, Боже мой, весь мир наполнен сетями похотей, которые уготованы ногам моим. Кто же из­бежишь сетей сих? Конечно тот один, у кого отъял Ты превозношение очей его, чтобы не пленяла его похоть очес; и у кого отъял Ты похотение плоти, чтобы не пленяла его похоть плотская; и у кого отъял Ты дух небоязненный и несмысленный, чтобы не обольща­ла его лукаво гордость житейская. О как блажен, с кем сотворишь сие! Он и среди сетей пройдет безвредно.

Теперь Тобою Самим умоляю Тебя, помоги мне, чтобы не пал я пред лицем врагов моих, уловленный сетями их, какие уготовали они ногам моим, чтобы совратить душу мою.

Избавь меня, Сила спасения моего, да не посмеются надо мною враги Твои, возненавидевшие Тебя.

Восстань, Господи Боже мой, Бог крепкий: «Да восстанет Бог, и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его. Как рассеивается дым, Ты рассей их; как тает воск от огня, так нечестивые да погибнут от лица Божия» (Пс.67, 2. 3). А я сокроюсь «под покровом лица Твоего» (Пс.30, 21), и возрадуюсь с сынами Твоими, насытившись всеми блага­ми Твоими.

Ты, Господи Боже,— Отец сирот.

Ты—Матерь сиротствующих, услыши рыдание чад Твоих, и распростри крыла Твои, чтобы прибегнуть нам под них от лица вражиего.

Ты —Столп крепости Израилевой, «не дремлет и не спит хранящий Израиля» (Пс.120, 4); потому что не спит и не дремлет враг, восстающий на Израиль.

 

12. О, Свете мой! без Тебя я во тьме: осияй меня!

 

О, Свет, которого не видит другой свет! Светлость, которой не видит другая светлость! Свет, которым помрачается всякий свет! Сияние, которым потемняется всякая посторон­няя светлость! Свет, от которого исходит всякий свет; Светлость, от которой исходит всякая светлость,—Светлость, пред которою всякая светлость есть тьма, пред которою всякий свет есть мрак; Свет, для которого всякая тьма—светлость,—всякий мрак—свет; вышний свет, которого не затмевает темнота, не ослабляешь мгла, не потемняет тьма, которого ничто не преграждает, и никогда не отде­ляет какая либо тень!

Свет, просвещающий все вдруг, единожды и навсегда, поглоти ме­ня бездною светозарности Твоей, чтобы по­всюду видел я Тебя в Тебе, и себя в Тебе, и все под Тобою. Не оставляй меня, да не возрастут тени неведения моего, и да не умно­жатся прегрешения мои. Ибо без Тебя все для меня тьма, все—зло; потому что нет без Тебя блага—истинного, единого и высочайшего блага. Исповедую сие, и знаю Господи Боже мой, что где бы ни был я без Тебя, везде мне без Тебя худо, не только вне меня, но и во мне; потому что всякое обилие (если это не Бог мой),—скудость для меня. Тогда толь­ко насыщусь, когда явится слава Твоя. Ибо Тебе, Господи, блаженная жизнь моя, испове­даю нищету мою.

После того, как отпал я от единства Твоего, высочайшее и единое Благо, многообразие временных вещей раз­дробило меня падшего плотскими чувствами, уклонив от Тебя единого, разделило во множество, изобилие сделалось для меня многотрудным, и скудость обильною,—между тем как гонялся я за тем и другим, и ничем не насыщался; между тем как не находил я себя в Тебе, непременяемое, единственное и нераздельное единое Благо, за которым следуя, не погрешаю, которое получив, не скорблю, которым обладая, насыщается всякое мое желание.

О, великая нищета! Увы, мне, Господи! Бедная душа моя удаляется от Тебя, с Которым всегда она богата и радуется; гонится же за миром, с которым всегда ску­дна и печальна. Мир вопиет: «изнемогаю»; Ты взываешь, Господи: «восставляю». Но бед­ная душа моя идет скорее за изнемогающим, нежели за восставляющим. Подлинно это не­мощь моя!

Врач духов, исцели ее, да пред Тобою, спасение души моей, всем сердцем моим исповедаю все благодеяния Твои, каки­ми ущедряешь меня от юности моей до ста­рости и дряхлости.

Умоляю Тебя Тобою же Самим, не оставь меня.

Ты создал меня, когда не существовал я; Ты искупил меня, когда погибал я. Погибал я, стал мертвецом: Ты снизошел к мертвецу, и восприял на Себя смертность; Ты—Царь снизошел к рабу, чтоб раба искупить, а Себя предать; чтобы я был жив, принял смерть Ты, и победил смерть; меня Ты восставил, когда уничижил Себя. Погибал я, удалился от Тебя, продан был под грех; Ты пришел ради меня, чтоб искупить меня, и столько возлюбил меня, что в искупительную цену за меня отдал кровь Свою; Ты возлюбил меня паче, нежели Себя, потому что благоволил умереть за меня. Под таким условием, та­кою дорогою ценою возвратил Ты меня из изгнания, искупил меня от рабства, избавил меня от наказания, нарек меня именем Своим, запечатлел меня кровью Своею, чтобы напоминающее о Тебе всегда было при мне, и никогда не удалялся от сердца моего Ты, ради меня не отрекшийся от креста. Помазал Ты меня елеем Твоим, которым Сам Ты помазан, чтобы по имени Твоему, Христос мой, и я назывался Христианином.

На руках Своих написал Ты меня, чтобы всег­да была у Тебя память о мне, если только и во мне непрестанно будет память о Тебе.

Так благодать Твоя и милосердие Твое всегда предваряли меня. Ибо от многих и великих бед неоднократно избавлял Ты меня, Изба­витель мой.

Когда совращался я с пути, возвращал Ты меня на путь;

когда пребывал я в неведении, научал Ты меня;

когда согрешал я, исправлял Ты меня;

когда был я печален, утешал Ты меня;

когда бывал я в отчаянии, укреплял Ты меня;

когда падал я, восставлял Ты меня;

когда стоял я твер­до, поддерживал Ты меня;

когда я шел, вел Ты меня;

когда приходил я, принимал Ты меня;

когда спал я, хранил Ты меня;

когда взывал я к Тебе, внимал Ты мне.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: