double arrow

По единой благости Твоей—я разумное творение

 

Всемогущая десница Твоя всегда одна и та же: она сотворила и Ангелов на небе, и чер­вей на земле; и в первых она не выше, и в последних не ниже. Ибо никакая другая рука не могла сотворить как Ангела, так и червя; никакая другая рука не могла сотворить как небо, так и малейший древесный лист,— как создать тело, так и един волос соделать белым или черным. Сотворила же сие всемогущая десница Твоя, для которой все равно возможно. Не более для нее возможно­сти сотворить червя, а не Ангела; и не менее для нее возможности распростреть небо, а не древесный лист; не легче ей образовать во­лос, а не тело; не труднее ей основать зем­лю на водах, чем и воды на земле. Что благоугодно ей было, то и создала она на небе и на земле, и в море и во всех безднах; в числе же всего прочего создала и меня, как хотела, могла и знала.

Могла же десни­ца Твоя, Господи, сотворить меня камнем, или птицею, или пресмыкающимся, или каким либо зверем; и она знала, как сие сделать, но не восхотела по благости Своей. И так почему же я не камень, не дерево, не какой либо зверь? Потому что так постановила благость Твоя. А чтобы так постановить ей, не предшествовали тому заслуги мои.

 

 

9. Не мне хвалить Тебя: Ты Сам похвала моя!

 

«И откуда это мне», Господи? Где возьму похвал, чтоб восхвалить Тебя? Как создал Ты меня без меня, и как Тебе было угодно; так и хвала Тебе воздается без меня, как Тебе сие благоугодно. Хвала Твоя, Господи,— Ты Сам. Хвалят Тебя дела Твои по множеству величествия Твоего. Хвала Твоя, Гос­поди, необъятна; не объемлется она сердцем, не измеряется устами, не удобоприемлема для слуха; потому что все сие преходит, а хвала Твоя пребывает во век. Помышление имеет начало, у него есть и конец; голос дает звук, и потом умолкает; ухо слышит, и перестает слышать; но хвала Твоя пребывает во век. Посему кто же в состоянии хвалить Тебя? Какой человек возвестит хвалу Твою? Хвала Твоя пребывает вечно и не преходит. Тот хвалит Тебя, кто уверен, что хвала Твоя—Сам Ты. Тот хвалит Тебя, кто знает, что самому ему не достигнуть до возможности восхвалить Тебя. О вечная хвала, которая ни­когда не преходит! в Тебе наша похвала, о Тебе похвалится душа моя. Не мы Тебя хвалим, но Ты Сам Собою и в Себе хва­лишь Себя; и нам хвала—в Тебе же. Тогда имеем истинную похвалу, когда имеем похва­лу от Тебя, когда Светом одобряется свет; потому что Ты —истинная похвала; и воздаешь истинную же похвалу. Как скоро ищем по­хвалы от другого, а не от Тебя, лишаемся мы Твоей похвалы: потому что та похвала пре­ходит, а Твоя есть вечная. Если ищем по­хвалы преходящей; то лишаемся вечной. Если желаем вечной; то не будем любить пре­ходящей. Господи, Боже мой, вечная хвала, от Тебя всякая похвала, и без Тебя нет похвалы; не в силах я хвалить Тебя без Тебя.

Когда обрету Тебя; тогда и восхвалю Тебя. Ибо кто я, Господи, чтобы мне самому собою хвалить Тебя?

Прах и пепел я, пес я мертвый и смердящий, червь я и гнилость. Кто я, чтобы хвалить мне Тебя, Господи, Бог крепкий, Бог духов и всякой плоти, обитающий в вечности?

Как тьма восхвалит Свет, или смерть—жизнь? Ты—свет, а я— тьма; Ты—жизнь, а я—смерть. Как суета вос­хвалит истину? Ты—истина, а я—человек уподобившийся суете.

Что же, Господи, вос­хвалит Тебя?

Ужели восхвалит Тебя нищета моя?

Ужели смрад восхвалит благоухание?

Ужели восхвалит Тебя человеческая смерт­ность, которая сегодня высится, а наутро поемлется?

Ужели смеют восхвалить Тебя гни­лость и червь?

Ужели восхвалить Тебя, Гос­поди, человек, зачатый и рожденный во грехах?

Восхвалит Тебя, Господи, Боже мой, необъятное могущество Твое, неописанная пре­мудрость Твоя, неизреченная благость Твоя. Восхвалит Тебя всепревосходящая милость Твоя, преизобильное милосердие Твое, вечная сила и Божество Твое. Восхвалит Тебя все­могущая крепость Твоя, высочайшее благоволение и любовь Твоя, по которой сотворил Ты нас Господи Боже, жизнь души моей.

 

По благости создал Ты меня, но благости и спаси.

 

И я—создание Твое, под сенью крыл Твоих буду уповать на благость Твою, по кото­рой сотворил Ты меня.

Помоги твари Твоей, которую создало благоволение Твое.

Да не погибнет по злобе моей, что произвела благость Твоя!

Да не погибнет от нищеты моей, что соделала высочайшая милость Твоя! Что поль­зы в творении Твоем, если низойду в тление мое? Ужели напрасно создал Ты всех сынов человеческих? Ты сотворил меня, Господи, Ты и управь сотворенного Тобою. «Дело рук Твоих не оставляй» (Пс.137, 8), Бо­же! Из ничего сотворил Ты меня; если не управишь мною, Господи, опять обращусь как бы в ничто. Как не было меня, Господи, и из ничего произвел Ты меня; так, если не управишь мною, опять возвращусь в веч­ное тление, что для меня хуже, нежели то ни­что, чем был я прежде. Помоги мне, Гос­поди, Жизнь моя, да не погибну в злобе моей. Если бы не сотворил Ты меня, Господи, не существовал бы я; поскольку же сотворил Ты меня, то существую. Но если не Ты управ­ляешь мною; то меня уже как бы нет. Со­творить меня побудили Тебя не заслуги мои, не благоугождение мое, но исполненная щедрот благость Твоя и милость Твоя. Та же любовь, Господи Боже мой, которая побуди­ла Тебя создать меня, да побудит, умоляю Тебя, и управить мною. Ибо какая польза в том, что любовь Твоя побудила Тебя создать меня, если погибну в нищете моей, и не упра­вит мною десница Твоя? К спасению создан­ная Тобою, да побудит Тебя, Господи Боже мой, та же милость, которая побудила Тебя создать, когда еще не было те сотворено. Спаси меня препобежденный тою же любовью, которою был Ты препобежден, когда творил меня. Она и теперь не меньше; потому что любовь сия—Ты Сам, а Ты всегда тот же. Не сократилась рука Твоя, Господи, до того, чтоб не могла она спасти; и «ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать. Но беззакония ваши произвели разделение между» мною и Тобою (Ис.59, 1), между тьмою и светом, между образом смерти и жизнью, между суетою и истиною, между этою моею скоротечною жизнью, и Твоею вечною.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: